мастер-класс
опыты и эксперименты по обж на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения через художественную литературу.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 40 «Алёнушка»
«Осторожные сказки»
мастер-класс
Воспитатель:
Мерзликина А.А.
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.
Задачи:
1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.
2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии, буклеты.
Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения через сказки, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.
План проведения мастер класса.
I. Обоснование темы.
II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
III. Совместное моделирование.
IV. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Обоснование темы
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное» в ДОУ направлено на достижение следующих целей:
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- рассматривать растения, не нанося им вред;
- объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их— они
могут оказаться ядовитыми.
3. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
.Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В своей работе, чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использую беседы, дискуссии, что позволяет мне избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, я опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделяю следующие направления, по которым необходимо провести специальное обучение, в своей практике, с детьми средней группы я использую художественную литературу. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что дети считают, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию, но сказки и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Например: Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха притворилась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок. Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей.
Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.
В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.
Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»
А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.
Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
А в сказке Ш.Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.
Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей. Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.
Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности. Кроме того, в последнее время появляются современные рассказы и сказки, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасности жизнедеятельности.
Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Упражнение «Мозговой штурм».
Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам назвать сказку. (Участники мастер-класса по словам называют сказку.)
Слова 1 подгруппе.
1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);
2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»).
Слова 2 подгруппе
- Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);
- Олень, снег, роза. («Снежная королева»).
Слова 3 подгруппе.
1. Волк, ружье, пирожки. («Красная шапочка»).
2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);
Ответы участников.
Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.
Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных вами сказок. Давайте еще раз по картинкам назовем сказки.
- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?
Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.
1. Опасные контакты с незнакомцами.
2. Один дома.
3. Пожарная безопасность.
Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.
Вопросы к участникам.
Мастер: Скажите:
- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
Емеля. Буратино. Пьеро.
- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
Гвоздем. Шилом. Веретеном.
- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.
- По какой причине произошел пожар в доме кошки?
Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.
- Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.
- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение.
- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?
Королева. Принц. Придворный.
Мастер: Молодцы.
Каждой подгруппе даются названия сказок.
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»). И показать фрагмент диалога между героями, при помощи настольного театра.
Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.
Мастер: Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие формы работы вы используете при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения?
(Занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игры-тренинги, обучающие ситуации, наблюдения и др.)
Третий этап. Совместное моделирование
Мастер: Уважаемые коллеги, при обучении дошкольников правилам безопасности эффективны все формы работы. И сейчас я предлагаю вам составить и продемонстрировать друг другу одну из активных форм работы – беседу по сказке, с помощью которой вы смогли бы ознакомить детей правилам безопасного поведения.
Раздаю названия сказок: «Гуси-лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Группа находится на этапе моделирования беседы. Участники демонстрируют модели бесед.
Мастер: Все ваши беседы мы соберем в папку, и будем использовать данную форму при ознакомлении детей с правилами безопасного поведения.
Четвертый этап. Рефлексия.
Мастер: Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вам выполнить методику «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.
Еще я хотела порекомендовать вам памятки по Методике работы с художественным произведением:
1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать.
3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации, имеющиеся в книге и подобранные специально. В содержании беседы вопросы лучше выстраивать следующим образом: Что произошло? Почему такое случилось? Как нужно было поступить? Что теперь делать? К кому можно обратиться за помощью?
4. Разучивание рифмованных правил или поэтических произведений.
5. В свободной деятельности закрепление знаний детей о безопасном поведении на улице, например: Сюжетное рисование (лепка, аппликация) по содержанию произведения; режиссерские игры; демонстрация содержания произведения с использованием наглядного материала (настольный, кукольный театр); инсценирование детьми произведения или отдельных его эпизодов.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...