Методическая разработка дидактических игр "Волшебный мир ПДД"
методическая разработка по обж (старшая группа)
Методическая разработка дидактических игр "Волшебный мир ПДД" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. В неё входят три игры: "Волшебная змейка", "Магическая пирамида" и "Креативная память". Игры адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей 3-7 лет, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_volshebnaya_zmeyka.docx | 947.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Красносельского района Санкт - Петербурга
Методическая разработка дидактических игр "Волшебный мир ПДД"
игра "Волшебная змейка"
Авторы-составители:
Оболдина Наталья Владимировна, старший воспитатель;
Бекимова Галина Вячеславовна, воспитатель;
Санкт-Петербург
2018-2019
Аннотация:
Методическая разработка дидактических игр "Волшебный мир ПДД" направлена на формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) знаний основ Правил дорожного движения. В неё входят три игры: "Волшебная змейка", "Магическая пирамида" и "Креативная память". Игры адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей 3-7 лет, заинтересованных в создании условий для обучения детей Правилам дорожного движения.
Введение
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам Правил дорожного движения (далее - ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Мы живем в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят дорогу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей ПДД. В этом должны помогать ему все окружающие ребенка люди. Главная задача - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание и память, воображение и воля, дисциплинированность и ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта по различным направлениям. Поэтому мы выбрали игры "Волшебный мир ПДД", как форму работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Новизна игр "Волшебный мир ПДД" заключается в том, что они разработаны и изготовлены руками педагогов, предполагают периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов и иллюстраций, заданий, что стимулирует игровую активность детей. Игры решают задачи различных образовательных областей (познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие), что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: формировать первичные представления об основных источниках опасности на дороге (транспорт) и способах безопасного поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе проезжей части держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора).
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Физическое развитие: воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Социально-коммуникативное развитие: умение договариваться, действовать сообща, осознавая, что от действий каждого зависит результат, в том числе и при соблюдении ПДД.
Целью данной методической разработки является обобщение и представление авторского опыта обучения детей дошкольного возраста ПДД с помощью дидактических игр.
Цель игр: формирование первичных представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- Расширять знания о дорожной разметке и элементах дороги, формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, уметь обходить их.
Развивающие:
- Развивать культуру безопасного поведения у детей, как участников дорожного движения (представление и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя делать, находясь рядом с проезжей частью дороги, при её переходе и в транспорте).
- Упражнять в умении ориентироваться по сигналам светофора.
- Развивать у детей адекватную самооценку и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
- Прививать воспитанникам привычку - находясь вблизи проезжей части и при переходе через неё, держать взрослого за руку.
Воспитывающие:
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД.
- Воспитывать культуру поведения в условиях дорожного движения.
Игры "Волшебный мир ПДД" предназначены для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. При проведении игр учитываются возрастные особенности детей, и в соответствии с ними ставятся задачи. Более подробно задачи к каждой игре и в соответствии с возрастом представлены в основной части.
Методические советы и рекомендации по подготовке, организации и проведению игр:
Игра "Волшебная змейка"
Для изготовления и проведения игры "Волшебная змейка" необходимо:
- Шарики для пинг-понга, окрашенные в красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный цвета акриловыми красками.
- Одноразовые ложки красного, жёлтого, зелёного цвета и прозрачные.
- Бичёвка.
- Три цилиндра из прозрачного материала (см. приложение № 1).
В игре "Волшебная змейка" могут принимать участие дети дошкольного возраста в количестве от 1 до 8 игроков из числа воспитанников младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Бичёвкой ограничивается пространство на столе в форме круга, в круг высыпаются шарики. Бичёвка ограничивает место для нахождения шариков и не даёт возможности раскатываться им по поверхности стола. Вместо бичёвки пробовали использовать коробку. Коробка мешает игре при использовании ложек. Использование игры может применяться как в индивидуальной работе, так и в работе с малыми подгруппами. Игра может проводиться как соревнование между командами по 4 человека.
Подробное описание игры представлено в основной части.
Используемые методики, приёмы и методы:
Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что воспитатель дает детям информацию с помощью различных иллюстраций, а дети воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.
Репродуктивный метод используется для формирования умений и навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель с помощью заданий организует детскую деятельность по неоднократному воспроизведению ранее полученных знаний или способов деятельности.
Личностно-ориентированный подход. Учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, их интересы, особенности усвоения предложенного материала, индивидуальное развитие.
Технология игрового обучения. Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, в котором ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Ожидаемые результаты:
- Сформировано понятие светофор, закреплены названия цветов сигналов светофора и правильное их расположение.
- Закреплены навыки безопасного поведения на дорогах: переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу, держа взрослого за руку.
- Расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
- Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Приобретены элементарные умения предвидеть опасные ситуации и избегать их.
Основная часть
Игра "Волшебная змейка"
Цель: формирование первичных представлений о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи:
- Знакомить детей с понятием светофор, упражнять в правильном расположении сигналов светофора, чередовании цветов пешеходного перехода.
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах: переходить только на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу, держа взрослого за руку.
- Развивать мелкую и крупную моторику, обучать навыкам владения столовыми приборами.
Ход игры:
В игре могут принимать участие от 1 до 8 игроков из числа воспитанников младшего дошкольного возраста (3-5 лет). Бичёвкой ограничивается пространство на столе в форме круга, в круг высыпаются шарики для пинг-понга, окрашенные в красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный цвета. Рядом в коробке лежат одноразовые ложки прозрачные, красного, жёлтого, зелёного цвета и три цилиндра из прозрачного материала. (см. приложение № 1). По выбору детей или по рекомендации педагога игроки выбирают задание и уровень сложности.
На втором и третьем уровне сложности подгруппу детей лучше разделить на две команды. Разложите на столе по три ложки красного и зелёного цвета, а ложек жёлтого цвета положите 2. Предложите 8 игрокам взять по одной ложке. У кого окажутся ложки красного цвета – это 1 команда, у кого ложки зелёного цвета – это 2 команда, а у кого ложки жёлтого цвета – это капитаны команд. Они будут держать цилиндры и контролировать правильность выполнения задания. Цвета ложек и их количество можно менять. При выборе ложек закрепить с игроками значение сигналов светофора и их порядок расположения.
Задание 1: Собери светофор
Уровни сложности:
- Ребёнок складывает рукой шарики в цилиндр в соответствии с цветами сигналов светофора и правильным их расположением.
- Дети по очереди складывают руками шарики в цилиндр в соответствии с цветами сигналов светофора и правильным их расположением.
- Ребёнок (дети) складывает шарики в цилиндр ложкой в соответствии с цветами сигналов светофора и правильным их расположением.
Задание 2: Выложи пешеходный переход
Уровни сложности:
- Ребёнок складывает шарики рукой в цилиндр, чередуя чёрный и белый.
- Дети по очереди укладывают шарики руками в цилиндр, чередуя чёрный и белый.
- Ребёнок (дети) складывает шарики в цилиндр ложкой, чередуя чёрный и белый.
После выполнения заданий, проверяется их правильность и проводится беседа. Игрокам задаются вопросы: "Что собрали? ", " Для чего это нужно? ", " Что произойдёт, если не будет светофора? ", " Что произойдёт, если не будет пешеходного перехода? ", " Зачем нужно выполнять правила дорожного движения? "
Заключение
Представленные в методической разработке авторские дидактические игры "Волшебный мир ПДД" вызвали огромный интерес у дошкольников. В процессе использования игр для обучения дошкольников ПДД воспитанники смогли быстрее запомнить цвета сигналов светофора, правильное их расположение. Дети выучили названия дорожных знаков, где и с какой целью они устанавливаются, что обозначают. Используя игры, дети стали проявлять интерес к транспортным средствам и профессиями, связанными с ними. При проведении целевой экскурсии к перекрёстку воспитанники активно демонстрировали умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации. Ребята познакомились с основными требованиями ПДД и показали способность непроизвольного воспроизведения полученных знаний. Игры сформировали не только навыки безопасного поведения на дорогах, но и оказали положительное воздействие на развитие произвольной памяти, внимания, наблюдательности. При использовании дидактических игр "Волшебный мир ПДД" дошкольники приобрели умения собирать целое из частей, умение действовать сообща, договариваться между собой, распределять обязанности.
Список литературы
- Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. "Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в образовательных учреждениях". - СПб: Университет, 2012
- Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. "Правила дорожного движения" - Волгоград: Учитель, 2018 (второе издание переработанное редактор Перепёлкина А.В.)
- Коломеец Н.В. "Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет" - Волгоград: Учитель, 2011
Литература в электронном виде
1. "Правила дорожного движения", сайт info@pdd24.com, ссылка http://www.pdd24.com/, дата обращения к сайту 01.11.2018.
Приложение № 1
"Реквизит для игры "Волшебная змейка""
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"
Предлагается вариант оформления итогового буклета по деятельности городского методического объединения в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы, рекомендации)...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...