Программа "Огонь друг - огонь враг"
рабочая программа по обж
Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа Правила пожарной безопасности | 136.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
Эмеpсон.
Безопасность людей - одна из актуальных проблем повседневной жизни, с которыми человек, в особенности ребёнок, может столкнуться в любой момент. Одной из этих проблем являются бытовые пожары. Поэтому необходимо предупредить их. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное использование электрических приборов в быту одно из основных правил по противопожарной безопасности.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
В особенности, хотим отметить, частое нахождение детей в квартире без присмотра родителей, что особо усугубляет ситуацию в безграмотности по противопожарной безопасности.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И , конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.
Известно, что во время чрезвычайных ситуациях ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь…
Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами.
Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.
Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:
Беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование худ произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.
Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства.
Нами разработана специальная программа, которая постепенно готовит ребенка к неожиданным ситуациям.
Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.
Задачи:
1.Образовательные
- познакомить с историей возникновения огня
- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом
- учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие
- формировать умение реально оценивать возможную опасность
- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности
- развивать творческие способности дошкольников через продуктивную деятельность.
3. Воспитательные
- воспитывать чувства осторожности и самосохранения
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профи-лактику страха перед огнем
- воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
4. Практические
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара
- учить элементарным действиям по тушению очага возгорания
- вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Принципы реализации программы:
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребенка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу программы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
Предполагаемый результат:
1.Повышение у детей дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности, а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности.
2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения, и навыков осознанного безопасного поведения.
3. Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ.
Организационное обеспечение.
Возможны изменения в организации режима занятий.
- Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.
- Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.
- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.
- Разработка конкретных рекомендаций по обучению пожарной безопасности дошкольников.
- Привлечение родителей воспитанников к участию в реализации данных задач.
Материально-техническое обеспечение.
В групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей.
Проводится наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к воспитательно-образовательному процессу.
Программа разработана для детей в возрасте от 4 до 6 лет, включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Родительское собрание на тему «Правила пожарной безопасности в детском саду и семье».
2. Консультации: «Спички детям не игрушка! »,
«Что нужно делать при пожаре? »
3. Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра! »
4. Наглядная агитация: настенно-тематический материал «Берегите детей от огня! »; папка-передвижка «Памятка для родителей» (о противо-пожарной безопасности дома) .
5. Участие в конкурсе семейного рисунка на тему «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно! ».
Диагностическая карта по программе «Огонь друг, огонь враг».
№ | Фамилия, имя ребёнка | Знает свои ФИО, Домашнй адрес | Знает и называет правила ППБ | Знают Номера Служб Спасеня 01, 02, 03. | Знает и Называет Причины возникновения пожара | Умеет применять полученные знания в игре | Знает о способах элементарной помощи при ожогах и действиях при пожаре; | Знает о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта; | В Х О Д Н А Я % | И Т О Г О В А Я % |
Результаты освоения программного материала оцениваются:
1 балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию;
2 балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию;
3 баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Список используемой литературы.
1. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду»,М.: Мозаика-Синтез 2011г.
2. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет – М. ТЦ Сфера, 2011.
3. Зацепина М.Б. Культурно- досуговая деятельность в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2009.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности –М.: Москва-Синтез, 2009.
5. 6. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности – Волгоград : ИТД «Корифей» 2010.
6. .Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду-М.: Мозаика-Синтез,2006.
7. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.
8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....