Консультация для педагогов: "Аутизм-безопасность на дороге"
консультация по обж на тему
«Самое дорогое у человека – это жизнь», писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того , донесём ли мы ,взрослые до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Однако, работая с детьми аутистического спектра, мы понимаем, что нужен особый подход.
Безопасность на улице является общим предметом для беспокойства среди родителей детей с аутизмом. Зачастую дети не понимают опасности, связанной с переходом через дорогу, и необходимо принимать меры по обеспечению безопасного поведения их как пешеходов на улицах. Мы хотим поделиться некоторыми идеями того, как обучить ребенка безопасному поведению на дорогах. Прежде всего:
- необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к транспорту. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются; .
Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий.
- Пересечение улицы
Материалы (карточки с фразами):
1). Остановись
2). Держись за руку
3). Посмотри налево и направо
4). Спроси у взрослого, можно ли перейти дорогу
2.Последовательность
«Покажи мне, как переходить дорогу», - говорит воспитатель и дает ребенку карточки с изображением и фразами.
Реакция: Ребенок раскладывает карточки в определенном порядке. Показ картинок должен сопровождаться объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше.
- Можно сделать фотографии/картинки людей в опасных ситуациях, (например, ребенок, идущий без сопровождения взрослого через дорогу, и ребенок, переходящий улицу с мамой) а затем в спокойной, безопасной обстановке обучить ребенка сортировать картинки или различать их как «Безопасно» и «Опасно». Обобщать навыки путем воссоздания ситуаций, когда другие люди ведут себя небезопасно. Такая форма работы поможет обучить ребенка различать некорректное поведение других, а затем определять безопасное альтернативное поведение.
2. После этого можно изучить вопросы, «почему» такое поведение является опасным, и что следует делать в таких ситуациях (используйте визуальный сигнал «Опасно» как подсказку).
Можно попрактиковаться в различении движущихся и стоящих/припаркованных автомобилей при помощи игрушек. Обучить ребенка отличать движущиеся игрушечные автомобили от стоящих, во время того, как вы ими манипулируете. Ребенок может сказать или показать, безопасно ли будет перейти дорогу в конкретный момент времени (или же он может манипулировать игрушечным человечком). В своей практике мы используем интерактивные игры, просмотр мультфильмов о правилах дорожного движения «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», они способствуют закреплению ПДД у детей с аутистической симптоматикой.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идти нужно от простых упражнений, к сложным, для начала использовать те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.
После того, как получен базис, проверить понимание ребенком этих правил можно предоставить родителям обучив отвечать на вопросы в естественной реальной среде (например, приближаясь к дороге, спросить : «Можно ли бежать через дорогу?», дожидаясь ответа «Нет», а затем спросить: «Почему нет?» если у ребёнка развиты речь и понимание речи).
Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и конечно родителей. Только личным примером и многократным проживанием той или иной ситуации на дороге можно приучить ребёнка к правилам дорожного движения.
Вовлекая родителей в совместную деятельность можно создать видео с участием брата или сестры ребенка, или его друзей, приспособить данное видео для ситуаций, с которыми ребенок знаком, или даже записать фрагменты видео на тех улицах, по которым он будет ходить. Одним из интересных методов использования жетонов в данной ситуации является предварительное соглашение об усилителе и о месте его получения прежде, чем выходить с ребенком на улицу. Также необходимо обсудить с ребенком, за какое поведение по пути к усилителю он получит жетоны, а за какое их потеряет. Затем ребенку предлагается пройти от того места, где он находится с мамой, до того места, где он сможет получить поощрение (например, магазин с мороженым). Начинать этот путь нужно в такой точке, чтобы ребенку необходимо было перейти через дорогу несколько раз прежде, чем он попадет в пункт назначения. Жетоны не показывают ребенку до самого прибытия в пункт назначения, чтобы убедиться в том, что он остается внимательным и не реагирует исключительно на наши вербальные напоминания и поощрения. Это помогает ребенку осознавать, что именно он должен делать, так как его усилитель зависит от надлежащего и безопасного поведения по пути к месту, где ребенок этот усилитель может получить. В зависимости от уровня развития навыков конкретного ребенка, этот способ может как сработать, так и не сработать в его случае.
4.Некоторые дети очень чувствительны к языку тела взрослых. В случае таких детей можно преувеличивать выражение телом страха перед опасностью приближающегося автомобиля. Таким же образом можно обучить ребенка быстро отбегать назад к обочине при появлении машины, первоначально держа его за руку, и т.д. Такая методика не срабатывает в случае многих детей, но может оказать ощутимую поддержку в обучении некоторых из них.
И в заключении хочется добавить, самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...
Удачи нам всем и терпения.
Подвижная игра «Сигналы светофора»
Подготовка к игре:
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.
Атрибуты:
- Мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета;
- Стойки.
Правила игры:
В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация на тему : "Аутизм- безопасность на дороге" | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Безопасность на улице является общим предметом для беспокойства среди родителей детей с аутизмом. Зачастую дети не понимают опасности, связанной с переходом через дорогу, и необходимо принимать меры по обеспечению безопасного поведения их как пешеходов на улицах.
Нужно научить ребёнка понимать слово «стоп».Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм.
Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий .
Такая форма работы поможет обучить ребенка различать некорректное поведение других, а затем определять безопасное альтернативное поведение Опасно Не опасно
Можно попрактиковаться в различении движущихся и стоящих/припаркованных автомобилей при помощи игрушек .
Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и конечно родителей. Только личным примером и многократным проживанием той или иной ситуации на дороге можно приучить ребёнка к правилам дорожного движения.
Одним из интересных методов использования жетонов в данной ситуации является предварительное соглашение об усилителе и о месте его получения прежде, чем выходить с ребенком на улицу.
Самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Весна идёт, весне дорогу!!!"
Вашему вниманию предлагается подбор игр на открытом воздухе для детей дошкольного возраста....
консультация для родителей на тему "Добрая Дорога Детства"
"Добрая Дорога Детства"...
Консультация для родителей по теме "Железная дорога – зона повышенной опасности!"
Правила поведения в зоне железнодорожного полотна....
Консультация-презентация для родителей "Ребёнок и дорога"
Мамы и папы, бабушки и дедушки!Одна из важных проблем-это воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города .Ежедневное соблюдение правил дорожн...
Консультация для родителей по теме: «По дороге в детский сад» ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ
Консультация для родителей по теме:«По дороге в детский сад»ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙСовременные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зараб...
Консультация для родителей "Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах"
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах....
Консультация для родителей по безопасности на дорогах нашего города "Внимание, дорога!
Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите ...