"Правила безопасности для детей в народных сказках". Консультация для родителей.
консультация (младшая, средняя группа)

Консультация для родителей по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения посредством народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Правила безопасности для детей в народных сказках». Консультация для родителей.

Воспитатель Юдина Е.А.

МБДОУ детский сад № 30 «Белочка» г. Пятигорск

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка уникальное и доступное средство для формирования социальной адаптации и развития ребенка, потому что она близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ребенку еще не понятная логика взрослых рассуждений, а сказка и не учит напрямую. Важная для детей информация подается в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, останется с ним на всю жизнь.

 В народных сказках есть инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, четко обозначена граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший.

В сказке все сказано, все объяснено. Задача взрослых - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Например, по русской народной сказке «Колобок»:

1. Комментируем то, о чем рассказываем.

Комментарий может быть очень простой: «ай-ай-ай!» - вот и ясно отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задаем вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес?

- С кем колобок встретился?

- От кого убежал?

- А кто его обхитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

- Обращаем внимание ребенка на то, что встречались колобку разные звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе...

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку. А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

- Если ребенок говорить еще не умеет - все равно задаем вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечаем, как будто просто рассуждаем вслух. Это отличный способ акцентировать внимание. Например, после встречи с зайчиком можно сказать: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...»

- Говорим кратко и ясно (как в сказке). Не используем сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругаем колобка - мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки.

- Выражаем главную мысль, которую хотим донести до ребенка («Наша Саша умница, она не убегает одна... А лисичку Саша будет слушать? А песенки ей петь?»)

- Делаем вывод в доступной для ребенка форме. Суть его такова: ребенка предупреждаем - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму.

Все вышеперечисленные приемы используем не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки помногу раз. Постепенно до ребенка дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

Позже можно углубить знания по этой же теме. Можно вспомнить вместе с детьми другие народные сказки.

- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

- Кто не послушался и попал в беду?

- А что надо было сделать этому герою?

- Кто спас его/ее?

- Как бы ты поступил на его/ее месте?

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, следует почаще задавать его детям.

Вот вопросы, которые помогут акцентировать внимание ребенка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться.

Сказка «Заюшкина избушка». Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

Еще один вариант обучения детей правилам безопасности по народным сказкам – игра. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Дети постарше могут сами задавать вопросы. Например:

- В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?

- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.

- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?

- Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?

Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы».

Выбираем сказку и - кто больше советов найдет? Или называем полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?

Может показаться, что такие игры-обсуждения очень сложны для маленьких детей. Тем не менее, на практике - это как решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше решаешь таких задач - тем лучше получается.

Учите детей и учитесь с ними вместе.

- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

- Рассказывайте сказки. Можно и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но помните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.

- Реагируйте эмоционально. Дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в сознании.

- Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.

- Обращайте внимание на иллюстрации. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика «подстраховывается»: она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что ребенок увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

- Задавайте вопросы. Если ребенок пока разговаривает плохо, он все равно поймет. Суть вопроса ведь не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.

- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (старайтесь не отойти от темы).

- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, можно научить ребенка бдительности и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для родителей)

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре ...

«Приобщение детей к народным традициям» консультация для родителей ( 2022.03)

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого на...