"Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста"
статья по обж

Дружина Елена Алексеевна

Воспитание экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

                                                                Воспитатель: Дружина Е.А.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников имеет важное и актуальное значение.

Мы  убеждены в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — это значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наша Земля стала  еще краше и богаче.

Цель, которую мы преследуем в воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста- это формирование у детей осознанного  отношения к природным явлениям и объектам.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

  • Уточнить и расширить знания о растениях, животных и природных явлениях;
  • Формировать знания о жизненно- необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
  • Формировать элементарные представления о причинно - следственных связях внутри природного комплекса;
  • Развивать  эмоционально - доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе необходима.

Для успешной реализации задач по экологическому образованию дошкольников мы выделили следующие компоненты:

-забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если...?», поэтому дети часто не отдают отчета своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, яркого солнышка, но в тоже время могут неосознанно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, ребёнок может сорвать ядовитые растения и попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому мы стараемся не только дать детям знания об окружающей  природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде ,  обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.

Мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вся работа в этом направлении  будет  построена с учетом следующих принципов:

1.Научность.

Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К. Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т.е. «сообщений из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время он отмечал, что с одной стороны, не следует принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой - не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития.

2.Доступность.

Крайне важным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.

  1. Гуманистичность.

Данный принцип связан с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы и  воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. При отборе методики экологического образования принцип гуманистичности подразумевает переход с авторитарной модели обучения и воспитания на личностно-ориентированную модель, сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым.

  1. Прогностичность.

Принцип прогностичности предполагает воспитание привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе.

  1. Деятельность.

Деятельностный подход - основа экологического образования дошкольников. Экологические знания, которые ребенок осваивает в процессе обучения, становятся основой формирования его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. Принцип деятельности-это  различные экологические проекты.

  1. Интеграция.

Принцип интеграции подразумевает экологизацию различных видов деятельности ребенка.

 7. Системность.

Принцип системности -это последовательное усвоение знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро». Эти положения концепции дошкольной

педагогики, разработанной под руководством А.В. Запорожца, актуальны и для экологического образования.

Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Главными задачами являются:

  • Создание условий для формирования у ребенка экологической культуры;
  • Экологически правильное поведение в природе, безопасное как для самой
    природы, так и для ребенка;
  • Создание условий для ознакомления и общения ребенка с природой
    ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда способствует:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.   В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в ...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

 В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников –важный, интересный и актуальный.Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, чтолюбить при...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Правительство города МосквыДепартамент образования города МосквыПедагогический колледж № 15     Жукова Татьяна Николаевнастудентка группы З-402  Воспитание экологиче...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...