"Правила безопасности для детей в народных сказках". Консультация для родителей.
консультация (младшая, средняя группа)
Консультация для родителей по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения посредством народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_bezopasnosti_dlya_detey_v_narodnyh_skazkah._konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правила безопасности для детей в народных сказках». Консультация для родителей.
Воспитатель Юдина Е.А.
МБДОУ детский сад № 30 «Белочка» г. Пятигорск
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка уникальное и доступное средство для формирования социальной адаптации и развития ребенка, потому что она близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ребенку еще не понятная логика взрослых рассуждений, а сказка и не учит напрямую. Важная для детей информация подается в самой доступной форме - в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, останется с ним на всю жизнь.
В народных сказках есть инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, четко обозначена граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший.
В сказке все сказано, все объяснено. Задача взрослых - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Например, по русской народной сказке «Колобок»:
1. Комментируем то, о чем рассказываем.
Комментарий может быть очень простой: «ай-ай-ай!» - вот и ясно отношение к поступку (проступку) колобка.
2. Задаем вопросы:
- Почему же убежал колобок?
- А можно ли было убегать одному в лес?
- С кем колобок встретился?
- От кого убежал?
- А кто его обхитрил?
- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)
3. Для детей постарше:
- Обращаем внимание ребенка на то, что встречались колобку разные звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе...
- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку. А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
- Если ребенок говорить еще не умеет - все равно задаем вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечаем, как будто просто рассуждаем вслух. Это отличный способ акцентировать внимание. Например, после встречи с зайчиком можно сказать: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...»
- Говорим кратко и ясно (как в сказке). Не используем сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругаем колобка - мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки.
- Выражаем главную мысль, которую хотим донести до ребенка («Наша Саша умница, она не убегает одна... А лисичку Саша будет слушать? А песенки ей петь?»)
- Делаем вывод в доступной для ребенка форме. Суть его такова: ребенка предупреждаем - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму.
Все вышеперечисленные приемы используем не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки помногу раз. Постепенно до ребенка дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.
Позже можно углубить знания по этой же теме. Можно вспомнить вместе с детьми другие народные сказки.
- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?
- Кто не послушался и попал в беду?
- А что надо было сделать этому герою?
- Кто спас его/ее?
- Как бы ты поступил на его/ее месте?
Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, следует почаще задавать его детям.
Вот вопросы, которые помогут акцентировать внимание ребенка на том, что надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться.
Сказка «Заюшкина избушка». Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог. Почему убежали и собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок.) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)
Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?
Еще один вариант обучения детей правилам безопасности по народным сказкам – игра. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Дети постарше могут сами задавать вопросы. Например:
- В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?
- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.
- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?
- Почему печка сначала не хотела девочке помочь, а потом помогла?
Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы».
Выбираем сказку и - кто больше советов найдет? Или называем полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?
Может показаться, что такие игры-обсуждения очень сложны для маленьких детей. Тем не менее, на практике - это как решать головоломки: от простой к сложной, и чем больше решаешь таких задач - тем лучше получается.
Учите детей и учитесь с ними вместе.
- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
- Рассказывайте сказки. Можно и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.
- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но помните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.
- Реагируйте эмоционально. Дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в сознании.
- Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.
- Обращайте внимание на иллюстрации. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика «подстраховывается»: она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что ребенок увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.
- Задавайте вопросы. Если ребенок пока разговаривает плохо, он все равно поймет. Суть вопроса ведь не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.
- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (старайтесь не отойти от темы).
- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, можно научить ребенка бдительности и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
Консультация для родителей «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Статья на тему ПДД...
Консультация для родителей по безопасности«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
методический материал пл работе с родителями...
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для родителей)
Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре ...
«Приобщение детей к народным традициям» консультация для родителей ( 2022.03)
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого на...
"Правила безопасного поведения детей на музыкальнм занятии и роль родителей в массовых мероприятиях
Консультация для родителей...