Программа "Безопасность" план
рабочая программа по обж (старшая группа)

Черкасова Ольга Николаевна

           Рабочая программа "Безопасность для детей",и реализуется в логопедической группе для детей 5-6 лет, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.    В возрасте 5-6 лет происходит обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). У детей формируются представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.); происходит освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Дошкольники получают знания о сигналах светофора, об указателях перехода улицы, остановках транспорта. Также закрепляются правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и разрешении родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmabezopasnostsotsialno-kommunikativnoe.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 комбинированного вида»

Пролетарского района г.о.Саранск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

(безопасность)

составлена на основе

 «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под ред. проф. Л. В. Лопатиной

Воспитатель:

Черкасова О.Н.

Саранск-2020

Пояснительная записка

          Настоящая рабочая программа разработана для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 комбинированного вида» Пролетарского района города Саранск, и реализуется в логопедической группе для детей 5-6 лет, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

           Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13; на основе методических  рекомендаций  разработанных «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под ред. проф. Л. В. Лопатиной, ведущими целями которой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт, а так же на основе программы Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности жизнедеятельности детей».

          Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

          В возрасте 5-6 лет происходит обогащение представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на улице, в природе, о типичных ошибках, в ситуациях опасных для жизни и здоровья (пожар, мороз, гроза, жаркое солнце, купание в незнакомом водоеме, переход по льду, контакты с бездомными животными и пр.). У детей формируются представления о последствиях неосторожных действий (ушиб, обморожение, ожог, укус и пр.); происходит освоение правил поведения на улице, при переходе проезжей части дороги. Дошкольники получают знания о сигналах светофора, об указателях перехода улицы, остановках транспорта. Также закрепляются правила поведения с незнакомыми людьми: вступать в общение только в присутствии и разрешении родителей, не принимать угощения, подарки от незнакомых людей без согласия родителей, не открывать дверь чужим людям и пр.

Задачи воспитания и развития детей

1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;2. формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

3. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.

Методы

- с помощью игровых и практических проблемных ситуаций;

-  в самостоятельных сюжетно-ролевых играх, в играх-драматизациях, викторинах;

-  совместных мероприятиях с родителями;

-  при знакомстве с литературными произведениями соответствующей тематики.

Предполагаемый результат

- ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения;

   Ребенок умеет:

- соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале;

- пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки);

- различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы;

- соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте;

- правильно вести себя на воде, на солнце;

- в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям;

- ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций;

- избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей.

Обучение правилам дорожного движения

Задачи:

1. создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

2. развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

3. вырабатывать у детей привычку правильно вести себя на дороге;

4. воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Методы

- специально организованные занятия познавательного цикла;

- встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД;

- наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки;

- рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;

- чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок;

- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования;

- праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по правилам дорожного движения.

Предполагаемый результат:

- дети знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, транспорте, знает наличие каждого цвета светофора;

- ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару, хорошо ориентируется в пространстве;

- имеет представление о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, машины скорой помощи, полицейской машины;

- умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта;

- знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге;

- знает, в каком городе живет и какой у него адрес.

Срок реализации: один учебный год

Список литературы:

  1. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности детей», «Детство-пресс», 2004.
  2. Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра», Акцидент, 1997.
  3. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», М.,2007.
  4. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании», М., 2000.
  5. С.А.Насонкина «Уроки этикета», Акцидент, 1996.
  6. К.Люцис «Азбука здоровья», М., 2004.

Перспективно-тематический план

по безопасности детей с ОНР    старшей логопедической группы

Месяц

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность

с детьми

Совместная деятельность

с родителями

Сентябрь

1

Адаптация детей к новым условиям

2

Подготовка информационных справок на начало учебного года

3

Внешность человека может быть обманчива

Н.Н. Авдеева

О.Л.Князева

Р.Б.Стеркина

«ОБЖ» ( стр. 40)

Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения

Картинки с изображением улицы и людей, схемы мимики людей.

Беседа, показ картинок, экспериментирование, постановка проблемных ситуаций, заучивание правил поведения с незнакомыми людьми.

Наблюдение за прохожими, изобразительная деятельность по теме, настольная игра «Подбери к проблеме решение».

Прогулки детей с родителями по улицам, наблюдение за прохожими.

4

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

(стр.42)

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Картинки с изображением улицы и людей, схемы мимики людей.

Беседа, показ картинок, экспериментирование, постановка проблемных ситуаций, закрепление правил поведения с незнакомыми людьми.

Наблюдение за прохожими, изобразительная деятельность по теме.

Закрепление правил поведения с незнакомыми людьми.

Октябрь

1

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома (стр.46)

Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно вести себя в таких случаях.

Картинки с изображением людей, схемы мимики людей, словесных диалогов.

Решение проблемных ситуаций.

Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Закрепление правил поведения с незнакомыми людьми.

2

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице (стр.49)

Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения

Картинки с изображением опасных ситуаций с людьми.

Беседа, рассказ воспитателя, решение проблемных ситуаций.

Закрепление правил поведения со взрослыми на улице, чтение, тренинги.

Объяснение, напоминание опасных ситуаций.

3

 Ребенок и его старшие приятели (стр.52)

Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию

Презентация «Мои друзья».

Беседа, рассказ воспитателя, решение проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Кто твой друг?».

Консультация «Как уберечь детей от нежелательных приятелей».

4

Огонь – друг или враг (стр.5,14)

Ознакомление детей с огнем, о его пользе и вреде при неосторожном обращении с ним.

Картинки, иллюстрации, рисунки с изображением огня в разные эпохи.

Беседа, рассматривание картинок, иллюстраций, рисунков.

Подвижная игра «огонь – друг и враг».

Консультация «как знакомить детей с противопожарной безопасностью».

5

Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой (стр. 5, 15)

Познакомить детей с профессией пожарного; воспитывать уважение к людям, спасающим жизни людей при пожаре.

Видеофильм.

Беседа, показ фильма, выводы.

Чтение С.Маршака «Пожар».

Выставка рисунков «Пожар».

Ноябрь

1

Осенние каникулы  с 31.10.-07.11.

2

Предметы, требующие осторожного обращения (стр.54,56)

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

Картинки с изображением опасных предметов (спички, нож, иголки, ножницы и т.д).

Беседа, составление рассказа по картинке, анализ рассказов, заучивание правил поведения с опасными предметами.

Рисование и лепка предметов.

Показ опасных предметов дома, разъяснение правил «Можно - нельзя».

3

Пожар (стр.61)

Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара

Игрушки: пожарный, огнетушитель, пожарная машина; картинки с изображением пожара в разных ситуациях.

Беседа, рассказ воспитателя, показ картинок и игрушек, объяснение, разъяснение правил поведения при пожаре.

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные», рисование по теме «Пожар».

Задание: провести с детьми экскурсию к пожарному депо.

4

Как вызвать полицию (стр.63)

Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер)

Игрушки: полицейский, полицейские машины, картинки по теме.

Беседа, экспериментирование с проблемными ситуациями, заучивание номера, набор номера полиции.

Сюжетно-ролевая игра «Полиция», рисование по теме.

Рассматривание с детьми полицейских машин.

Декабрь

1

Скорая помощь (стр.64)

Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес)

Игрушки: машина скорой помощи, медицинские инструменты, белый халат и шапочка.

Беседа, рассказ воспитателя, использование и проигрывание проблемных ситуаций, заучивание и набор номера скорой помощи.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Скорая помощь».

Повторить дома имена, фамилии и отчество всех членов семьи, домашний адрес.

2

Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности (стр.66)

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

Картинки, иллюстрации.

Беседа, решение проблемных ситуаций.

Художественная деятельность.

Брошюра «осторожно – бытовые опасности».

3

Взаимосвязь и взаимодействия в природе (стр.70)

Развить у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором  живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды

Картинки животных, растений, людей.

Беседа-игра «Природа и люди».

Дидактическая игра «Стань другом природы».

Консультация «Правила поведения в природе».

4

Будем беречь и охранять природу (стр.73)

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развить представление о том,  какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Картинки, иллюстрации, рисунки экологического содержания.

Рассматривание, рассказ воспитателя, пояснение, объяснение, анализ детей.

Чтение художественной литературы о природе.

Выставка совместных рисунков «Береги природу».

Январь

1

Зимние каникулы с 25.12-10.01

 

2

Съедобные и несъедобные грибы (стр.77)

Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду

Картинки с изображением грибов, альбом с иллюстрациями.

Беседа, рассматривание и сравнение грибов, изобразительная деятельность.

Рассматривание иллюстраций, игра «Съедобное - не съедобное»

Составление альбома совместных рисунков «Съедобные и не съедобные грибы».

3

Съедобные ягоды и ядовитые растения (стр.79)

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть

Картинки с изображением ягод и растений, альбом с иллюстрациями.

Беседа, рассматривание и сравнение ягод и растений, изобразительная деятельность.

Рассматривание иллюстраций, игра «Съедобное - не съедобное»

Составление альбома  совместных рисунков  «Съедобные и не съедобные растения».

4

Уроки светофора (стр.13,15)

Закрепить знания о назначении светофора на дороге, знакомство с основными правилами пешеходов при переходе дороги.

Макет светофора, фуражка и жезл полицейского.

Рассматривание, решение проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Логические дорожки».

Консультация «Как научить детей правилам дорожного движения».

Февраль

1

Знай и выполняй правила уличного движения (стр. 1,67)

Закрепление знаний правил уличного движения

Карточки с изображением дорожных знаков.

Рассматривание, закрепление знаний о дорожных знаках, игра «Угадай, какой знак».

Дидактическая игра «Угадай, какой знак»

Выставка совместных рисунков «Осторожно, дорога!»

2

Железнодорожный транспорт (стр. 13,18)

Формировать безопасное поведение на железнодорожных станциях, посадочных платформах, вагонах; при переходе железнодорожных путей и переездов.

Картина, атрибуты рабочих железной дороги.

Рассматривание картины, беседа, проигрывание ситуаций.

Чтение С.Михалкова «Если свет зажегся красный…», «Шагая осторожно».

Консультация «Отправляясь с детьми в отпуск…».

3

Путешествие в мир автомобилей (стр.5,51)

Расширить знания правил дорожного движения, о специальном транспорте и его назначении.

Иллюстрации машин специального назначения.

Рассматривание иллюстраций, беседа по иллюстрациям.

Художественное творчество «Автомобили».

Выставка совместных работ с родителями «Нужные машины».

4

Как устроено тело человека (стр.84)

Ознакомить  детей с тем, как устроено тело человека

Фотографии и картинки с изображением органов чувств человека.

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза».

Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей».

Март

1

Что мы делаем, когда едим (стр.89)

Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения

Картины и иллюстрации пищи.

Беседа на тему «Что нужно человеку для жизни?», показ иллюстраций, картин.

Беседы на тему: «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?».

Семинар «Как проводить закаливание детей дома».

2

Как мы дышим (стр.90)

Ознакомить детей с органами дыхания

Картинка с изображением головы человека.

Рассказ-пояснение.

Дыхательная гимнастика.

Консультация «Профилактика насморка».

3

Как движутся части тела (стр.93)

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела

Презентация «Движение».

Беседа, презентация «Движение», пояснение.

Подвижные игры.

Выставка рисунков «Движение – это жизнь».

Апрель

1

Отношение к больному человеку (стр.95)

По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям

Картинки по теме.

Беседа, показ картинок, обыгрывание ситуаций «Встреча с больными на улице», заучивание правил оказания помощи больным людям на улице.

Презентация «Больные дети».

Оздоровительный досуг «Путешествие в страну Неболейка».

2

Микробы и вирусы (стр.96)

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах)

Картины с изображением больных людей, врача.

Беседы: «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?», «Как защитить себя от микробов».

Консультации на тему «Чистота – та же красота».

3

Контакты с животными (стр.83)

Продолжать объяснять детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Картинки с животными.

Беседа, рассказ воспитателя, разъяснение правил поведения с животными на улице, проблемные ситуации.

Настольные и дидактические игры по теме.

Рассматривание животных на улице, сравнивание их с домашними животными.

4

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (стр.42)

Продолжать рассматривать  и обсуждать с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.

Картинки с изображением людей, схемы мимики людей, словесных диалогов.

Решение проблемных ситуаций.

Чтение К.Малеванная «Приключение Бабы Яги».

Консультация «Как уберечь ребенка от незнакомцев»

Май

1

Как вызвать полицию (стр.63)

Повторить с  детьми правила пользования телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер)

Картинки с изображением полиции, знаков, номера.

Игра-беседа.

Чтение художественной литературы о полиции.

Выставка рисунков «Моя полиция меня бережет».

2

Как звать на помощь (стр.5, 46)

Обучить действовать в экстремальных ситуациях  (громко звать на помощь, привлекая внимание окружающих.

Картинки, иллюстрации, предметы (палка, камни и т.д)

Игра-беседа.

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Повторение с детьми правил поведения на улице.

3

4

Мониторинг  освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ