Защита детей в чрезвычайных ситуациях!
консультация по обж (младшая группа) на тему

Коркина Ольга Олеговна
 

Особое внимание уделяется оповещению населения, которое работает или проживает вблизи потенциально опасных объектов.

Информация об угрозе или уже случившейся возникшей чрезвычайной ситуации (аварии) передается в первую очередь в детские, учебные и медицинские учреждения, которые находятся в зоне возможного поражения.

С получением сигнала оповещения и информации о чрезвычайной ситуации родители (родственники детей, воспитатели, учителя или взрослые, находящиеся рядом с детьми без присмотра родителей) обязаны принять все доступные меры, рекомендуемые населению в целях обеспечения безопасности детей.

Такими мерами, в зависимости от обстановки, могут быть: эвакуация детей вместе с родителями (взрослыми) из опасных мест, оказание медицинской помощи, создание нормальных санитарно-гигиенических условий, обеспечение полноценным питанием, принятие мер к розыску родителей (родственников) потерявшихся детей.

При непосредственной угрозе жизни и здоровью необходимо всеми возможными способами покинуть место опасности.

В случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей в связи с аварией на атомной электростанции, опасностью химического заражения местности, катастрофами природного происхождения (наводнение, землетрясение, пожар и пр.) осуществляется эвакуация, то есть вывоз (вывод, выход) в безопасный район и размещение там с обеспечением приемлемых условий для временного нахождения.

При получении информации об угрозе или возникновении опасности необходимо немедленно отыскать и взять с собой: документы, удостоверяющие личность детей и их родителей, деньги, имеющиеся подручные средства индивидуальной защиты (респиратор, марлевая повязка для защиты органов дыхания, одежда и обувь, приспособленные для защиты кожи от радиоактивных и отравляющих веществ), комплект верхней одежды и обуви в зависимости от времени года и погоды, запас продовольствия и питьевой воды в герметических емкостях и пакетах.

Детям дошкольного возраста вкладывается в карман или пришивается к одежде записка, где указываются его фамилия, имя и отчество, домашний адрес, а также фамилии, имена и отчества родителей.

На путях эвакуации необходимо неукоснительно выполнять все распоряжения руководителей, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения, по прибытии на конечный пункт пройти регистрацию и разместиться в указанном руководством эвакуации месте.

В чрезвычайных ситуациях лучше, если дети находятся под присмотром родителей или других близких, поскольку с ними они чувствуют себя в большей безопасности.

Во время чрезвычайных ситуаций обязанность следить за тем, чтобы дети не были разлучены со своими родителями или воспитателями, возлагается в первую очередь на их семью, учебное заведение или учреждение, где находятся дети, на местные органы власти и правительство страны.

Если все-таки дети расстаются с родителями (близкими), местные власти или правительство отвечают за обеспечение детям защиты и ухода. В их обязанности также входит поиск родителей или родных ребенка в целях воссоединения семьи. Дети, которые были разлучены со своими родными во время чрезвычайных ситуаций, не могут считаться сиротами и не могут быть усыновлены до полного выяснения судьбы их родителей или близких родственников.

В случае стихийного бедствия, аварии или катастрофы детям должны быть обеспечены необходимая квалифицированная медицинская помощь, оптимальные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание. При чрезвычайных ситуациях особенно важно продолжать грудное вскармливание младенцев.

В местах массового скопления людей болезни распространяются очень быстро. Всем детям беженцев или детям, попавшим в чрезвычайную ситуацию и временно живущим в трудных условиях, нужно сделать прививки согласно рекомендациям органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Вакцинацию во время чрезвычайных ситуаций нужно проводить, используя одноразовые шприцы.

Поскольку такие заболевания, как корь и гепатит, распространяются очень быстро, заболевшего ребенка следует изолировать от других детей и обеспечить его осмотр медицинским работником.

Члены семьи, медицинские работники и женщины, у которых есть необходимые знания и опыт, должны поощрять мать новорожденного ребенка кормить младенцаисключительно грудью.

Когда в результате террористического акта, вооруженного конфликта и других, связанных с насилием ситуаций дети теряют близких, а привычное окружение и родные места остаются далеко, они могут испытывать чувства одиночества и страха.

Следствием перенесенных страха и боли является проявление стрессовых реакций. Некоторые замыкаются в себе, другие становятся агрессивными.

Терроризм и другие связанные с насилием ситуации вызывают стрессовые состояния у детей. В этих условиях дети нуждаются в особом внимании родителей и в возможности выразить свои чувства, описать свои впечатления приемлемым для их возраста способом.

Если ребенок не получает надлежащей помощи, его страдания могут усугубиться.

Иногда дети в возрасте от 3 до 6 лет чувствуют ответственность за то, что произошло, и это может вызывать у них чувство вины. Детям такого возраста необходимы поддержка, внимание и забота со стороны взрослых, они нуждаются в постоянном одобрении.

Дети старшего возраста лучше понимают чрезвычайный характер ситуации и в определенной степени более уязвимы к стрессовым переживаниям, чем дети младшего возраста. Они даже могут обвинить себя в неспособности предотвратить происшедшее.

Для того чтобы дети почувствовали себя защищенными, необходимо как можно скорее создать им привычные условия — вовлекать в жизнь новой общины, организовать учебу в школе, игры со сверстниками, спортивные мероприятия и другие формы отдыха, постоянный график питания и сна. Если стрессовая реакция у ребенка затягивается и приобретает острый характер, следует обеспечить ему квалифицированную помощь.

  • Рисование или игры с куклами и игрушками помогают детям выражать свои чувства и приспосабливаться к стрессовой обстановке. Воспроизведение сценок из повседневной жизни -распространенное и полезное занятие для малышеи, помогающее им преодолеть последствия пережитого.
  • Детей следует побуждать высказывать все, что их беспокоит, поощрять к самовыражению, но не принуждать. Они нуждаются в слушателях и возможности высказать пережитое.
Особую опасность представляют взрывоопасные предметы и неразорвавшиеся боеприпасы. Детям необходимо обеспечить безопасные места для игр и строго запретить брать в руки незнакомые предметы и играть с ними.

Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывоопасные предметы (газовые магистрали, бытовые приборы, водонагревательные бачки, телевизоры и т.п.), а также неразорвавшиеся боеприпасы.

Главная причина — неразумное поведение людей, и в первую очередь детей и подростков, при обращении с взрывоопасными предметами и неразорвавшимися боеприпасами.

Очень опасны для жизни и здоровья людей старые боеприпасы, потому что в результате воздействия влаги в них образуются химические соединения, способные взрываться даже при легком прикосновении к ним.

Особенно опасны противопехотные мины, которые бывают различной формы, размера и цвета, как правило, незаметны и срабатывают под давлением веса, при натяжении проволоки, простом касании или изменении угла их наклона.

Опасным является не только сам взрыв, воздействующий на человека посредством мгновенно повышающегося давления воздуха (ударной волны), но и его последствия, то есть поражение людей обломками от домов и строений, камнями, битым стеклом и другими предметами, которые разлетаются от ударной волны.

Наиболее опасны взрывы в жилых и общественных домах, а также в местах скопления людей.

Как действовать при угрозе возникновения или в условиях чрезвычайной ситуации:

Вид опасностиКак действовать
Землетрясение, сель, оползень, наводнение, ураган, буря, смерч, гроза и т.п.Для уменьшения негативных последствий необходимо:

дома:

на открытой местности:

в лесу:

в горах:

на воде:

при появлении шаровой молнии:

  1. при всех видах опасности:
    • для получения информации о чрезвычайной ситуации по сетям оповещения держать репродуктор радиотрансляции постоянно включенным;
    • сохранять спокойствие, предупредить соседей, в первую очередь позаботиться о детях, больных, пожилых, беременных женщинах, оказать им при необходимости помощь;
    • иметь под рукой аптечку первой помощи с набором перевязочных и лекарственных средств, документы, деньги, электрический фонарик, спички, ведро с песком, огнетушитель;
    • знать, где и как выключается электропитание, подача воды и газа;
    • заблаговременно создать запас консервированных пищевых продуктов и питьевой воды, рассчитанный на трое суток. Все это сложить в рюкзак и хранить на видном месте;
    • не хранить в квартире легковоспламеняющиеся или отравляющие вещества;
  2. при землетрясении, приближении селевого потока, оползне:
    • в течение 20-30 секунд выбежать из дому на открытое место и держаться подальше от зданий и других сооружений, а также от оборванных электрических проводов;
    • во избежание остановки лифта между этажами не пользоваться лифтом;
    • для предотвращения взрывов газа и отравления им отключить газ, отсоединить все потребители электроэнергии от сети, перекрыть воду, осторожно обращаться с открытым огнем;
  3. при внезапном наводнении:
    • быстро оставить зону затопления, при невозможности сделать это подняться на чердак, крышу, залезть на дерево и подавать сигналы спасателям;
    • оказавшись в воде, снять с себя тяжелую одежду, обувь, отыскать поблизости предметы (доски, деревянные двери, бочки и т.п.), которыми можно воспользоваться, чтобы остаться на плаву;
  4. при получении штормового предупреждения об урагане, шторме, буре, смерче:
    • не отправлять детей в детсад и школу;
    • крепко закрыть окна, двери, чердачные люки и вентиляционные отверстия;
    • закрыть досками большие окна и витрины;
    • не выходить на улицу сразу после ослабления ветра, так как через несколько минут порывы ветра могут повториться;
    • на открытой местности прижаться к земле на дне любого углубления (овраг, канава, кювет, яма и т.п.);
    • если вы находитесь на воде, немедленно плыть к берегу;
  5. при грозе:
    • отключить электроприборы, вытащить из телевизора кабель наружной антенны, закрыть окна, форточки и не приближаться к ним;
    • в сильную грозу находиться в центре комнаты, подальше от заземленных батарей, кранов, а в домах с печными трубами — от печей;
    • держаться рассредоточенно (если вы находитесь в группе), все металлические предметы сложить в 15-20 метрах от людей, при движении — идти по одному, не спеша;
    • сойти с возвышенного места и спрятаться в сухой яме, канаве, овраге;
    • укрыться среди невысоких деревьев, не сидеть на опушке, большой поляне, под одиночным (выступающим над другими) деревом;
    • не прикасаться к скалам и отвесным стенам, укрыться в 3-8 метрах от них;
    • выйти из водоема, если это невозможно — спустить мачту или заземлить ее на воду через весло, киль, шварт;
    • в помещении — пройти в соседнюю комнату и лечь на пол, под кровать или стол;
    • отступить под защиту какого-нибудь прикрытия (дерева, здания и пр.), закрыть лицо руками;
    • если молния реагирует на ваше движение — лечь на землю, прикрыть шею и голову руками.
Радиационная, химическая авария
  • Немедленно включить все средства связи и внимательно слушать информацию по сетям оповещения;
  • провести работы по герметизации жилых помещений: окна закрыть плотной тканью, замазать щели и отверстия, двери плотно закрыть;
  • подготовить и поместить в плотно закрывающуюся тару запас пищевых продуктов и воды на трое суток, документы, деньги, лекарства и прочие необходимые вещи;
  • предупредить соседей и, если нужно, оказать им помощь;
  • не выходить из помещения без крайней необходимости;
  • при объявлении эвакуации в первую очередь вывести (вывезти) из зоны заражения детей и инвалидов;
  • на улице находиться в противогазах, респираторах, плащах, накидках, если их нет — использовать куски ткани, смоченные водой, головные уборы, рукавицы, сапоги и т.п.;
  • на загрязненной территории не раздеваться, не сидеть на земле и не курить;
  • принимать пищу только в закрытых помещениях, предварительно тщательно вымыв руки и прополоскав рот 0,5%-м раствором пищевой соды;
  • в полевых условиях принимать пищу можно только в защищенных от ветра и пыли местах;
  • не употреблять продукты и воду, не прошедшие соответствующего контроля;
  • не купаться в открытых водоемах, не собирать грибы, ягоды;
  • после выхода из зоны заражения снять одежду, тщательно вымыть глаза, нос, рот и по возможности принять душ.
ПожарПри возникновении пожара:
  1. в помещении:
    • попытаться погасить пожар собственными силами;
    • оповестить соседей и пожарную службу;
    • если первичные усилия по гашению пожара не дали результата, необходимо покинуть помещение в сторону, противоположную пожару, по незадымленной лестнице или перейти на балкон;
    • эвакуацию с балкона осуществлять по пожарной лестнице или через соседнюю квартиру, если там нет огня;
  2. на местности:
    • при выходе из очага пожара перемещаться против ветра, закрыв предварительно голову и лицо влажной тканью;
    • при невозможности выйти из очага пожара накрыться влажным материалом и стараться дышать воздухом, который находится вблизи земли и меньше задымлен. Рот и нос при этом закрыть одеждой или куском ткани;
  3. на транспортном средстве (на судне, в поезде, самолете, метро, городском транспорте):
    • о запахе дыма немедленно сообщить проводнику, стюардессе, капитану, водителю;
    • во время пожара не провоцировать панику криками: "Пожар!", "Спасайтесь!" и пр.;
    • потушить малый очаг пожара с помощью огнетушителя и подручных средств (вода из туалетов, минеральная, газированная вода и другие напитки);
    • защитить дыхательные пути мокрой тканью;
    • эвакуироваться из горящего транспорта.
АварияНа всех видах транспорта:
  • своевременно ознакомиться с инструкциями и памятками, находящимися на транспортном средстве;
  • знать, где располагаются и как действуют аварийные выходы;
  • строго выполнять команды экипажа, водителя;
  • в первую очередь спасать детей и женщин;
  • не загромождать проходы вещами;
  • убрать со стола и пола острые предметы;
  • не перегружать верхние багажные полки;

На наземном транспорте

(в поезде, автобусе, троллейбусе, автомобиле и пр.):
  • укладывать детей в вагоне, междугороднем автобусе на самые безопасные места — нижние, в сторону движения полки;
  • на боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при резком торможении не сломать шейные позвонки;
  • не высовывать голову из окон движущегося транспорта;

На воздушном транспорте:

  • застегнуть ремень, подогнав его под свою фигуру;
  • при разгерметизации самолета — немедленно надеть кислородную маску, помочь сделать это детям, соседям;
  • при аварийной посадке снять сережки, очки и прочие острые, бьющиеся предметы; принять позу безопасности -голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь уложить мягкие вещи;
  • по команде экипажа покинуть самолет через основные, аварийные выходы и отбежать от него на безопасное расстояние;

На водном транспорте:

  • выяснить, где хранятся индивидуальные средства спасения, научиться обращаться с ними;
  • узнать самый короткий путь на шлюпочную палубу;
  • запомнить знаки тревожного оповещения;
  • после объявления сигнала шлюпочной тревоги взять спасательный жилет, теплую одежду, документы и кратчайшим путем подняться на шлюпочную палубу;
  • при прыжке в воду — осмотреть место приводнения, обхватить, оттянуть вниз спасательный жилет и прыгнуть в момент наивысшего подъема воды ногами вниз;
  • отплыть от тонущего судна.
ВзрывДля предотвращения взрыва:
  1. при обращении с газом:
    • периодически проверять герметичность шлангов и резьбовых соединений на трубах с помощью мыльной пены;
    • газовый баллон должен стоять в хорошо проветриваемом помещении или на улице;
    • не проверять утечку газа пламенем спички;
    • если в семье есть малолетние дети, при уходе из дома закрывать газ с помощью крана, расположенного на газовой трубе.
  2. При появлении запаха газа необходимо:
    • эвакуировать из квартиры жильцов;
    • немедленно закрыть кран газопровода или вынести из помещения газовый баллон и проветрить помещение;
    • не пользоваться спичками, зажигалками, свечами, телефоном, не курить, не включать электрическое освещение;
    • срочно вызвать аварийную газовую службу;
  3. при обнаружении боеприпаса:
    • отметить (огородить) его местонахождение;
    • не брать в руки и не прикасаться к нему;
    • при обнаружении мины остановиться и медленно пройти по своим следам назад или замереть на месте и позвать на помощь;
    • никого не допускать до места, где находится боеприпас, для чего организовать дежурство до прибытия представителей власти;
    • оповестить местные органы власти, милицию, военкомат, оперативно-спасательную службу.
Террористический актОсновные виды террористических актов: взрыв, поджог, захват заложников, угон самолета и т. п.
Чтобы уберечь себя, необходимо:
  1. в доме:
    • познакомиться с жильцами дома;
    • обращать особое внимание на незнакомых людей в доме и вблизи него;
    • опасаться посылок и писем, которые вызывают подозрение;
  2. на улице:
    • избегать мест скопления людей (рынки, стадионы, вокзалы, зрелищные мероприятия и пр.);
    • не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам;
    • останавливать людей, пытающихся проверить содержимое бесхозных сумок, пакетов, коробок и др. или быстро отойти от них;
    • не поднимать найденные на улице мелкие вещи (свистки, авторучки, портсигары, игрушки и др.);
  3. при захвате заложников, в том числе с угоном самолета, автобуса и пр.:
    • не выделяться из массы других людей, пассажиров;
    • при выстрелах и взрывах сесть на пол, закрыть голову руками;
    • при применении слезоточивых веществ — закрыть глаза, защитить дыхательные пути мокрой тканью;
    • исполнять приказы группы захвата при освобождении.

нельзя:

  • оказывать физическое сопротивление и демонстрировать свое отрицательное отношение к террористам;
  • вставать, брать вещи, открывать сумки, лезть в карманы без разрешения террористов;
  • во время боевых действий вскакивать, пытаться бежать;
  • помогать группе захвата без ее приказа;
  • тереть глаза и лицо при применении слезоточивых веществ.
В случае попадания в перестрелку

На улице:

  • принять меры к спасению детей;
  • лечь и осмотреться, выбрать ближайшее укрытие и пробраться к нему, не поднимаясь в полный рост;
  • при первой возможности — спрятаться в подъезде ближайшего дома, подземном переходе.

Дома:

  • услышав стрельбу, не подходить к окнам и не высовываться для выяснения обстановки;
  • выключить свет в комнате;
  • по квартире передвигаться ползком;
  • укрыться в ванной комнате, лечь в ванну или на пол для исключения поражения пулей от рикошета;
  • не использовать в качестве одежды защитную и армейскую форму;
  • не демонстрировать наличие оружия.
Безопасность в городеДля обеспечения безопасного нахождения в городе необходимо:
  • избегать ночных выходов в город;
  • иметь при себе средства защиты (электрошок, газовый баллончик и пр.);
  • избегать криминогенных районов города;
  • не ходить по плохо освещенным, малолюдным местам (проходным дворам, пустырям, новостройкам, скверам и паркам), пытаясь срезать путь;
  • хранить деньги и ценные вещи, не показывая их посторонним;
  • на улице стараться находить попутчиков, идущих с вами в одну сторону;
  • не садиться в машину незнакомых людей, а пользоваться такси;
  • попросить родственников или друзей встретить вас по дороге к дому;
  • идти по тротуарам ближе к дороге, дальше от забора, кустов или по проезжей части улицы;
  • при виде потенциально опасных компаний заранее переходить на другую сторону улицы или сворачивать в проулки.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице, на природе и в детском саду,выработке умений защищать свою жизнь и здор...

План работы на месяц во второй младшей группе «Защита детей в чрезвычайных ситуациях»

план занятий  с детьми второй млажшей группы, на тему поведения в время разных опасных моментов: пожар, осторожно на дороге, что поджидает на природе, в быту, один дома....

План мероприятий по проведению Дня защиты детей от чрезвычайных ситуаций в старшей группе

План по основам безопасной  жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста....

Психологическая защита детей в стрессовых ситуациях

laquo;Если вспомнить, сколько препятствий встречается ребенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна ... За каждым примером его неправильной реакции на окружа...

Консультация для родителей «Гражданская оборона. Как защитить детей от чрезвычайных ситуаций»

От неожиданностей и чрезвычайных ситуаций в жизни не застрахованы ни взрослые, ни дети. Чтобы с вашим ребенком не случилось беды, следует придерживаться некоторых правил....

Консультация "Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайной ситуации"

Консультация "Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайной ситуации"...