Доклад «Формирование безопасного поведения у детей 5-6 лет»
материал по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                Доклад

           

«Формирование безопасного  поведения у детей 5-6 лет»

Выполнила:воспитатель МБДОУ

                                                 «Детский сад №15»

                                                                              Илюшина Н.Н.

                                           

                                               Воронеж 2018г.

Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. 

Содержание работы по ОБЖ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Работа по ОБЖ подразумевает разные разделы :

Ребёнок и его друзья

Ребёнок и природа

Ребёнок дома

Ребёнок на улице

Здоровье ребёнка.  

 Необходимым является  создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как , как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

         Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом,  помочь накопить социальный опыт,  показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

         Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

         Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются  произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

 Дошкольники 5-6 лет должны уметь :

-пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами(ножницы, ножи, иголки ит.д.)

-соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале

-быть осторожными при общении с незнакомыми животными

-соблюдать правила ПДД, правильно вести себя в транспорте;

-избегать контакта с незнакомыми людьми на улице.

Дети 5-6 лет уже имеют представление о безопасном поведении достаточно осмысленно, могут привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связь между неправильными действиями и их последствиями в жизни.

  Основной вид деятельности,  через который ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим- это игра. Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

  •          В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. 

 Игра «Наша улица, или Светофор»

Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.

Игра «Автобус»

Задачи: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Игра «Нарисуй дорожный знак»

Задачи: закрепить знание дорожных знаков.

Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать дорожные знаки.

Игра «Сигналы светофора»

Задачи: развивать внимание.

Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора, при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.

Игра «Мяч в корзину»

Задачи: Запоминаем цвета светофора, развиваем глазомер, меткость, внимательность.

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый – в желтую, зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т. д.

Дидактическая игра «Что полезно, а что нет? »

Цель игры: Формировать у детей представления о полезных для здоровья продуктах, пользе овощей и фруктов, о правильном питании. Помочь детям осознать, что часто рекламируемые продукты не самые полезные. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Развивать речь детей.

Оборудование: карточки с изображение полезной и вредной еды.

Ход игры: ребенку раздается игровое поле, на поле ребенок раскладывает только те карточки, на которых изображены продукты полезные для организма человека. Карточки, на которых изображена вредная еда, откладываются в сторону.

Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Цель игры:  1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих, от неопасных;

2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возможного развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи;

 Игровая задача:

Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.

Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.

Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.

Правильно разложить дидактические картинки.

Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать,  при необходимости могут дополнять ответы товарищей.

Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни  и   здоровья ситуаций, карточек с зеленым и красным цветом.

Ход игры: 1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную  карточку, если есть опасность, и зеленую, если ее нет.

2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки,   которые    показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья;  зеленую - если опасности нет. При этом в каждом случае  объясняют свое решение.

3. Воспитатель    предлагает   детям    самостоятельно    поработать  с дидактическими картинками;   под красную карточку надо положить картинки  с   изображением опасных для жизни ситуаций,  под зеленую  - с изображением неопасных ситуаций.

        Ребята   объясняют свой выбор (помощь воспитателя, если дети затрудняются с ответом).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плохо»

 Цель игры: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

 Материал: сюжетные картинки.

 Ход игры: предложить детям определить на картинках и выбрать те, на которых ребенок ведет себя хорошо, бережет свой организм( в дождливую погоду выходить на улицу с зонтом, заниматься спортом, питаться полезными для здоровья продуктами и т. д.)

Дидактическая игра «Наши помощники растения»

Цель игры: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым.

 Оборудование: предметные картинки с изображением лекарственных растений.

 Ход игры: Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребёнок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карточку.

Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 Цель игры: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

 Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Лесник»

Цель игры: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Дидактическая игра «Цветы»

Цель игры: научить детей любоваться растущим цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить названия садовых растений.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение Т. Собакина:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты….

И не будут красоты.

Воспитатель подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:

-Здравствуйте, цветы!

-Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы».

Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.

После игры весной дети могут посадить или посеять цветы; а весенние и летние дни - полить цветы; осенью собрать семена растений.

Дидактическая игра  «Кто, где живет».

Цель игры: закрепить знания детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них. Расширить знания детей о природе; воспитывать бережное отношение к природе

Материал: плоские модели с изображением четырех ярусов смешанного леса: травянистый покров,  кустарники, лиственные деревья, хвойные деревья. Картинки с изображением различных животных: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Ход игры: На прогулке дети сначала закрепляют знания о ярусах леса. После этого предлагается игра. Силуэты животных раскладывают на скамейке обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ присуждается фишка. Если задание выполнено неверно, то фигурку-силуэт животного обратно выкладывают на стол, и действие повторяется с другим играющим.

Игру можно усложнить, на площадку размещают четыре яруса леса так, чтобы они следовали друг за другом с небольшим промежутком. Потом всем играющим раздают картинки с изображением животных. Воспитатель говорит,  что животные потерялись и не могут найти свой дом. По сигналу воспитателя дети бегут каждый в свой ярус, выигрывает тот, кто быстрее заселится.

Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»

Цель игры: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.

Материал:

- картинки с изображением предметов, которые можно взять в поход на природу.

Ход игры: каждый ребенок выбирает карточку с предметом, который он хочет взять с собой и объясняет, с какой целью этот предмет может помочь в трудной ситуации.

Дидактическая игра «Буду осторожен в природе»

Цель игры: закреплять  представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.

Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том,  что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.

Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.

В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.

 «Я б в пожарные пошел»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту, учить адекватному поведению в случае возникновения пожара

  Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

         Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

         Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность, Использование презентаций, проведение различных праздников, КВН.

 Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

                                       Литература

1. Авдеева H.H., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT, 1998.- 86с.

2. Альтгаузен Н.Ф. Предупреждение несчастных случаев с детьми и.первая помощь при них // Семья и школа. 1949. №3.-с.34-36

3. Андреева Т.М., Большакова МБ., Вишневская Е.К. Поставить беде преграды // Педагогика здоровья.- М.: Педагогика, 1990.- с. 125-135.

4. Антология педагогической мысли России || пол. Х|Х начала XX в J Сост. П.А.Лебедев. - М: Педагогика, 1990,- 350с.

5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение, 1998,- 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Доклад "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".

Материал об использовании интегрированных занятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни....

Доклад на тему:" Особенности формирования умственного развития детей",

Доклад на тему :"Особеннсти формирования умственного развития детей",...

Доклад"Формирование двигательной активности детей 2-3 лет средствами нетрадиционного физкультурного оборудования"

Этот доклад о том,какие нетрадиционные физкультурные оборудования можно изготовить своими руками....

Доклад "Формирование гуманного отношения детей к природе"

Доклад для методического объединения педагогических работников детский сад "Формирование гуманного отношения детей  к природе"...