Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.
статья по обж на тему
Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_rebyonka_na_zashchitu_ot_vseh_form_zhestokogo_obrashcheniya.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Право ребёнка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Одной из главных задач нашего детского сада является обеспечение безопасности образовательного процесса детей дошкольного возраста.
В детском саду данная проблема определяется несколькими направлениями:
Обеспечение охраны труда работников ДОУ;
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;
Пожарная безопасность;
Антитеррористическая защита.
Из вышеперечисленных хотелось бы заострить внимание на обеспечении охраны жизни и здоровья воспитанников, так как в дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Для того чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная ежедневная работа не только в детском саду но и в семье.
В Законе «Об образовании» сказано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Таким образом, ребенок, посещающий ДОУ, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья
В сложной работе по защите прав ребенка принимает участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения. Ни для кого не является тайной, что в настоящее время участились случаи жестокого обращения родителей с детьми. Одной из основных задач администрации дошкольного образовательного учреждения является выявление и предотвращение жестокого обращения с детьми
Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”?? Какая мера ответственности может быть?
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.
Формы жестокого обращения
Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.
Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.
Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержения ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Признаки жестокого обращения с детьми
Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:
следы побоев, истязаний, ожоги;
запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
отсутствие нормальных условий существования ребенка:
антисанитарное состояние жилья,
несоблюдение элементарных правил гигиены,
отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям ребёнка и необходимых для ухода за ним;
систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.
Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, они обязаны направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.
Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры, в комиссию по делам несовершеннолетних .
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.
Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ребёнком правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».
Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию ).
Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.
Ребёнок будет думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своего ребёнка другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – покажите ему, что вы принимаете его чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.
Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.
Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным .
Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит его "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своего ребёнка, когда он поступает правильно и делает хорошие вещи.
Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие».
Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
Физическое насилие в любом виде пугает
Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы – взрослы человек.
Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего ребёнка. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к так называемому «синдрому тряски»: возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.
. Что делать?
Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте ребенка на 3- 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам. Если вас наказывали в детстве, очень легко предугадать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь первая:
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая:
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья:
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая:
Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая:
Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая:
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая:
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая:
Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая:
Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»
«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех фо...
ЗАЩИТА МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Защита прав ребенка....
« Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
Рассмотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребе...
Семинар « Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
Изучение юридических документов, гарантирующих право ребенка на защиту от жестокого обращения...
Семинар – практикум «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
методическая разработка...
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – обеспечение защиты от всех форм физического и психического насилия, грубого обращения в детском саду.
Цель:формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье;создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей;своевременное выявление типичных кризисных...