Проект "Огонь - друг, огонь - враг!"
опыты и эксперименты по обж (подготовительная группа) по теме
Проект "Огонь - друг, огонь - враг!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 52 КБ |
proekt_ogon-drug_ogon-vrag-1_0.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 31
город Яровое Алтайского края
Исследовательская работа
Тема: «Микроорганизмы – друзья или враги?»
Исследователь:
Федотов Дмитрий Константинович, 6 лет.
Научный руководитель:
Чурилова Ирина Юрьевна, воспитатель.
2015 год
Введение.
Мотив: С самого детства мне очень часто говорят дома и в детском саду, что нужно мыть руки с мылом после улицы, обязательно помыть фрукты и овощи перед едой.
Мама предупреждала, что ко мне в организм попадут какие-то бактерии и микробы, и я могу заболеть. Мне стало интересно. Почему я могу заболеть? Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся и все ли микробы приносят вред человеку?
Мне всегда это было непонятно: кто же эти микробы и где они находятся, если я их совсем не вижу. Может, мама все это придумала?
Актуальность (от педагога): В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов.
Поэтому наша главная задача – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения через всевозможные виды детской деятельности.
Актуальность (от юного исследователя): Когда в детском саду заговорили о бактериях, о том, что обязательно надо мыть руки, мне стало интересно познакомиться с загадочным миром микроорганизмов.
Цель исследования: Узнать, есть ли среди микробов наши друзья, а какие являются врагами нашему организму. Получить простейшие представления о микробах.
Гипотеза: А что, если я узнаю о влиянии микробов на здоровье человека, то буду лучше соблюдать гигиенические процедуры.
Задачи исследования: (что сначала узнаю) |
|
Методы исследования:
- посмотреть фильм «Эволюция жизни»;
- узнать у мамы, что она знает о жизни микроорганизмов;
- сходить к маме на работу (СЭС г.Яровое);
- прочитать в книгах и энциклопедиях о микробах и бактериях;
- поискать с папой информацию на данную тему в Интернете;
- рассмотреть в микроскоп каплю воды;
- с помощью мамы проведем опыт на наличие микробов в образцах;
- провести эксперимент с дрожжами (с воспитателем Ириной Юрьевной).
Объект исследования: микроб.
Предмет исследования: влияние на жизнь человека.
Основная часть
Что означает слово микроорганизмы?
Что я сам знаю о микробах?
Я уже знал, что микробы живут в воде, и что они очень маленькие, живые существа. Но хочу узнать больше об их жизни, и какую пользу и вред приносят они нам.
Что я узнал из журналов и книг?
У меня дома есть много интересных книг – энциклопедий. Ирина Юрьевна сказала, что в них, возможно, написано что-то о микробах. Я принес книги в детский сад. Из них мы узнали, что название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов МИКРОС – маленький и БИОС – жизнь. Узнал, что к ним относятся бактерии, дрожжи, водоросли и микроскопические грибы. Оказывается большинство микробов состоят из одной клетки. Еще мы узнали, что есть такая наука, которая изучает мир микробов – наука микробиология, а людей называют микробиологами.
Вывод: В книгах я не узнал о том, как живут микробы, поэтому о своем интересе я рассказал маме.
Что я узнал от мамы?
Моя мама работает санитарным врачом г. Яровое. Она взяла меня на работу, где я увидел, как работают в лаборатории с помощью удивительного прибора – микроскопа. Мама рассказала о том, что микробы это маленькие существа, что их глазом не видно, поэтому существует этот прибор. Через специальное увеличительное стекло микроскоп позволяет маленькое увеличивать до больших размеров. Я узнал, что микробы, когда живут не в человеке и животном, то не причиняют вреда, но стоит им попасть внутрь человека или животного, они начинают «вредничать», заражать нас и мы болеем.
-Как вы думаете, как же они попадают к нам внутрь? Если втянуть воздух через носовой платок сильно через нос, а потом через рот, можно заметить, что платок попал нам в рот. И я смело могу сказать, что микробы также попадают к нам через рот и грязные руки.
Когда микробы попадают к нам внутрь, они быстро размножаются, и их становится много. Например, если микробы гриппа, щекочут нос, то мы чихаем, щекочут рот, и мы кашляем, а когда они начинают щекотать животики, то он у нас очень сильно болит.
А чтобы эти микробы к нам не попали, в организм, как вы думаете нужно себя вести?
Вывод: Правильно мыть часто руки с мылом, особенно после улицы, и игры с домашними животными, стричь ногти, стирать белье.
Что я узнал через Интернет?
Дома мы с папой, посмотрели в Интернете, какую форму могут иметь микробы. Одни неподвижны, у других имеются реснички или хвостики, при помощи которых они передвигаются.
Опытно-экспериментальная работа.
Провести опыт (на наличие микробов на разные предметы)
Опыт 1. Мы с Ириной Юрьевной взяли стерильные палочки и провели по исследуемым поверхностям (руки после прогулки, с чисто вымытых мылом рук и с дверной ручки). Пронумеровали все палочки, положили в мешочки и отправили в лабораторию.
В лаборатории их поместили в специальные пробирки с раствором, для выявления микробов. Через день нам показали результаты. Изменился цвет в пробирках №1,3. Это говорит о присутствии вредной бактерии, а в пробирке №2 цвет не поменялся.
Вывод: Значит, мы можем сказать, что в пробирке № 2 нет микробов, так как мытье рук с мылом после улицы позволяет убить микробы.
Опыт 2. Порча продуктов
- Возьмем кусок хлеба и поместим его в полиэтиленовый пакет (мешочек).
- Попробуем через 5 дней взять кусочек хлеба, и мы увидим огромное количество плесени. Плесень очень страшна, даже если мы ее не видим, можно почувствовать запах. Есть такой продукт НЕЛЬЗЯ.
Вывод: Опыт № 2 показал, что микроорганизмы вызывают порчу продуктов.
Опыт 3. Полезные бактерии
В группе вместе с Ириной Юрьевной замесили две порции теста из муки, воды, соли, сахара. Одну порцию замесили без дрожжей. Во вторую порцию мы добавили дрожжи. Сформировали маленькие булочки. Булочку из теста без дрожжей мы пометили зубочисткой.
На кухне нам испекли эти булочки. Получилась булочка без дрожжей очень маленькая, на вкус – жесткая, не вкусная. А вторая с дрожжами получилась пышная, ароматная, очень вкусная.
Вывод: опыт открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи – выполняют нужную работу. Они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Эти микроорганизмы – наши помощники.
Итог: Мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Я точно знаю, что нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила гигиены и кушать неиспорченные продукты.
Своими знаниями мы поделились с детьми своей группы, и Ирина Юрьевна решила устроить конкурс рисунков на тему: «Чистота – залог здоровья!»
Ребята приняли активное участие.
А у меня есть мечта - иметь большой микроскоп и стать врачом микробиологом.
Спасибо за внимание.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Литература
1.Большая детская иллюстративная энциклопедия. – М.: «Эгмонт.Россия ЛТД»., 2001.
2.Плешаков А.А. «Окружающий мир».- М.: «Просвещение»., 2009.
3. Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас – определитель для детей 6-7 лет»., М.: «Просвещение»., 2000.
4.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита». – С- Петербург.: «Детство - Пресс»., 1999.
5.Иванова А.И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». – М.: «Сфера»., 2005.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 31
город Яровое Алтайского края
Проект исследовательской работы
«Огонь друг, огонь враг»
Исследователи:
Максим Ш., 6 лет
Катя К., 6 лет
Антон Д., 6 лет
Научный руководитель:
Чурилова Ирина Юрьевна,
воспитатель речевой
группы
2014г.
Актуальность от педагога
Проблема безопасности жизнедеятельности человека современных условиях – одна из самых актуальных. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности, закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Но именно у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Воспитание у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности – одна из важных задач дошкольного воспитания.
Актуальность от юных исследователей
У нас в группе много интересных книг, и как то мы с Ириной Юрьевной смотрели книгу о первобытных людях. Они готовили пищу на огне в пещере; и мы решили поиграть в первобытных людей. А Ирина Юрьевна сказала, что с огнем нельзя играть, и спросила, знаем ли мы, что такое огонь? Никто не знал, что такое огонь, знали только что он горячий. И тогда мы решили узнать, что же такое огонь?
Цель проекта: Узнать, что такое огонь.
Задачи:
- Узнать что такое огонь, и какой он бывает.
- Выяснить дышит огонь или нет.
- Провести эксперименты как дышит огонь и как его потушить.
Что исследуем (объект исследования): Огонь.
Что в нем такого интересного (предмет исследования): Как потушить огонь.
Предположение (гипотеза): Если мы узнаем свойства огня, то будем знать, как его потушить.
Как мы будем узнавать (методы):
- Подумать самим, что мы знаем об огне.
- Спросить у взрослых, какой бывает огонь.
- Прочитать книги, посмотреть ТВ об огне.
- Найти информацию в сети Интернет, как и чем надо тушить огонь.
- Провести эксперименты «Огонь дышит?», «Что лучше горит».
Основная часть: «Огонь»
1.Подумать самому, что я знаю об огне.
Катя: «Я знаю, что если что-то горит, получается огонь».
Антон: «Огонь – это пожар».
Макс: «Я знаю, что огонь очень горячий и можно обжечься.
Вывод:
Катя: «Огонь что-то горячее, может сделать пожар, об него можно обжечься».
2.Спросить у взрослых, что они знают про огонь?
Антон: «Я спросил у мамы, что такое огонь? И мама ответила, что огонь это светящееся пламя.
Макс: «Мы вместе с мамой нашли ответ на этот вопрос в словаре С.И.Ожегова и выяснили, что слово «огонь» - это горящие светящиеся газы высокой температуры.
Катя: «Мама сказала что огнь, это очень опасно и детям баловаться с огнем нельзя.
Вывод:
Антон: «Огонь – это горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя и очень опасное (может быть для человека врагом).
3.Прочитать книги об огне.
- Мы с папой прочитали энциклопедию и узнали, что огонь научились добывать очень давно, люди, которые жили в пещерах. Они грелись возле огня, жарили еду на костре и отпугивали хищников.
- А с Ириной Юрьевной мы узнали, что есть такая профессия – пожарный. Пожарные смелые и сильные и выносливые. Если случится пожар, то нужно позвонить по номеру «01», и пожарная команда поспешит на помощь. Только они могут быстро и правильно тушить пожар. У пожарных есть специальные машины, они везут цистерны с водой, баком со специальной пеной, длинными шлангами – рукавами, складной лестницей. Еще у пожарной машины есть сирена. Пожарные бесстрашно забегают в горящие дома, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда вызывают пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из высоких горящих домов.
Вывод: Огонь может быть полезным и даже другом, но обращаться с ним нужно осторожно.
4.Найти информацию в сети Интернет «Чем и как тушить огонь».
- Мы с мамой нашли в интернете кино «Огонь опасная игра». Огонь может быть злым и плохим, потому, что от него получается пожар. Чтобы потушить огонь нужно взять огнетушитель. Если огнетушителя нет дома, то огонь нужно заливать водой или одеялом.
- Летом на празднике «Дня города», на площади. Там проходили учения на пожарных машинах. Пожарники были одеты в шлемах, пожарной одежде. Из пожарного шланга полилась пена, которая затушила огонь. Было очень интересно. Я тоже хочу быть пожарным спасателем.
Вывод: Огонь можно потушить огнетушителем, если его нет, то водой или вызвать пожарных по номеру «01».
Исследовательская работа
- В нашей группе есть мини-музей «Служба 01»
- А в нашей мини-лаборатории мы с Ириной Юрьевной проводили опыты (эксперименты).
Эксперимент№1: «Какой бывает огонь?»
Цель: Узнать какой бывает огонь.
Нам понадобились: свеча, спички, металлический поднос.
Наши действия: Ирина Юрьевна зажгла свечу и поставила ее на металлический поднос. Загорелся огонек, он был яркий, красивый. Мы поднесли руку к свече, от огня шло тепло. Чем выше поднимали руку, тем прохладнее становилось. Внизу огонь был голубой, в середине серый, а вверху желтый. Огонек дрожал и вытягивался вверх.
Ирина Юрьевна дала нам домашнее задание, узнать какой бывает огонь от газовой плиты и в печи.
- У нас дома газовая плита и огонь в ней голубой. А так как я живу в своем доме, у нас есть баня. Я заглянул в печь и увидел, что огонь там ярко-красный.
Вывод: Огонь бывает разный: огонь от газовой плиты голубого цвета. Огонь от свечи – снизу голубой, в середине серый, вверху желтый. Огонь от костра, в печке – яркий, красный. Огонь горячий и красивый.
Эксперимент №2: «Огонь дышит».
Цель: Узнать свойства огня.
Нам понадобились: 2 свечи, спички, стеклянная банка, металлический поднос.
Наши действия: Зажгли две свечи. Первую свечу оставили открытой, а вторую накрыли стеклянной банкой.
Вывод: После того, как закрыли вторую свечу банкой – огонь потух. Воздух под банкой сгорел, значит огонь дышит.
А сейчас снова зажгли две свечи. Первую свечу оставили открытой, а вторую периодически, то накрывали банкой, то приподнимали банку. После того, как мы накрыли свечу банкой, огонь мерцал и тускнел, когда же мы вновь приоткрывали банку, огонь загорался ярким пламенем.
Вывод: Воздух помогает огню гореть (дышать),значит чтобы потушить огонь, надо не дать ему дышать.
Эксперимент №3: «Тушение огня».
Цель: Выяснить, чем можно потушить огонь дома.
Нам понадобились: Вода, песок, земля, 3 плоские свечки, спички, металлическая емкость.
Наши действия: Мы с Ириной Юрьевной поставили на поднос свечи и поочередно их зажигали, и тушили пламя водой, песком, землей.
Ирина Юрьевна еще сказала, что огонь можно затушить одеялом, плотной тканью, курткой, если огонь небольшой и нет рядом ни воды, ни огнетушителя, ни песка.
Вывод: Мы выяснили, что огонь тухнет, если полить его водой, засыпать землей, или песком, а также накрыть плотной, тяжелой тканью.
Заключение
Мы выяснили, что:
- Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя.
- Огонь может приносить пользу и вред.
- Познакомились со свойствами огня и выяснили, что огонь может дышать, для горения нужен воздух. Потушить огонь можно водой, песком, землей или плотной тканью, если рядом нет огнетушителя и пожарных.
- Узнали много интересного про профессию пожарного. С нашей воспитательницей Ириной Юрьевной прочитали правила, как вести себя во время пожара.
- Выпустили маленькие книжечки с правилами безопасности при пожаре и раздали своим друзьям, мамам, папам и детям другой группы. Подобрали картинки на «Крутящуюся пирамиду» - «Пожарные машины».
- Наше предположение полностью подтвердилось. Мы знаем, что огонь горит, если рядом есть воздух, а если воздух заканчивается, то огонь гаснет. И мы теперь знаем, чем можно потушить огонь.
А еще: мы хотим узнать, как люди научились добывать огонь?
Литература
- Шорыгина Т.А., «Беседы о правилах пожарной безопасности» - М.:Сфера, 2008г.
- Скрипник Л.Ю., «Пожарная безопасность в школе»; методическое пособие – М.:Айрис-Пресс, 2006г.
- О.И. Давыдова, С.М. Вялкова, Л.А.Капралова «Исследовательская деятельность детей в предшкольном образовании» (Практикум. Барнаул 2012г. Алтайская государственная педагогическая академия).
- Широкова С.Г., «Занятия – опыты. //Управление ДОУ», 2003г. №2.
- Шорыгина Т.А., «Основы безопасности для детей 5-8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2006г.
- Овчаренко Л.Н. «Предотвратить беду» - М.: 1988г.
- Шарова О.Г. «Основы пожаробезопасного поведения», Спб.:1997г.
- Шаталин А.А. «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные соблюдайте!!!» После уроков 2002г.
- Шаталин А.А. «Огонь наш друг – огонь наш враг» После уроков 2003г.
- Коган М.С. «Познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками», «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!», Сибирское университетское издательство; 2009г.
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=sima
Работа воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР-детский сад №31 г. Яровое Алтайского края Чуриловой Ирины Юрьевны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"
Интересная форма работы с родителями....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....