Азбука для воспитателей (как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)
материал по обж (старшая группа)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dlya_vospitateley_i_roditeley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Азбука для воспитателей

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.

Азбука для родителей

«Учим ребенка правилам безопасности»

Адрес дома, в котором живете и номера телефонов мамы и папы выучите со своим ребенком с раннего возраста.

Будьте терпеливы, учите ребенка! Он должен видеть в вас внимательного  и дружелюбного учителя.

Вероятность травматизма  ребенка в быту снизится, если не пожалеть времени и показать ему, как правильно выполнять домашние дела.

Грязная одежда – за ней иногда ребенок скрывает ушиб живота или даже повреждение внутренних органов. Иногда дети, чтобы избежать наказания, скрывают факт травмы, которая с ним случилась. Поэтому, прежде чем наказать ребенка за грязную одежду, узнайте, что с ним случилось.

Дозированный опыт – это воспитательный прием, когда ребенку дают возможность убедиться, что водой и утюгом можно обжечься, иголкой - уколоться и т.д. Это даст возможность ребенку избежать многих ошибок.

Если вы что-то запрещаете ребенку, то необходимо объяснять почему. Элементарные правила безопасности дадут возможность ребенку избежать сложных ситуаций.

Живые домашние существа могут нанести травму ребенку. Поэтому учите детей бережно и заботливо ухаживать за ними, избегать опасных действий.

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют и смогут защищать себя самостоятельно.

Игрушки и личные вещи ребенок должен держать в порядке; приучайте ребенка прибирать свое рабочее место – не только для чистоты, а и для безопасности.

Кислоту, лаки, растворители и другую бытовую химию не следует держать в посуде от напитков. Ее нужно хранить подальше от детей.

Лекарства, даже витамины, могут быть опасными для детей. Поэтому дозируйте их употребление ребенком, соблюдая инструкции и рекомендации врача.

Мультфильмы и детские телепередачи являются источником для углубления знаний детей о правилах безопасного поведения. Обговаривайте с детьми ситуации, в какие попадают телевизионные герои, и побуждайте делать выводы.

Не увлекайтесь приведением ребенку примеров опасных ситуаций, которые произошли с его друзьями или другими детьми. Это может вызвать у ребенка страхи.

Особенно важно учить ребенка безопасному поведению на собственном примере. Дети копируют Ваше поведение – не забывайте об этом.

Программы по безопасности жизнедеятельности для взрослых не рекомендуется смотреть детям, потому что они содержат криминальную статистику, которая вредит психике детей.

Режущие и колющие предметы храните в специально отведенном месте и учите детей пользоваться некоторыми из них в вашем присутствии.

Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Поэтому не оставляйте их в доступных для детей местах.

Телефоны экстренных служб ребенок должен знать наизусть. Запишите их и разместите у телефонного аппарата.

Удостоверьтесь, когда выходите из дома ненадолго, что ваш ребенок занят интересной игрой и не будет искать себе другое занятие, что может быть опасным.

Факты, когда дети выпадают из окон и балконов, убеждают, что окна должны быть надежно закрыты, когда в комнате играют дети.

Холодная вода – ваш надежный помощник в случае, если ребенок ушибся, обжегся или порезался.

Цените в своем ребенке уверенность и самостоятельность.

Часто чрезмерная опека не дает детям возможность ориентироваться в правильности принятого решения в определенной ситуации.

Широко использовать электроприборы дети могут с четырехлетнего возраста, но только с вашего разрешения и в вашем присутствии.

Щетка, мыло и зубная паста должны быть «друзьями» ребенка с раннего детства.

Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если дети будут изучать механизмы и проводить опыты вместе с взрослыми и под их присмотром.

Ясно, четко, понятно объясняйте ребенку правила поведения, а главное – соблюдайте их сами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Консультация для воспитателей "Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников"

Методы формирования основ безопасносного поведения у дошкольников...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

Самообразование воспитателя- "Формирование навыков безопасного поведения дошкольников"

В рамках работы по теме самообразования проводится разнообразная работа с дошкольниками: викторины, сюжетно-ролевые игры, вечера разгадывания загадок. Представляю вам материал, используемый в работе п...

Консультация для воспитателей «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге»

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в...