«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»
консультация по обж

Ковалёва Елена Михайловна

Сказки - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_pb.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

        У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах, укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Примерно каждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, не осторожного обращения с ним. В работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы – взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми и нагревательными приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарную помощь.

        В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. В 3–4 года дети уже просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.
Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака.
 При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мультфильма с дополнительными комментариями.

         В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера.
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

        К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

        На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы .

        Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянов.

        Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми.

        В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.

 Советуем прочитать детям.

Баданов М. Костер.

Барто А. Гроза.

Бороздин В. Поехали!

Волынский Т. Кошкин дом.

Гардернес Э. Старший брат.

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица.

Жигулин А. Пожары.

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.

Зуев К. Машину проверяю.

Ильин Е. Солнечный факел.

Иоселиани О. Пожарная команда.

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа {отрывок).

Новичихин Е. Ноль - один. Спички.

Оленев К. Красная машина.

Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.

Распутин В. Костер.

Смирнов О. Степной пожар.

Сухомлинский В. Воробышек и огонь.

Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.

Фетисов Т. Куда спешат красные машины.

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

Хоринская Е. Спичка-невеличка.

Цыферов Г. Жил на свете слоненок.

Чуковский К. Путаница

Баданов М. Костер.

Барто А. Гроза.

Бороздин В. Поехали!

Волынский Т. Кошкин дом.

Гардернес Э. Старший брат.

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица.

Жигулин А. Пожары.

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.

Зуев К. Машину проверяю.

Ильин Е. Солнечный факел.

Иоселиани О. Пожарная команда.

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа {отрывок).

Новичихин Е. Ноль - один. Спички.

Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.

Распутин В. Костер.

Смирнов О. Степной пожар.

Сухомлинский В. Воробышек и огонь.

Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.

Фетисов Т. Куда спешат красные машины.

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

Хоринская Е. Спичка-невеличка.

Цыферов Г. Жил на свете слоненок.

Чуковский К. Путаница

Баданов М. Костер.

Барто А. Гроза.

Бороздин В. Поехали!

Волынский Т. Кошкин дом.

Гардернес Э. Старший брат.

Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.

Дмитриев Т. Тетя Варя - электросварщица.

Жигулин А. Пожары.

Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.

Зуев К. Машину проверяю.

Ильин Е. Солнечный факел.

Иоселиани О. Пожарная команда.

Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.

Маршак С. Кошкин дом. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.

Михалков С. Дядя Степа {отрывок).

Новичихин Е. Ноль - один. Спички.

Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.

Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.

Распутин В. Костер.

Смирнов О. Степной пожар.

Сухомлинский В. Воробышек и огонь.

Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.

Фетисов Т. Куда спешат красные машины.

Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.

Хоринская Е. Спичка-невеличка.

Цыферов Г. Жил на свете слоненок.

Чуковский К. Путаница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Консультация для воспитателей: "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"...

Консультация для воспитателей «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

У детей отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелет...

Доклад "Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности"

quot; Роль детских произведений в усвоении  дошкольниками правил  пожарной безопасности"...

«Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усва...

Презентация к докладу.Тема: «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности»

Тема: «Роль детских произведений в усвоении дошкольниками правил пожарной безопасности» В современном мире обучение детей безопасному поведению в быту, в природе, в социуме ...