Инфомационная безопасность детей
статья по обж на тему

Хабибуллина Ирина Владимировна

Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Давайте задумаемся, почему мы не оставим ребенка с незнакомым человеком? Правильно, мы не знаем его целей, а с неизвестной информацией в интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к увиденному и прочитанному. Мы учим детей защищаться от плохого человека, вести себя в критической ситуации, возникающей в период стихийных бедствий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ключевые понятия проблем информационной безопасности.

Разберемся в понятиях: «информационная безопасность», «информационная грамотность», «информационный иммунитет», «медиаграмотность».

В Российской Федерации документ, регламентирующий деятельность в данной области, это - Доктрина информационной безопасности. Но даже в доктрине термин «информационная безопасность» используется в широком смысле слова. И определяется, как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере и совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей— это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Такую защищенность ребенку могут и должны обеспечить, прежде всего, значимые взрослые.

Информационная грамотность - поиск, интерпретация, оценка различных источников информации, работа с видами учебных,деловых и научно-популярных текстов.

Информационная культура- совокупность материальных и духовных ценностей в области информации.

Медиаграмотность - это грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.

Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 г.).

Медиаграмотностьявляется компонентом информационной культуры. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми методами и технологиями. Здесь следует говорить, как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ), так и об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).

Информационный иммунитет - способность личности отражать негативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им. Адекватное восприятие и оценка информации, ее критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей.

Часто педагоги подменяют выше обозначенные понятия. Трудности с трактовкой связаны с тем, что как педагогический феномен информационная безопасность стала рассматриваться относительно недавно.

Данные понятия обосновывались представителями разных научных школ и направлений. Основополагающим в решении споров стало принятие ФЗ 436«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законодатель и определил главенство терминологии. Таким образом, первична информационная безопасность, комплекс мер и мероприятий в формировании информационной безопасности способствует развитию информационной грамотности, информационной культуры, медиаграмотности. И, как итог, информационный иммунитет – интегративное качество, позволяющее ребенку чувствовать себя защищенным, социализированным, способным успешно жить и развиваться в современном мире.

Информационная безопасность детей с позиций психологического подхода

Понятие «информационная безопасность» достаточно широко используется в социальной практике. А.Г.Асмолов называет безопасность одним из трех доминирующих идеалов информационного сообщества наряду с социальным равенством и благосостоянием (Асмолов, 2006). В связи этим информационная безопасность составляет важнейший аспект психологической безопасности ребенка.

Кабаченко Т.С. называет психологической безопасностью такое состояние среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое обеспечивает целостность, адаптивность, функционирование и развитие социальных субъектов, как отдельного человека, так и групп и общества в целом (Кабаченко, 2001). Социальным приоритетом является создание безопасности, состояния защищенности и готовности человека отражать неблагоприятные внутренние и внешние воздействия (Баева, 2006).

Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности.

Нарушение информационной безопасности может возникнуть в двух случаях - 1) в случае негативного информационного воздействия; 2) в случае дефицита или отсутствия необходимой информации.

Безопасность -характеристика “питательной среды развития”, источника развития (А.В.Запорожец), которая призвана обеспечить пространство развития ребенка. Однако движущей силой развития является собственная деятельность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками.

Безопасность не относится прямо к участникам взаимодействия - детей или взрослых, но относится к ситуации, которая их объемлет -в психологии эта ситуация называется социальной ситуацией развития. Таким образом, речь идет о безопасности социальной ситуации развития -если не в ее целостности, то в ее компонентах и контекстах (Карабанова, 2001). Именно компоненты и контексты могут быть угрожающими развитию, способствующими развитию и/или модифицирующими развитие.

Еще одной важной составляющей социальной ситуации развития является позиция ребенка по отношению к его социальной среде. В сущности, именно позиция ребенка, связанная с образом мира ребенка и "вырезает", так сказать, из социальной среды развития социальную ситуацию развития и конституирует ее. Ибо позиция -это единство ситуации, среды и деятельности, "единица", молекула развития.

В своей позиции по отношениюк социальному миру ребенок всегда определен возрастными психологическими особенностями-достижениями личностного и познавательного развития -уровнем развития интеллекта, темпераментными особенностями, ценностями, мотивами. Личностные и интеллектуальные компетенции ребенка изменяются, развиваются, в пределе дают возможность субъекту (само-)развития справиться с любыми деструкциями социальной среды, но часто сами недостаточны или ограничены возрастными границами и аллюзиями.

Предметы культурно-исторической среды как носители информации и, в этом смысле, -субъекты информационной безопасности, (при-)вносятся в ситуацию развития-общения субъектами из контекстов социальной ситуации развития.

Важнейшим контекстом социальной ситуации развития являются средства массовой информации. Информационная безопасность в данном смысле есть характеристика широких, а отсюда очень разнообразных, множественных, часто факультативных, но иной раз обязательных, например, школа, контекстов социальной ситуации развития.

Безопасность социальной ситуации развития

Безопасность социальной ситуации развития – новый инновационный термин и аспект для возрастной психологии. Элементы социальной ситуации развития могут способствовать развитию, замедлять его, модифицировать его, но не способны остановить его. Существенно то, что единственного нормативного пути развития ребенка нет -норматив множественен, вариативен и допускает серьезные отклонения. Учет характеристик познавательного и личностного развития ребенка, определяющих его возможности противостоять справиться, преодолеть неблагоприятные с точки зрения информационной безопасности воздействия компонентов ССР, совладать с ними, необходим для достоверной оценки информационной безопасности.

Исходя из категории «социальная ситуация развития», представляющей единство социальных контекстов развития, внутреннюю позицию ребенка и его отношение к миру, выражаемую в активно-действенной позиции, информационная безопасность должна быть определена в двух аспектах:

  • в аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды;
  • в аспекте развития на основе системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.

С учетом этого, информационная безопасность детей может быть определена как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия.

Влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков

Практика воспитания детей и психологические исследования показывают крайне неоднозначное влияние СМИ на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей и подростков, однако все признают это влияние чрезвычайно значительным, а главное, резко возрастающим в условиях информационного общества.

Дадим определение основным понятиям.

Психическое здоровье определяют, как совокупность установок, качеств и способностей, которые позволяют человеку включаться в социум и адаптироваться к условиям и требованиям окружающей среды. Главный критерий психического здоровья – способность к адекватной регуляции своего поведения. Таким образом, психическое здоровье – это не что иное, как норма, а отклонение от нее описывается в терминах «расстройство», «нарушение», «болезнь», «патологический процесс» или «пограничное состояние» и т.д. В то же время очевидно, что психическое здоровье, т.е. норма, отсутствие психической патологии, совсем не гарантирует человеку удовлетворительного состояния. Например, не означает свободу от тревоги, вины, подавленности, потери энергии, негативных эмоций, переживаний и душевных страданий. В данном случае следует говорить не о психическом здоровье/нездоровье, а о нарушении психологического благополучия (в частности, эмоционального благополучия) личности.

При всем различии названные понятия тесно взаимосвязаны. Основу психологического благополучияребенка или подростка образует нормативно протекающее психическое развитие, а между психологическим неблагополучием и психическим нездоровьем нет непроходимой пропасти, поскольку длительное и/или острое неблагополучие создает почву для возникновения различных расстройств и заболеваний.

Опасность вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков требует особой заботы и внимания со стороны общества в силу существенной специфичности этой группы населения как потребителей информационной продукции.

Глубокие различия между детским и взрослым восприятием проистекает из фундаментального закона развивающихся сложных систем: детская психика, будучи развивающейся, а не развитой, становящейся, а не ставшей системой, обладает особой многократно повышенной сензитивностью и уязвимостью. В результате те воздействия, которые могут быть нейтральны или вполне безвредны для взрослого, зрелого человека (имеющего соответствующие защитные механизмы), способны оказывать серьезное повреждающее влияние на психическую систему ребенка, еще только формирующуюся, находящуюся в процессе своего развития.

Применительно к анализу возможностей вредного воздействия СМИ на психическое здоровье, развитие и эмоциональное благополучие детей и подростков следует подчеркнуть следующие базовые особенности детской психики:

  • ведущую роль играют механизмы ориентировки ребенка в окружающем мире; для ребенка все ново, а все новое не просто привлекает, а приковывает, вызывает повышенное внимание;
  • высокая способность к запечатлению, непосредственному и мгновенному «схватыванию» всего вызвавшего интерес, высочайшая (хотя и индивидуально избирательная) восприимчивость, готовность к «вбиранию», «впитыванию» и сохранению впечатлений;
  • непроизвольность, неосознанность запечатления, некритичность и слабость осмысления воспринимаемого, внушаемость;
  • эгоцентричность восприятия, видение мира только со своей частной точки зрения без учета возможности иных ракурсов и позиций;
  • чуткость, способность к эмоциональному заражению и непосредственному эмоциональному отклику, «сопереживанию»;
  • тенденция к копированию, подражанию, усвоение и понимание через имитацию и вопроизведение (буквальное либо в символической форме) увиденных образцов, перенос в собственную жизнь и поведение.
Особенности восприятия негативной информации детьми разного возраста: психологический аспект

В данном пункте рассмотрен психологический аспект восприятия информации детьми разного возраста в соответствии с классификацией информационной продукции (ФЗ №436 от 29.12.10).

Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, или 0+.

Маленькие дети могут смотреть ненатуралистические изображения или описания физического и психического насилия (за исключением сексуального) при условии торжества добра над злом, выражения сострадания к жертве и осуждения насилия. Программы, попадающие под эту категорию, не маркируются, поскольку разрешены к просмотру зрителям всех возрастных категорий. 

Современный малыш знакомится с телевизором и любыми другими мобильными устройствами в возрасте до 1 года. А все потому, что родителям становится намного удобнее покормить малыша, заняться любым делом именно в тот момент, когда ребенок цепляется взглядом на яркие картинки, сменяющих друг друга и доносящиеся из этих устройств. Игры, рисование, лепка уходят на самый последний план, уступая компьютерным играм и мультфильмам.

Для маленького ребенка демонстрируемый видеоряд остается набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что препятствует развитию его восприятия. Реальный сенсорный опыт дети могут получить только при теплом тесном контакте, общении с родителями, близкими. Непрекращающийся поток непонятных стимулов не способствует развитию мышления и других психических функций.

Детское мышление в этом возрастном периоде характеризуется центризмом, проявляется в том, что ребенок, вычленяя из целого отдельные части, не может связать их друг с другом и с целым, он не способен установить связи между разными деталями ситуации, не способен отделить причину и следствие. Также мышление в дошкольном возрасте характеризуется анимизмом (одушевление неживого), ребенок проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: солнце, море, цветочек, дерево. В связи с этим информация должна быть не пугающей, не травмирующей, чтобы возрастные детские страхи не перешли в ранг паталогических, или невротических.

Вряд ли взрослые после просмотра очередного мультипликационного фильма обсуждают с ребенком такие темы, как: о чем был этот мультик, какие персонажи в них добрые, а какие злые, правильно ли поступил главный герой? Нередко дети даже затрудняются определить пол героя, к какой группе он принадлежит (люди, животные, сказочные герои и пр.). Дети не воспринимают и не воспроизводят в игре только что просмотренный сюжет, который, в принципе, может остаться до конца так и не понятым, при этом особо понравившиеся мультики дошколята смотрят по 5, а то и по 15 раз. Единственное, что они делают в своей игре, это по нескольку раз повторяют движения героев, их мимику и жесты, иногда добавляя их фирменные фразы и словечки.

Еще один немаловажный момент: дети смотрят фильмы перед сном одни, родители приходят позже, когда надо выключать телевизор. Самым лучшим вариантом для семьи была бы та ситуация, гдеблизкий человек читает сказку ребенку, во время чтения которой он (ребенок) успевает (!) отследить сюжет, задает интересующие его вопросы, ему становится понятен стиль, язык сказки. Сказка способствует развитию воображения ребенка, выполняющая в этом возрасте аффективно-защитную функцию (уход от переживаний благодаря воображаемой ситуации). А главное, значимый взрослый становится проводником для ребенка, знакомит его с миром Добра и Зла, помогает сориентироваться в ценностных ориентациях, морали. В связи с этим особо стоит отметить, что информация в любом ее виде должна заканчиваться торжеством Добра над Злом.

В последние годы все чаще и чаще родители жалуются на задержку речевого развития, дети поздно начинают говорить, мало разговаривают, их речь бедна, ни окрашена, наблюдаются примитивные фразы. Активное формирование речи происходит в диалоге со взрослыми, причем включенность ребенка идет не только на уровне артикуляции, но и на уровне мыслей, действий, чувств, переживаний. Для того, чтобы ребенок заговорил необходима его включенность в практическую познавательную деятельность, на фоне которой идет параллельное развитие мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания себя, выстраивания отношений с другими. Идет освоение внутреннего диалога с самим собой.

Если нет этой внутренней речи, значит нет уверенности в своих действиях, такие дети становятся полезависимыми от мнения других, зависимы от внешних воздействий, они не могут удержать ни содержание, ни реализацию цели. Когда ребенок остается один на один с видеофильмами (неважно, идет ли мультфильм или образовательная компьютерная детская игра), то речевые звуки, не обращенные к ребенку, становятся пустым звуком - не кому сказать, не к кому обратиться, чтобы еще раз повторили. Все это порой доходит до такой степени, что дошкольникам легче изложить свои мысли и желания криками, жестами и упрямством.

Такое поведение порой выражается в виде синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такие дети становятся слишком активными, импульсивными, нарушается концентрация внимания, они отвлекаются на каждый внешний импульс, появляются проблемы в общении, у них, по мнению взрослых, это не что иное, как проблема «дисциплины». На самом деле истоки данной проблемы кроются во внешней стимуляции, которые они привыкли получать с экрана. Нормальное общение не вызывает у них удовлетворения, становится трудно понимать речь других, таким детям просто скучно, неинтересно, они привыкли получать «другую» информацию.

Чрезмерное употребление мультфильмами и играми на компьютере приводит к тому, что ребенок становится пассивным в своей деятельности, у него должным образом не развивается воображение, фантазия. У них нет желания что-либо конструировать, творить, заниматься продуктивной творческой деятельностью только потому, что на экране уже давно все сделали за него, ничего больше делать нет необходимости.

Экран любого электронного устройства становится злобным деформирующим фактором развития психики ребенка, особенно его содержание, если оно не учитывает всех возрастных особенностей ребенка. Содержание любой информации должно строиться на учете того, что мировоззрение ребенка зависит от того, что он видит, слышит, ощущает в данный момент времени: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей.

Строя свою собственную картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, парадокс в том, что в этом периоде у дошкольника низкий уровень интеллектуальных возможностей и высокий уровень познавательных потребностей. Именно поэтому информационная продукция должна быть бережной, не ложной, не должна подменять ценностные общественные ориентиры, не блокировать развитие высших чувств – любви, уважения, долга, совести; не препятствовать возникновению первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо», эстетических переживаний «Красивое не может быть плохим».

Мы не можем не принимать во внимание то, что современные дети родились в век информационных технологий, хотим мы или нет, но мы не сможем полностью оградить их от этого. Взрослые, родители должны понимать, что вводить компьютерные игры, обучающие фильмы, мультфильмы надо после того, как дошкольник овладеет в полной мере свойственную ему игровую и творческую деятельность. Просмотр «голубого экрана» должен быть только под присмотром взрослого, оно должен быть осмысленным. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.

Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет, или 6+.

С 6 лет доступна информация, содержащая оправданные жанром и сюжетом:

  • кратковременные и ненатуралистичные изображения или описание заболеваний (за исключением тяжелых) или их последствий в форме, не унижающей достоинства человека,
  • ненатуралистические изображения несчастного случая, аварии, катастрофы либо насильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику;
  • не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается из допустимости и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицу, их совершающим.

Итак, в жизнь ребенка постепенно вводится иная информация (несчастные случаи, аварии, катастрофы, смерть, эпизодические изображения преступлений). Это связано с тем, что ребенок помимо хорошей информации должен знать, что все в этом мире не так уже и безоблачно, что есть и плохие люди, и плохие поступки, что мир вертится не только вокруг него одного, не все подчинено его потребностям. Каковы же психологические новообразования и связанные с ними особенности восприятия информации в данном возрастном периоде?

Во-первых, ребенок готовится стать школьником. Школьное детство –это новая ступень в формировании индивидуальности ребенка, где разворачиваются жизненные события, в которых ребенок решает свои важнейшие проблемы развития.

Дети начинают охранять границы собственного психологического пространства, которое, в первую очередь, распространяется на их личное предметное окружение, даже случайное их разрушение вызывает у них бурю эмоций. Таким образом, младшие школьники обозначают принадлежность вещи самому себе, она приобретает как бы более личные свойства. В норме ребенок может сказать «нельзя», поругаться с другим сверстником, если тот взял без спросу его предметы, вещи, даже подраться…Что сейчас?

Сейчас в мире, когда дети, осваивая планшетные устройства, очень часть и подолгу после школы засиживаются в игры, где ведут драку с роботами, монстрами, ботами и тому подобными страшноватыми и обученными обучать ударом на удар мишенями для оттачивания боевого мастерства. Жестокие агрессивные игры с потоками крови сегодня в моде. Рост агрессии на лицо, ребенок живет с вымышленными кровожадными героями, у которых нет ни семьи, ни прошлого, ни будущего. Тебя могут «убить» несколько раз за день, если ты не истребишь клан враждующих с тобой жителей какой-то неведомой планеты, а, чтобы заработать себе «новую жизнь» потребуется сделать что-то разрушительное и страшное. Родители, приобретая такие игры или закачивая их в интернете, даже не задумываются над тем, что они нарушают закон об информационной безопасности детей.

Дети в норме, как было показано выше, охраняют свое психологическое пространство (вещи, предметы, собственное тело), но сейчас в связи с тем, что, казалось бы, на их пространство никто не посягается в реальном мире, а в виртуальном, наоборот, загнали в угол, убили, то потребность ударить, отомстить обидчику проявляется в ужасающих формах агрессии, жестоких поступках по отношению к другим. Судите сами: так школьник из Новосибирска в 2008 году, игравший в компьютерном клубе в CounterStrike, подстерег на выходе из клуба 17-его игрока, несколько раз убившего его в рамках игры. Вооружившись кирпичом, он нанес обидчику смертельные побои…

Грубые действия в играх, в информационной продукции сопутствуют появлению подобных же мыслей, чувств и поведению, у детей снижается чувствительность к насилию, кроме того постоянная стимуляция агрессивного поведения повышает уровень физиологического возбуждения.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный характер. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Представим себе школьника, который смотрит неприемлемую для него информацию, что произойдет дальше? Он изучает и наблюдает сцены насилия, жестокости (при этом не особо понимает, не разбирается в сюжете), в память переходят основные яркие, особо запомнившиеся моменты. Итак, изо дня в день. К какому-то времени у него в памяти накапливается банк определенных жизненных ситуаций, которые он когда-то видел, но значение и смысл ему никто не объяснил и другого он не знает. Если у ребенка нет собственного опыта решения каких-то проблем по взаимодействию с другими и нет значимого взрослого рядом, то он начнет использовать именно тот сценарий, который отложился у него в памяти.

Как известно, в младшем школьном возрасте огромное значение для формирования личности школьника является освоение общественно-полезного труда. В ходе труда идет овладение нравственными ценностями, неизменным качеством трудолюбия. Трудолюбие одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации.

В современных условиях это потенциальная готовность детей к активной деятельности, к построению своей жизни перечеркивается той информацией, которая доносится из всех медиаисточников: что в жизни не нужно прилагать усилий для достижения своих целей, что все дозволено, что все покупается, а за поступки никто ответственности не несет. Информация об устройстве мира, роли и места человека в нем становится ложной, ребенку она дается уже в готовом виде, не надо думать, размышлять. Современные исследования показывают, что дети не могут постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Они изначально хотят и умеют, если научить их, быть активными, самостоятельными в учебно-познавательной деятельности.

Возраст, с 6/7 до 12 лет - широкий спектр социально-психологических отклонений в значимых для ребенка сферах жизнедеятельности и основных расстройств возрастного психического развития на фоне неправильного восприятия и потребления неконтролируемого количества деструктивной информации.

В сфере семьи это могут быть: стрессы у родителей и стойкие внутрисемейные конфликты с вовлечение в них ребенка; противопоставления родительских или семейных ценностей ценностям ребенка.

В сфере школы это: школьная неуспеваемость и конфликты с учителем;

высокая частота случаев смены школы при конфликтных ситуациях; непринятие одноклассниками.

Среди расстройств возрастного психического развития: проявление задержанного развития с личностным инфантилизмом, синдром дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающие расстройства поведения и др.

Общественность, школа, семья должны знать главное: этот возраст с 6 до 12 лет является самым чувствительным для освоения моральных, культурных норм, ценностных, духовных ориентаций. В этом периоде необходимо заложить установки для развития личности ребенка, для самоопределения (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания), обучить основным навыкам делового общения, критического мышления, сотрудничества, открыть перед младшим школьником перспективы его реализации как полноценного члена общества, а также как единственного ответственного за свою жизнь.

Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

 

Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Критерии оценки состояния информационной безопасности детей и подростков (рекомендации для родителей, педагогов, психологов)

Информационная среда основывается на предметности культуры общества и выступает как фактор развития ребенка, образующий динамическую систему взаимодействий участников информационного пространства. Параметрами информационной среды выступают ценностноцелевые установки, определяющие вектор воздействия, насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ и средства организации функционирования), виды и формы коммуникации в медиапространстве, эффекты воздействия, в том числе развивающие эффекты.

Системообразующим основанием выделения и операционализации критериев стало требование создания оптимальных психологических условий личностного и умственного развития ребенка. Признаком нарушения информационной безопасности стало содержание или форма коммуникативного акта, инициированного или проектируемого образовательными ресурсами, выступающие как факторы риска нарушения психического развития детей.

Основные направления воздействия информационной продукции на здоровье и развитие ребенка, релевантные критериям информационной безопасности:

  • мировосприятие, базовое доверие к миру, система представлений о мире, природе, обществе и личности.

Основы базового доверия формируются в раннем возрасте и определяются постоянством, устойчивостью, прогнозируемостью поведения матери и ее эмоциональным принятием ребенка (Э.Эриксон, К.Хорни, А.Адлер, Д.Винникотт, М.И.Лисина, Д.Боулби, Д.Б.Эльконин). Доверие человека к миру как базовая установка личности формируется на ранних этапах онтогенеза, выступая как база открытости к взаимодействию с миром и его исследованию, доверия к себе, развития идентичности личности. Необходимым условием возникновения доверия является удовлетворение базовой потребности ребенка в безопасности. Доверие -свойство человека наделять явления и объекты окружающего мира и других людей, их возможные будущие действия и свои собственные предполагаемые действия характеристиками доброжелательности, безопасности, надежности, стабильности. Мировосприятие, развиваясь на протяжении всей жизни человека определяет картину мира как угрожающего, враждебного, непредсказуемого, либо как безопасного, справедливого, в котором торжествуют силы добра и справедливости;

  • ценностно-смысловая система – формирование ценностных ориентаций, усвоение моральных норм, ценностей, этических представлений, соответствующим нравственным гуманистическим идеалам;
  • коммуникативная компетентность, включая сформированность мотивов общения, овладение средствами и способами эффективного общения и умения конструктивно разрешать конфликты; позитивный образ и ожидания в отношении общения и взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками, друзьями как партнерами равноправного общения; оптимизацию родительско-детских отношений, формирование установок уважения, доверия, теолерантности, равноправия в семейных отношениях; позитивный опыт дружеских отношений.
  • познавательное развитие, включая предоставление содержательной, достоверной, научно-обоснованной информации, адекватной возрасту ребенка и создающей зону ближайшего развития; использование интерактивных методов, позволяющих ребенку реализовать познавательную активность и способствующих развитию познавательной мотивации и широких интересов;
  • поведение – усвоение просоциальных моделей поведения и исключение или минимизацию моделей и образцов девиантного и делинквентного (противоправного) поведения, включая агрессивное поведение и насилие в любых его формах;
  • личностное развитие – развитие Я-концепции и позитивной самооценки, самопринятия и самоуважения ребенка, активности, самостоятельности, воли на основе презентации адекватных задачам развития образцов для социальной, личностной, гражданской, этнической, гендерной и половой идентификации и обеспечении условий сохранения личностной целостности и интеграции;
  • эмоциональное развитие как стабилизация эмоционального статуса, формирование эмпатии, высших чувств, фрустрационной устойчивости, предупреждение страхов, тревожности, депрессии, дисфории, эйфории, лабильности;
  • формирование толерантности установок толерантного сознания и поведения личности,исключающих этноцентризм и культуроцентризм, ксенофобию, мигрантофобию, шовинизм.

Выделение критериев оценки состояния информационной безопасности детей и подростков учитывает:

  1. ресурсный потенциал информации;
  2. содержание и форму информационного контента возрастно психологическим особенностям аудитории;
  3. наличие условий для личностного и умственного развития детей и подростков;
  4. наличие условий для сохранения психического и психологического здоровья и благополучия детей и подростков;
  5. морально-нравственное содержание информационной продукции; художественно-эстетические качества информационной продукции.

Критерии для оценки состояния информационной безопасности и негативного воздействия на личностное, когнитивное развитие детей и подростков, их эмоциональное состояние и психологическое благополучие:

  1. Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков;
  2. Развитие мировосприятия детей и подростков и их психологического благополучия, формирования у детей и подростков позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;
  3. Ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей и подростков;
  4. Усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье;
  5. Развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей и подростков;
  6. Удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересовребенка, детской любознательности, исследовательской активности;
  7. Когнитивное развитие детей и подростков;
  8. Развитие творческих способностей детей и подростков;
  9. Формирование толерантности личности, установок толерантного сознания и поведения;
  10. Развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской,этнической, гендерной) и личностной идентичности детей и подростков;
  11. Эмоционально-личностное развитие и эмоциональное состояние;
  12. Риски десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения, включая такие формы поведения как: агрессивное поведение и применение насилия, жестокости по отношению к людям и животным; совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;употребление наркотических средств, психотропных и (или одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе; участие в азартных играх; занятие проституцией; бродяжничество; попрошайничество; нетрадиционные и девиантные сексуальные отношения; противоправное поведение и (или) преступления.

Формы работы по формированию информационной безопасности

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»Справка государственно-правового управления.

Цели Федерального закона обозначены в его названии.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации.

Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности.

Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Федеральный закон – один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. Федеральный закон будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.

Федеральный закон не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Однако доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны её понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно Федеральному закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Федеральный закон призван сделать этот мир более дружелюбным и гуманным по отношению к детям.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  2. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  3. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  4. оправдывающая противоправное поведение;
  5. содержащая нецензурную брань;
  6. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

  1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»).

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет» и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6):

  1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
  4. создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
  5. формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
  6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
  7. преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
  8. формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе).

Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей:

  • алкогольной продукции (ст. 21);
  • пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22);
  • табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23);
  • лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и  медицинских услуг (ст. 24);
  • основанных на риске игр, пари (ст. 27).

Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре теле-, кино-, видеофильмов и программ регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра, маркируются специальными значками, равноценными по величине логотипам каналов. Значок должен оставаться на экране минимум 8 секунд с момента начала передачи. Заменить его на текстовое или голосовое предупреждение телеканалы не могут.

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Цели Федерального закона обозначены в его названии.

При современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации.

Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искажённую картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности.

Федеральный закон вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.

Федеральный закон – один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. Федеральный закон будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.

Федеральный закон не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Однако доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны её понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью. Например, даже маленьким детям можно рассказывать о насилии, но выражая при этом сострадание к жертве и при условии, что в итоге добро обязательно побеждает зло.

Согласно Федеральному закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии.

Федеральный закон призван сделать этот мир более дружелюбным и гуманным по отношению к детям.

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила информационной безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Он содержит ряд новационных норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно новому закону доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.

В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, законом отнесена информация, запрещенная для распространения среди детей, а также информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  2. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  3. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  4. оправдывающая противоправное поведение;
  5. содержащая нецензурную брань;
  6. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

  1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 71-ФЗ) в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»).

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет» и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.

В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6):

  1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
  2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
  3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
  4. создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
  5. формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
  6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
  7. преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
  8. формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе).

Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей:

  • алкогольной продукции (ст. 21);
  • пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22);
  • табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23);
  • лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и  медицинских услуг (ст. 24);
  • основанных на риске игр, пари (ст. 27).

Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.

В настоящее время информационная безопасность детей при просмотре теле-, кино-, видеофильмов и программ регулируется также комплексом установленных законодательством РФ требований к содержанию аудиовизуальной информационной продукции, предназначенной для распространения среди разных возрастных групп несовершеннолетних.

С момента вступления в силу закона о защите детей, телевизионные передачи и фильмы, не предназначенные для детского просмотра, маркируются специальными значками, равноценными по величине логотипам каналов. Значок должен оставаться на экране минимум 8 секунд с момента начала передачи. Заменить его на текстовое или голосовое предупреждение телеканалы не могут.

В первую очередь специальным значком отмечены все телепродукты, которые имеют ограничение для показа детям до 16 и 18 лет. Маркируются не только сами передачи и фильмы, но и их анонсы. Значки о «недетских» передачах и фильмах появились и в телепрограмме. Не маркированы только реклама или материалы с высокой исторической или художественной ценностью. Маркируют телепродукты их правообладатели – каналы или распространители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Безопасность детей – важней всего.Наша главная задача - сформировать у детей четкое представление о правилах пожарной безопасности в быту и на улице, способах спасения и помощи близким.

У детей с ранних лет необходимо формировать начальные навыки по основам безопасного поведения в быту, на улице, на природе. Так мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев и сохранить им жизнь...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...

Приказ от 06.09.2024. № 189-ОД. О проведении недели безопасности. В целях повышения безопасности детей, восстановление навыков безопасного движения на дорогах и в транспорте.

1). Приказ от 06.09.2024. № 189-ОД.  О проведении недели безопасности. В целях повышения безопасности детей, восстановление навыков безопасного движения на дорогах и в транспорте. А также адекват...