Рабочая программа по ПДД на 2019-20 уч. год
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Михопаркина Ирина Петровна

Рабочая программа по дополнительному образованию для ведения кружковой работы с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_programma._2019g.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Красночетайского района

Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Красночетайского района Чувашской Республики

Рабочая программа по формированию у детей

практических навыков безопасного поведения на дорогах

«Юный пешеход»

 Составители:   Сарина А.И. воспитатель высшей категории

Михопаркина И.П. воспитатель первой категории

с.КрасныеЧетаи

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………..
  2. Мобильный городок –краткое описание учебно-методического комплекса ………………………………………………………….
  3. Примерное перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной группе  детского сада………………………….
  4. Список используемой литературы…………………………………
  5. Приложения …………………………………………………………

1.Пояснительная записка

Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов — детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, а жить им придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. В детском саду правила дорожного движения отражены в направлении «Социально коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание и обучение ребёнка с самого раннего возраста во избежание выше перечисленных опасностей. Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых - аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Гибнут  дети, что особенно тяжело, в общем числе пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков 29 % - это дети до 7 лет. Это происходят из-за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно.

Актуальность программы: Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановке. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения» формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Возраст, когда ребёнок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Бесспорно одно: дошкольника никогда не следует оставлять на дороге одного!

Содержание программы соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения, учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (редакция от 5 ноября 2014 года.Версия – 9.0). Программа соответствует требованиям санитарных правил и норм (далее –Сан-ПиН) 2.4.1.3049-13, разработана в соответствии с  Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013года №1155 №Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 Новизна .В программе представлена система образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Данная система предполагает целенаправленное обеспечение детей определенными практическими навыками и представлениями, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе. Разработана стратегия формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.

Цель программы:

- Формирование у дошкольников основы безопасного поведения на дороге, в микрорайоне, в общественном транспорте. Задачи:

 - Формировать свободной ориентировки в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.

 - Учить соблюдать Правила дорожного движения.

 - Знакомить детей с понятиями «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».

 - Формировать представления детей о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.

 - Учить обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.

 - Воспитывать правила этичного и безопасного поведения на улице, в городском транспорте.

 - Воспитывать уважение к окружающим, умение оказать помощь другому.

Предполагаемые результаты реализации Программы:

 - Сформирована ориентировка в пределах близлежащего к детскому саду микрорайона.

- Соблюдает элементарные правила дорожного движения.

- Имеет представление понятий «улица», «перекресток», «двустороннее движение», «средства регулирования дорожного движения», «дорожные знаки».

- Сформированы представления о правилах поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях.

 - Может обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта.

 - Применяет правила этичного и безопасного поведения

 Принципы реализации содержания рабочей программы

Данное направление включает в себя следующие виды деятельности детей:

 - образовательную деятельность (занятия),

 - совместную деятельность: беседы, познавательные минутки, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, практические тренировки, игры – ситуации для формирования навыков безопасного поведения. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности педагогов и родителей по решению комплекса проблем в воспитании безопасного поведения дошкольника.

Построение образовательного процесса в ДОУ по обучению воспитанников правилам дорожного движения осуществляется с учётом следующих принципов:

Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать , какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст детей, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское  восприятие окружающей среды во многом зависит от вербальной информации взрослых., обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Необходимые двигательные навыки и умения они обретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

Принцип активности – построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.

Принцип интеграции – решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

Принцип преемственности – предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

Принцип культуросообразности – предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.

 Вышеперечисленные принципы: предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Основные направления работы по программе:

Профилактические:

-Обеспечение знаний о транспортной среде села;

-Предупреждение попаданий детей в различные ситуации «Дорожные ловушки»;

Организационные:

-Организация предметно-развивающей среды по Правилам дорожного движения(далее ПДД).

-Пропаганда знаний  о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов:

Формы реализации программы:

-теоретические и практические занятия:

-мастер-классы;

-квесты;

-моделирование;

-продуктивные и творческие виды деятельности.

Занятия осуществляются в рамках образовательной области «Ознакомление с окружающим» и «Безопасность». Продолжительность занятий и уровень общей нагрузки в соответствии с СанПиН.

Повозможности большая часть занятий проводится с использованием Мобильного автогородка, также занятия по продуктивным видам деятельности, чтению художественной литературы, заучиванию стихов и другие проводятся на территории автогородка, с использованием данного оборудования в вводной части или закреплении материала.

2.Мобильныйавтогородок - краткое описание учебно-методического комплекса

Мобильный автогородок- учебно-методический комплекс , предназначенный для отработки у детей дошкольного и младшего школьного возраста практических навыков безопасного поведения на дорогах.

УМК соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, позволяя создавать мобильную развивающую предметно-пространственную среду, благодаря которой моделируются игровые и проблемные ситуации в процессе формирования у дошкольников представлений о правилах дорожного движения.

УМК содержит в себе действующие , объемные модели, благодаря которым воссоздается реальная ситуация, дошкольники имеют возможность проиграть роль, как пешехода, так и водителя, что способствует лучшему усвоению полученных знаний.

Сборка-разборка мобильногоавтогородка не требует специальных навыков и  может быть проведена в течение 10-15 минут. Оборудование может использоваться как в помещении, так и на участке.

Возможность проведения при помощи данного автогородка совместных детско – взрослых занятий позволяет сформировать социально- активную позицию родителей в вопросах знакомства детей с правилами дорожного движения.

3. Примерное перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной группе

Сентябрь:

  1. Разучивание песни «Три сигнала светофора» (Саулина «Три сигнала светофора»).
  2. 2. Прогулка. Наблюдение за движением пешеходов в местах с известными детям знаками дорожного движения.
  3. Чтение стихотворения С. Маршака «Скверная история».
  4. Занятие в Мобильномавтогородке «Мы по улице идем».

Октябрь:

  1. Чтение рассказа М.Ильина и Е. Сигналя «Машины на нашей улице».
  2. Игра «Ловкий пешеход».
  3. Занятие в Мобильномавтогородке «Машины и пешеходы».

Ноябрь:

1.Коллективное решение кроссворда на тему ПДД.

2. Игра «Разбитые знаки» (разрезные картинки).

3.Занятие в Мобильномавтогородке «Знаки на нашей улице».

Декабрь:

  1. Рисование на память  известных дорожных знаков.
  2. Чтение отрывков из рассказа Я.Пиумова «Азбука города».
  3. Занятие в Мобильномавтогородке  «Дорога зимой».

Январь:

1.Игра «Пешеходы и водители».

     2.Прогулка. Изучение дорожных знаков в реальных условиях.

     3.Занятие в мобильномавтогородке «Световозвращающие элементы».

Февраль.

  1. Рассматривание рисунков информационно- указательных знаков.
  2. Решение кроссвордов.
  3. Рассматривание рисунков , картинок с изображением дороги.

Поиск и характеристика знакомых знаков.

  1. Занятие в мобильномавтогородке «Знаки - помощники».

Март.

  1. Изготовление макетов транспортных средств с использованием шаблонов.
  2. Игра с макетом. Моделирование с помощью воспитателя дорожной обстановки.
  3. Заучивание стихотворения В. Семурина «Запрещается – разрешается».
  4. Занятие в Мобильномавтогородке  «Дорога  в детский сад».

Апрель.

  1. Прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак».
  2. Чтение стихотворения С. Баруздина «Сказка о трамвае».
  3. Занятие в Мобильномавтогородке  «Оганизованный выход в парк».

Май.

  1. Вспомнить старые и прочитать новые отрывки из стихов и загадки о дорожных знаках. Акцентрировать внимание на изучаемых дорожных знаках.
  2. Игры на территории ДОУ. Строительство из природного материала улицы и установка на ней макетов дорожных знаков, изготовленных детьми. Беседы в процессе игры.
  3. Катание на велосипеде, самокате на специально оборудованной площадке детского сада.
  4. Игровое занятие на закрепление пройденного материала в Мобильном автогородке.

В летний период проводятся игровые занятия в Мобильном автогородкеи на участке ДОУ ( по выбору педагога).

Формы контроля знаний

  1. Итоговая беседа с детьми об известных им видах транспорта с показом их рисунков и макетов.
  2. Контроль уровня усвоения  знаний ПДД.
  3. Практическое занятие в Мобильномавтогородке.

В ходе проведения занятий  следует учитывать требования стандарта к уровню знаний детей; содержание и уровень его усвоения в подготовительной группе.

При этом необходимо совершенствовать ранее полученные знания и делать акцент на вновь формируемые в процессе изучения программного материала.

Список используемой литературы

  1. Правила дорожного движения 2016г. с изменениями от 22 сентября 2016г.
  2. ПриказМинобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Приказ Минобрнауки  России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Приказ Минобрнауки  России от 17 декабря 2010 года №1897  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Приказ Минобрнауки  России от 6 октября 2009 года №413  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций « (с изменениями на 27 августа 2015 года)
  7. Федеральный каталог интерактивных образовательных программ «Дорога без опасности»
  8. Беляевскова, Мартынова, Сирченко; Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники. Экскурсии. ФГОС
  9. А.В. Виликевич, Е.И. Толочко, М.М. Искаков «Профилактика  детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. Санкт-Петербург. 2012г.
  10.  ПДД для детей –Москва ; Эскимо, 2016-176 с. От 6 до 12 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ясельная группа 2018-2019

Рабочая программа разработана воспитателем "Тигильского детского сада "Каюмка"Ясельная группа 2018-2019 г.г.Сотрудиновой Натальей Фёдоровной...

Рабочая программа педагога на 2018-2019 уч.г.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в группе раннего возраста общеразвивающей направленности для детей 1,6-2 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательн...

Рабочая программа подготовительная группа 2018 -2019 учебный год.

Перспективное планирование - тематические недели....

рабочая программа группы №2 2018-2019 год

рабочая программа старший подготовительный возраст...

Рабочая программа Музыкального руководителя 2018-2019 учебный год

Рабочая программа Музыкального руководителя 2018-2019 учебный год....

Рабочая программа разновозрастной группы (2018-2019 учебный год).

Образовательная программа разновозрасной группыМБДОУ д/с «Аленушка» с.Бижиктиг-Хая Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образов...

Рабочая программа, старший возраст 2018-2019 г.

Рабочая программа для старшего возраста дошкольников, разработанная на основани ООП "От рождения до школы" Вераксе....