консультации для родителей
консультация по обж

Черткова Ольга Александровна.

по безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_bezopasnosti_v_bytu.docx101.99 КБ
Файл konsultatsiya_po_progulke.docx94.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотая рыбка»

Консультация для родителей

«Безопасность детей раннего возраста»

https://socialtrpechorsk.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/248/564/original/Slajd8.jpg

Воспитатель: Черткова О.А.

с. Печерск

2019

          Данная  консультация  позволят повысить уровень физического и психического здоровья детей раннего возраста и способствовать его благополучному развитию в период дошкольного детства.

      Проблема  защиты  от опасностей  возникла одновременно с появлением  человека  на  земле. Многие правила безопасности формулировались, когда  люди  пытались  защититься  от  диких зверей и природных  явлений.

     Со  временем  изменились  условия  жизни  человека, изменились  и  правила безопасности жизнедеятельности. Теперь  они  связаны с технизацией  жилища, развитой сетью коммуникаций,  с  интенсивным  движением  транспорта  на  городских  улицах,  большим  скоплением  людей.

     Трудами  многих  ученых созданы  научные  предпосылки для  разработки  средств  и  методов  защиты  от  опасностей.  

             Опасность – центральное  понятие  безопасности  жизнедеятельности, она носит  скрытый  характер. Признаками,  определяющими  опасность,  являются:

1.  Угроза  жизни.

2. Возможность нанесения  ущерба  здоровью.

3  Нарушение  условий  нормального  функционирования  органов  и  систем  человека.  

         Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям,  в большей степени зависит от этого периода.

         Закладываемое в это время эмоциональное  отношение  к окружающему миру, к людям и самому себе, оставляет неизгладимый  след на всем дальнейшем  поведении и образе жизни человека.

           Дети растут очень быстро, и каждый новый год приносит  ребенку и взрослым  радости открытия и типичные проблемы. Важно  своевременно организовать жизнь малыша, чтобы он смог максимально использовать возможности  своего  возраста и резервы роста. И здесь главную роль играют близкие ребенку люди: родители, воспитатели, которые  помогают  ему гармонично развиваться, создают психологический  и  физический  комфорт для  успешного роста.  Чтобы помочь ребенку  в развитии, необходимо знать, в чем состоят его  проблемы, где и как нужно оказать помощь. Для  полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, и

предоставляли  практически  неограниченные  возможности  для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.

      Нужно  учитывать, что до  трех   лет  ребенок  не способен  понять  и запомнить  все то, что вы рассказали ему  о  мерах  безопасности. Дети эмоциональны, впечатлительны, с трудом  переключают  внимание. Можно сказать,  что ситуация  в какой- то мере управляет  ребенком. Действия  детей  импульсивны  и  конкретны, они  сразу  начинают  что-либо делать, пропуская стадию обдумывания. Малыш  воспринимает  мир иначе, чем  взрослый. Он искренне  считает, что если он увидел машину, то и водитель заметил его. Малыш может просто погладить собаку и будет удивлен, если она его  укусит – ведь он не хотел ей зла!

      Ребенок уверен, что все вокруг следует  правилам  поведения не  потому, что договорились их  выполнять, а потому, что не могут  поступить иначе. Даже  рост ребенка  влияет  на восприятие           мира. Маленький  рост  ограничивает  обзор, маленьких труднее заметить. Попробуйте, присев на корточки,  посмотреть на вашу  квартиру, двор, сад. Вы увидите, что  теперь многие действия становятся неудобными.  А ведь у ребенка нет вашей силы, ваших  длинных  рук  и, главное,  опыта,  который  подсказывает  вам, что опасно,    а что нет.

      Взрослые  должны  быть  предусмотрительными и  принимать  соответствующие  меры  предосторожности. Физическая  активность малыша растет с  каждым днем. Растут также  любознательность и  настойчивость. Дети раннего   возраста трогают, тянут в рот и подвергают  проверке все, что  встречается  им  на пути.

       Сегодня о том, какие опасности для малыша таит  окружающий его  мир, все родители знают даже больше, чем  нужно. Переходя улицу всегда держат ребенка за руку, никогда не оставляют его перед домом играть без присмотра. Когда малыш станет постарше, говорят с ним о том, что нельзя разговаривать или уходить с незнакомыми людьми, чтобы они ни предлагали. Кстати, в возрасте одного – трех  лет, по сравнению со случаями насилия со стороны незнакомцев, гораздо большую опасность, часто со смертельным исходом,  представляют открытый  огонь, ожог, водоемы, случайное удушение, отравление и падение. А ведь по оценке  специалистов, 90% всех     этих  трагедий, как  правило,  происходящих в стенах дома, можно предупредить.

      Вы не  сможете  каждую  минуту  следить  за  малышом.  Некоторые  родители  считают,  что  нет   нужды,  беспокоится  о  безопасном  окружении,  так  как  малыш  постоянно  находится  у  них   перед   глазами.  Однако  последнее  не  выполнимо  на  практике. Родители  могут   отлучаться  готовить  обед,  разговаривать  по   телефону,  отвлекаться  в  течение  дня  на  множество  мелких  дел.  Между  тем  вы  не  успеете  даже   глазом   моргнуть,  как  малыш  окажется  в  самом  неподходящем  для  него  месте  или  схватит  то,  что  ему  не  положено.

         Безопасное  окружение – это  положительная  атмосфера  для  обучения  и  развития. Чтобы  успешно  развиваться,  ребенку  необходимо  достаточное  пространство, которое  он  может  свободно  исследовать. В  это  время  малышу  не нужно,  чтобы  взрослый  следовал  за  ним  по  пятам  и  восклицал: « Нельзя! Не  трогай! Не  делай  этого!». Наилучший  способ  решения  этой  проблемы – устранить  из  окружения  малыша  как  можно  больше  опасностей. Лучше  создать  для  ребенка  такое  безопасное  окружение, где  все  разрешается,  а  не  запрещается.

Факторы,  опасные  для  малыша и их  предупреждение.

Пол.   Ковры,  паласы  на  полу  не  должны  быть  скользкими. На  полу  не должно  быть  никаких  проводов,  чтобы  ребенок  не  смог  в  них  запутаться. Натуральные  ковры  необходимы, т. к. создают  уют,  тепло,  красоту и  смягчают падения и  ушибы  ребенка, в то  время  как  синтетические – вредны.

Стены.   Необходимо  оклеить  бумажными  обоями, комната  должна «дышать»,  покрытие стен  не  должно  вызывать  аллергию.

Лестницы.   Очень  опасны  коврики  перед  лестницей  на  натертом  полу. Нельзя  позволять  ребенку  самостоятельно  карабкаться  по  лестнице  без  присмотра.  Ступени  лестницы  лучше  покрыть  мягким  и  шершавым   материалом,  зафиксировав  его  у  основания  каждой  ступеньки.

Окна.    На  окнах  должны  быть  фиксаторы, чтобы  ребенок  не  смог  открыть их  и  упасть.

Двери.   Особенно  большую  опасность  представляет  входная  дверь,  т. к. пружина закрывает  ее  с  ускорением.  Стеклянные  проемы  в  дверях  должны  быть  заметны  малышу,  чтобы  он  не  пытался  пройти   « сквозь  них». Лучше  всего  стекла  заменить  фанерой. Нужно объяснить ребенку, чем  опасно  разбитое  стекло. Осторожно  открывайте межкомнатные двери, чтобы  не  ушибить  его. Замки и  защелки  на  дверях в тех  местах, куда  малышу  не  следует  входить, должны  быть  расположены высоко,  чтобы  он  не  смог  до  них  достать.

Освещение.   Избегайте освещения люминесцентными лампами (они содержат ртуть и  очень опасны). Лампы должны быть мощными, равномерно освещающими  комнату.  Около  кроватки следует поместить  ночник, чтобы ребенок не  испугался темноты и  мог сам  его  включить.                                                    

Мебель.    Должна  быть крепкой и устойчивой,  чтобы она  не опрокинулась на  ребенка. Дверцы шкафов  лучше  закрыть, чтобы ни дверцы, ни выдвижные ящики не  могли  защемить  пальчики. С этой  же целью,  если  стол  раскладывается, необходимо  зафиксировать  положение  выдвижных  частей. Скатерть со стола  лучше  убрать, пока  ребенок не  станет старше,  иначе  он  может  потянуть  ее  и  свалить  все  на  себя.  Любые   стекла на  дверцах  шкафа, книжных  полках должны  быть  заметны  малышу – для этого  используйте красивые  наклейки. Убедитесь, что  ребенок сможет выбраться из шкафа или из-под  дивана.  Острые  углы  также  опасны, и на них должны быть закреплены округлые уголки-страховки.

Зеркала.    Не следует устанавливать их над местами, где горит открытый огонь. Ребенок захочет  посмотреться в  зеркало, и его одежда может воспламениться.

Электричество и электрические приборы.   Необходимо строжайше запретить ребенку трогать вилки, розетки, соединительные шнуры, выключатели. Установите на розетках специальные заглушки. Следите за тем, чтобы электропроводка не была оголенной и ветхой. Если у вас есть электрический чайник, необходимо, чтобы длина шнура не превышала 70 см, т.к. ребенок  может его зацепить и обжечься. Если есть возможность приобрести более дорогие, но безопасные в пожарном  самоотключающиеся  чайник  и  утюг, это нужно сделать.

Открытый огонь и горячие предметы.   Не оставляйте малыша у открытого огня. Обязательно прячьте от детей в недоступные места спички, не оставляйте в  кармане  зажигалки, лучше прицепите их  на  ключи, как брелок. Покажите ребенку  опасные  горячие  места (печь, камин, плиту) – пусть он знает, что они действительно горячие. Разместите оградительные решетки, чтобы ребенок не смог близко к ним подойти. На плите установите бортики, чтобы малыш не смог взять с плиты горячие кастрюли или случайно опрокинуть их на себя.  На потолке лучше установить индикаторы дыма. Регулярно проверяйте  их исправность – не реже  одного раза в год. Следите, чтобы ребенок не привыкал греться около батареи парового  отопления, т. к. они бывают, раскалены и можно  обжечься. При умывании следите,      чтобы он вначале открывал  кран с  холодной водой, а затем – с горячей.

Вода.   Ни на одну  минуту не оставляйте ребенка одного в ванной комнате. Зазвонит ли телефон или позвонят в дверь, в первую очередь необходимо  вынуть из ванны ребенка, и только после  этого отлучиться. Нельзя  оставлять без  присмотра  ведра с водой – ребенок  может  упасть  вниз  головой  в  ведро. Если ребенок играет с водой, будьте  с ним  рядом и как можно раньше научите его плавать. Любые надувные игрушки держите на веревочке, чтобы волна  не  оттащила их от берега.

Игрушки.   Желательно, чтобы игрушки не содержали мелких деталей. Приобретайте игрушки  солидных  фирм, т. к. те, что продаются  на  рынках, могут быть окрашены  химически  вредными  красителями. Следите, чтобы ребенок не  проглотил мини - батарейки в   музыкальных открытках, поскольку они  содержат ртуть и при  проглатывании  начинают  протекать.  Нужно держать  ненадутые  воздушные  шарики и полиэтиленовые  пакеты  подальше  от  детей. Шарик ребенок может  засунуть в рот и  подавиться или задохнуться, а  пакеты – надеть на  голову. Будьте       осторожны  с большими мягкими игрушками и большими подушками, под тяжестью которых малыш может задохнуться.

Лекарства.   Все лекарства должны быть заперты на замок и быть недоступными ребенку. Нельзя носить лекарства в сумках или карманах, которые дети любят обследовать. Нельзя называть лекарства «конфетками». Не оставляйте лекарства  на виду – лучше записать, что и когда надо принять. Не давайте малышам  играть с коробками из-под лекарств, т.к. можно перепутать их, а кроме того, есть опасность, что лекарственная пыль даст аллергическую реакцию.  Никогда не используйте лекарства, от которых потеряна этикетка. Просроченные лекарства необходимо сразу выбрасывать. Особенно будьте внимательны в гостях у пожилых людей, т. к. у них лекарства чаще всего лежат «под рукой».

Косметика.   Косметические средства следует обязательно убрать под замок, т. к. дети часто все берут в рот и рискуют отравиться.

Хозяйственные товары, средства дезинфекции.   Должны храниться под замком, только в своей упаковке. Нельзя их переливать или пересыпать в другие емкости. Ребенок может перепутать и выпить, например, отбеливатель вместо лимонада.

Острые предметы (ножи, вилки, ножницы).   Все острые предметы должны быть недоступны ребенку. Приобретите детские ножницы - пластмассовые, с  закругленными  концами.

Растения.   Обратите внимание на ядовитые домашние растения и растения с иголками и шипами, постарайтесь, чтобы они были ребенку недоступны. Во время загородных прогулок не собирайте ягоды, грибы, дикорастущие плоды, не берите их в рот.

Домашние животные.   Собаки по-разному относятся  к  попыткам малышей играть с ними, как с мягкими игрушками. Некоторые животные терпят любые «издевательства», другие относятся к ребенку, как к щенку, а значит, могут и куснуть слегка, чтобы приструнить, если разыграется, третьи приходят в негодование и могут ребенка искусать.

   От кошки имеет смысл накрывать коляску с младенцем сеткой, чтобы она  не могла устроиться внутри, свернувшись  калачиком  рядом  с лицом  малыша. Детям постарше объясните, что не надо тискать кошку, потому  что  она  может  начать  защищаться.

    Собаки и кошки могут  быть переносчиками различной инфекции и  паразитов. Содержите их в чистоте, следите, чтобы у них не заводились блохи. Если у ребенка появилось какое-то непонятное заболевание, обязательно сообщите врачу, что в доме есть животное.  

     Хомяков и морских свинок лучше не давать детям в руки. Ребенок может  гладить зверюшку,  пока вы держите ее  на  своей  ладони, а лучше  пусть  наблюдает за ней через  стекло.      

      Аквариумы с рыбками недостаточно гигиеничны: рыбы  подвержены  разнообразным грибковым заболеваниям. Не  разрешайте ребенку лазить  руками в  аквариум.

    Постепенно формируйте у  ребенка  представления о необходимости  остерегаться  возможной  опасности во  время  прогулок, занятий  физическими упражнениями, игр с крупногабаритными  игрушками, пособиями.

          Психологическая  безопасность – это защищенность  от  угроз, психологического  насилия, унижения и оскорбления, от того,  что человека  заставляют  делать  против его  желания, от  пренебрежения,  заброшенности  и  недоброжелательного  обращения.

  Психологическими  угрозами для  развития  ребенка  в  раннем  возрасте  являются:

1. Нецелесообразное  удовлетворение естественных  потребностей (в пище, отдыхе), нарушение  режима дня.

2. Игнорирование  потребностей  ребенка.

3. Ограничение  самостоятельности.

4. Выбор  неадекватных возрасту  форм  общения.

5. Игнорирование  особенностей  нервной  системы  ребенка.

6.  Стремление  к  раннему  обучению  не  свойственным  возрасту  видам   деятельности.

7.  Бедность  или  перенасыщенность  предметной  среды.

8.  Слабость  эмоциональных  контактов с  ребенком,  невнимание к  его  эмоциональным  состояниям.

      Также необходимо  оберегать  нервную  систему  ребенка от перенапряжения, избытка  впечатлений, стрессовых  ситуаций. Для  этого  должна  быть  создана  обстановка  психологического  комфорта,  которая  обеспечивается  предъявлением  к  ребенку  единых  воспитательных  требований  со  стороны  взрослых.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=f21b2a616d68e2406ae62b189e150d39-114-144&n=21

   

Список литературы.

1.Бошка Т. «Здоровье – прежде всего» Дошкольное воспитание 2004 №12.

2.Галанов А.С. «Развитие  ребенка от 2 до3 лет». Практическое пособие. М: Айрис  пресс,2007.

3.Жердева Е. В. Дети  раннего  возраста  в  детском  саду. Ростов – н – Д: Феникс,2006.

4.Спенсер П. «Ваш  ребенок от года до трех лет». М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2002.



Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Золотая рыбка»

Консультация для родителей «Прогулки, их значение для укрепления здоровья»

(1) Одноклассники

Воспитатель: Черткова О.А.

с. Печерск

2020

Прогулка на улице имеет особое значение для ребенка - выход за пределы замкнутого пространства - дома, где уже все изучено и редко появляются новые предметы. На улице много незнакомого, интересного и познавательного - деревья, падающие с шелестом желтые листья, другие люди, другие дети, машины, животные; все выглядит и звучит необычно, по-новому. Здесь ребенок знакомится с внешним миром, с новыми понятиями, с новыми словами. Здесь он перенимает правила поведения на улице, в обществе. Возникает мощный поток информации, необходимый ребенку для развития. Родителям очень важно наблюдать за ребенком, разговаривать, объяснять, показывать. Помимо этого, свежий воздух только позитивно влияет на здоровье и развитие ребенка.

Одежда для малыша должна быть достаточно просторная, чтобы вокруг тела образовывалась воздушная прослойка. Как ни странно - но воздух также является защитой от холода. Отправляясь гулять с ребенком, нужно обязательно захватить с собой запасные варежки и носовой платок.

Родители ни в коем случае не должны одевать детей как можно теплее, ориентируясь на принцип - "пар костей не ломит". Движения сами по себе могут согреть ребенка, тогда как перегрев тела очень опасен при минусовых температурах. Стоит малышу хоть чуть-чуть оголить, например, шею, либо расстегнуть куртку, как ледяной воздух сделает свое пагубное дело, столкнувшись со вспотевшим телом. В этом случае, скорее всего, простуды не избежать;

Итак, наступает очередной более-менее свободный день отдыха. На этот раз остановим свой выбор на походе в парк. Разумеется, решающее слово остается за младшим членом семьи. Это один из моментов, когда ребенок 2-4 лет чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным. Теперь постарайтесь продумать, как организовать такой поход с наибольшей пользой для малыша.

Раз и навсегда решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому чаду. Пусть он еще раз удостоверится, что вы его любите, что живете его интересами и заботами.

Собираясь в поход, нужно отчетливо представлять, что силы у ребенка, его возможности весьма ограниченны. Младший дошкольник может протопать за целый день до 9-10 тысяч шагов (2-3 км), не более. Поэтому придется идти не на столь дальнее расстояние, как хотелось бы взрослым. К тому же не забывайте о частых остановках, привалах, когда ребенок может посидеть на скамейке или полежать на легком одеяльце в тени дерева или на полянке, чтобы дать отдых всему телу.

Малыш быстро утомляется. Он может 20 минут двигаться, а затем 10-15 минут отдыхать. Иногда папа, стараясь тренировать сына в выносливости, все чаще и чаще подбадривает: "Дойдем до скамеек, там и отдохнем. Крепись, ты же мужчина!"

И сын действительно крепится, терпит, идет-бредет, еле передвигая ноги. Он уже ничего не замечает вокруг, ничему не рад. Лучше дать ему передохнуть, слегка подкрепиться фруктами, выпить водички, и с новыми силами - в путь.

Для похода вполне достаточно 3-3,5 часов, чтобы, не нарушая режима, вернуться, домой к обеду и дневному сну. Бывает, папа рассуждает иначе: "Зачем торопиться к обеду? На воздухе аппетит лучше. И без сна один день может обойтись, не маленький. Зато ночью как будет спать!" Просто папа забывает вечером в понедельник спросить у домашних о самочувствии своего ребенка. А зря.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - столько интересного в мире! И все нужно успеть понять; любой предмет, встретившийся на пути, обследовать, любую ситуацию не пропустить. Ребенка 2-4 лет захлестывают положительные эмоции. Его возбуждает близость любимых взрослых, необычность самого похода, калейдоскоп впечатлений.

В таких совместных вылазках есть все условия для тренировки юного путешественника в силе, ловкости, смелости. Пока мама отдыхает на скамейке, можно с папой побегать между деревьями, перелезть через поваленное дерево, идти или карабкаться по нему, подлезать под кусты. Можно, собрав шишки, поупражняться в броске, стараясь попасть в пень или перебросить шишку через куст.

Таким образом, удовлетворяется потребность малыша в разнообразных двигательных реакциях, закрепляются приобретенные ранее умения.

А если родители организуют подвижные игры, радости малыша не будет предела. Вот некоторые игры, которые легко организовать со своим ребенком:

 

«Тучка и солнышко»
Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!

Мама проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт. Предлагает малышу спрятаться под ним. Убирает зонт:
Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое, тёплое, лучистое.

Попрыгайте и побегайте с малышом за ручку. Повторите 2-3 раза эту игру.

Русская народная игра «Зайка»

На все слова игры имитируйте движения вместе с ребёнком.

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Природный материал интересен сам по себе. И он способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, а значит и укреплению здоровья. Песок и вода: у водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?

Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкие, шероховатые. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие - маленькие, черные-белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку - камешек.

Наша взрослая жизнь, особенно в городах, становится все сложнее для ребенка. Плотный поток транспорта на улицах, лихачи, едущие на зеленый свет, переставшие быть безопасными дворы, детские площадки, подъезды...

Короче говоря, навыки безопасного поведения - просто суровая необходимость.

Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.

Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...