пдд
картотека по обж (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 г. Донецка
Старший дошкольный возраст
Составили: Борзенко Ю.В., Передерина Н.В.
Тема: «Путешествие отряда юных инспекторов движения»
Цель: Содействовать в формировании осознанного использования правил дорожного движения, в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
- Обобщать знания детей о дорожных знаках;
- расширить представления детей о правилах дорожного движения на основе проблемной ситуации;
2. Развивающие:
- обогащать знания детей о правилах безопасности, на улице, формируя навыки безопасного поведения;
- Развивать внимание, творческое воображение;
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение у детей жить по правилам дорожного движения, соблюдение которых поможет им сохранить жизнь и здоровье;
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду, радоваться и переживать за товарища.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Активизация словаря:
Обогащать словарь детей словами: пешеход, тротуар, перекрёсток, зебра, «Светофор-Бездельник», «Помеха-Неумеха», «Авто-Вирус», «Отряд Юных инспекторов движения» (ОЮИД).
Методические приёмы:
1) Художественное слово;
2) Наглядный материал: плакаты, листовки, схемы, кроссворды.
3) Словесные: рассказ педагога, беседа; вопросы по ПДД;
4) Положительная мотивация;
5) Игровые: Д/И «Осторожно пешеход», «Умные машины», «Азбука дорожных знаков». Лото «Транспорт».
Предварительная работа:
- Беседа «Дорожные знаки», «Мы пешеходы»; «Чтение художественной литературы по теме ПДД»; Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы и водители»; Разучивание дидактических и подвижных игр; Рассматривание познавательных рисунков, видео фильмов, плакатов. Рисование дорожных знаков.
Используемые технологии:
Социология, развивающего обучения, педагогика сотрудничества.
Оборудование и материалы:
- видео, слайды дорожных знаков, составленный кроссворд, загадки о дорожных знаках, стихотворения о дорожных знаках, сотовый телефон. Разрезные картинки светофора, письмо, почтальон, посылка с медалями, макет города «Автомобилей»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы отряд Юных Инспекторов Движения, и учимся в школе «Дорожной науки». Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу улыбки и хорошее настроение. (Дети и воспитатели встают в круг).
Мы дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся, чтобы хорошее настроение помогло нам в решении трудных задач.
Стук в дверь: Входит мальчик почтальон.
Мальчик: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, мальчик. Кто ты?
Мальчик: Я весёлый почтальон!
Детям я давно знаком!
Много писем и газет,
Возит мой велосипед!
Разноцветные конфеты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, очень рад.
Доставлять я в детский сад.
Вос-ль: А нам, что ты принёс?
Почтальон: Письмо получайте.
Вос-ль: Благодарим, оставайся с нами.
Почтальон: нет, я не могу, у меня ещё много работы. До свидания (уходит).
Письмо
Здравствуйте отряд Юных инспекторов движения. Пишут Вам жители городов «Дорожных знаков», «Автомобилей» и «Лесных жителей». Спасите, помогите в наших городах случилось несчастье, нас захватили злые нарушители дорожного движения. Отправляем за Вами автобус. Мы уверенны, вы справитесь! Ждём Вас!
Вос-ль: ребята Вы согласны помочь?
Дети: согласны.
Вос-ль: вы знаете, что дружба всегда побеждает, поэтому мы с вами будем работать под девизом «Один за всех и все за одного» (все).
Отряд садится в автобус, звучит шум мотора.
1 город «Дорожных знаков»
Отряд встречают дети, переодетые в дорожные знаки заколдованные Помехой - Неумехой.
Знаки говорят: Мы не знаем, какие мы дорожные знаки, заколдовал нас Помеха - Неумеха, мы все перепутались. Помогите отгадать загадки, чтобы Помеха – Неумеха покинул наш город.
Вос-ль: ребята, прежде, чем отгадывать загадки давайте вспомним, что все дорожные знаки делятся на 5 категорий.
Дети: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные, также есть знаки сервиса.
Д/Упражнение «Дорожные знаки»
Предупреждающие:
Пешеходный переход; | Дети; | Пересечение с велосипедной дорожкой |
Запрещающие:
Движение на велосипедах запрещено; | Движение пешеходов запрещено; | Движение запрещено. |
Предписывающие:
Пешеходная дорожка; | Велосипедная дорожка; |
Знаки сервиса:
Пункт питания; | Пункт медицинской помощи; | Гостиница или мотель. |
Информационно указательные знаки:
Пешеходный переход; | Надземный пешеходный переход; | ||
Подземный пешеходный переход; | Место остановки автобуса (троллейбуса); | Место остановки трамвая. |
Вос-ль: Молодцы, всё правильно разложили, а теперь слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
1) Всем знакомые полоски Знают дети, знает взрослый. На ту сторону ведёт… (пешеходный переход); Вос-ль: что он нам сообщает Дети: предупреждают | 2) всё не просто, всё не так – Ездим там, где этот знак Круг окрашен в синий цвет А в кругу велосипед… (велосипедное движение разрешено). Вос-ль: что это за знак? Дети: Указательный |
3) У посадочных площадок Пассажиры транспорт ждут Вот автобус, вот трамвай Знак дорожный угадай… (место остановки транспорта) Вос-ль: что этот знак нам сообщает? Дети: указывает. | 4) Если ты поставил ногу На проезжую дорогу Обрати внимание друг, Знак дорожный – красный круг Человек, идущий в чёрном, Красной чёрточкой зачёркнут И дорога вроде, но здесь Ходить… (запрещено). Вос-ль: Что знак нам говорит? Дети: Запрещает. |
5) В белом треугольнике С окаёмкой красной Маленьким ребяткам Очень безопасно Этот знак дорожный Знают все на свете Будьте осторожны… (на дороге дети) Вос-ль: что этот знак нам сообщает? Дети: предупреждает | 6) красный круг с полоской белой, что за знак, а ну смелее? И дорога вроде, но ездить тут… (въезд запрещён) Вос-ль: что это за знак? Дети: запрещающий |
Ожившие дорожные знаки: загадки вы отгадали правильно, а теперь скажите, где вы нас можете встретить? (ответы детей)Правильно. Ура, мы спасены, мы победили Помеху-Неумеху.
Звонит сотовый телефон: Вос-ль: читает смс сообщение с города «Автомобилей».
Проблемная ситуация: В наш город проник Авто – Вирус. Началась эпидемия, выйдя на улицу, пешеходы жались к домам и просили машины: «Пожалуйста, дайте нам перейти дорогу!» «Машины отвечали: - не дадим!»
Жизнь пешеходов превратилась в кошмар.
Вос-ль: Как быть? Что делать, чтобы помочь? (ответы детей).
Вос-ль: вы дали разные ответы, а правильные они или нет, узнаем, выполнив задания. В путь!
Отряд садиться в автобус, звучит шум мотора едут на остров «Автомобилей».
Вос-ль: А вот и первое препятствие. Нас просят отгадать загадочный кроссворд, в нём зашифровано слово.
Отгадывание загадочного кроссворда
1. Когда я еду в автобусе, я … (пассажир); 2) Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек домики везут (автобус); 3. Едет на двух колёсах, не буксует на откосах. И бензина в баках нет. Это наш… (велосипед);4. Если… зажёгся красный. Значит, двигаться опасно (свет); 5. Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода. На лугу он не посеется, по дороге он несётся (автомобиль); 6. Горит, он каждый вечер освещая, нам дорогу (фонарь);
7.
- что этот знак означает? (поворот)
8. Под землёй огни горят. Под землёй дворцы стоят, под землёю чудо мчится. Сядь и можешь прокатиться (метро).
(разгадали правильно, по вертикали получилось слово СВЕТОФОР).
Появляется ребёнок, переодетый в «Светофор».
Светофор говорит: ребята смотрите, я принёс, макет города, чтобы показать его вам. Здесь нет ни одного дорожного знака, и даже светофора нет. Помогите знаки расставить на свои места, я уверен, вы справитесь.
Вос-ль: Ребята, давайте начнём с самого главного, чтобы регулировать движение на перекрёстках, кто нам должен помогать? (ответы детей).
Вос-ль: А какие бывают светофоры?
Дети: для пешеходов и автомобилей.
Вос-ль: правильно.
Д/И «Собери правильно»
Детям предлагаются разные разрезанные картинки светофоров, для пешеходов и автомобилей. (дети собирают).
Вос-ль: Молодцы, вы правильно собрали. А куда мы должны поставить светофор на перекрёстке? (ответы детей).
Вос-ль: Ребята, давайте подумаем, что случилось бы, если всегда горел красный свет светофора? (ответы детей).
Светофор: А представьте ситуацию, стою я работаю, и тут замкнуло во мне, что-то и стал гореть только жёлтый свет. Что делать? (ответы детей).
Вос-ль: Да, ребята. Вот вы сами видите, если бы на улице, стоял светофор люди и машины не мешали бы друг другу.
Вос-ль: Ребята мы с вами поставили только светофор на перекрёстке, а нам ещё не хватает здесь дорожных знаков. А какие дорожные знаки нужны только пешеходам? Что они подсказывают? (ответы детей).
Дети читают стихотворения про дорожные знаки и ставят знаки на место.
1-й ребёнок Знаки разные дорожные Нам о важном говорят! Пешеходы, будьте осторожны! Помните, что нельзя, а что можно! На дороге, как вести себя, чтобы точно защитить себя! | 2-й ребёнок «Знак пешеходный переход» Здесь наземный переход Ходит целый день народ Ты, водитель, не грусти, Пешехода пропусти. Вос-ль: где вы встречали этот знак? | 3-й ребёнок: «остановка» В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждёт. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. Вос-ль: какой транспорт можно ждать на остановке? |
4-й ребёнок «движение пешеходов запрещено» В дождь и в ясную погоду Здесь не ходят пешеходы: Говорит им знак одно: «Вам ходить запрещено!» Вос-ль: А в каком месте можно и нужно поставить этот знак? | 5-й ребёнок Знак «наземный переход» Здесь наземный переход Вверх и вниз идёт народ. Под тобой машины мчатся, Тебе не стоит их бояться. Вос-ль: чем безопасен надземный переход? | 6-й ребёнок: «Подземный пешеходный переход» Знает каждый пешеход Про подземный этот ход. Город не украшает, Но машинам не мешает. |
Вос-ль: Молодцы, это вы знаете и всё правильно расставили, а скажите, пожалуйста, какой пешеходный переход самый безопасный (ответы детей).
Вос-ль: А сейчас давайте немного отдохнём.
Физкультминутка/игра «Светофор»
Игра на внимание. На красный – стоять, на жёлтый – хлопать, на зелёный – идти.
Светофор: Ура! Мы спасены, наш город «Автомобилей» освобождён.
Мы победили Авто-вирус. Спасибо вам ребята. До свидания. (уходит).
Вос-ль: ребята нам пора двигаться дальше. При посадке в автобус дети увидели записку.
Вос-ль: читает – мы животные города «Лесных жителей», просим Вас помочь, объясните, нужен ли нам светофор.
Вос-ль: поможем?
Дети: да!
Вос-ль: тогда в путь! Шум мотора, автобус отправляется, к лесным жителям.
Отряд встречают лесные жители, помогите нам.
Вос-ль: Ребята, давайте объясним лесным жителям, зачем нужен светофор? (ответы детей).
Вос-ль: послушайте, пожалуйста, стихотворение С. В. Михалкова
Бездельник-светофор
В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принёс его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ёжик:
- Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
- Я с Ёжиком согласен! -
Сказал, зевая Волк.-
- А если б он работал,
Какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!
- И я,- сказал Зайчишка, -
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!
- У нас,- Лиса сказала,-
Порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке
Не нужен пост ГАИ!
- Мне тоже он не нужен! -
Сказал из норки Крот,-
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Услышав под собою
Разумные слова,
- Я вообще летаю! -
Прогукала Сова.-
И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекрёсток
Могу перелететь.
Осталось всё, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на ёлке
Бездельник-светофор...
Инсценировка стихотворения детьми «Бездельник - светофор»
Вос-ль: Кому и где светофор оказался не нужен? (ответы детей).
Вос-ль: А кому нужен светофор? (ответы детей).
Вос-ль: посмотрите правильно ли вы ответили. (на экране слайд)
НЕ НУЖЕН | НУЖЕН | |
Животным в лесу Нет проводов и тока Можно прорыть ход Перекрёсток можно перелететь | Людям в городе Ходить по улицам, где мчаться машины помогает переходить улицы безопасно | |
Звери: Мы всё поняли, спасибо огромное, вы помогли нам разобраться в нашей нелёгкой проблеме до свидания. (уходят).
Вос-ль: Но, а нам ребята пора возвращаться в школу «Дорожной науки», чтобы узнать ещё много нового и интересного. (дети вместе с воспитателем садятся в автобус и отправляются).
Вос-ль: Вот мы и вернулись. Ребята сегодня мы с вами помогли жителям городов, научили основным правилам дорожного движения.
Вос-ль: Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители,
Вы должны хорошо знать и строго соблюдать
Правила дорожного движения!
Стук в дверь входит мальчик почтальон, приносит посылку.
«В благодарность от жителей городов: «Дорожных знаков», «Автомобилей», «Лесных жителей». Отдаёт посылку (уходит).
Вос-ль: Открывает посылку, там медали «Лучший отряд Юных Инспекторов Движения!»
Воспитатель раздаёт детям.
Литература:
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (программа развития).
2. Бабаева Т.И., А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»)/ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 188 с.
4. формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.
5. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. - (Вместе с детьми).