Программа "Огонь друг - огонь враг"
рабочая программа по обж

Сокольникова Анна Васильевна

Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

дети2

Пояснительная записка

Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

Эмеpсон.

      Безопасность людей - одна из актуальных проблем повседневной жизни, с которыми человек, в особенности ребёнок, может столкнуться в любой момент. Одной из этих проблем  являются бытовые пожары. Поэтому необходимо предупредить их. Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное использование электрических приборов в быту одно из основных правил по противопожарной безопасности.

      Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

       В особенности, хотим отметить, частое нахождение детей в квартире без присмотра родителей, что особо усугубляет ситуацию  в безграмотности по противопожарной безопасности.

        Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

      Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И , конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

      Известно, что во время чрезвычайных ситуациях ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь…

      Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами.

     Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

      Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:

      Беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование худ произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.

      Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства.

      Нами разработана специальная программа, которая постепенно готовит ребенка к неожиданным ситуациям.

 Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.

Задачи:

1.Образовательные

    - познакомить с историей возникновения огня

- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает    врагом

- учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

2. Развивающие

- формировать умение реально оценивать возможную опасность

- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности

- развивать творческие способности дошкольников через продуктивную деятельность.

3. Воспитательные

- воспитывать чувства осторожности и самосохранения

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профи-лактику страха перед огнем

- воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

4. Практические

- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара

-  учить элементарным действиям по тушению очага возгорания

- вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Принципы реализации программы:

- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.

- Изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.

- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребенка на базе уже имеющихся.

- Принцип гуманизации: во главу программы  поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

Предполагаемый результат:

1.Повышение у детей  дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности,  а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности.  

2.  Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения, и  навыков осознанного безопасного поведения.  

3. Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ.  

     Организационное обеспечение.

Возможны изменения в организации режима занятий.

- Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

- Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения.

- Разработка конкретных рекомендаций по обучению пожарной безопасности дошкольников.

- Привлечение родителей воспитанников к участию в реализации данных задач.

Материально-техническое обеспечение.

В групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводится наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к воспитательно-образовательному процессу.

    Программа разработана для детей в возрасте от 4 до 6 лет, включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Родительское собрание на тему «Правила пожарной безопасности в детском саду и семье».

2. Консультации: «Спички детям не игрушка! »,

«Что нужно делать при пожаре? »

3. Индивидуальная беседа «Не оставляйте детей без присмотра! »

4. Наглядная агитация: настенно-тематический материал «Берегите детей от огня! »; папка-передвижка «Памятка для родителей» (о противо-пожарной безопасности дома) .

5. Участие в конкурсе семейного рисунка на тему «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно! ».

Диагностическая карта по программе «Огонь друг, огонь враг».

Фамилия, имя

ребёнка

Знает свои ФИО,

Домашнй адрес

Знает и называет правила ППБ

Знают

 Номера

 Служб

 Спасеня

 01, 02, 03.

Знает и

 Называет

 Причины

 возникновения

пожара

Умеет

применять

полученные

знания в игре

Знает о

 способах элементарной

 помощи при  ожогах и

действиях

 при пожаре;

Знает о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;

В

Х

О

Д

Н

А

Я

%

И

Т

О

Г

О

В

А

Я

%

Результаты освоения программного материала оцениваются:

1 балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию;

2 балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию;

3 баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.

Список используемой литературы.

1.   В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой   «Программа воспитания и обучения в детском саду»,М.: Мозаика-Синтез 2011г.

2. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет – М. ТЦ Сфера, 2011.

3. Зацепина М.Б. Культурно- досуговая деятельность в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2009.

4. Комарова Т. С. Занятия  по изобразительной деятельности –М.: Москва-Синтез, 2009.

5. 6. Карисова Ж.М. Сценарии  мероприятий по пожарной безопасности – Волгоград : ИТД «Корифей» 2010.

6. .Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду-М.: Мозаика-Синтез,2006.

7. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

        

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"

Интересная форма работы с родителями....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

огонь - друг, огонь - враг

Презентации к уроку по пожарной безопасности....

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"

Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...

Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».

Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....