Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.
статья по обж
Статья предназначена для воспитателей и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников. Статья. | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников.
Статья предназначена для воспитателей и родителей, так как именно от них зависит безопасность детей на дороге и в жизни.
Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием транспортной инфраструктуры. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого. Ежегодно на дорогах и улицах городов и сел совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения на государственном уровне, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Это обусловлено их возрастными особенностями: организм ребёнка пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Также, частыми причинами ДТП являются: незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.
Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.
Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Для достижения поставленных целей нами определены следующие задачи:
Формировать у воспитанников знания о правилах безопасного поведения на улицах города
Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице.
Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по формированию безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа по обучению воспитанников правилам дорожного движения включает в себя разнообразные формы:
- беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах;
- экскурсии к перекрёстку;
- проекты;
- подвижные, дидактические игры;
- моделирование дорожных ситуаций, игры -путешествия, ребусы, кроссворды, загадки и задания сказочных персонажей;
- рассматривание картин, просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов, конструирование, рисование.
Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.
В центре Безопасности дети во время игры усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора,
видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.
Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.
Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.
Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге.
В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в группе имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплект: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, ИКТ, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.
Начинать изучать ПДД надо как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях. Формирование у детей особых навыков транспортного наблюдения и транспортных движений лучше всего происходит в семье. Детский сад «организует» родителей, они бывают там ежедневно и ежедневно проделывают с детьми путь из детского сада домой. Этот путь и должен стать тем «полигоном», где мамы, бабушки, отцы ежедневно будут приучать детей к грамотному транспортному поведению. Остается лишь, чтобы родители сами были готовы к этому.
При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть формальным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники, конкурсы на лучший рисунок и поделку по безопасности дорожного движения, памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД, папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми, консультационный материал, выпуск газеты, выставки плакатов, рисунков, поделок, иллюстраций, фотографий, литературы по безопасности дорожного движения, встречи со специалистами - инспекторами ГИБДД, психологами.
Одной из форм работы является привлечение родителей к изготовлению и обновлению учебных пособий по БДД (плакатов, макетов светофоров и настольных перекрестков, дорожных знаков и т.д.), атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
И не стоит забывать о такой форме работы, как индивидуальные беседы с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Анкетирование родителей помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.
В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.
На наш взгляд, интересны такие нетрадиционные формы работы: проведение социологических срезов, опросов «Почтовый ящик», проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме: устные журналы, игры с содержанием по данной проблеме, информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, консультации через интернет-ресурсы.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", следует придерживаться правил:
- Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
- Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
- Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.
- Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, инспекторов ГИБДД, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по формированию безопасного поведения в дорожно-транспортной сред.
Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.
Таким образом, использование комплекса разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, педагогами дополнительного образования, и родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города, помогает нашим детям избежать травматизма.
Рекомендации родителям по ПДД
Родителям младших дошкольников:
- Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
- Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
- Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
- Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
- Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
- Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.
В этом возрасте ребенок должен знать:
- На дорогу выходить нельзя.
- Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
- Вырываться нельзя.
- Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
- Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
- Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
- Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
- Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
- Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.
Родителям старших дошкольников:
- Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
- Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
- Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
- По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.
В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:
- Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
- Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
- Дорогу нужно переходить только шагом.
- Надо подчиняться сигналам светофора.
- В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
- Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
- Играть можно только во дворе.
- Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.
Уроки дорожной безопасности для родителей
Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.
Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".
Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.
Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.
За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.
Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.
Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.
Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.
Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!
Список используемой литературы
- О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
- Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
- “Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста”. Извекова Н.А., Изд. Сфера. 2007 г.
- “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
- Интернет- ресурсы: портал dddgazeta.ru “Добрая Дорога Детства”,
https://dohcolonoc.ru/cons/10289-obuchenie-detej-pdd-i-bezopasnosti-na-doroge.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"
Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...
Формирование навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников
Статья о необходимости формирования навыков безопасности дорожного движения у младших дошкольников....
Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...
Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников.
Формирование навыков безопасности дорожного движения у дошкольников...
Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников
Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки нац...
Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"
Статья по ПДД на тему "Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников"Формирование навыков безопасности дорожного движения для дошкольников Проблема дорожно-транс...
Использование квест-технологии как средство формирования навыков безопасности дорожного движения у дошкольников
Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями.Следовательно, при выходе...