Рабочая программа "Безопасность"
рабочая программа по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Целью программы является изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающих безопасное поведение в различных жизненных ситуациях.
Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Занятия проводятся в старшей группе
Методы обучения основам безопасности жизнедеятельности :
- Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
- Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
- Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
- Применение видеоматериалов;
- Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
Показатели эффективности
- Проявление самостоятельности, ответственности, инициативности в различных видах деятельности.
- Знание современных проблем безопасности жизни и жизнедеятельности человека, знание основ защиты человека от современного комплекса опасных факторов.
- Умение применять полученные знания в жизни.
- Навыки использования и правила работы с ножницами вовремя занятия
Решение программных задач предусматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию, в совместную деятельность с детьми в утренний период времени, на прогулке, во второй половине дня.
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Содержание и методическое обеспечение программы
Месяц | Тема | Содержание работы | литература |
сентябрь | Внешность человека может быть обманчива | Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения | № 1 стр. 40 № 2 стр. 82
|
Съедобные и несъедобные грибы | Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах, о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки) | № 1 стр. 77 № 2 стр. 33
| |
Овощи и фрукты – полезные продукты (развлечение) | Расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни
| Конспект | |
октябрь | Как устроено тело человека | Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека | № 1 стр. 84
|
Здоровье и болезнь | Дать представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь | № 2 стр. 48
| |
Знакомство с улицей | Расширять представления детей об улице: о назначении домов, одностороннем и двустороннем движении машин. | № 4 стр. 18 | |
ноябрь | Знакомство с правилами поведения пешеходов | Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; формировать реакции на сигналы светофора | № 4 стр. 19 |
Путешествие по городу (развлечение) | Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках который есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия | Конспект | |
Кошка и собака – наши соседи | Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними | № 2 стр. 40 | |
декабрь | Безопасное общение с домашними животными | Продолжать знакомить детей с правилами обращения с домашними животными | № 6 стр. 22 |
Пожароопасные предметы | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться | № 1 стр. 54 | |
Предметы, требующие осторожного обращения | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | № 1 стр. 56 | |
январь | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях | № 1 стр. 42 |
Беседа о правилах дорожного движения | Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить детей с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения | № 3 стр. 18
| |
февраль | Наблюдение за светофором | Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц | № 3 стр. 20
|
Зачем нужны дорожные знаки | Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход») | № 3 стр. 21
| |
Знай и выполняй правила уличного движения (досуг) | Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно | № 3 стр. 69 Конспект
| |
март | Витамины и полезные продукты | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека | № 1 стр. 101 |
Безопасность в нашем доме | Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими | № 6 стр. 6 | |
Опасно ли быть неряхой? | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур | № 6 стр. 15 | |
апрель | У Мишки в гостях (развлечение) | Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть | № 2 стр. 48
|
Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | № 1 стр. 122 | |
Безопасность в нашем доме | Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими | № 6 стр. 6 | |
май | В гости к крокодилу Гене (развлечение) | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения | № 3 стр. 22 |
Контакты с незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях | № 1 стр. 46 | |
На воде, на солнце | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности | № 1 стр. 108 |
Планируемые результаты освоения программы
К шести годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
- понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
- знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
- представления о съедобных и несъедобных грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
- знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...