Программа "Безопасность" план
рабочая программа по обж (старшая группа)
Рабочая программа "Безопасность для детей",и реализуется в логопедической группе для детей 5-6 лет, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В возрасте 5-6 лет происходит обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). У детей формируются представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.); происходит освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Дошкольники получают знания о сигналах светофора, об указателях перехода улицы, остановках транспорта. Также закрепляются правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и разрешении родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmabezopasnostsotsialno-kommunikativnoe.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20 комбинированного вида»
Пролетарского района г.о.Саранск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
(безопасность)
составлена на основе
«Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под ред. проф. Л. В. Лопатиной
Воспитатель:
Черкасова О.Н.
Саранск-2020
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 комбинированного вида» Пролетарского района города Саранск, и реализуется в логопедической группе для детей 5-6 лет, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13; на основе методических рекомендаций разработанных «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под ред. проф. Л. В. Лопатиной, ведущими целями которой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт, а так же на основе программы Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В возрасте 5-6 лет происходит обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). У детей формируются представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.); происходит освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Дошкольники получают знания о сигналах светофора, об указателях перехода улицы, остановках транспорта. Также закрепляются правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и разрешении родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.
Задачи воспитания и развития детей
1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;2. формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
3. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
Методы
- с помощью игровых и практических проблемных ситуаций;
- в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, в играх-драматизациях, викторинах;
- совместных мероприятиях с родителями;
- при знакомстве с литературными произведениями соответствующей тематики.
Предполагаемый результат
- ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения;
Ребенок умеет:
- соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;
- пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки);
- различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы;
- соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;
- правильно вести себя на воде, на солнце;
- в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям;
- ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;
- избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.
Обучение правилам дорожного движения
Задачи:
1. создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
2. развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
3. вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дороге;
4. воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Методы
- специально организованные занятия познавательного цикла;
- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;
- наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки;
- рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;
- чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок;
- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования;
- праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по правилам дорожного движения.
Предполагаемый результат:
- дети знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, транспорте, знает наличие каждого цвета светофора;
- ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару, хорошо ориентируется в пространстве;
- имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, машины скорой помощи, полицейской машины;
- умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта;
- знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге;
- знает, в каком городе живет и какой у него адрес.
Срок реализации: один учебный год
Список литературы:
- Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей», «Детство-пресс», 2004.
- Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», Акцидент, 1997.
- Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М.,2007.
- М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании», М., 2000.
- С.А.Насонкина «Уроки этикета», Акцидент, 1996.
- К.Люцис «Азбука здоровья», М., 2004.
Перспективно-тематический план
по безопасности детей с ОНР старшей логопедической группы
Месяц | неделя | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь | 1 | Адаптация детей к новым условиям | |||||
2 | Подготовка информационных справок на начало учебного года | ||||||
3 | Внешность человека может быть обманчива Н.Н. Авдеева О.Л.Князева Р.Б.Стеркина «ОБЖ» ( стр. 40) | Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения | Картинки с изображением улицы и людей, схемы мимики людей. | Беседа, показ картинок, экспериментирование, постановка проблемных ситуаций, заучивание правил поведения с незнакомыми людьми. | Наблюдение за прохожими, изобразительная деятельность по теме, настольная игра «Подбери к проблеме решение». | Прогулки детей с родителями по улицам, наблюдение за прохожими. | |
4 | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (стр.42) | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | Картинки с изображением улицы и людей, схемы мимики людей. | Беседа, показ картинок, экспериментирование, постановка проблемных ситуаций, закрепление правил поведения с незнакомыми людьми. | Наблюдение за прохожими, изобразительная деятельность по теме. | Закрепление правил поведения с незнакомыми людьми. | |
Октябрь | 1 | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома (стр.46) | Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно вести себя в таких случаях. | Картинки с изображением людей, схемы мимики людей, словесных диалогов. | Решение проблемных ситуаций. | Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья» | Закрепление правил поведения с незнакомыми людьми. |
2 | Насильственные действия незнакомого взрослого на улице (стр.49) | Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения | Картинки с изображением опасных ситуаций с людьми. | Беседа, рассказ воспитателя, решение проблемных ситуаций. | Закрепление правил поведения со взрослыми на улице, чтение, тренинги. | Объяснение, напоминание опасных ситуаций. | |
3 | Ребенок и его старшие приятели (стр.52) | Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию | Презентация «Мои друзья». | Беседа, рассказ воспитателя, решение проблемных ситуаций. | Дидактическая игра «Кто твой друг?». | Консультация «Как уберечь детей от нежелательных приятелей». | |
4 | Огонь – друг или враг (стр.5,14) | Ознакомление детей с огнем, о его пользе и вреде при неосторожном обращении с ним. | Картинки, иллюстрации, рисунки с изображением огня в разные эпохи. | Беседа, рассматривание картинок, иллюстраций, рисунков. | Подвижная игра «огонь – друг и враг». | Консультация «как знакомить детей с противопожарной безопасностью». | |
5 | Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой (стр. 5, 15) | Познакомить детей с профессией пожарного; воспитывать уважение к людям, спасающим жизни людей при пожаре. | Видеофильм. | Беседа, показ фильма, выводы. | Чтение С.Маршака «Пожар». | Выставка рисунков «Пожар». | |
Ноябрь | 1 | Осенние каникулы с 31.10.-07.11. | |||||
2 | Предметы, требующие осторожного обращения (стр.54,56) | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | Картинки с изображением опасных предметов (спички, нож, иголки, ножницы и т.д). | Беседа, составление рассказа по картинке, анализ рассказов, заучивание правил поведения с опасными предметами. | Рисование и лепка предметов. | Показ опасных предметов дома, разъяснение правил «Можно - нельзя». | |
3 | Пожар (стр.61) | Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара | Игрушки: пожарный, огнетушитель, пожарная машина; картинки с изображением пожара в разных ситуациях. | Беседа, рассказ воспитателя, показ картинок и игрушек, объяснение, разъяснение правил поведения при пожаре. | Сюжетно-ролевая игра «Пожарные», рисование по теме «Пожар». | Задание: провести с детьми экскурсию к пожарному депо. | |
4 | Как вызвать полицию (стр.63) | Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер) | Игрушки: полицейский, полицейские машины, картинки по теме. | Беседа, экспериментирование с проблемными ситуациями, заучивание номера, набор номера полиции. | Сюжетно-ролевая игра «Полиция», рисование по теме. | Рассматривание с детьми полицейских машин. | |
Декабрь | 1 | Скорая помощь (стр.64) | Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес) | Игрушки: машина скорой помощи, медицинские инструменты, белый халат и шапочка. | Беседа, рассказ воспитателя, использование и проигрывание проблемных ситуаций, заучивание и набор номера скорой помощи. | Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Скорая помощь». | Повторить дома имена, фамилии и отчество всех членов семьи, домашний адрес. |
2 | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности (стр.66) | Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. | Картинки, иллюстрации. | Беседа, решение проблемных ситуаций. | Художественная деятельность. | Брошюра «осторожно – бытовые опасности». | |
3 | Взаимосвязь и взаимодействия в природе (стр.70) | Развить у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды | Картинки животных, растений, людей. | Беседа-игра «Природа и люди». | Дидактическая игра «Стань другом природы». | Консультация «Правила поведения в природе». | |
4 | Будем беречь и охранять природу (стр.73) | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развить представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. | Картинки, иллюстрации, рисунки экологического содержания. | Рассматривание, рассказ воспитателя, пояснение, объяснение, анализ детей. | Чтение художественной литературы о природе. | Выставка совместных рисунков «Береги природу». | |
Январь | 1 | Зимние каникулы с 25.12-10.01 |
| ||||
2 | Съедобные и несъедобные грибы (стр.77) | Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду | Картинки с изображением грибов, альбом с иллюстрациями. | Беседа, рассматривание и сравнение грибов, изобразительная деятельность. | Рассматривание иллюстраций, игра «Съедобное - не съедобное» | Составление альбома совместных рисунков «Съедобные и не съедобные грибы». | |
3 | Съедобные ягоды и ядовитые растения (стр.79) | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть | Картинки с изображением ягод и растений, альбом с иллюстрациями. | Беседа, рассматривание и сравнение ягод и растений, изобразительная деятельность. | Рассматривание иллюстраций, игра «Съедобное - не съедобное» | Составление альбома совместных рисунков «Съедобные и не съедобные растения». | |
4 | Уроки светофора (стр.13,15) | Закрепить знания о назначении светофора на дороге, знакомство с основными правилами пешеходов при переходе дороги. | Макет светофора, фуражка и жезл полицейского. | Рассматривание, решение проблемных ситуаций. | Дидактическая игра «Логические дорожки». | Консультация «Как научить детей правилам дорожного движения». | |
Февраль | 1 | Знай и выполняй правила уличного движения (стр. 1,67) | Закрепление знаний правил уличного движения | Карточки с изображением дорожных знаков. | Рассматривание, закрепление знаний о дорожных знаках, игра «Угадай, какой знак». | Дидактическая игра «Угадай, какой знак» | Выставка совместных рисунков «Осторожно, дорога!» |
2 | Железнодорожный транспорт (стр. 13,18) | Формировать безопасное поведение на железнодорожных станциях, посадочных платформах, вагонах; при переходе железнодорожных путей и переездов. | Картина, атрибуты рабочих железной дороги. | Рассматривание картины, беседа, проигрывание ситуаций. | Чтение С.Михалкова «Если свет зажегся красный…», «Шагая осторожно». | Консультация «Отправляясь с детьми в отпуск…». | |
3 | Путешествие в мир автомобилей (стр.5,51) | Расширить знания правил дорожного движения, о специальном транспорте и его назначении. | Иллюстрации машин специального назначения. | Рассматривание иллюстраций, беседа по иллюстрациям. | Художественное творчество «Автомобили». | Выставка совместных работ с родителями «Нужные машины». | |
4 | Как устроено тело человека (стр.84) | Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека | Фотографии и картинки с изображением органов чувств человека. | Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, рассматривание фотографий с описанием внешнего облика. | Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза». | Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей». | |
Март | 1 | Что мы делаем, когда едим (стр.89) | Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения | Картины и иллюстрации пищи. | Беседа на тему «Что нужно человеку для жизни?», показ иллюстраций, картин. | Беседы на тему: «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?». | Семинар «Как проводить закаливание детей дома». |
2 | Как мы дышим (стр.90) | Ознакомить детей с органами дыхания | Картинка с изображением головы человека. | Рассказ-пояснение. | Дыхательная гимнастика. | Консультация «Профилактика насморка». | |
3 | Как движутся части тела (стр.93) | Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела | Презентация «Движение». | Беседа, презентация «Движение», пояснение. | Подвижные игры. | Выставка рисунков «Движение – это жизнь». | |
Апрель | 1 | Отношение к больному человеку (стр.95) | По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям | Картинки по теме. | Беседа, показ картинок, обыгрывание ситуаций «Встреча с больными на улице», заучивание правил оказания помощи больным людям на улице. | Презентация «Больные дети». | Оздоровительный досуг «Путешествие в страну Неболейка». |
2 | Микробы и вирусы (стр.96) | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах) | Картины с изображением больных людей, врача. | Беседы: «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?», «Как защитить себя от микробов». | Консультации на тему «Чистота – та же красота». | ||
3 | Контакты с животными (стр.83) | Продолжать объяснять детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | Картинки с животными. | Беседа, рассказ воспитателя, разъяснение правил поведения с животными на улице, проблемные ситуации. | Настольные и дидактические игры по теме. | Рассматривание животных на улице, сравнивание их с домашними животными. | |
4 | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (стр.42) | Продолжать рассматривать и обсуждать с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | Картинки с изображением людей, схемы мимики людей, словесных диалогов. | Решение проблемных ситуаций. | Чтение К.Малеванная «Приключение Бабы Яги». | Консультация «Как уберечь ребенка от незнакомцев» | |
Май | 1 | Как вызвать полицию (стр.63) | Повторить с детьми правила пользования телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер) | Картинки с изображением полиции, знаков, номера. | Игра-беседа. | Чтение художественной литературы о полиции. | Выставка рисунков «Моя полиция меня бережет». |
2 | Как звать на помощь (стр.5, 46) | Обучить действовать в экстремальных ситуациях (громко звать на помощь, привлекая внимание окружающих. | Картинки, иллюстрации, предметы (палка, камни и т.д) | Игра-беседа. | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | Повторение с детьми правил поведения на улице. | |
3 4 | Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ |