Беседы с детьми по ПДД
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Куликова Людмила Александровна

Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений о безопасности на дорогах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_detmi.docx31.09 КБ
Файл beseda.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Дорога и её составные части»

Когда-то в старину привычных для нас дорог не было. От одного поселения до другого люди передвигались по лесным и полевым тропам. Но постепенно дорог становилось всё больше, и они принимали всё более ухоженный вид. Римляне в Европе, инки в Америке мостили дороги камнем и щебнем, укладывали твёрдое покрытие.

Начали благоустраиваться и дороги в городах. В русских городах для их строительства использовали дерево, в европейских — булыжники и щебень.

Постепенно дороги стали такими, какими мы привыкли их видеть.

Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок, линия. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара и бордюра. Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная для движения транспорта. И называется она так потому, что по ней ездят автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.

Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Зато для пешеходов предназначается тротуар. Слово это — французское, и в переводе оно обозначает «дорога для пешеходов». В городах тротуары, как правило, покрыты асфальтом.

Пешеходы должны ходить по улице только по тротуарам.

У нас в селе мало тротуаров и те немногие, какие есть, выложены из тротуарной плитки.

Ребята, а как вы идете в детский сад, если нет тротуаров?

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Давайте ребята еще раз вспомним правила перехода дороги у нас в селе:

На дороге здесь порой (прямую ногу вперед на носок поочередно)

Нет разметки никакой.

Ну и как тогда нам быть (прямую ногу назад поочередно)

Как её переходить?

Если нет машин, то можно.

Только очень осторожно:

Влево - вправо посмотреть. (руки на пояс - повороты в стороны)

Не бежать и не лететь!

И без лишней суеты (ходьба с высоким подниманием колен)

Перейдёшь дорогу ты!

Какие бывают дороги

Ребята, а знаете ли вы, что дороги бывают очень разными, в зависимости от того, как организовано по ним движение машин?

Если машины едут по улице только в одном направлении, то такое движение называется односторонним. Нельзя сказать, что таких улиц очень много, но они есть. И ты должен знать, как вести себя на улице с односторонним движением.

На большинстве улиц машины едут как в одну, так и в другую сторону. Такое движение транспортных средств называется двусторонним. Чтобы машины не сталкивались и не мешали друг другу, такие улицы делят сплошной белой линией (одной или двумя). Эта линия разделяет проезжую часть дороги и нужна, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в противоположном.

Ещё одна особенность дорог состоит в том, в каком направлении движется по ним транспорт. В нашей стране движение транспорта по дорогам — правостороннее.

Это значит, что все машины в России движутся вперёд по правой стороне проезжей части.

Правостороннее движение принято и в таких странах, как США, Франция, Китай и Германия.

В некоторых странах (например, в Великобритании, Австралии, Индии) принято другое движение транспорта по дорогам — левостороннее. Это значит, что все машины в этих странах движутся вперёд по левой стороне проезжей части.

В зависимости от того, какое движение в стране — правостороннее или левостороннее, — по-разному конструируют и общественный транспорт. В тех странах, где движение правостороннее, двери в автобусах, трамваях, троллейбусах, маршрутных такси для входа и выхода пассажиров всегда находятся справа.

А теперь представьте, что вы водители:

Дети едут на машине, (ходьба на месте в руках воображаемый руль)

Смотрят на дорогу-

Слева - постовой стоит, (повороты туловища влево - вправо)

Справа - светофор горит.

Ой, ребята, сломался светофор. Огоньки больше не горят. Давайте срочно нарисуем светофор, чтобы на дороге не случилась беда.

Дети рисуют светофор.

История появления правил дорожного движения. История светофора

История появления правил дорожного движения. История светофора

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже были установлены единые правила для всех стран. Были введены первые дорожные знаки, установлены обязанности водителей и пешеходов.

Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

История светофора

А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?История появления правил дорожного движения. История светофора

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.

Первый электрический светофор появился в США, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде появился первый пешеходный светофор.

Физминутка «Светофор».

Воспитатель показывает сигналы, дети выполняют движения.

Зелёный свет – идут на месте.

Жёлтый свет – хлопают.

Красный свет – тишина.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми на тему: «Фликеры спасают жизнь»

Цель: Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений о безопасности на дорогах

Задачи:

- Формирование знаний о правилах движения в темное время суток.

- Знакомство с фликерами: как устроен этот элемент; почему он виден

издалека; как правильно пользоваться фликерами.

Ход беседы:

Хочешь верь, а хочешь нет, даже у старой Дороги есть сказки.

Потому что за свою долгую жизнь она многое повидала и многое пережила. Дорога готова рассказать нам свои сказки.

«Вы, знаете, когда-то я совсем не знала, что такое светофор, безопасность дорожного движения, светоотражающие элементы. Да-да, не удивляйтесь! Ни осветительных опор с фонарями, ни светофоров, ни фликеров - ничего не было. Я стояла темная и опасная. Человек пробирался по дороге на ощупь, кое-как выбирался из одной ямы и тут же попадал в другую. Где обочина, где проезжая часть - ничего не было видно. Много опасностей подстерегало человека в пути. Да-да, темные, неосвещенные дороги всегда опасны для жизни человека. Помните это!

Но однажды какой-то очень наблюдательный пешеход придумал первый светоотражающий элемент и обозначил им обочины. А подсказала

ему, как обезопасить передвижение и сохранить свое здоровье, сама матушка-природа. Оказалось, что кора березы очень хорошо отражает свет, даже лунный. Поэтому березы стали сажать вдоль дорог, и они играли роль первых фликеров. Потом человек задумался над тем, как же обозначить себя? И были придуманы световозвращающие ленты, повязки, брелки и многое другое.

Благодаря этим «лучикам света» я - старая Дорога, стала намного безопаснее! Только не забывайте надевать своих «светлячков», когда идете ко мне!»

Так что же такое фликер?

Фликер – это световозвращающий знак, который может спасти пешехода на дороге. Он обеспечивает видимость в темное время суток и  становится практически единственным способом обозначить себя на проезжей части.

При езде с ближним светом расстояние, при котором можно заметить пешехода, равно 25-30 метров, а если у человека есть фликер, то оно увеличивается до 130-140 метров.

Водитель, едущий в машине с включённым дальним светом, может увидеть фликер с расстояния 400 метров.

Фликеры бывают:

 Фликер-значок. Пожалуй, самый удобный вид.

Можно Быстро прикрепить к одежде, сумке, обуви.

 Фликер-подвеска. Имеет в комплекте шнурок, можно повесить на

грудь.

 Фликер-брелок. Также удобно повесить на рюкзак, велосипед, самокат.

 Фликер-браслет. Есть возможность носить не только на руке, но и

прикрепив на ручку сумки.

 Фликер-наклейка. Очень удобно, наклеил и забыл, например, на зонт.

Осенью, зимой уменьшается световой день. И вы все чаще  находитесь на улице в темное время суток, когда идете в садик или из него.  

Согласно статистике, большая часть несчастных случаев на дороге происходит в сумраке или ночью: плохая видимость — зачастую основная причина. Одним из решений этой проблемы является использование световозвращающих элементов на одежде.

Фликеры спасают жизнь.

Светит фликер нам в ночи,

Ты водитель посмотри,

Не случилась, чтоб беда,

Фликер светится всегда.

А сейчас, предлагаю вам ответить на вопросы викторины

Физкультминутка

Чтоб аварий избегать. (руки на пояс — повороты в стороны)

Надо строго соблюдать

Правила движения (поочередное поднимание рук — вперед, вверх, развести в стороны, опустить)

И нормы поведения.

Вы запомните, друзья.

На дороге нам нельзя

Бегать, прыгать и скакать (прыжки на месте на двух ногах)

И с мячом в футбол играть.

И не думайте напрасно (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Что здесь вовсе не опасно.

Изучайте понемногу, как переходить дорогу.

А сейчас, предлагаю вам ответить на вопросы викторины

Конкурс на лучшего знатока ПДД.

 Как правильно переходить улицу?

 Почему перед тем, как переходить проезжую остановиться и осмотреться?

 Почему нельзя выбегать на проезжую часть из-за кустов?

 Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать

переходить дорогу?

 Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?

 Как обозначается наземный пешеходный переход?

 Знак “Дети” - для пешехода или для водителя? Можно ли переходить дорогу в том месте, где он установлен?

 Почему нельзя играть около проезжей части?

 Зачем дошкольникам знать правила поведения на улице, если они

ходят с взрослыми и должны строго соблюдать их указания?

 Как взрослый с ребенком должен входить и выходить из транспорта?

 Если мне нужно перейти на другую сторону дороги я сделаю это по … (пешеходному переходу).

 Всегда буду обходить автобус… (сзади), троллейбус, трамвай… (спереди).

 Как должен вести себя пешеход, находясь на остановке и ожидая

прибытия общественного транспорта?

 Какие знаки сервиса вы знаете?

 Для чего нужны светоотражающие элементы?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Методика организации обобщающей (итоговой) беседы с детьми. Виды бесед, их значение для познавательного и речевого развития детей.

Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которы...

Конспект беседы с детьми 6-7 лет по познавательному развитию Тема: «Беседа о дне Победы».

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам войны...

Беседа с детьми о Светлом празднике Пасхи. Цель беседы: познакомить детей с православным праздником Светлой Пасхи, с его историей. Воспитывать патриотический чувства к традициям русского народа.

БЕСЕДА С ДЕТЬМИо Светлом празднике Пасхи В каком возрасте лучше рассказать ребенку о Пасхе? Скорее всего лучшим моментом для подобного разговора будет возраст, когда ребенок впервые осознает...

Беседы с детьми по безопасности дорожного движения (Картотека бесед по ПДД для детей дошкольного возраста)

Беседы с воспитанниками, которые помогут им ориентироваться на дороге и быть послушными пешеходами....