Наглядно-дидактическое пособие «Улицы нашего города»
учебно-методическое пособие по обж (средняя группа)
Макет предназначен для изучения правил дорожного движения для детей от 4 - 6 лет (с усложнением данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наглядно-дидактическое пособие «Улицы нашего города» | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Наглядно-дидактическое пособие «Улицы нашего города»
Макет предназначен для изучения правил дорожного движения для детей от 4 - 6 лет (с усложнением данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое). Игры с макетом очень нравятся детям. Они способствует их развитию, повышают уровень любознательности, расширяют и закрепляют знания о правилах дорожного движения.
Это игровой многофункциональный макет по правилам дорожного движения, предназначенный для детей среднего и старшего возраста. На этом поле можно организовать сюжетно-ролевую игру, использовать как дидактическую, для совместной и самостоятельной деятельности в детском саду и дома. Макет создан для того, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, чтобы захотел самостоятельно расширять свои знания по правилам дорожного движения. Игровой макет включает в себя стихи, загадки, сказки, кроссворды, лабиринты, игры, плоскостные и объёмные фигурки людей, машин, зданий школы, детского сада, больницы, дорожные знаки, автобусные остановки. А также игровое поле – дорога. Формировать и закреплять знания, умения и навыки детей по правилам дорожного движения. Макет может быть использован как в образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности детей. Игры с использованием макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.
Цель разработки макета: способствует вербализации мышления детей, позволяет наглядно демонстрировать различные ситуации на улице, а также предоставляет возможность детям самостоятельно смоделировать ситуации, в которых они были или придумали.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей. пешеходов, велосипедистов;
- Учить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
- Развивать связную речь;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Воспитывать чувство ответственности.
Аннотация.
Для изготовления макета был использован фанерная доска. Макет легкий, переносной, удобный для переноски, размещения на столе, полу. К нему удобно подходить со всех сторон, что позволяет играть на нём сразу нескольким детям. На доске цветными красками были нанесены дорожная разметка, газон. Для обозначения пешеходных переходов нанесены белые полосы в местах наиболее вероятного их размещения (перед перекрестками дорог).
Для эффективной работы с макетом могут использовться игровые наборы «Городок» и «Дорожные знаки», с помощью которых детям можно поиграть любыми маленькими игрушечными автомобилями, соблюдая Правила дорожного движения, расставить знаки. Можно самостоятельно смоделировать ситуации на проезжей части и обыграть их. Занимаясь на макете, с воспитанниками закрепляют самые необходимые для пешеходов и пассажиров правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице, на проезжей части и в транспорте.
Рекомендации по использованию.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: макет города, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Варианты различных игр с использованием макета
Примеры заданий:
Игра имеет множество вариантов заданий с различным уровнем сложности, которые пополняются по мере развития детей и в процессе совершенствования методики проведения занятий.
Вариант 1. Знакомство с планом города, его постройками и жителями, названием улиц.
Вариант 2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: учителю – в школу, почтальону - на почту , домохозяйке – за покупками в продуктовый магазин, маме с ребёнком в поликлинику, школьникам – до школы. (при этом необходимо чётко проговаривать весь маршрут: выходим из дома №…, идём по улице…, переходим на улицу…, видим знаки… и т.д.)
Вариант 3. Необходимо пожарной машине подъехать к дому №10 потушить пожар – проложите, пожалуйста, короткий маршрут; машине скорой помощи подъехать к дому № 3 и такси к дому №8 т.д. (при этом необходимо чётко проговаривать весь маршрут, соблюдая ПДД.)
Вариант 4. Детям необходимо разыграть различные ситуации на дороге (один ребенок – пешеход, другой – водитель, а затем можно поменяться ролями).
Вариант 5. «Что, где?»
Детям предлагается расположить ближайшие к детскому саду объекты (дома, церковь, деревья, дорогу).
Вариант 6. Ребенку предлагается определить где находится его дом и поставить туда фигурку мультяшного героя, также необходимо пройти от дома до детского сада соблюдая все правила безопасного поведения.
Вариант 7. Игроки ходят по очереди, установленной по договорённости или по жребию. Игроки перемещают фигуру пешехода по направлению к детскому саду, от определенно выбранной точки
Вариант 8. Игроки ходят по очереди, установленной по договорённости или по жребию. Игроки перемещают фигуру пешехода по направлению к детскому саду, от определенно выбранной точки
Вариант 9. Условия игры те же, только игроки играют транспортом. Можно варьировать маршруты к разным образовательным учреждениям и следовать из разных заданных точек.
Вопросы, которые воспитатель может задать во время игры:
- Какие дома на нашей улице?
- Где должны ходить пешеходы?
- Какие дорожные знаки есть на улицах нашего микрорайона?
- Для чего нужен светофор?
- Можно ли играть на улице и на дороге?
- А знаете ли вы историю возникновения улицы?
- А что вы знаете про улицу?
«Назови свой адрес».
Цель: закреплять знания своего домашнего адреса: название города, улицы, № дома, № квартиры.
Материал: макет города.
Ход игры:
Ребята, рассмотрите внимательно макет нашего города Бердск. Найдите свой дом и улицу, на которой он расположен.
Сейчас каждый из вас назовёт свой домашний адрес и покажет на макете улицу и дом.
Пример: я живу в городе Бердск на улице Ленина
– (показываю), в доме № 1 (показываю), в квартире № 30
(дети по очереди называют адрес и показывают на макете).
«Вопросы и ответы»
Цель:
- закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, социально-значимых объектах, поведения на улице;
- развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: макет, фишки.
Ход игры: воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.
Посмотрите внимательно на макет:
- Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
- Назовите улицы нашего города Бердска и покажите на макете.
- Где можно гулять детям? (во дворе, на спортивных площадках)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Где люди ждут транспорт? (на остановке)
- Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
- Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
- Назовите социально-значимые объекты нашего города. (детский сад, школа, поликлиника, сбербанк, магазины, дом культуры и т.д.)
- С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
- Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
- Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
- Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
- Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
- Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет или обойти сзади)
- Назовите виды транспорта (пассажирский, воздушный, морской, наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)
«УЛИЦА ГОРОДА»
Предназначена для детей старшей группы.
Цель: Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителей в условиях улицы, закрепить представления детей о названии светофора.
Материал: макет улицы, дома, перекрестка, автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; светофор ( игрушки); дорожные знаки, деревья ( макеты).
Предназначена для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы, дома, перекрестка, автомобили (игрушки); куклы – пешеходы; светофор ( игрушки); дорожные знаки, деревья ( макеты).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»
Для детей старшей группы
Цель: - Обучать детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные», (предупреждающие); «Выезд запрещен», «Проход закрыт», «Движения на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Налево», «Направо», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Телефон», «Автозаправка», «Пункт тех. обслуживания» (информационно – указательные); «пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место отдыха» (знаки сервиса)
- Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки игровое поле.
«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК»
Для детей подготовительной группы.
Цель: - Обучать детей различать дорожные знаки
- Закреплять знания детей о ПДД
- Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками, макет.
«На дорогах города»
Цель: Закрепление знаний правил дорожного движения.
Задачи:
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
- Обучить детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Дядя Стёпа – милиционер», рассматривание иллюстраций: проезжей части, дорожных знаков, светофора; беседа «Переходим через дорогу».
Средства: макет с разметкой улиц, дома, дорожные знаки, машинки, фигурки людей. Форма организации: индивидуальная, подгрупповая.
Способы: вопросы к детям, пример диалогического взаимодействия с участниками игры, показ способов действий, положительная оценка.
Задания:
Ребята, сегодня я хочу предложить вам поиграть в интересную игру.
Каждое утро мы покидаем наши дома и спешим: кто на работу, кто в школу, кто в детский сад. Выходя из дома, мы почти сразу попадаем на улицу.
Что же такое улица, ребята?
Ответы детей.
Правильно. Улица
Это проезжая часть с тротуаром; дома, газоны. Улицы находятся в городе. Вот такой макет я предлагаю вам для игры. Дети ставят фигурки людей.
Ребята, а чего не хватает, на проезжей части.
Машин, дорожных знаков, светофора…(ответы детей).
Молодцы, заметили. Напомните мне, пожалуйста, а для чего на улице нужен светофор? Ответы детей.
Хорошо.
Ваня кем ты хочешь играть пешеходом или водителем. Замечательно, Ваня будет вот этим мальчиком пешеходом. (Рома выбирает фигурку мальчика на велосипеде, Арина фигурку мамы, Матвей управляет грузовой машиной, Глеб управляет машиной скорой помощи).
А я буду водителем автобуса.
Вот и оживает наш город. Рома, где ты будешь кататься на велосипеде? Ответ ребёнка.
Помни, только во дворе, по тротуару или в парке. Арина, а где ты будешь переходить дорогу, когда пойдёшь утром на работу. Ответ ребёнка.
Конечно, по пешеходному переходу. Матвей, на сигнал светофора ты должен остановить машину.
Ответ ребёнка.
Да, на красный свет.
Мой автобус отправляется в путь. Арина поторопитесь на посадку, а то опоздаете на работу. А где же следующая остановка? Ребята, поставьте знак « Автобусная остановка». Глеб издаёт звуковой сигнал машины скорой помощи « Я спешу к больному!»
Хорошо, и прижмусь к правой стороне дороги и уступлю путь. Так же делает Матвей, управляющий грузовой машиной.
Глеб, тебе можно проезжать и на красный сигнал светофора. Специальным машинам это разрешается.
А вот и автобусная остановка «Городской парк», конечная.
Ребята, рабочая смена водителя автобуса закончилась, а вы продолжайте игру.
«Наша улица»
Цель:
1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представление детей о светофоре.
3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.
Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.
Задания:
Первый вариант (для пешеходов).
С помощью кукол дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.
Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.
Второй вариант (для водителей).
Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации.
За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие -Проект "Макет "Улицы нашего города"
Проект "Улицы города" возможно использовать на занятиях по безопастности жизнедеятельности.Возможно использовать и как пособие для зан...
Пособие по ПДД "Улица нашего города"
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день. И в первую очередь, в силу ранне...
Наглядное пособие "Улицы нашего города"
Данное пособие поможетдетям - запомнить названия улиц, на которых они проживают, и улиц, которые находятся вблизи детского сада, т.к. на каждой картинке объясняется этимоло...
Наглядное пособие "Улицы нашего города" (продолжение)
Данное пособие поможетдетям - запоминать названия улиц, на которых они проживают, и других улиц, которые находятся вблизи детского сада, т.к. на каждой картинке объясняется ...
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Бумага.».
Формирование представления у детей дошкольного возраста о бумаге и её видах....
Наглядно – дидактическое игровое пособие «Найди по образцу. Ткань.».
Формирование и расширение представлений у детей дошкольного возраста о ткани, её видовом разнообразии и основных свойствах....
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...