Статья "Безопасность: дети и дорога"
статья по обж
Статья "Безопасность: дети и дорога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Безопасность: дети и дорога" | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕЗОПАСНОСТЬ: ДЕТИ И ДОРОГА
Станциер Юлия Федоровна
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Сказка»
Аннотация: Ребенок – самый незащищенный участник дорожного движения. Автомобильная дорога является повышенным источником опасности для детей по причине малого опыта, невнимательности, незнания и несоблюдения основных правил, недостаточно развитого чувства опасности.
Ключевые слова: дети, дорога, безопасность, травматизм.
Безопасное поведение детей на дорогах – важнейшая задача для родителей, водителей, прохожих, сотрудников ГИБДД, детских садов и школ. Именно взрослые обеспечивают безопасность детей разными способами и путями. В стране более 10% дорожно-транспортных происшествий связано с детьми. Более 20% ДТП происходят по вине детей, которые выбегали на проезжую часть, переходили улицу в неположенном месте, ездили на велосипедах по дороге. [1]
Обучению правильному поведению детей на дороге нужно начинать с малых лет. Необходимо обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать внимательность, дисциплинированность, осторожность, предусмотрительность. На помощь приходят разные методы и способы взаимодействия с детьми, включая личный пример. Если взрослые проводят обучение детей безопасному поведению на дорогах, а сами нарушают правила, то результат может быть плачевным. В настоящее время существует и активно применяется целый комплекс мер по профилактике несчастных случаев на дороге с участием детей.
Самый эффективный метод – активная форма обучения, когда дети сами принимают непосредственное участие, разыгрывают различные ситуации, учатся самостоятельно находить правильное решение. Дети должны быть заинтересованы. Только так правила поведения на дороге детей будут успешно усваиваться и применяться в жизни. Передача знаний и опыта должны быть регулярными и систематичными, а если речь идет о семье, то постоянными –каждый день родители должны на своем примере показывать, как можно и как нельзя вести себя на дороге.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить меру опасности. Поэтому взрослым нужно и важно объяснять, как вести себя на улице.
Ошибочно полагать, что с правилами поведения на дороге ребята должны знакомиться только тогда, когда пойдут в школу. Психологами доказано, что основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте. Чем раньше родители начинают обучать своих детей основным навыкам безопасного перехода, доводить до них правила перехода проезжей части, проезда на транспорте, тем безопаснее будет их дорога. [3]
Самый важный «учитель» - пример родителей. Поэтому от поведения мамы и папы будет зависеть и то, сможет ли ребенок соблюдать правила дорожного движения. Нужно быть для него примером, всегда озвучивать, повторять правила поведения на дороге, и тогда малыш будет в полной безопасности.
Детский травматизм - самая болезненная проблема в наше время при несоблюдении правил дорожного движения. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно эта ситуация ухудшается в период летних каникул. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Государственной Думой Российской Федерации в 1995 г. был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. была одобрена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а продолжением стала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
В документах предусматриваются мероприятия по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения и формированию правового сознания.
В 2009 г. на одном из Заседания президиума Государственного совета РФ Президент РФ Д.А. Медведев поручил правительству, министерствам образования и науки, здравоохранения и социального развития, юстиции и МВД России рассмотреть проблемы безопасности дорожного движения и подготовить конкретные предложения в этой области, в числе которых предусматривалось бы увеличение продолжительности обучения детей в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях правилам безопасного поведения на дорогах по соответствующим учебным программам. При необходимости было рекомендовано внести изменения в государственные образовательные стандарты. [2]
Можно выделить несколько проблемных моментов в изучении и преподавании правил дорожного движения, при этом не делается различия в возрасте учащихся:
- использование устаревших методик при обучении учащихся правилам дорожного движения;
- отсутствие в достаточном количестве современных компьютерных наглядных и методически грамотных разновозрастных пособий по безопасности на дороге;
- отсутствие «детского дорожного городка».
- неумение представителей ГИБДД общаться с детьми;
- нет заинтересованности у школьников на уроках по правилам дорожного движения (необходим некий привлекательный «стимул» для проявления инициативы с их стороны; необходимо показать всю «нужность» и сложность системы правил дорожного движения);
- отсутствует возможность обучения на тренажерах;
Конечно, представленные выше проблемные моменты, в той или иной степени решаются, но не так интенсивно, как хотелось бы.
Поэтому безопасность учащихся на дороге полностью ложится на плечи образовательного учреждения.
Предложим для образовательного учреждения существующие и перспективные средства обучения учащихся основам безопасности дорожного движения:
- обучение правилам и безопасности дорожного движения должно стать обязательным и непрерывным, начиная с дошкольного возраста и заканчивая высшим учебным заведением;
- количество учебных часов по изучению правил дорожного движения по предмету ОБЖ должно быть сообразным решаемой проблеме;
- содержание учебных программ должно соответствовать принципиально новой концепции обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которой:
- необходимо изучение психологии поведения участников дорожного движения (поведение участника дорожного движения должно быть предсказуемым и управляемым);
- необходим поиск истинных причин ДТП и их анализ, а не фиксирование их последствий;
- требуется не механическое заучивание правил дорожного движения, а проникновение в смысл и формирование умения сознательно применять их;
- должно быть осознанное, а не принудительное законопослушание;
- обязательно взаимное уважение участников дорожного движения.
Только комплексное решение проблем всеми заинтересованными сторонами может улучшить состояние обучения и преподавания вопросов ПДД в образовательных учреждениях.
Знание ПДД, умения и навыки выполнять их нужны всем и всегда. Необходимо добиваться не просто усвоения учащимися соответствующих учебных вопросов, а формирования у каждого из них культуры безопасного поведения на дороге на всю последующую жизнь.
С раннего возраста нужно приучать детей соблюдать правила дорожного движения. И не забывать, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Помнить! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с родителей, и других взрослых. Именно пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Литература:
1. https://autoassa.ru/blog/obespechenie-bezopasnosti-detej-na-dorogah/.
2. https://infourok.ru/statya-bezopasnostdeti-i-doroga-1189841.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА « ДЕТИ И ДОРОГА » по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге
Программа «Дети и дорога» направлена на совместную деятельность педагогов и родителей по формированию социальной компетентности безопасного поведения детей в дорожном движении. В ней предл...
Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"
Актуальность.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вы...
Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...
Консультация для родителей "Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах"
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах....
ПДД. Консультация для родителей по безопасности детей на дорогах. «Будьте осторожны на дороге»
Цель:формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.Задачи:• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;• Развитие у детей способности к предв...
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...