Доклад «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней»
статья по обж (старшая группа) на тему

 

«Влияние  природы  на  здоровье  ребенка  и  безопасность  при  общении с  ней»

Мир, окружающий ребёнка, это - мир природы. Необходимо помочь ребёнку узнать прекрасный и таинственный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой.

 

Влияние природы на здоровье человека, а особенно ребёнка, трудно переоценить. Вспомним лишь, что здоровье – это не только физическое, но и психическое благополучие человека.

Неживая природа – это комплекс факторов, определяющих закаливание детского организма. Даже если не заниматься закаливанием планомерно, в системе, солнце, воздух, вода, земля оказывают своё влияние на здоровье ребёнка.

         Бегая босиком по дорожке, дети массажируют стопы ног, тем самым осуществляя профилактику плоскостопия, активизируя точки, оказывающие влияние на работу многих внутренних органов. Организуя пребывание под солнышком летом, мы способствуем выработке в организме витамина D, который так необходим детскому организму. Купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы ребёнка, делает его более выносливым, предупреждает частые простудные заболевания, оказывает лечебное воздействие на опорно-двигательную систему. Возможность подышать чистым воздухом соснового леса, морского побережья поможет оздоровить дыхательную систему ребёнка, а воздух богатый кислородом – залог нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

         Рассматривая вопросы влияния природы на здоровье детей, нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.

         Однако, нельзя бездумно окунуться в мир природы. Во всём нужно знать меру. Чтобы лечебные, оздоровительные свойства природы не обернулись бы против вас и вашего ребёнка.

         Поведение маленького ребёнка в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения попробовать их на вкус, взять  в руки и сильно сжать

 

какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме животного, так и малыша. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться  в окружающей  природной  среде – в нашем общем Доме – и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.

         В вопросе безопасного общения ребёнка с природой можно выделить ряд разделов:

         1. Ухудшение экологической ситуации.

         Ухудшение экологической ситуации представляет определённую угрозу  здоровью  человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипячёную воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, луной, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

 Необходимо рассказать детям о том, что небезопасны для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоёмы, реки, поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной её обработки (отстаивание, кипячение, фильтрация).

         2.Катастрофы природного характера.

         К катастрофам природного характера относят землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, извержение вулканов и т.д. Несмотря на то, что наша местность не является типичной для таких катастроф, дети должны знать, как обезопасить себя от этих явлений, как вести себя, если окажешься в зоне действия какой-либо катастрофы.

        3.Природные явления

         Дети должны получить знания не только о разнообразных природных явлениях: дождь, снегопад, гроза и т.д., но и знать, что существуют определённые правила, выполнение которых поможет им сохранить своё здоровье и жизнь. Это такие положения, как:

         - нельзя мочить ноги в луже;        

         - не гуляй в промокшей одежде;

         - нельзя сбивать сосульки с крыши;

         - опасно стоять под сосульками;

         - осторожно ходи во время гололёда;

         - нельзя ходить на лёд открытого водоёма;

- во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, прятаться под высокие отдельно стоящие деревья;

- находиться на солнышке нужно только в головном уборе;

- и многие другие.

 

4.Ядовитые растения.

Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе ( не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнёзда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Детям необходимо дать знания о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки. Другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать всё подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных.

Следует объяснить им, что никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Даже со съедобными грибами в последние годы происходят изменения, делающие их непригодными для еды. Особой осторожности требуют консервированные грибы, которые детям дошкольного возраста лучше вообще не употреблять в пищу.

        

Для закрепления этих правил полезно использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное -несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон – прогулки в лес, на природу.

5.Контакты с животными.

Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.  Можно погладить и приласкать домашних котёнка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам.

Особенно осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые оказались в сельской местности. Им надо объяснить, что любые животные с детёнышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

 

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.