Статья на тему "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма "
статья по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов, образовательных областей и направлений через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Задачи по воспитанию у детей 5 – 7 лет безопасного поведения на улицах и дорогах.
Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.
Дети 5-6 лет.
У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким - же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.
В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.
Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).
После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.
С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.
В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:
если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;
когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.
Дети 6-7 лет
В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей, более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам, время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладают над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребёнка. Находясь на улице, ребёнок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Дошкольник плохо распознаёт источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребёнок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребёнка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребёнок отреагирует быстро. Ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движений, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.
Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребёнка.
Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребёнка на опасность с момента её обнаружения составляет 1,3-1,5 секунд, а у взрослого 0,6-0,8 секунд. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что дальше делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые всегда должны держать его за руку.
Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.
Деятельность старшего дошкольника в дорожных ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:
- восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);
- обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);
- выработка и принятие наиболее безопасного решения;
- исполнение принятого решения.
Учитывая, что дорожные ситуации – это интенсивный динамический процесс (на каждый сигнал светофора отводится от нескольких секунд до полминуты), все эти этапы должны укладываться в определённый промежуток времени. Умение предвидеть – это не только знать, но прежде всего, уметь быстро выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Поэтому всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так, во время наблюдения дорожной ситуации дети постоянно анализируют, насколько они опасны и безопасны.
Особые трудности испытывают дети при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не могут правильно спланировать своё поведение. Полезным может быть наблюдение за транспортным потоком, когда дети по сигналу воспитателя «засекают» нужную машину, которая едет в направлении к ним, и начинают все вместе считать до тех пор, пока машина (автобус) не поравняется с детьми. Сравнивая несколько таких отсчётов, дети приобретают опыт, у них развивается не только глазомер, но и чувство времени при оценке движущегося транспорта. Во время таких наблюдений воспитатель обращает внимание на то, что за крупным транспортом может ехать мотоцикл, небольшая машина… Опасность скрытого транспорта в том, что происходит на дороге. За большим транспортным средством может выехать машина, увеличив скорость для обгона, в тот момент, когда пешеход будет переходить дорогу, пропустив транспорт, который он видит. Такие ситуации следует постоянно моделировать на фланелеграфе и других игровых полях.
Дети этого возраста должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки. Проводя целевые прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, воспитатель акцентирует внимание на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. В пасмурный день нужно обратить внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулка проводится зимой, следует обратить внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обратить внимание детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны, открывают зонты – это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков следует провести несколько экскурсий, а затем смоделировать и обсудить, возможно, опасные ситуации, сделать зарисовки.
Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.
Чтобы закрепить знание детьми знаков, можно поиграть с ними в следующие игры:
-О чём говорит этот знак: к картинке-ситуации предлагается знак, дети с помощью считалочки определяют, кто из них расскажет содержание картинки и знака.
-Выбери знак и расскажи о нём: из набора знаков ребёнок выбирает понравившийся и рассказывает о нём.
-Отгадай знак по описанию: дети делятся на две команды. По очереди одни описывают знак (как выглядит, где устанавливается, что разрешает или запрещает, о чём рассказывает), а другие дети отгадывают, что это за знак.
-Какой здесь нужен знак: на фланелеграфе моделируется улица или загородная дорога, размещаются условные дома. На месте знаков пустые таблички. Дети вставляют нужные знаки, объясняют их значение.
Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными, органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей. Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать на фланелеграфе или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится детский сад, можно пометить улицы, перекрёстки, жилые дома и общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические изображения.
Алгоритм заданий с планом-схемой.
1. «Найди свой дом» - ребёнок находит по очертаниям свой дом и рисует рядом человечка.
2. «Нарисуй свой маршрут в детский сад» - ребёнок ставит стрелки и попутно рисует дорожные знаки, которые есть по пути.
3. «Нарисуй опасные места» - ребёнок отмечает символом опасные места, где может внезапно появиться транспорт, где плохой обзор.
4. «Моя дорога в парк, к другу…» - рисование маршрута.
Все эти задания ребёнок выполняет графически, объясняет, а затем проделывает это практически. Первоначально ребёнок осваивает эти маршруты вместе с родителями. В дальнейшем он это делает более самостоятельно, то есть родители могут идти с ребёнком рядом и страховать его.
В этом возрасте необходимо формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улицы, учить устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада, к магазину. Учить детей определять, предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания, воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.
В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:
- прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;
- переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;
- из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный
- реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;
- улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;
- требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.
Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ни ничего плохого не случится.
Реализация задач по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах в условиях ДОУ в рамках реализуемых программ позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки.
В подготовительной к школе группе с детьми закреплять представления о том, что Правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Продолжать выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Педагогам необходимо самим чётко знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.
Требования к передвижению с группой детей
Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.
Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны ¬держатся дети.
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разреша¬ется лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практиче¬ским формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.
Целевые прогулки
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно¬-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения (приложение 4).
Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми «в улицу» старших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ "
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на НОД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ...
Статья. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма у дошкольников.
Педагогическая ценность данного материала заключается в повышение культуры участников дорожного движения, твердых практических навыков поведения на дорогах, сохранении жизни и здоровья детей....
Статья "Профилактика детского дорожно -транспортного травматизма"
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста....
Статья "Проект по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для родителей (законных представителей) с детьми старшего дошкольного возраста "Зелёный свет"
Педагогический калейдоскоп, 2015г., выпуск №14. Статья "Проект по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма для родителей (законных представителей) с детьми старше...
Статья для родителей:«Работа в ДОУ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма.»
Как работники ДОУ создают условия для обучения детей ПДД...
Статья «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду»
Статья«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду»...