«Детский сад – территория безопасности»
рабочая программа по обж
Программа развития дошкольного учреждения разработана в рамках осуществления государственной политики о дошкольном учреждении и направлена на реализацию основных целей и задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_detskiy_sad_-_bezopasnoe_obrazovatelnoe_prostranstvo.docx | 75.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Ельня
ПРОГРАММА
«ДЕТСКИЙ САД – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»
Разработала: Музыкальный руководитель
МБДОУ Детский сад «Улыбка» г. Ельня
Афонченкова И. Д.
Содержание
Введение | |
Глава 1. | Программа «Детский сад – территория безопасности». |
1.1. | Актуальность программы безопасности детей и сотрудников ДОУ. |
1.2. | Программа «Детский сад – территория безопасности» в рамках программы развития МБДОУ Детский сад «Улыбка». |
Глава 2. | Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ. |
2.1. | Система работы по реализации образовательной области «Безопасность». |
2.2. | Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей дошкольного возраста. |
2.3. | Создание развивающей среды в ДОУ. |
2.4. | Организация образовательного процесса. |
2.5. | Сотрудничество с внешними организациями |
2.6. | Взаимодействие с родителями. |
Глава 3. | Система мониторинга деятельности ДОУ по обеспечению безопасного образовательного пространства. Литература |
Введение
Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию обозначил суть всех происходящих в стране обновлений. Он констатировал: «…Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего – для наших детей».
К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых страдают дети. Это: пожары в жилых зданиях, дачных домах; аварии на дорогах; происшествия с детьми в доме, на улице, в образовательных учреждениях.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий безопасности образовательных учреждений, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма воспитанников ДОУ можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от воспитанника или работника.
Часто причинами и негативными факторами возникновения опасных ситуаций являются:
- отсутствие необходимой правовой и социальной информации;
- непонимание серьезности проблем безопасной жизнедеятельности;
- слабая система безопасности и охраны образовательного учреждения;
- недостаточные знания, умения и навыки безопасного поведения;
- недисциплинированность и бесконтрольность персонала и воспитанников;
- сокрытие фактов правонарушений и непринятие соответствующих мер к Правонарушителям.
Как видно, комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Никакие дорогостоящие суперсистемы безопасности не гарантируют снижения травматизма в ДОУ, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи. Поэтому главным звеном остается воздействие на воспитанников, родителей и персонал образовательного учреждения, т. e. на человеческий фактор. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходим комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая:
- постоянное обновление нормативно-правовой базы ДОУ по формированию безопасного образовательного пространства;
- совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей;
- создание здоровых и безопасных условия труда в образовательном учреждении и условий для безопасного образовательного процесса. Материально-техническое оснащение;
- создание эффективной системы обучения работников ДОУ;
- внедрение инновационных образовательных технологий, программ по ОБЖ;
- совершенствование системы взаимодействия с органами безопасности (службой МЧС, ОВД ГИБДД);
- разработку и внедрение системы мониторинга безопасности образовательного пространства ДОУ.
Интеграция всех элементов системы безопасности обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ДОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.
Глава 1. Программа «Детский сад – территория безопасности».
Проблемы обеспечения безопасности в ДОУ были и будут всегда. Они затрагивают многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеют разносторонний и многоплановый характер. Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям.
- Актуальность проблемы безопасности детей и сотрудников ДОУ.
Гибель детей образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи – всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья наших детей и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
Исходя из анализа мониторинга, включающего разные показатели (анализ статистики детского травматизма и происшествий с детьми в дошкольном учреждении, анализ состояния материально-технической и учебно-методической базы ДОУ, кадрового потенциала, анализ диагностики знаний детей в области безопасности) была разработана долгосрочная программа на 2016 – 2019 учебные годы «Детский сад – территория безопасности».
- Программа «Детский сад – территория безопасности» в рамках программы развития МБДОУ Детский сад «Улыбка»
Программа развития дошкольного учреждения разработана в рамках осуществления государственной политики о дошкольном учреждении и направлена на реализацию основных целей и задач.
Цель: создать в детском саду здоровьесберегающее и безопасное образовательное пространство, обеспечивающее гармоничное разностороннее развитие каждого ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
В ходе реализации программы решались следующие задачи:
- Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития.
- Привести в соответствие с санитарно-гигиеническими требования и требованиями безопасности материально-техническую базу и предметно-развивающую среду в ДОУ.
- Внедрить в практику работы дошкольного учреждения программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
- Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике современных программ, здоровьесберегающих технологий и технологий по основам безопасности жизнедеятельности.
- Повысить качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- Расширение участия общественности в управлении дошкольным учреждением за счет организации и стабильного функционирования в детском саду Совета ДОУ.
- Реализация инновационных технологий: технологий по основам безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающим технологиям, информатизация процесса образования (подключение к сети Интернет, создание сайта детского сада), повышение профессиональной компетентности сотрудников ДОУ.
- Приведение в соответствие с требованиями СанПиН и СНиП территории, здания, помещений и коммуникационных систем учреждения. Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей раннего и дошкольного возраста посредством постепенного 100% обновления предметно-развивающей среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Повышение персональной ответственности сотрудников учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей – воспитанников ДОУ.
- Участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов, повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Повышение эффективности оздоровления воспитанников ДОУ до 80%, благодаря проектированию и реализации комплексной оздоровительной программы «Здоровье».
- Повышение педагогической компетентности родителей.
Для достижения цели и задач программы развития творческой группой разработаны проекты, которые имеют собственную конструктивную реализацию.
Основные мероприятия по реализации программы развития.
Концептуальной основой программы безопасной образовательной среды в ДОУ является: организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в образовательном процессе.
Паспорт программы «Детский сад – территория безопасности».
Актуальность программы | Актуальность обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью и травматизмом. |
Новизна программы | На наш взгляд в обеспечении комплексного подхода к решению задач по безопасности образовательного пространства ДОУ. |
Цель | Обеспечение безопасных условий для всех участников образовательного процесса. |
Задачи |
|
Участники | Сотрудники дошкольного учреждения, дети и родители (законные представители). |
Основные направления деятельности |
|
Ожидаемые конечные результаты |
|
Система контроля за выполнением программы | Контроль выполнения мероприятий программы осуществляют заведующий детским садом, заместитель заведующего по УВР, органы общественного самоуправления, первичная профсоюзная организация. |
Глава 2. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников. Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ.
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, из них 35 детей – в России. Более эффективные меры по профилактике детского травматизма могли бы сохранить жизнь по меньшей мере половине из них. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма».
Решающим условием обеспечения безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. Ребёнок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире, нашёл подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, он должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. В детском саду эти знания закладываются через систему игровых заданий и моделирование проблемных ситуаций, направленных на формирование основ личной безопасности ребёнка, ценностей здорового образа жизни, на успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу.
2.1. Система работы по реализации образовательной области «Безопасность».
Система работы по образовательной области «Безопасность» включает в себя:
- условия для развития представлений об основах безопасности жизнедеятельности;
- организацию образовательного процесса;
- сотрудничество с внешними организациями.
Система работы с детьми по реализации программы предполагает соблюдение следующих принципов:
- Принцип полноты - содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
- Принцип системности - работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.
- Принцип сезонности - при ознакомлении детей с природой учитываются региональные условия.
- Принцип возрастной адресованности- при работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи- содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Обеспечение безопасности детей является приоритетной задачей общества. Свидетельством этого являются целевые программы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Мы проанализировали парциальную программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, разработанные на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Однако, в данной программе представлено содержание работы по формированию безопасного поведения только для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому мы разработали модифицированную программу на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, которая рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей до подготовительной группы).
Модифицированная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей 3-7 лет содержит пять разделов:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Здоровье ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
2.2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обеспечения безопасности детей дошкольного возраста.
Для оказания повседневной и целенаправленной помощи педагогам при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности, особое внимание уделяется вопросам повышения их профессиональной компетентности.
Основные формы работы с педагогами:
- консультации, беседы;
- семинары - практикумы;
- практические занятия;
- анкетирование;
- выставки;
- приобретение и изготовление современных методических игр, пособий;
- обзор педагогической литературы.
2.3. Создание развивающей среды в ДОУ.
При создании предметно - развивающей среды опирались на следующие нормативно - правовые документы:
- Методическое письмо МО РФ от 26.05.99 № 109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек»;
- «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова (Концепция).
Для успешной реализации задач образовательной области «Безопасность» в МДОУ:
- функционирует музыкальный зал, оснащенный аудиовизуальным и музыкальным оборудованием;
- методический кабинет оснащен современной оргтехникой и демонстрационными пособиями, слайдами, аудиокассетами и DVD;
- уголки безопасности в групповых помещениях оснащены разнообразными материалами по безопасности: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игровые макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.);
- в холле детского сада имеется уголок пожарной безопасности, постоянно действующие стенды и выставки по основам безопасности жизнедеятельности;
- транспортная площадка на территории ДОУ.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывались следующие принципы:
- принцип стабильности-динамичности. Предметная среда меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- принцип эмоционального благополучия. Учитывая, что ребёнок находится в детском саду целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для разнообразной деятельности.
- принцип активности, самостоятельности, творчества. Каждый ребёнок должен найти себе интересное занятие, способствующее закреплению полученных знаний по безопасности самостоятельной деятельности.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, закреплению навыков в различных видах деятельности.
2.4. Организация образовательного процесса.
Основная цель работы с детьми по формированию безопасного поведения– познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Были определены основные задачи:
- Формировать у детей элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
- Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
- Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
- Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
- Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Для успешного освоения программы по основам безопасности жизнедеятельности необходимо грамотно организовать образовательный процесс с детьми с учётом интегративного подхода, который строится в ДОУ в трех направлениях:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей.
Основные формы и методы работы с дошкольниками по ОБЖ.
Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ООД Экскурсии в пожарную часть Конкурсы и викторины | Минутки безопасности Лепка Рисование Аппликация Праздники Развлечения Изготовление книжек- самоделок Обучающие компьютерные игры Беседы Досуги Сюжетно - ролевые игры | Сюжетно- ролевые игры Дидактические игры |
ОО «Физическое развитие» | ООД по физической культуре | Коммуникативные игры Дидактические игры Беседы Досуги | |
ОО «Познавательное развитие» | Занятия Экскурсии в библиотеку | Дидактические игры Игры-эксперименты Опыты Игровые ситуации Рассматривание тематических альбомов Наблюдения в природе и целевые прогулки Обучающие компьютерные игры Беседы Досуги Театрализованные игры Сюжетно - ролевые игры | Сюжетно- ролевые игры Дидактические игры |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ООД | Дидактические игры по валеологии Игровые ситуации Театрализованные представления Сюжетно - ролевые игры Обучающие компьютерные игры Беседы Досуги Целевые прогулки Занятия в кружке «Лесовичок» (ЗОЖ) | Сюжетно- ролевые игры Дидактические игры |
ОО «Речевое развитие» | Занятия: -чтение художественной литературы; -рисование; - аппликация; - лепка. Экскурсия в библиотеку | Работа в книжном уголке Работа в уголке изобразительной деятельности Изготовление книжек-самоделок Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций Просмотр диафильмов и слайдов Театрализованные представления Агитбригада в рамках работы театральной студии «Улыбка» | Сюжетно- ролевые игры Дидактические игры |
2.5. Сотрудничество с внешними организациями
Наше дошкольное образовательное учреждение как открытая образовательная система осуществляет взаимодействие с городскими учреждениями. Для эффективной реализации задач образовательной области «Безопасность» МБДОУ Детский сад «Улыбка» тесно сотрудничает с внешними организациями на основании договоров совместной деятельности:
- Отделение ГИБДД МО МВД России Дорогобужский район
- УНДПР ГУ МЧС России по Смоленской области
Формы работы ДОУ
Отделение ГИБДД МО МВД России Дорогобужский район | УНДПР ГУ МЧС России по Смоленской области | |
Формы работы с детьми |
|
|
Формы работы с сотрудниками |
|
|
Формы работы с родителями |
«Формирование безопасного поведения на улице». |
|
Знакомясь с профессиями, дети глубже понимают назначение атрибутов профессиональной деятельности спасателей, медиков, пожарных; начинают осознавать, что мощный стресс, вызванный опасной ситуацией, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом. Происходит осмысление дошкольниками необходимости неукоснительного выполнения некоторых правил и запретов, имеющих жизненно важное значение, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Сотрудники милиции, пожарной службы и службы спасения принимают участие в «Месячниках безопасности», организуемых в дошкольном учреждении с целью выработки у детей защитного поведения, формирования адекватных действий в опасных ситуациях.
2.6. Взаимодействие с родителями.
Эффективность работы с родителями по основам безопасности обусловлена положительным примером поведения взрослых. Поэтому основной задачей детского сада становится совместная деятельность педагогов, родителей, специальных служб по решению проблемы безопасности детей. Привлекая родителей к деятельности дошкольного учреждения, работаем по следующим этапам:
Первый этап – актуализация потребностей родителей по проблеме безопасности жизнедеятельности ребенка.
Второй этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков образовательной услуги в дошкольном учреждении.
Третий этап – партнерство педагогов, родителей, специальных служб в деятельности дошкольного учреждения.
Крайне важно, как складывается взаимодействие взрослых в процессе формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов, где результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами.
С целью формирования педагогической компетенции родителей и для реализации содержания работы по основам безопасности жизнедеятельности детей используем различные формы деятельности:
- родительские собрания с приглашением инспектора отделения ГИБДД МО МВД России, Дорогобужский район;
- анкетирование;
- профилактические консультации, беседы;
- фото, видеоматериалы;
- информационные стенды – рекомендации родителям;
- выпуск буклетов;
- выставки поделок, рисунков;
- совместные спортивные досуги;
- работа с детьми и родителями по составлению маршрута безопасного пути от детского сада до дома, в котором родители, заполняя маршрут вместе с ребенком, отслеживают изменения, происходящие по дороге в детский сад, выделяют опасные участки.
Глава 3. Выводы
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должна быть разработана четкая система мер по обеспечению безопасного образовательного пространства включающая:
- постоянное обновление нормативно-правовой базы ДОУ по формированию безопасного образовательного пространства;
- совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей;
- создание здоровых и безопасных условия труда в образовательном учреждении и условий для безопасного образовательного процесса. Материально-техническое оснащение;
- создание эффективной системы обучения работников ДОУ;
- внедрение инновационных образовательных технологий, программ по ОБЖ;
- совершенствование системы взаимодействия с органами безопасности (службой УНДПР ГУ МЧС России по Смоленской области, ГИБДД МО МВД );
- разработку и внедрение системы мониторинга безопасности образовательного пространства ДОУ.
Таким образом, приоритетность обеспечения безопасного образовательного пространства ДОУ очевидна - она является одной из важнейших составляющих деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности.
Литература
- Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. - М.: МИОО, 2005
- Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005
- Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения Управление ДОУ, Москва, 2007
- Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. Управление ДОУ, М.: Сфера, 2007
- Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005
- Об основах охраны труда в Российской Федерации / Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ (с изменениями от 09.05.2002 г)
- Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. - М.: НЦ ЭНАС, 2006
- Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
- СанПиН 2.4.1.3049-13.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 29 мая 2013
- Сантаева Т.С. Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004
- Трушкин А.Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: автореф. дис… д-ра пед. наук. - Ростов-на -Дону, 2000
- Худик В.А., Тельнюк И.В. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников // Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проведении Месячника пожарной безопасности "Детство - территория безопасности"
Отчет содержит план месячника пожарной безопасности и фото отчет о проведенны мероприятиях....
Памятка для родителей "Семья-территория безопасности"
Памятка подготовлена к родительскому собранию в ДОУ по теме: "Жестокое обращение с детьми". В ней содержится информация об элементарных правилах поведения родителей в отношении несовершеннолетних дете...
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...
территория безопасности.
лэпбук " территория безопасности"...
Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»
Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...
"Интернет-территория безопасности".
В современном обществе остро встала проблема обеспечения информационной безопасности детей путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной...
Интернет - территория безопасности
Интернет-территория безопасности Интернет – это интересный и увлекательный мир, который позволяет нам узнавать много интересного, общаться с людьми в разных концах света, открывать себя в ...