Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»
методическая разработка по обж (старшая группа)
Комплекс методических материалов представляет собой чемоданчик с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраструктурой нашего города, и ближайшим окружением детского сада. В чемоданчике хранится весь дидактический материал.
Картотека дидактических игр с использованием макета «Наш микрорайон», для обучения дошкольников дорожной грамоте и закрепления знаний на практике.
Представляет собой подборку дидактических игр с описанием для теоретического обучения и практического закрепления изучаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аннатация | 2.67 МБ |
картотека игр | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ПДД
Содержание:
- «Мозговой штурм» (комплекс теоретических вопросов)
- «Внимательный пешеход»
- «Расставь знаки»
- «Объясни знак»
- «Верно - неверно» (пешеход)
- «Верно - неверно» (транспорт)
- «Верно – неверно» (усложненный)
- «Найди нужный знак»
- «Путешествие на машинах»
- «Правила дорожного движения»
- «Законы улиц и дорог»
- «Найди лишнее»
- Мы пассажиры»
- «Оцени ситуацию»
- «Мой безопасный маршрут»
- Ходилка – бродилка»
- «Собери знак»
- «Помощи спешит»
- «Собери транспорт»
- «Авторалли»
- «Светофор»
- Мозговой штурм
(комплекс теоретических вопросов)
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о видах транспортных средств, о дорожных знаках и их назначении.
Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы- пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры:
Педагог рассматривает с детьми макет улицы, задаёт ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
- Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы?
- Где должны ездить автомашины?
- Что такое перекрёсток?
- Какие виды перекрестков вы знаете?
- Где и как должны переходить люди улицу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Как регулируется движение на дороге?
- Какие виды светофоров вы знаете?
- Чем отличается светофор для пешехода от транспортного?
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Для чего нужен пассажирский транспорт?
- Что такое общественный транспорт?
- Где ожидают общественный транспорт?
- Как надо вести себя в транспорте?
- Где можно играть детям на улице?
- Где запрещено играть детям?
- «Внимательный пешеход»
( Найди на макете)
Цель:
уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать мышление, внимание, зрительную память.
Материал:
макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры:
Педагог поочередно предлагает детям карточки с заданием. Ребенок выбирает карточку и выполняет задание.
Задания (примеры):
- Покажи все Т – образные перекрестки? (В задании указывается вид перекрестка);
- Покажи, где пассажиры ожидают автобус?
- Покажи все регулируемые (не регулируемые) перекрестки?
- Покажите места, в которых безопасно играть детям?
- Покажите дом, в котором живет….
- Покажи место, где занимаются спортом?
- Найди улицу….
- Покажи грузовые (легковые, автобусы, специального назначения) машины?
- Посчитай, сколько легковых (грузовых) машин?
- Покажи знак….
- «Расставь знаки»
Цель:
уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках. Развивать мышление, внимание, зрительную память.
Материал:
макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры:
Педагог создает ситуацию на макете и предлагает детям внимательно посмотреть и поставить «нужные» дорожные знаки. Объяснить свое решение.
- «Объясни знак»
Цель игры:
Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Активировать процессы мышления, внимания и речи детей. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сообразительность и находчивость.
Материал:
макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.
Ход игры:
Педагог создает ситуацию на макете, расставляет знаки «правильно» и «неправильно». Предлагает детям рассмотреть и расставить фишки: если согласны – зеленого цвета, если не согласны – красного цвета.
- «Верно - неверно»
(пешеходы)
Цель игры:
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал:
Макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.
Ход игры:
Педагог на макете создает ситуации с участием пешеходов. Предлагает детям рассмотреть ситуацию и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.
- «Верно - неверно»
(транспорт)
Цель игры:
Продолжать знакомить детей с видами транспорта, правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков. Разбирать дорожные ситуации, уметь объяснить свою точку зрения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал:
макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.
Ход игры:
Педагог на макете создает ситуации с участием транспортных средств. Предлагает детям рассмотреть ситуацию и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.
- «Верно - неверно»
(усложненный вариант)
Цель игры:
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов. Разобрать различные дорожные ситуации с участием пешеходов, транспортных средств и других участников дорожного движения. Активировать процессы мышления, внимания и речи детей. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сообразительность и находчивость.
Материал:
макет улицы, деревья, автомобили, куклы - пешеходы, светофор, дорожные знаки, фишки двух цветов.
Ход игры:
Педагог на макете создает дорожные ситуации. Предлагает детям рассмотреть ситуацию и расставить фишки «правильно» и «неправильно». Объяснить свое решение.
- «Найди нужный знак»
Цель игры:
Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.
Материал:
Картинки машины и человека, дорожные знаки.
(вариант – на листе в разных углах расположены изображения машины и человека. Дорожные знаки на липучках).
Ход игры:
Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машина, а в другом человек; необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека. Объяснить свое решение.
- «Путешествие на машинах»
Цель игры:
Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал:
Макет или игровое поле, фишки.
Ход игры:
Дети выбирают маршрут. Начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первым дойдет до цели.
- «Правила дорожного движения »
Цель игры:
Основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Материал:
Макет «Наш микрорайон» или игровое поле (можно поле сделать самим)
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый свет – движение разрешено, желтый –внимание, красный стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке».
Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
- «Законы улиц и дорог»
Цель игры:
Прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве; воспитывать культуру поведения в дорожной среде.
Материал:
Макет «Наш микрорайон» (игровое поле), фигурки людей, знаков, транспорта.
Ход игры:
Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!»,
«Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».
Игра помогает проверить знания правил дорожного движения.
- «Найди лишнее»
Цель игры:
Закрепить умение классифицировать предметы по общему признаку. Находить «лишний» предмет и объяснять свой выбор. Способствовать развитию у ребенка внимания, логического мышления, обобщения и повышать словарный запас.
Материал:
Набор карточек по теме «ПДД»
Ход игры:
Демонстрировать ребенку карточки, на которых изображены четыре картинки. Три из них подходят друг другу по какому- то признаку. Их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Какая? Почему?
- «Мы - пассажиры»
Цель игры:
Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал:
Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
- «Оцени ситуацию»
Цель игры:
Закреплять с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал:
Набор карточек с ситуациями.
Ход игры:
Детям предлагается разделить карточки на 2 части «Верно» поступают и «Не верно».
- «Мой безопасный маршрут»
Цель игры:
Учить составлять безопасный маршрут из одной точки в другую. Закреплять с детьми правила поведения на улице; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть по дороге в детский сад; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал:
Макет «Наш микрорайон»
Ход игры:
Педагог предлагает детям проложить маршрут из одной точки другую (например, отправляемся на экскурсию…)
- «Ходилка-бродилка» (настольная игра)
Цель игры:
Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.
Материал:
Кубик, игровое поле, фишки. Можно использовать макет «Наш микрорайон», красные стрелки.
Ход игры:
На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
- «Собери знак»
Цель игры:
Развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закреплять знание дорожных знаков.
Материал:
Разрезные картинки дорожных знаков, образцы дорожных знаков.
Ход игры:
Ребенку предлагается по образцу собрать пазлы, на которых изображены дорожные знаки.
- «Помощь спешит»
Цель игры:
Закреплять у детей знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям; знакомить с особенностями профессий людей, которые работают на специализированном транспорте.
Материал:
Карточки с изображением различного специализированного транспорта и картинки с людьми, работающими на этих видах транспорта.
Ход игры:
Ребенку предлагается подобрать к каждой карточке со специализированным транспортом человека соответствующей профессии (скорая помощь – доктор).
- «Собери транспорт»
Цель игры:
Закреплять у детей знания о транспорте на дороге; развивать образное мышление, наблюдательность, память; учить детей складывать по образцу (для младшего возраста) и на память (старший возраст) транспорт; знать и назвать основные части машины; развивать мелкую моторику.
Материал:
Карточки с транспортом различного вида, разрезной транспорт, соответствующий карточкам (плоские разборные макеты из фетра)
Ход игры:
Детям предлагается в соответствии с образцом собрать разрезной транспорт и рассказать о нем.
- «Авто ралли»
Цель игры:
Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление, память и пространственную ориентацию. Учить анализировать и делать вывод, доказывать свою точку зрения.
Материал:
Заготовка для создания поля для игры (или готовое поле)
Машинки, дорожные знаки на липучках, фишки, карточки, кубики.
Ход игры:
Воспитатель создает игровое поле, продумывает проблемные ситуации. Игроки поочерёдно начинают движение на машинках из разных точек, постепенно выходят на одну трассу. Продвигаясь к финишу, выполняют задания.
- «Светофор»
Цель игры:
Закрепить представление детей о видах и назначении светофоров, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материал:
Макеты светофоров, цветные кружки
Ход игры:
Варианты
1. Собери по образцу;
2. Ведущий переключает светофор, дети показывают соответствующие сигналы, объясняют, что означает каждый сигнал.
- «Стрелка, стрелка, покрутись…»
Цель игры:
Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах., умение адекватно реагировать в сложной ситуации.
Материал:
Игровое поле с секторами (игра «Что? Где? Когда?»), карточки с вопросами, жетоны за ответы (желтый –не полный ответ, зеленый – полный ответ. За неправильный ответ жетон не дается).
Ход игры:
Воспитатель раскладывает карточки с вопросами или заданием. Ребенок крутит волчок, отвечает на вопрос, указанный стрелкой.
- «Ребусы»
Цель игры:
Развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закреплять знание правил дорожного движения.
Материал:
Карточки с ребусами.
Ход игры:
Ребенку предлагается решить ребус. За правильный ответ – фишка. Побеждает тот, кто больше наберет фишек. Возможно играть командами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге"
Из опыта работы "Обучение дошкольников ПДД и поведению на дороге"...
Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Уважайте светофор"
Проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села Белозерки является наиболее актуальной. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения ...
Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".
Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....
Методическая разработка "Клуб юных пешеходов" по обучению дошкольников правилам дорожного движения и формированию у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города.
В методической разработке "Клуб юных пешеходов" предложен материал по изучению с детьми старшего дошкольного возраста ПДД: беседы, сценарии мероприятий, дидактические и подвижные игры , худо...
Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет).
Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)....
Дидактическое пособие - игровой макет по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Школа маленьких пешеходов» с детьми (4-7 лет)
Пособие представляет из себя макет части улицы с расположенными на ней: остановками, домами, магазином, школой - детским садом, пожарной частью, больницей, заправочной станцией, парком отдыха, н...