методический материал по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Подбор бесед, рассказов, загадок по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подбор бесед, рассказов, загадок по пожарной безопасности для детей дошкольного возраст | 74.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дым»
Борис Житков
Никто этому не верит. А пожарные говорят:
— Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё — в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.
И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.
И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:
— А ну, посчитайте, все ли?
Одного жильца не хватало.
И мужчина закричал:
— Петька-то наш в комнате остался!
Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату.
В комнате огня ещё не было, но было полно дыму. Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:
— Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос!
Но никто не отвечал. Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл.
Тогда старший пожарный рассердился:
— А где Петька?
— Я все стены обшарил, — сказал человек.
— Давай маску! — крикнул старший.
Человек начал снимать маску. Старший видит: потолок уже горит. Ждать некогда.
И старший не стал ждать; окунул рукавицу в ведро, заткнул её в рот и бросился в дым.
Он сразу бросился на пол и стал шарить. Наткнулся на диван и подумал: «Наверное, он туда забился, там меньше дыму».
Он сунул руку под диван и нащупал ноги. Старший пожарный схватил их и потянул вон из комнаты.
Он вытянул человека на крыльцо. Это и был Петька. А пожарный стоял и шатался. Так его заел дым.
А тут как раз рухнул потолок, и вся комната загорелась.
Петьку отнесли в сторону и привели в чувство. Он рассказал, что со страху забился под диван, заткнул уши и закрыл глаза. А потом не помнит, что было.
А старший пожарный для того взял рукавицу в рот, что через мокрую тряпку в дыму дышать легче.
После пожара старший сказал пожарному:
— Чего по стенам шарил? Он не у стенки тебя ждать будет. Коли молчит, так, значит, задохнулся и на полу валяется. Обшарил бы пол да койки, сразу бы и нашёл.
«Пожар»
Борис Житков
Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.
Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. «Теперь небось выстрелит!»
Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.
Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку.
У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.
Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.
А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА
Е.Харинская
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву?
Он при маме из дверей
-Спички в руки, руки в брюки
И на улицу скорей.
Вот он влез на сеновал,
Заглянул потом в подвал.
С крыши прямо на чердак –
Запустенье здесь и мрак...
И чего тут только нет:
Чей-то старый табурет,
Доски, ящики, кадушки,
Веники, щепа и стружки...
Он позвал своих друзей:
«Шурка! Витька! Поскорей!
Вот играть-то где, ребята!
Чур, девчонок звать не надо.
Может, нам костёр разжечь...
Стружки нечего беречь.
Поиграем, а потом
Все затушим и пойдем».
Дал приказ он Шуре с Витей:
«К середине все гребите.
Соберите в кучу сор,
Мы зажжём сейчас костёр».
Красной струйкой завелось,
Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».
И ребята со всех ног
Наутёк...
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя!
Безбородов Виктор
«Я решил испечь блины»
Я решил испечь блины
Замечательной длины,
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Разве знал, что быть беде?
Размешал в сковороде
Полкило муки пшеничной,
Масло, воду... Всё отлично!
Всё умею! Я ж большой!
Дрожжи бросил, сахар, соль...
Спичкой газ зажёг умело:
Ну, огонь, берись за дело!
Я ж немножко подремлю...
Ах, как я блины люблю!
И, конечно же, во сне
Блин явился сам ко мне!
Хоть я спал всего минуту,
Блин мой - чёрный почему-то!
А в квартире - сущий ад:
Дым и копоть, гарь и чад,
Словно из вулкана прямо!
Хорошо, вернулась мама!
Тут и папа прибежал,
Как пожарный на пожар!
Всё закончили мы миром
И спасли свою квартиру!
А меня отныне часто
Называют домочадцем!
И соседи всё ворчат,
Вспоминая страшный чад...
Только я отныне бросил
Зажигать огонь без взрослых!
Н. ГОНЧАРОВ. ПОЖАРНАЯ МАШИНА
Мчится
Огненной стрелой,
Мчится вдаль
Машина.
И зальет
Пожар любой
Смелая дружина.
Стишки Эдуарда Николаевича Успенского
У маленькой у Оли -
Есть вредная привычка:
Любит девочка смотреть,
Как сгорает спичка.
Что за наваждение
С этими привычками:
Всюду носит Оля
Коробок со спичками.
И чтобы не устроила
Большой пожар она,
Пожарная команда
За ней закреплена
.
Г. ЛЕБЕДЕВА. ПОЖАРНАЯ МАШИНА
Машина пожарная — красного цвета.
А ну-ка, подумай, зачем нужно это?
Затем, чтобы каждый, увидев, бежал
В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Ужасная скорость! Гудок, будто вой.
Стоять всем на месте!»- свистит постовой.
Только машине красного цвета
Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.
Пожарные в касках сидят в два ряда.
В цирке пожар. Они едут туда.
Крыша горит и пылает арена!
За дело пожарные взялись мгновенно.
Только мелькают по лестнице пятки,
Ныряют в огонь смельчаки без оглядки.
Спасают верблюда, выводят слона…
Вот где сноровка и сила нужна.
Пожарный под куполом как акробат:
Там две обезьянки от страха вопят.
Под каждой подмышкой торчит по мартышке,
— Он их достал и вернулся назад.
Огонь побежден. Он утих и погас.
А цирк подновят и откроют для нас.
Пожарной машине красного цвета
И смелым пожарным спасибо за это!
ПОЖАРНЫЕ
Среди всех земных профессий
Есть профессия одна
Ей все правила известны
Укрощения огня.
Тот её лишь выбирает,
Кто упрям и духом смел!
Потому что дело знают
Мастера пожарных дел.
МЧИТСЯ КРАСНАЯ МАШИНА
К. ОЛЕНЕВ
Мчится красная машина все быстрей, быстрей вперед!
Командир сидит в кабине и секундам счет ведет.
— Поднажми еще немножко, — он шоферу говорит.
— Видишь, в пламени окошко? Это дом жилой горит.
— Может там остались дети. Люди ждут с надеждой нас…
— Ясно все, — шофер ответил, дав машине полный газ.
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не ожгись!
Загадки.
Я не сам по себе, Тоненькая девочка,
А сильнее всего Белая юбочка
И страшнее всего, Красный носик.
И все любят меня, Чем длиннее ночи,
И все губят меня Тем она короче
(огонь) От горючих слёз.
(свеча)
Дрожит свинка,
Золотая щетинка. Мать толста,
(огонь) Дочь красна,
Сын – бес
В камне спал, Долетел до небес.
По железу встал, (печь, огонь, дым)
По дереву пошёл,
Как сокол полетел Золотая пчёлка
(огонь) Села на ёлку.
Если её не прогнать
Без рук, без ног, Ёлка может запылать
А на гору быстро ползёт. (огненная искра)
(огонь)
В одной коробке
Шипит и злится, Сто пожаров
Воды боится. (коробок со спичками)
(огонь)
С языком, а не лает, Если дым валит клубами
Без зубов, а кусает. Пламя вьётся языками,
(огонь) И огонь везде, и жар
Это бедствие - …..
Маленький конёк, (пожар)
Вместо гривы – огонёк.
(спичка)
Что за лестница такая Из машины вырастает, Поднимаясь выше дома, Всем пожарным так знакома (ЛЕСТНИЦА НА ПОЖАРНОЙ МАШИНА) Бесстрашный герой, что всегда на посту, Он чует беду и огонь за версту. Неравный ведет со стихией он бой, Стремится всегда защитить нас с тобой. (ПОЖАРНЫЙ) Красная макушка, Два ушка, два дужка, Пустое бренчит, А наполнишь — молчит. (ПОЖАРНОЕ ВЕДРО) Когда бензин горит отменно, Его легко затушит… (пена). Висит – молчит, А перевернешь, шипит, И пена летит. (ОГНЕТУШИТЕЛЬ) | Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной, Потушим вмиг огонь и жар, Мы быстры, словно стрелы. (ПОЖАРНАЯ МАШИНА) Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (ПОЖАРНЫЕ) Лезет в пламя напролом Инвентарь пожарный — (лом). (ПОЖАРНЫЙ ЛОМ) Пожарного часто в огне защищала Такая «фуражка» — она из металла. (КАСКА) С острием железным, С загнутым крюком Инвентарь пожарный. Вам он не знаком? (БАГОР) |
ПОЖАРНЫЕ В ЛЕСУ. СТИХИ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ С ИГРУШКАМИ ИЛИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Эпизод 1.
Остались зайчата в квартире одни
И спички на кухонной полке нашли.
Огонь загорелся, Им лапки обжег.
Звоните пожарным! Нельзя наутек!
Несется машина, сирена гудит,
Команда пожарных на помощь спешит!
Эпизод 2.
Веселились на полянке
Две смешные обезьянки.
Отдохнуть они решили,
А огонь не потушили.
От забытого костра
Началась в лесу беда!
Но пожарные успели
Потушить огонь под елью.
Эпизод 3.
Наряжалась квочка,
Гладила сорочку,
Про утюг забыла,
Шнур не отключила!
До ноченьки поздней
Тушили у квочки
Пожар из огромной
Спасательной бочки!
Так пожарные бойцы-
Храбрецы и молодцы-
От огня спасают нас,
Каждый день и каждый час
Вопросы для детей:
• Почему возник пожар в домах у зайчат, у курочки — квочки, у обезьянок? Что им нужно было сделать, чтобы избежать пожара?
• Придумай и нарисуй значки правил поведения для героев этой истории, которые помогут им избежать пожара: 1)выключай утюг, 2) спичками пользуются только взрослые, спички — это не игрушка, 3) потушки костер, нельзя оставлять костер гореть в лесу. (Знак может быть разрешающим, тогда мы рисуем, что нужно делать. Знак может быть и запрещающим, в этом случае мы рисуем изображение и перечеркиваем его).
ДАВАЙТЕ ОТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ! ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
«ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»
А сейчас мы поиграем в игру на внимание. И проверим, научились ли мы быть помощниками пожарных. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду говорить предложение. А Вы после него будете соглашаться со мной и отвечать, если Вы согласны: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же Вы не согласны, то нужно промолчать. Готовы? Начинаем! (взрослый специально провоцирует детей на то, чтобы в каждой строфе они соглашались с ним, начиная говорить за них, путая их жестами).
— Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре? (Это я, это я, это все мои друзья).
— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем? (нужно промолчать, не отвечать ведущему, хотя он подсказывает слова «Это я..» и побуждает ему ответить).
— Кто из вас, увидев дым, позвонит: «Пожар, горим!» (Это я, это я, это все мои друзья).
— Кто костры не поджигает и другим не разрешает? (Это я, это я, это все мои друзья).
— Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички — чтобы с ними поиграть, огонек чтоб вызывать? (нужно промолчать).
— Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор? А сгорел гараж знакомых и строительный забор! (нужно промолчать).
— Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром завершается пожаром? (это я, это я, это все мои друзья).
— Кто пожарным помогает, правила не нарушает? (Это я, это я, это все мои друзья).
— Кто украдкой в уголке сжег свечу на чердаке? Загорелся старый стол, еле сам живой ушел? (нужно промолчать)
— На привале кто в лесу сжег засохшую сосну? А потом так поспешил, и костер не затушил. (нужно промолчать)
— Кто пожарным помогает, от пожара лес спасает? (это я, это я, это все мои друзья).
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.
Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.
«Пожар»
Мать на рынок уходила, На руках Кузьма - пожарный
Дочке лене говорила: Вынес Лену из окна.
- Печку, Леночка, не тронь. Он, Кузьма, пожарный старый,
Жжётся, Леночка, огонь! Двадцать лет тушил пожары,
Только мать сошла с крылечка, Сорок душ от смерти спас,
Лена села перед печкой, Бился с пламенем не раз.
В щёлке красную глядит, Ничего он не боится,
А печи огонь гудит. Надевает рукавицы,
Приоткрыла дверцу лена – Смело лезет по стене
Соскочил огонь с полена, Каска светится в огне.
Перед печкой выжег пол, Вдруг на крыше из-под балки
Влез по скатерти на стол, Чей-то крик раздался жалкий,
Побежал по стульям с треском, И огню на перерез
Вверх пополз по занавескам, На чердак Кузьма полез.
Стены дымом заволок, Сунул голову в окошко.
Лижет пол и потолок. Поглядел… - Да это кошка!
Но пожарные узнали, Пропадёшь ты здесь в огне.
Где горит, в каком квартале. Полезай в карман ко мне!,,,
Командир сигнал даёт, Широко бушует пламя…
И сейчас же – в миг единый – Разметавшись языками,
Вырываются машины Лижет ближние дома.
Из распахнутых ворот. Отбивается Кузьма.
Вдаль минуя с гулким звоном. Ищет в пламени дорогу,
Им в пути помехи нет. Кличет младшую подмогу,
И сменяется зелёным И спешат к нему на зов
Перед ними красный свет. Трое рослых молодцов.
В пять минут автомобили Топорами балки рушат,
До пожара докатили Из брандспойтов пламя тушат.
Стали строем у ворот. Чёрным облаком густым
Подключили шланг упругий, Под ногами вьётся дым.
И, раздувшись от натуги, Пламя ёжится и злится
Он забил, как пулемёт. Убегает, как лисица.
Заклубился дым угарный А струя издалека
Гарью комната полна. Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели … Посуши её немножко!
Злой огонь шипит из щели: Дело сделано. Отбой.
-Пощади меня, Кузьма, И опять по мостовой
Я не буду жечь дома! Понеслись автомобили,
- Замолчи, огонь коварный! Затрубили, зазвонили.
Говорит ему пожарный .. Мчится лестница, насос.
Плачет девочка навзрыд, Вьётся пыль из-под колёс.
А Кузьма ей говорит: Вот Кузьма в помятой каске,
- Не зальёшь огня слезами, Голова его в повязке,
Мы водой потушим пламя. Лоб в крови, подбитый глаз, -
Будешь жить да поживать Да ему не в первый раз.
Только чур – не поджигать! Поработал он недаром -
Славно справился с пожаром.
Вопросы
1. О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)
2. От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)
3. Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)
4. Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)
5. От чего ещё может приключится пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)
Моделирование ситуаций:
1. Если не осторожно обращаться с камином.
2. Если играть со спичками.
3. Если пытаться самой развести огонь в камине.
КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ О ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫХ – «ПОЖАРНЫЙ ИЛИ ПОЖАРНИК»?
— Аленка! «Пожарник» – это тот человек, который попал в пожар и пострадал от пожара. Или тот, кто не пожарный по профессии, а просто интересуется этим делом. А тех людей, которые тушат пожары, настоящих смелых борцов с огнем называют правильно «пожарные». Настоящий пожарный никогда не назовет себя «пожарником»! Поэтому о бойцах пожарной охраны всегда говорят только так – «пожарные».
— Тогда я лучше буду помогать пожарным и нашему Дениске! — решила Аленка.
— Папа, расскажи, какие бывают пожарные, — попросил Дениска.
— Я тебе не просто расскажу, а еще и загадки вам загадаю.
— Ура! – закричали Аленка и Дениска и даже запрыгали от нетерпения. Они очень любили папины загадки. Дети устроились поудобнее рядом с папой на диване и приготовились слушать и угадывать.
КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ О ПОЖАРЕ
— Как вы думаете, Аленка и Дениска, как пожарные узнают, что нужна их помощь и куда им нужно ехать тушить пожар?
Вопрос ребенку: сделайте паузу и спросите своего ребенка: «А ты уже догадался, что ответили папе Дениска и Аленка? Как же пожарные узнают, куда им ехать тушить пожар?». Выслушайте любые предположения детей, это очень важно — научить рассуждать и давать ответы на проблемные вопросы. И продолжите читать рассказ.
Дениска сразу же ответил: «Пожарным люди по телефону звонят, и пожарные к ним приезжают. Есть такой телефон — 101 или 112. Его нужно знать наизусть и по нему звонить в случае пожара. И тогда пожарные узнают, что нужна их помощь, и приедут».
— Да, правильно, звонят по телефону, — подтвердил папа. — Но не пожарным. Звонок поступает в специальный центр. В этом центре информацию уточняют и заявку передают в пожарную часть. По команде диспетчера пожарной охраны уже через 1-2 минуты выезжает пожарная машина. Диспетчер дежурит и днем, и ночью, ведь ночью тоже бывают пожары и нужно передать пожарным адрес, где их очень ждут.
Диспетчерами часто работают женщины, так что и ты, Аленка, когда подрастешь, сможешь стать диспетчером пожарной охраны, если захочешь. Будешь принимать звонки и передавать пожарным данные о том, где нужна их помощь (покажите ребенку картинку «Диспетчер пожарной службы за работой»).
«Ой, как здорово! Я смогу Дениске помогать!», — обрадовалась Аленка. И вдруг испуганно спросила: «А что делать, если у меня мобильного телефона нет, а я попала в пожар? И рядом ни у кого телефона нет! Пожарные ко мне не приедут?»
Вопрос детям: А как ты думаешь, что нужно сразу же делать, если начался пожар, а у тебя нет телефона? (Выслушайте ответы детей. Очень важно не давать им оценки, иначе дети будут бояться сказать что-то не то. Из ответа ребенка мы узнаем, готов ли он к непредсказуемой ситуации и знает ли, что нужно в ней делать. И сможем дать ребенку информацию о правильном выходе из данной ситуации).
Папа успокоил Аленку: «Пожарные обязательно приедут. Люди всё продумали. В кафе, в театрах, в магазинах, школах, кинотеатрах – везде — везде, где много людей, всегда есть специальная пожарная кнопка около лестниц. Вот как она выглядит (покажите ребенку картинку). На ней написано: «При пожаре открой крышку. Нажми кнопку». Она всегда красного цвета и находится под стеклом или под крышкой. В случае пожара надо попросить взрослых открыть или разбить стекло и нажать на эту кнопку. Как только человек нажмет на эту кнопку, пожарные получат вызов о пожаре.И тут же выедут на помощь. С этой кнопкой баловаться нельзя. Ее нажимают только когда начался пожар».
Папа хитро посмотрел на Аленку и Дениску. По его взгляду дети сразу поняли, что папа что-то интересное задумал и уже с нетерпением ждали его следующую задачку. Папа спросил детей: «А как вы думаете, смогут ли пожарные узнать о пожаре, если в этом здании сейчас людей нет? Например, начался пожар на складе. Люди здесь работают днем. А сейчас вечер, они ушли домой. И никого- никого нет! А начался пожар. Пожарные приедут его тушить или нет? Позвонить ведь некому, людей рядом нет?»(дайте возможность Вашему ребенку ответить на этот вопрос)
— Нет, не узнают! – огорченно ответили Дениска и Аленка. — Ведь некому кнопку нажать и звонить. И дети грустно добавили: «Наверное, всё тогда сгорит! Пожарные приедут только тогда, когда огонь будет виден на улице, и будет уже поздно его тушить!»
— Неужели? – папа сделал большую паузу и еще раз очень хитро взглянул на детей. Дениска и Аленка задумались.
— Нет, узнают, узнают! Люди точно что-то придумали, — закричали Дениска и Аленка. – Папа, расскажи нам, что они придумали! Наверняка они придумали какого-то волшебного помощника!
— Точно! Это даже не помощник, а помощница — фея. И называют эту помощницу — фею очень важно — «пожарная сигнализация». Вот какое красивое у нее имя. В домах, на заводах, на складах есть специальная пожарная сигнализация. Если начинается пожар – например, поднялась температура в этом помещении и стало очень жарко или начался дым, то датчики пожарной сигнализации срабатывают и дают сигнал пожарному диспетчеру. И тогда пожарные узнают, что возник пожар и могут помочь. Они тут же выезжают по этому адресу и начинают тушить пожар. Вот как люди интересно придумали! Найдите-ка пожарную сигнализацию — нашу волшебную фею — на этих картинках. Где она спряталась?
— А я такую видела! Точно такую же. У нас в садике она есть. И еще в подъезде! и в клубе, куда я хожу на танцевальный кружок! — обрадовалась Аленка.
— И у нас в школе тоже такая же есть. А я и не знал зачем она, думал, что для красоты повесили, — признался Дениска и улыбнулся. Ребятам завтра в классе расскажу, что это за штука такая у нас в школе висит.
А ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ, КОГДА ЭЛЕКТРИЧЕСТВА НЕ БЫЛО? КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАВАЛИ О ПОЖАРЕ?
Дениска вдруг задумался и спросил: «Папа, а раньше что люди делали, когда электричества не было, не было кнопок, не было машин, не было телефонов и сигнализации? Как же тогда узнавали, что случился пожар и нужна помощь пожарных?»
А папа почему-то не стал отвечать Дениске. А неожиданно вместо этого он … прочитал строчки стихов, которые хорошо знают все дети — и ты, и Аленка, и Дениска. Папа вдруг стал читать…стихи про дядю Стёпу!
«В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан».
«А при чем здесь дядя Степа?» — удивились дети. — «Он не был пожарным! Мы точно помним. Нам мама недавно эту книжку читала!»
А папа уже подготовил новую загадку: «А Вы знаете, почему дядю Степу называли все «каланча»? И что такое «каланча»?»
— Я знаю, — бойко ответила Аленка. — Это такой вкусный калачик, бывает с маком, бывает просто румяный без мака. Его на улице продают. Так и называется «кала…», «калачик», «нет, калатчик» или «калачок» …, ой, я забыла. По-моему калачик. Или каланча? Наверное, дядя Степа его любил есть. А при чем тут пожарные?»
Дениска возразил: «Да при чем тут калачик? Каланча — это значит, большой, огромный, он ведь самый главный великан был. Ну просто имя такое ему придумали — не Миша, не Стёпа, не Федя, а Каланча! Чтобы смешнее было!»
Папа ничего детям не ответил. Он подозвал Дениску и Аленку к столу, развернул журнал и показал им фотографию, сказав: » Поглядите. Это старинная пожарная каланча!» (покажите детям фото каланчи).
«Вот это да!!! — удивились дети. — Какая высокая! Даже выше самого большого дома!!! Поэтому дядю Степу так и назвали, потому что он был тоже очень высоким как эта каланча. Самым высоким! Ура! Мы догадались, при чем тут каланча и зачем она пожарным раньше была нужна!».
— Догадались! догадались! — Дениска и Аленка и даже запрыгали от радости. А ты догадался, дружок? (спросите у ребенка ответ на этот вопрос, послушайте его рассуждения и после этого прочитайте объяснение папы из рассказа).
— Конечно, такая высокая каланча нужна была пожарным, чтобы видеть все дома вокруг и вовремя заметить огонь в доме. Раньше огня очень боялись. Ведь многие дома были деревянными, легко горели. Если горел один дом, то огонь мог перейти на другой дом. И так мог сгореть целый город! Поэтому и день, и ночь на пожарной каланче несли дозор люди. Как увидят огонь и дым — тут же выезжают тушить пожар. Мчится по булыжной мостовой пожарный обоз, все ему место уступают. Машин тогда еще не было. Поэтому и ездили пожарные на … лошадях! Везет пожарный обоз на лошадях большую бочку с водой для тушения пожара (покажите ребенку на картинке ниже, как раньше ездили пожарные — не на машине, а на обозе с бочкой!).
«На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север,
На юг,
На запад,
На восток,-
Не виден ли дымок» (Отрывок из стихотворения С. Маршака «Пожар»).
А еще раньше, когда даже каланчи не было, в случае пожаров звонили в колокол.Такой звон назывался «набат». Набат слышали все — все люди, они тут же прибегали помогать друг другу тушить огонь. Ведь тогда пожарных еще не было, и людям приходилось тушить огонь всем вместе, всем миром, самим. Даже загадка такая есть — о набате:
Если вдруг пришла беда,
Бьём мы в колокол всегда.
Наводнение, пожар —
Все сбегутся: мал и стар.
— Как хорошо, что сейчас есть пожарные машины! — обрадовались Аленка и Дениска. — И что есть и телефоны, и специальные кнопки, и сигнализация, которая подает сигналы.
— Сейчас есть и спутники. Они фотографируют из космоса землю. Если видят черное пятно в лесу или тайге — это означает, что начался большой пожар. Они передают информацию на землю об этом. И тут же пожарные едут тушить пожар.
ПОЧЕМУ ПОЖАРНАЯ МАШИНА КРАСНОГО ЦВЕТА?
— Уууууу! – загудел вдруг Дениска как сирена пожарной машины. – Я пожарный! Я еду на пожар! Он схватил свою любимую пожарную машину и стал возить ее по полу.
— Дениска! А ты знаешь, почему твоя пожарная машина красного цвета? Причем во всех странах пожарная машина именно такого цвета?
— Я знаю! – гордо ответила Аленка вместо Дениски. – Потому что красный цвет — очень яркий, это цвет огня. Он издалека виден. Нам в садике об этом рассказывали. И такую машину быстро все замечают и уступают ей дорогу, чтобы она быстрее доехала до горящего дома. И еще поэтому пожарная машина всегда едет с сиреной – чтобы ее все сразу же слышали.
— Умница, — похвалил Аленку папа. — Пожарные должны очень быстро приехать на вызов. Пожарной машине все уступают дорогу. Так принято во всех странах мира. И поэтому во всех странах всегда пожарные машины красного цвета и обязательно с сиреной и мигалкой! Вот как звучит сирена (дайте послушать звук сирены в видео ниже).
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ
«МЧАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР»
Есть даже такое выражение «мчаться как на пожар». Это означает — очень — очень быстро ехать или бежать! Как будто тебя вызвали на пожар. А ты когда- нибудь бегал так быстро, что о тебе можно было бы сказать, что ты мчался как на пожар?
— Да, мы однажды с мамой чуть не опоздали на электричку. Мы на нее так быстро бежали, как будто на пожар, — вспомнил Дениска.
— А я быстро — быстро мчалась как на пожар, когда у нас соревновения по бегу в садике были. Я даже быстрее всех девочек из нашей группы прибежала!- сказала Аленка.
А ты когда-нибудь мчался как на пожар? А твоя мама и папа? (вспомните разные случаи из жизни семьи, когда вы мчались как на пожар).
Л. ГРОМОВА. ПОЖАРНЫЙ
Поступил сигнал тревожный
В часть пожарную о том,
Что в весенний день погожий
Загорелся чей-то дом.
И уже через минуту
Витин папа, как и все,
По кратчайшему маршруту
Едет к дому по шоссе.
Эту красную машину
Пропускают все вперед –
У спасательной дружины
На секунды счет идет.
Дом горит, как лист бумажный,
Застилает все кругом
Черный дым. Бойцы отважно
Начинают бой с огнем.
Пламя стены дома лижет
Ненасытным языком,
Вверх огонь до самой крыши
Поднимается ползком.
Витин папа заливая
Пламя жаркое водой,
Слышит вдруг: малыш рыдает
За пылающей стеной!
В тот же миг пожарный ломом,
И железным топором
Пробивает стену дома
И бросается в пролом.
Стало тихо… Очень странно!
Где отважный наш герой?
Выбегает из огня он,
Мальчик на руках! Живой!
Наконец, пожар потушен,
И, примерно через час,
Вечерком, как раз на ужин,
Возвращаются все в часть.
Отдохнув – опять за дело:
Техосмотр, ученья, спорт…
Витин папа – самый смелый!
Папой Витя очень горд.
РАССКАЗЫ О ПОЖАРНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ВЕЧЕСЛАВ ЯНЧАРСКИЙ. ПОЖАР (ИЗ КНИГИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИШКИ УШАСТИКА»)
Это рассказ для самых маленьких (детей 2, 5- 4 лет) про любимых героев сказки «Приключения Мишки Ушастика», вошедшей в традиционный круг детского чтения для малышей.
«Стоял ясный солнечный день. Зайчик бегал по лужайке, щипал клевер. Вдруг он заметил: из-за холма повалил дым.
Он всё выше поднимался в небо.
— Пожар! — закричал в ужасе зайчик.
И побежал к речке, где в эту минуту кувыркался медвежонок. Медвежонок прикрыл лапками глаза от солнца и посмотрел на дым.
— Пожар! — крикнул он в свою очередь.
— Гав! Гав! На помощь! — пролаял Кручек, спавший вблизи на травке.
Все бегом бросились во двор. Мишка надел пожарную каску Яцека, Кручек впрягся в тележку, а зайчик поставил на нее ведро с водой.
— Ку-ка-ре-ку! — затрубил петушок.
Пожарная команда торопилась. Тележка въехала вверх по холму. Добравшись до вершины, пожарные осмотрелись. И видят: на траве сидит дед Валентин и рассказывает сказку Яцеку и Зосе. А из его трубки клубами валит дым…»
Вопросы к детям:
1. Почему так испугались зайчонок, медвежонок и щенок?
2. Что они решили сделать? Правильно ли они поступили, что пошли тушить пожар сами? Зачем они взяли ведро с водой?
3. А что бы ты сделал, если бы заметил дым? Почему шел дым?
Б. С. ЖИТКОВ. ПОЖАР
Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель.
Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру. Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь.
Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. «Теперь небось выстрелит!»
Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.
Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку.
У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб.
Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.
Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме. А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел,потому что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело.
Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.
ЖИТКОВ Б. С. ПОЖАР В МОРЕ
Один пароход шёл в море с грузом угля. Ещё дня три надо было пароходу идти до места. Вдруг к капитану прибежал механик из машинного отделения и сказал:
— Нам попался очень плохой уголь, он сам загорелся у нас в трюме.
— Так заливайте его водой! — сказал капитан.
— Поздно! — ответил помощник капитана. — Очень разгорелось. Это всё равно что лить воду на горячую плиту. Будет столько пару, как в паровом котле.
Капитан сказал:
— Тогда закупорьте помещение, где горит уголь, так плотно, чтобы было как в закупоренной бутылке. И огонь потухнет.
— Постараюсь! — сказал помощник капитана и побежал распорядиться.
А капитан повернул пароход прямо к берегу — в ближайший порт. Он дал в этот порт телеграмму по радио: «У меня загорелся уголь. Полным ходом иду к вам». А оттуда ответили: «Держитесь, сколько можете. Помощь идёт».
Все на пароходе знали, что у них загорелся уголь, и старались, кто как мог, закупорить этот уголь так, чтоб к нему не прошёл воздух. Но уже нагрелась стенка, которая отделяла уголь. Все уже знали, что вот сейчас огонь вырвется наружу и будет страшный пожар.
А с моря пришли по радио телеграммы с трёх спасательных пароходов, что они спешат на помощь полным ходом.
Помощник капитана влез на мачту, чтобы с высоты скорей увидеть, где пароходы. Пароходов долго не было видно, и матросы уже думали, что придётся спустить шлюпки и уехать с парохода.
Вдруг вырвалось из трюма пламя и поднялся такой пожар, что к шлюпкам нельзя было пройти. Все в ужасе закричали. Не испугался только помощник капитана, который стоял на мачте.
Он показывал вдаль рукой. И все увидали, что там, вдали, к ним спешат три парохода. Люди обрадовались, бросились тушить пожар сами, как могли. А спасательные пароходы как подошли, так столько пожарных машин пустили в ход, что скоро потушили весь пожар.
Потом увели пароход в порт, а в порту его починили, и через месяц он пошёл дальше.
Л. ТОЛСТОЙ. ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки.
Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей.
Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка.
Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его.
Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах.
Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
РАССКАЗ
«ГДЕ РАБОТАЮТ ПОЖАРНЫЕ И КАКИЕ МАШИНЫ ИМ ПОМОГАЮТ В РАБОТЕ?»
— SOS! Лес в огне! Ревет, бушует огонь в тайге. Мечутся в дыму звери и птицы, падают деревья, гибнет лес! Такой сигнал поступил диспетчерам пожарной охраны сегодня. На пожарной машине в лесу не проехать. Дорог для машин в лесу не предусмотрено. Как быть? Кто поможет потушить огонь?
— Папа! Я догадался! Вот тут нужны другие пожарные, которые ездят не на машинах! Они на чем-то другом ездят!- закричал Дениска. — Как раз те, о которых ты мне обещал рассказать! Как же мне интересно узнать, что это за такие пожарные!
— Да, вот здесь и нужны особые пожарные. Это летчики — вертолетчики, «воздушные пожарные». Как только загорелся где-то лес, сразу же их вызывают на помощь. Внизу в лесу пламя, не проехать машинам, не пройти человеку. А в воздухе подлететь к пожару можно. И сверху вертолеты на пожар льют огнетушительную пену.
Еще летчиков — пожарных вызывают тогда, когда начался пожар на очень высоком этаже башни — дома, куда по лестнице забраться невозможно. Тогда прилетает пожарный вертолет и спасает людей. И еще такие пожарные спасают людей, которые оказались в огне в лесу во время лесного пожара. Они забирают их к себе на вертолет и увозят в безопасное место.
— А как отличить пожарный вертолет от обычного? — спросила любознательная Аленка.
— Как, как? — передразнил ее Дениска. — Если вода или пена из вертолета льется — значит вертолет пожарный. Это всем понятно.
— А если он просто летит над нами, и еще воду и пену не льет? — настойчиво спросила Аленка папу. — Как его узнать?
— Хороший вопрос ты задала, Аленка. Пожарный вертолет также как и пожарную машину легко найти среди других вертолетов. Отгадайте-ка как?
— Я догадалась, — обрадовалась Аленка! Он на пожарную машину похож!
А ты, мой маленький читатель, догадался? Конечно, пожарный вертолет красного цвета — такого же, как и пожарная машина! А еще бывают вертолеты и других цветов, но на них обязательно нарисована сине-оранжевая полоса и написано «МЧС». Вот так выглядит эта полоса. Найди ее на рисунке — она широкая, красно-оранжевая. А в серединке такой огненной полосы нарисована узкая синяя полоса.
Задание детям: Найдите на картинке ниже вертолеты, которые могут тушить пожары. Ты помнишь, на что нужно обратить внимание, чтобы не ошибиться? Пожарный вертолет либо красного цвета, либо на нем нарисована широкая яркая оранжевая полоса, в середине которой находится синяя полоса.
Правильный ответ: пожар тушат вертолеты, которые нарисованы на фото в левом верхнем углу (см. оранжево — синюю полосу), в правом верхнем углу и в правом нижнем углу (они оранжевого цвета и тушат огонь пеной). Удобнее показать эту картинку детям в большом формате, данном в презентации. Другие два вертолета на этой картинке лишние.
А еще у «воздушных пожарных» есть пожарные — парашютисты. Их сбрасывают на парашютах с вертолетов на землю. И они огню дороги не дают, канавы роют, просеки в лесу прорубают чтобы огонь дальше пройти не смог. Ведь по сухой траве огонь быстро распространяется. А если травы нет — то огонь можно и усмирить.
Помогают пожарным тушить лесные пожары и специальные машины на земле. Они называются «пожарные вездеходы». Догадались, почему они так интересно называются — «везде-ходы»? Потому что «везде ходят», то есть по любому лесу пройдут, пожарных к месту пожара доставят, землю специальным диском вспашут. Станет такая вспаханная полоса земли надежной преградой огню. В сказках у сказочных героев были помощники — сапоги скоро-ходы, а люди придумали такую замечательную машину — везде-ход! Везет вездеход не только пожарных, но и большую цистерну с водой для тушения пожара. Колеса у него необычные и отличаются от колес пожарной машины. У вездехода — гусеничные колеса как у танка. Благодаря им вездеход везде может проехать! Вот какой богатырь — вездеход, спасатель леса!
— Ой, папа! Значит, пожарные бывают не только машины, но и вертолеты. А пожарные корабли на море тоже бывают?
— Конечно, бывают! На них работают «морские пожарные«. Если загорится корабль — на машине к нему не проехать. Тут и приходит на помощь пожарный корабль. Он называется «пожарное судно». Такие корабли тоже всегда красного цвета. Пожарный корабль подплывает к горящему кораблю. И, как вы думаете, что он делает? (задайте этот вопрос своему ребенку чтобы малыш подумал, высказал свои предположения).
— О! Тут всё ясно! Пожарные на пожарном судне достают много шлангов с водой, быстро их разматывают и начинают из них тушить огонь, — хором сказали Дениска и Аленка. Наверное, и ты, ( имя ребенка) так подумал?
— Почти догадались, но не совсем. У «морских пожарных» есть не только шланги, но и … пушки. Да-да, пушки! Пожарные идут к… пушкам и начинают из пушек палить по горящему кораблю. Только пушки на пожарном корабле необычные — почти волшебные. Они не ядрами и не огнем палят, а водой! Такие водяные пушки на пожарном корабле есть везде — и на корме, и на носу, и на мачтах! Найди их на картинке пожарного корабля. А если сильно горит пожар, то морские пожарные ставят вокруг него «водяную завесу». И побеждают огонь!
Покажите ребенку на картинке пожарный корабль и «пушки» с водой.
Рассказ
«ЧТО НУЖНО ПОЖАРНЫМ ДЛЯ РАБОТЫ
СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО»
Дениска и Аленка после рассказа папы стали играть в пожарных по-другому. Они сделали из конструктора пожарный поезд и пожарный корабль. Из трубочек и ненужных маме картонных рулончиков из-под бумажных полотенец дети соорудили настоящие водяные пушки. А из корпуса старого телефона дети Дениска смастерил для Аленки рабочий стол диспетчера с кнопочками. И конечно же, не забыли они и про любимую игрушку — пожарную машину с лестницей и цистерной. Аленка дежурила в диспетчерской и принимала вызов на пожар, лечила пострадавших от пожара кукол и мишек. А Дениска тушил пожары как настоящий пожарный и всех спасал. То он плавал на морском корабле, то ездил на пожарном поезде, а иногда тушил и лесные пожары с вертолета, спасая игрушечных Аленкиных зайчиков, белочек и мишек от лесного пожара.
Однажды они играли, а папа наблюдал за их игрой. И вдруг он спросил строгим голосом начальника пожарной охраны: «Уважаемый пожарный Денис Андреевич Петров! А Вы уверены, что Вы всё необходимое для тушения пожара приготовили? Поступила команда — срочно приготовить всё необходимое и проверить снаряжение».
Дениска уверенно ответил, подыграв папе: «Есть! Проверить снаряжение! У моей машины полная цистерна воды, вот и шланг для воды есть, и каска на мне есть. Больше мне ничего не нужно! Я готов сражаться с огнем»
— Как это не нужно? — удивился папа и начал говорить уже своим обычным голосом. — А как же ты, Дениска, будешь людей спасать? А если тебя вызовут на шестой этаж и в квартире будут люди, которых нужно спасти, то как их спустишь вниз, если лестница горит? Ты же ничего с собой на пожар не взял! Нужно с собой специальное снаряжение для спасения людей взять. А как ты себя от дыма и от огня защитишь? Ведь дым — самое страшное на пожаре, долго в нем находиться невозможно. Тебе обязательно нужен респиратор и защитный костюм из огнеупорного материала. Еще должна быть переносная пожарная лестница, чтобы по ней можно было вверх подняться, и спасательный рукав и прыжковая подушка для того, чтобы спустить вниз на землю пострадавших.
— Сейчас побегу собирать, подождите минутку, — крикнул Дениска и со всех ног бросился в соседнюю комнату. Вскоре он вернулся к папе и Аленке с игрушечным пластмассовым топориком, разными палками, веревкой, в плаще, в повязке на лице вместо респиратора, с длинным узким полотенцем, подушкой и с резиновым кругом для плавания.
— Что это у тебя? — от удивления разинула рот диспетчер Аленка и вытаращила глаза на Дениску.
— Это мое снаряжение пожарного! — гордо сказал Дениска. — Вот это понарошку будет наш пожарный спасательный рукав. (Дениска взял в руки узкое полотенце). Я его прицеплю к окну, а другой конец рукава спущу на землю. По нему люди переберутся из квартиры вниз в безопасное место, будут сверху вниз по рукаву как по горке скользить — быстро — быстро! (Покажите ребенку настоящий пожарный спасательный рукав на картинке ниже, обсудите, из чего еще можно сделать такой рукав в игре в пожарных).
А это будет прыжковое пожарное устройство, — Дениска показал на подушку и круг для плавания. Он положил подушку на круг для плавания — получился батут. Настоящее спасательное прыжковое устройство пожарных! Мальчик объяснил младшей сестренке: «Если людям нужно будет спрыгнуть из горящей квартиры вниз, они будут прыгать на эту подушку. Она надувная, мягкая, и такой прыжок безопасный. Так и у настоящих пожарных делается. Если нужно выпрыгнуть из окна, то прыгают на это прыжковое устройство».
Пожарная лестница для игры у нас уже есть — в спорткомплексе. Я по ней буду в дом подниматься.
А это моя пожарная спасательная веревка для спасательных работ. Вместо респираторапожарных, который защищает их от дыма, у меня будет вот эта повязка. А этот плащ как будто будет мой костюм пожарного из огнеупорного материала.
И еще возьму вот этот молоток — если придется быстро дверь открыть, он мне поможет. И еще лом, лопату, пожарный багор, пожарный крюк и устройство для вскрытия дверей. Они мне будут на пожаре нужны, если придется разбирать крышу или стенку или перегородку дома чтобы попасть в помещение, где начался огонь. — Дениска показал на палочки, которые в игре стали этими важными инструментами.
Покажите ребенку на картинках прыжковое спасательное устройство, пожарную лестницу, спасательную веревку, пожарный лом, пожарный топор и пожарный багор.
— Дениска! Не забудь на время пожара и работы в задымленном помещении надеть на себя баллон со сжатым воздухом, — подсказал папа. — Воздуха на пожаре человеку не хватает, поэтому каждый пожарный обязательно должен иметь запас воздуха. Это баллон пожарные носят как рюкзачок на спине. Воздуха в баллоне хватит на 2 часа дыхания. Но во время пожара его хватает на 45 минут.
— Всего лишь на один школьный урок хватит воздуха! — удивился Дениска.
— Да. За 10 минут до окончания воздуха система подает пожарному звуковой сигнал. Этот сигнал означает, что воздуха осталось очень мало. К этому же баллону подключен капюшон для спасения людей чтобы они тоже смогли дышать воздухом из баллона, пока им помогают выбраться из огня. Есть разные приборы для защиты органов дыхания пожарных во время работы на пожаре — самоспасатели, маски, респираторы, противогазы.
— Вжик! — сказал Дениска, делая вид, что прикрепляет к себе баллон с воздухом и маску. — Я готов! Что еще мне нужно взять с собой?
Папа продолжил: «А еще у пожарных есть один важный прибор. Он ярко мигает во время движения пожарного, что позволяет увидеть пожарного даже в черном дыме. Если же пожарный неподвижен полминуты — то прибор включает звук. Это очень неприятный вой. Это означает, что пожарному нужна помощь. В дым пожарные по одиночке не ходят, только вдвоем или втроем, чтобы можно было оказать друг другу помощь».
— Папа! А нам в садике говорили, что пожарные не бегут к своим машинам при вызове на пожар, а съезжают к ним вниз по столбу как по канату. Чтобы быстрее получалось, — вспомнила Аленка.
— Да, у пожарных есть люки, которые ведут в помещения, в которых стоят пожарные машины. Дверцы этих люков можно распахнуть одним движением и тут же съехать вниз по спусковому столбу вниз, к пожарным машинам. Секунда прошла- и пожарные уже внизу! Быстро надевают на себя снаряжение и готовы к выезду.
Аленка и Дениска тут же взобрались на самый верх спорткомплекса и начали быстро съезжать по канату вниз. Как пожарные! Как будто бы они спускаются к пожарным машинам. Папа замечал время спуска, но за секунду съехать сверху вниз у детей так и не получилось спуститься. Видимо, пожарные много тренируются чтобы стать такими сильными, быстрыми и выносливыми!
ЧЕМ ПОЖАРНЫЕ ТУШАТ ОГОНЬ?
— А чем пожарные тушат пожары, вы знаете? — спросил папа.
— Конечно, знаем, — засмеялся Дениска. — Мы уже не маленькие. Пожары всегда тушат водой! У пожарных есть большие шланги — длинные — предлинные. Они называются «рукава». Их пожарные всегда возят с собой! И еще пеной тушат!
Папа добавил:
— И еще иногда тушат пожары порошком, он ядовитый, и его можно использовать только в тех помещениях, где нет людей. Придумали люди и пожарные огнетушащие гранаты. Огнетушащая — потому что огонь тушит. Нужно бросить ее в сторону пламени, колба гранаты разбивается, жидкость с химическими веществами выливается из колбы на огонь и начинает действовать. Такая граната безвредна и ее можно использовать и в помещениях, где есть люди.
— А еще огонь тушат песком! — добавила Аленка. Песком нужно засыпать огонь, и он стихнет.
КАКАЯ ОДЕЖДА НУЖНА ПОЖАРНОМУ ДЛЯ ПОЖАРА?
Оказывается, боевая одежда пожарных бывает разная. Диспетчер, когда принимает вызов, определяет и особенности пожара. В зависимости от этого пожарный одевает определенный вид боевой одежды.
Но всегда она делается из специального материала — теплозащитного, который защищает человека от высоких температур.
В этом коротком 5- минутном видео Вы сможете показать детям и спусковой столб в пожарной охране, и как пожарные спускаются по этому столбу, бегут к своим машинам и выезжают на пожар, и в какой одежде они работают, и как шьют боевую одежду для пожарных.
НЕМНОГО ИСТОРИИ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ
«ЛЕТУЧИЕ ВЁДРА»: ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
— А как же раньше тушили люди пожар? — спросила Аленка. — Когда не было еще пожарных машин и пожарной одежды?
— А вот как это было. — И папа стал рассказывать. — Все люди как только слышали набат, бросали все свои дела, брали пустое ведро и бежали к реке или к озеру — туда, где можно было набрать много- много воды. Ведь тогда пожар тушили всем миром — то есть всей деревней! Все люди вставали друг за другом в цепочку на расстоянии шага. Человек, стоящий рядом с водой, зачерпывал ведро воды и передавал полное ведро воды соседу (покажите на картинке, как это было). Сосед принимал ведро и передавал его дальше по цепочке. И так дальше. Люди одной рукой принимали от соседа ведро с водой, а другой рукой передавали ему пустое ведро. Если людей было много, то становились в два ряда и по кругу передавали вёдра. Так удавалось передать к месту пожара много воды и залить огонь. Такой способ тушения пожара назывался «летучие вёдра».
Описание игры: Давайте поиграем в «Летучие вёдра»
и попробуем передавать друг другу воду так, как это делалось раньше.
• Возьмите маленькое детское пластмассовое ведро (можно использовать ведра из-под майонеза или других продуктов). Встаньте в цепочку на расстоянии шаг друг от друга.
• Поставьте рядом с цепочкой большое ведро с водой, а с другой стороны цепочки — большой таз. Рядом с тазом положите вырезанные из красной цветной бумаги силуэты огня (одна сторона огня получится красной, а другая белой).
• Взрослый стоит рядом с ведром с водой. Зачерпывает ведром воду ( ведро должно быть наполнено водой не до краев, чтобы его можно было передавать по цепочке) и передает его следующему игроку, тот берет ведро с водой, стараясь не расплескать воду, и передает дальше. И так дальше по цепочке. Последний в цепочке игрок выливает из ведра воду в таз. И переворачивает красный язычок пламени из цветной бумаги на белую сторону. Передает ведро обратно взрослому. Это означает, что на этом участке пожара огонь уже потушен. Сколько ведер мы успеем передать за минуту? А за 3 минуты? (поставьте таймер или песочные часы)
• С большой группой детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно устроить эстафету — соревнование между двумя командами.
• С детьми постарше можно попробовать передавать вёдра в командах по кругу (в большой группе детей) — какая команда успеет способом «летучие вёдра» больше ведер принести? Для этого варианта игры Вам понадобится дать ведерко каждому участнику игры. В этом случае каждый игрок постоянно передает ведро с водой следующему игроку. В начало цепочки нужно поставить либо взрослого, либо очень бойкого и ловкого ребенка, чтобы он быстро зачерпывал воду.
Рассказ «Бумажный самолётик».
Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя - маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.
Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки - Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.
Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.
- Придумал! - обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.
Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.
- Что ты наделал! - закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.
Но Петя только замахал руками.
- Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.
Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.
- Что такое?! - воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.
- Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! - возмутилась старушка.
Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:
- Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков - мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки - не игрушки.
Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.
- Мария Ивановна! Здравствуйте! - приветливо встретил её папа Пети. - Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.
- От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. - Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу - поведать о Петиных проделках.
И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.
- Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.
Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.
- Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.
Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».
Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:
Кто пришёл к Пете?
Во что стали играть мальчики?
Что вырезал и склеил Петя?
Что вырезал и склеил Андрей?
Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?
Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?
Куда упал горящий самолётик?
Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?
можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?
Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?
Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?
Моделирование ситуаций:
Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.
(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)
Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.
(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне и начался пожар,…)
Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.
(трава загорелась и мог начаться пожар возле дома,…)
Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.
Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.
Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.
В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.
Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.
Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.
В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки, которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.
Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.
Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.
Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:
Какие бывают ёлки?
Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?
Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?
Почему ёлку не ставят у дверей?
Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?
Почему устраивать фейерверки нужно на улице?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный спектакль по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста «Сказка про теремок и уголек»
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Задачи:Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.Формировать умение реа...
Кроссворды по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
Не шутите с огнём! Я- огонь! Я – друг ребят. ...
картотека игр по правилам пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: ЛОТО –« ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей ...
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Дидактический материал по пожарной безопасности для ребят дошкольного возраста
Карточки, задания, изображения,игры по пожарной безопасности....
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»
Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности у детей дошкольного возраста «Отряд юного пожарного»...
Картотека бесед по безопасности жизнедеятельности ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ для детей дошкольного возраста
Учить детей совершать правильные действия при пожаре.Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару. Воспитывать в детях чуткость, сострадание, вз...