Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»
методическая разработка по обж (старшая группа)

Бурлакова Марина Александровна

 

Комплекс методических материалов   представляет собой  чемоданчик  с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраструктурой нашего города, и ближайшим окружением детского сада. В чемоданчике хранится весь дидактический материал.

Картотека дидактических игр с использованием макета «Наш микрорайон», для обучения дошкольников дорожной грамоте и закрепления знаний на практике.

Представляет собой подборку дидактических игр с описанием для теоретического обучения и практического закрепления изучаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аннатация 2.67 МБ
Файл картотека игр33.94 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр  по ПДД

Содержание:

  1. «Мозговой штурм» (комплекс теоретических вопросов)
  2. «Внимательный пешеход»
  3. «Расставь знаки»
  4. «Объясни знак»
  5. «Верно - неверно» (пешеход)
  6. «Верно - неверно» (транспорт)
  7. «Верно – неверно» (усложненный)
  8. «Найди нужный знак»
  9. «Путешествие на машинах»
  10.  «Правила дорожного движения»
  11. «Законы улиц и дорог»
  12. «Найди лишнее»
  13. Мы пассажиры»
  14. «Оцени ситуацию»
  15. «Мой безопасный маршрут»
  16. Ходилка – бродилка»
  17. «Собери знак»
  18. «Помощи спешит»
  19. «Собери транспорт»
  20. «Авторалли»
  21. «Светофор»

  1. Мозговой штурм

 (комплекс теоретических вопросов)

Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о видах транспортных средств, о дорожных знаках и их назначении.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры:

Педагог рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

- Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?

- Где должны ходить пешеходы?

-  Где должны ездить автомашины?

- Что такое перекрёсток?

- Какие виды перекрестков вы знаете?

- Где и как должны переходить люди улицу?

- Как обозначается пешеходный переход?

- Как регулируется движение на дороге?

- Какие виды светофоров вы знаете?

- Чем отличается светофор для пешехода от транспортного?

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Для чего нужен пассажирский транспорт?

- Что такое общественный транспорт?

- Где ожидают общественный транспорт?

- Как надо вести себя в транспорте?

- Где можно играть детям на улице?

- Где запрещено играть детям?

  1. «Внимательный  пешеход»

( Найди на макете)

Цель: 

уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать мышление, внимание, зрительную память.

Материал: 

макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры:

Педагог поочередно предлагает детям карточки с заданием. Ребенок выбирает карточку и выполняет задание.

Задания (примеры):

  1. Покажи все Т – образные перекрестки? (В задании указывается вид перекрестка);
  2. Покажи, где пассажиры ожидают автобус?
  3. Покажи все регулируемые  (не регулируемые) перекрестки?
  4. Покажите места, в которых безопасно играть детям?
  5. Покажите дом, в котором живет….
  6. Покажи место, где занимаются спортом?
  7. Найди улицу….
  8. Покажи грузовые  (легковые, автобусы, специального назначения)  машины?
  9. Посчитай, сколько легковых (грузовых) машин?
  10. Покажи знак….

  1. «Расставь знаки»

 

Цель: 

уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Развивать мышление, внимание, зрительную память.

Материал:

 макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки.

Ход игры:

Педагог создает ситуацию на макете и предлагает детям внимательно посмотреть и поставить «нужные» дорожные знаки. Объяснить свое решение.

  1. «Объясни знак»

Цель игры: 

Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Активировать процессы мышления, внимания и речи детей. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сообразительность и находчивость.

Материал: 

макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.

Ход игры:

Педагог создает ситуацию на макете, расставляет знаки «правильно» и «неправильно». Предлагает детям рассмотреть и расставить фишки: если согласны – зеленого цвета, если не согласны – красного цвета.

  1. «Верно - неверно»

(пешеходы)

Цель игры: 

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал:

 Макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.


Ход игры:

Педагог на макете создает ситуации с участием пешеходов. Предлагает детям рассмотреть ситуацию  и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.

  1. «Верно - неверно»

(транспорт)

Цель игры:

Продолжать знакомить детей с видами транспорта, правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков.  Разбирать дорожные ситуации, уметь объяснить свою точку зрения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: 

макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.


Ход игры:

Педагог на макете создает ситуации с участием транспортных средств. Предлагает детям рассмотреть ситуацию  и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.

  1. «Верно - неверно»

(усложненный вариант)

Цель игры:

 Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов. Разобрать различные дорожные ситуации с участием пешеходов, транспортных средств и других участников дорожного движения. Активировать процессы мышления, внимания и речи детей. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сообразительность и находчивость.

Материал: 

макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.


Ход игры:

Педагог на макете создает дорожные ситуации. Предлагает детям рассмотреть ситуацию  и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.

  1. «Найди нужный знак»

Цель игры:

Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.

Материал:

Картинки машины и человека, дорожные знаки.

(вариант – на листе в разных углах расположены изображения машины и человека. Дорожные знаки на липучках).


Ход игры:

Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машина, а в другом человек; необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека. Объяснить свое решение.

  1. «Путешествие на машинах»

Цель игры: 

Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: 

Макет или игровое поле, фишки.


Ход игры: 

Дети выбирают маршрут. Начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели.

  1. «Правила дорожного движения »

Цель игры:  

Основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Материал: 

Макет «Наш микрорайон» или игровое поле (можно поле сделать самим)


Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый свет – движение разрешено, желтый –внимание, красный стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке».

Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

  1. «Законы улиц и дорог»

Цель игры: 

Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве; воспитывать культуру поведения в дорожной среде.

Материал: 

Макет «Наш микрорайон» (игровое поле), фигурки людей, знаков, транспорта.


Ход игры: 

Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!»,

«Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

Игра помогает проверить знания правил дорожного движения.

  1. «Найди лишнее»

Цель игры:

Закрепить умение классифицировать предметы по общему признаку. Находить «лишний» предмет и объяснять свой выбор. Способствовать развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышать словарный запас.

Материал: 

Набор карточек по теме «ПДД»


Ход игры: 

Демонстрировать ребенку карточки, на которых изображены четыре картинки. Три из них подходят друг другу по какому- то признаку. Их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Какая? Почему?

  1. «Мы - пассажиры»

Цель игры: 

Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: 

Картинки с дорожными ситуациями.


Ход игры: 

Дети берут по одной  картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

  1. «Оцени ситуацию»

Цель игры: 

Закреплять с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: 

Набор карточек с ситуациями.


Ход игры: 

Детям предлагается разделить карточки на 2 части «Верно» поступают и «Не верно».

  1. «Мой безопасный маршрут»

Цель игры: 

Учить составлять безопасный маршрут из одной точки в другую. Закреплять с детьми правила поведения на улице; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть по дороге в детский сад; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: 

Макет «Наш микрорайон»


Ход игры: 

Педагог предлагает детям проложить маршрут из одной точки  другую (например, отправляемся на экскурсию…)

  1. «Ходилка-бродилка» (настольная игра)

Цель игры: 

Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.

Материал: 

Кубик, игровое поле, фишки. Можно использовать макет «Наш микрорайон», красные стрелки.


Ход игры: 

На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

  1. «Собери знак»

Цель игры: 

Развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закреплять знание дорожных знаков.

Материал: 

Разрезные картинки дорожных знаков, образцы дорожных знаков.


Ход игры: 

Ребенку предлагается по образцу собрать пазлы, на которых изображены дорожные знаки.

  1. «Помощь спешит»

Цель игры: 

Закреплять у детей знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям; знакомить с особенностями профессий людей, которые работают на специализированном транспорте.

Материал: 

Карточки с изображением различного специализированного транспорта и картинки с людьми, работающими на этих видах транспорта.


Ход игры: 

Ребенку предлагается подобрать к каждой карточке со специализированным транспортом человека соответствующей профессии (скорая помощь – доктор).

  1. «Собери транспорт»

Цель игры: 

Закреплять у детей знания о транспорте на дороге; развивать образное мышление, наблюдательность, память; учить детей складывать по образцу (для младшего возраста) и на память (старший возраст) транспорт; знать  и назвать основные части машины; развивать мелкую моторику.

        

Материал: 

Карточки с транспортом различного вида, разрезной транспорт, соответствующий карточкам (плоские разборные  макеты из фетра)


Ход игры: 

Детям предлагается в соответствии с образцом собрать разрезной транспорт и рассказать о нем.

  1. «Авто ралли»

Цель игры: 

Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление, память и пространственную ориентацию. Учить анализировать и делать вывод, доказывать свою точку зрения.

        

Материал: 

Заготовка для создания поля для игры (или готовое поле)

Машинки, дорожные знаки на липучках, фишки, карточки, кубики.


Ход игры:

 Воспитатель создает игровое поле, продумывает проблемные ситуации. Игроки поочерёдно начинают движение на машинках из разных точек, постепенно выходят на одну трассу. Продвигаясь к финишу, выполняют задания.  

  1. «Светофор»

Цель игры: 

Закрепить представление детей о видах и назначении светофоров, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).

Материал: 

Макеты светофоров, цветные кружки


Ход игры:

Варианты

1. Собери по образцу;

2. Ведущий переключает светофор, дети показывают соответствующие сигналы, объясняют,  что означает каждый сигнал.

  1. «Стрелка, стрелка, покрутись…»

Цель игры: 

Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах., умение адекватно реагировать в сложной ситуации.

Материал:

Игровое поле с секторами (игра «Что? Где? Когда?»), карточки с вопросами, жетоны за  ответы (желтый –не полный ответ, зеленый – полный ответ. За неправильный ответ жетон не дается).


Ход игры: 

Воспитатель раскладывает карточки с вопросами или заданием. Ребенок крутит волчок, отвечает на вопрос, указанный стрелкой.

  1. «Ребусы»

Цель игры: 

Развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закреплять знание правил дорожного движения.

Материал: 

Карточки с ребусами.


Ход игры: 

Ребенку предлагается решить ребус. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто больше наберет фишек.  Возможно играть командами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге"

Из опыта работы "Обучение дошкольников ПДД и поведению на дороге"...

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....

Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"

Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.

В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет).

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения  «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)....

Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)

Пособие представляет из себя макет части улицы с расположенными на ней: остановками, домами, магазином,  школой - детским садом, пожарной частью, больницей, заправочной станцией, парком отдыха, н...