Проект "Азбука безопасности" для детей раннего возраста
проект по обж
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Ребенку необходимо знать правила поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Среди многих умений, которые нужны в жизни каждого человека, есть одно очень важное – умение правильно действовать в случае любой опасности. Понять это – значит, сделать первый шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие способности к творчеству, инициативности;
- формирование знаний об окружающем мире;
- развитие компетентности в сфере отношений к себе, к людям.
Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретают особую значимость.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:
· Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
· Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
· Отсутствием планомерной работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей.
Осмысление противоречий позволило мне сформулировать проблему – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников ДОУ.
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.docx | 267.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Редько Анастасия Олеговна
2020
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Ребенку необходимо знать правила поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Среди многих умений, которые нужны в жизни каждого человека, есть одно очень важное – умение правильно действовать в случае любой опасности. Понять это – значит, сделать первый шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- развитие способности к творчеству, инициативности;
- формирование знаний об окружающем мире;
- развитие компетентности в сфере отношений к себе, к людям.
Поэтому формирование осознанного выполнения правил поведения в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта приобретают особую значимость.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:
· Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
· Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
· Отсутствием планомерной работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей.
Осмысление противоречий позволило мне сформулировать проблему – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников ДОУ.
Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, в быту и на природе, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений. Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства
Цель проекта - формирование у детей младшего дошкольного возраста осознанного безопасного поведения на улице, в природе и в быту. Способствовать умению адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, через специально организованное занятие.
Паспорт педагогического проекта «Азбука безопасности»
Структура | Содержание |
Тема | Формирование у детей раннего возраста навыков безопасного поведения в быту, на природе, на проезжей части. |
Адресация проекта | Данный проект разработан для воспитателей дошкольного учреждения, родителей воспитанников, которые осознают, что Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии. |
Руководитель проекта | Редько А.О, воспитатель |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители воспитанников |
Возраст воспитанников, обучающихся | Дети раннего возраста |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий, игровой; По количеству создателей: Индивидуальный; По продолжительности; Долгосрочный; По уровню контактов и масштабам организации: На уровне образовательного учреждения |
Цель проекта | формирование у детей раннего возраста осознанного безопасного поведения на улице, в природе и в быту. |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов: Систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов- - учебо-тематический план по формированию навыков безопасного поведения детей в быту, в бассейне, на проезжей части, в природе. - конспекты занятий и тематических недель. - консультации для родителей. - обогащение предметной среды демонстрационным и дидактическим пособием. - мультимедийная презентация; Результат деятельности детей и педагогов: - создание альбома «Берегись бед, пока их нет»; - выставка детских рисунков. Результат деятельности детей и родителей: - макет «Наша улица» - выставка рисунков совместно выполненных детей с родителями. |
Реализация проекта «Азбука безопасности» поможет:
-сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, в природе, в воде и в быту.
- развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков;
-стимулировать у детей развитие самостоятельности и ответственности;
- сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:
- «Ребенок и другие люди» (умение вести себя с незнакомыми людьми)
- «Правила поведения в бассейне» (обучение детей правилам поведения на воде)
- «Ребенок и природа» (обучение детей правилам поведения в природе)
- «О правилах важных – пожаробезопасных» (Обучение безопасному обращению с огнем).
- «Один дома» (обучение детей правильному поведению в быту)
- «Здоровье ребенка» (обучение детей правилам личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни)
- «Ребенок на улицах город» (приучать к дисциплине на дороге, в
автотранспорте).
Исходя из психологических особенностей детей, большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей.
Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям.
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа должна проводиться в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста
Цель: объединить усилия педагогов и родителей в формировании у детей навыков безопасного поведения.
Раздел 1. «Ребенок на улицах города»
Задачи: Учить детей объяснять световые сигналы светофора, приучать к дисциплине на дороге. Познакомить с понятием «Проезжая часть», «тротуар». Учить переходить улицу по пешеходному переходу. Формировать у детей навыки бдительного восприятия окружающей обстановки. Воспитывать дисциплинированность, вежливость, уважительное отношение к пассажирам и культуру поведения в транспорте.
Месяц | Тема календаря жизни ДОУ | Тема | Работа с родителями |
Сентябрь 1 неделя | «Лето! Ах, лето» | «Знай и выполняй правила уличного движения» | Анкетирование родителей «Мой взгляд на безопасность» Выставка плакатов «Учим с детьми правила дорожного движения» Родительское собрание «Безопасность детей – дело взрослых» Папка – передвижка «Улица - не место для игр» Помощь в изготовлении пособий по правилам дорожного движения Выставка рисунков «Будь внимательным и осторожным». |
2 неделя | «Здравствуй детский сад» | «Светофор и его сигналы» | |
3 неделя | «Осень золото роняет» | «Мы пассажиры» | |
4 неделя | «Овощи и фрукты» | «Ориентирование детей в районе детского сада» | |
Октябрь 1 неделя | «Братья наши меньшие | «По дороге в детский сад» | |
2 неделя | «Если хочешь быть здоров» | «Улица – не место для игр» | |
3 неделя | «Осенняя сказка» | «Пешеходный переход» | |
4 неделя | «Любимая игрушка» | «Лучший пешеход» | |
Ноябрь 1 неделя | «Мы пешеходы» | Развлечение : «Улица полна неожиданностей» | |
Раздел 2. «Правила поведения в бассейне» Задачи: Учить детей правилам поведения в воде. Формировать знания о безопасном поведении около бассейна. Развивать внимание в воде. | |||
2 неделя | «Кто нам помогает» | «Правила безопасного поведения в бассейне» | Фотовыставка «Дети в бассейне» Просмотр открытого занятия в бассейне. |
3 неделя | «Снег идет» | «Осторожность в воде» | |
4 неделя | «С днем рождения, Воркута» | «Открытое занятие в бассейне для родителей» | |
Раздел 3. «О правилах важных - пожаробезопасных» Задачи: Закрепить знания пожарной безопасности. Правила поведения с огнем в быту, на природе, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации. Формировать у детей знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. | |||
Декабрь 1 неделя | «Моя семья» | «Огонь – друг, огонь – враг» | Папка – передвижка «Правила пожарной безопасности» Изготовление атрибутов, костюмов к театрализации «Кошкин дом» Рисование плакатов «Береги свой дом от пожаров» |
2 неделя | «Где мы живем» | «Тили – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом» | |
3 неделя | «Дикие звери» | «Детские шалости с огнем и их последствия»» | |
4 неделя | «Скоро новый год» | «Огоньки на елке» | |
Январь 2 неделя | Зимние веселые деньки» | Коллективная аппликация «Кошкин дом» | |
Раздел 4. «Здоровье ребенка» Задачи: Учить детей заботиться о своем здоровье, уметь оказать себе первую помощь (рассказать взрослым, о том, что болит). Формировать навыки личной гигиены. Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни. | |||
3 неделя | «Что из чего» | «Личная гигиена» | Встреча родителей с врачом. Папка передвижка «Профилактика гриппа» Консультация «Первая доврачебная помощь» Совместное спортивное мероприятие «Сильным, крепким вырастай» |
4 неделя | «В лес за чудесами» | «Как нам не болеть» | |
Февраль 1 неделя | «Человек часть природы» | «Я – человек»» | |
2 неделя | Береги себя, избегай неприятностей» | «Будь внимательным и осторожным» | |
3 неделя | «Какие мы? Мальчики и девочки» | « Кто я?» | |
4 неделя | «Наша Армия родная» | Развлечение: «Сильным, крепким вырастай» | |
Раздел 5. «Один дома» (безопасность в помещение) Задачи: Обучать детей предвидеть опасное событие, по возможности избегать его, при необходимости правильно действовать. Воспитывать у детей положительное отношение к правилам, даже если в них содержится запрещающий элемент, так как от этого будет зависеть здоровье и безопасность самих детей. Учить применять их на практике, в реальной жизни. | |||
Март 1неделя | «О любимых мамах» | «Чем опасен беспорядок» | Консультация «Безопасность ребенка оставленного дома» Досуг с мамами «Я – сам!» |
2 неделя | «Мы мамины помощники» | «Прочная и хрупкая посуда» | |
3 неделя | «Выбираем транспорт» | «Опасные места в группе» | |
4 неделя | «Книги – наши друзья» | Досуг с мамами: «Я – сам!» | |
Раздел 6. «Ребенок и природа» Задачи: Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Учить узнавать ядовитые растения, ягоды и грибы. Формировать навыки осторожного поведения вовремя грозы, гололеда. Дать представление, что в природе все взаимосвязано. Воспитывать у детей природоохранное поведение. | |||
Апрель 1 неделя | « Окно повеяло весной» | «Осторожно сосульки!» | Консультация «Как избежать травм во время гололеда» Папка-передвижка «Травматизм детей на качелях». «Личная безопасность в играх с песком» Консультация «Как бороться с укусами насекомых» Рисование плаката «Берегите природу». |
2 неделя | «Покорение космоса» | «Бережное отношение к природе» | |
3 неделя | «Наша маленькая планета» | «Бережное отношение к воде» | |
4 неделя | «Бабушкина горница» | «Осторожно! Я кусаюсь» | |
Май 1 неделя | «День победы» | «Ядовитые растения» | |
2 неделя | «Техника – наши помощники» | «Игры на летней площадке» | |
3 неделя | «В ожидании лета» | «Укусы насекомых» | |
4 неделя | «Детство – беззаботная пора» | Итоговое : «Безопасность при любой погоде» |
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал. Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Принцип учета климатических условий. Нашим детям, проживающим в условиях крайнего севера необходимо дать знания, как вести себя во время пурги, метели или сильных морозах.
Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие -- для среднего, третьи -- для старших дошкольников. Второй путь -- одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)
Принцип интеграции. В занятия познавательного цикла включались и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. При отборе содержания интегрированных занятий педагоги ориентируются на то, что в основе любой деятельности независимо от ее предметной ориентации лежат мотивы желания, потребности, склонности, интереса, непосредственно связанные с содержанием деятельности.
Принцип сезонности. Сообщать детям сведения об опасных ситуациях в природе в соответствии с текущим временем года.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Эффективность процесса формирования у ребенка навыков безопасного поведения во многом зависит от тех средств, которыми пользуется педагог.
· Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
· Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
· Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
· Применение видеоматериалов;
· Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Особенно хорошо, если на одном занятии педагогом будут использованы сразу несколько приемов, таким образом, на формирование безопасного поведения ребенка будет оказано комплексное воздействие.
Все виды деятельности можно разделить на две группы.
К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность
Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок рисование соединяет с игрой. Р.И. Жуковская ввела в дошкольную педагогику термин «игра- рисование», обозначив им такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.
Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане. Это предметная деятельность, труд, наблюдения.
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели (аккуратно и осторожно постирать кукольное белье, при этом постараться не проливать воду, так как можно поскользнуться и упасть). И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. На собственном опыте дети могут усвоить, что лень и нерадивость закрывают двери к тому, что доступно трудолюбивому. Чтобы было интересно трудиться, труд надо одухотворить, одушевить.
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Существует четыре особенности обучения детей:
обучение словом - это главное звено между ребенком и ознакомление с основами безопасности. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей (беседы, чтение художественной литературы);
непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт (экспериментирование и опыты);
Обучение дошкольников должно затрагивать эмоции ребёнка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний (изобразительная и конструктивная деятельность);
Обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.
Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.
Методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Заключение
Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии.
Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений работы МДОУ, направленное на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит:
предвидеть опасность,
распознать опасность,
классифицировать опасность,
избегать опасность,
правильно действовать в опасной ситуации.
Список использованной литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 – ФЗ (ред.от 09.05.2005 г).
2. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 09.05.2002 г)
3. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)
4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
5. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.
6. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 102-109.
7. Березина, В. Воспитание чудом [Текст] / В. Березина // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
8. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. [Текст] / Г.Г. Билибенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 360 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] /Под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. - М., 2003. – 388 с. – 126-128 С.
10. Бэндлер, Р., Гридер, Дж. Из лягушек в принцы. [Текст] / Р. Бэндлер, Дж. Гридер. - М.; Новосибирск, 2002. – 120 с. - С. 20 -93.
11. Волобуева, Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. [Текст] / Л.М. Волобуева //Управление ДОУ, № 7, 2005 год. – С. 26-29.
12. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2007. – 316 с. – Библиограф.: 310 – 313 с.
13. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду [Текст] / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во «Акциндент»,1995. – 120 с. – С. 45-98.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст]. - Минск, 2007. - 203 с. Библиогр.: 201-203 с
15. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 2001. – 200с. - Библиогр.: 195 -199 с.
16. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Зимородок : Карапуз, 2006. – 415 с. - Библиогр.: 410 - 413 с.
17. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2005. – 54 с. -Библиогр.: 53 с.
18. Кудрина, Г.А., Ковалева, Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. [Текст] / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалева - Иркутск, 2000. – 350 с. - Библиогр.: 338-348 с.
19. Кузин, М. В. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Кузин. – 2-е изд. – Ростов н / Д : Феникс, 2006. – 253 с.
20. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей [Текст] / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 40 с.
21. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. [Текст] / Н.С. Лейтес. - М., 1971. - 252 с.– С. 100-143
22. Лукина, Л.И. Охрана труда в ДОУ. [Текст] /Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 210 с.
23. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. [Текст] /Л.И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4, 2007. – С. 33-40.
24. Лукина, Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. [Текст] /Л.И. Лукина. - М.: Сфера, 2007. – 206 с.
25. Мурашковска, И., Мурашковский, Ю.. От "почемучек" к "потомучкам". [Текст] /И. Мурашковска, Ю. Мурашковский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Программа методического объединения для воспитателей в группах детей раннего возраста "Формирование благожелательного восприятия взрослого в период адаптации у детей раннего возраста"
Тема формирования положительного опыта общения с незнакомыми взрослыми очень актуальна в группах раннего возраста, особенно в период адатпации детей к детскому саду. именно поэтому это и стало темой д...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».
В современном образовании оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...