Отчет о реализации проекта "Красный, желтый, зеленый"
проект по обж на тему
Предварительный просмотр:
Отчет о реализации проекта
«Красный, желтый, зеленый»
В январе 2013 года с детьми среднего дошкольного возраста было проведено интервьюирование с целью уточнения их представлений о правилах дорожного движения и умением применять их на практике (Приложение)
Параллельно было проведено анкетирование среди родителей воспитанников (Приложение).
Сделав анализ результатов опроса родителей и детей я обозначила следующие проблемы:
- отсутствие теоретических знаний по соблюдению правил безопасного поведения на улице и дороге – 40%
- разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением 70%.
С целью решения обозначенных проблем была определена работа с родителями (Приложение)
Заручившись поддержкой и пониманием родителей мы начали в группе работу над проектом «Красный, желтый, зеленый».
Опираясь на результаты анализа, мы поставили цель:
Цель проекта: Формирование устойчивых навыков и положительных привычек безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста в улично-дорожной сети.
Задачи:
- Формировать навыки осознанного поведения в улично-дорожной сети;
- Формировать навык правостороннего движения по тротуару;
- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте;
- Формировать навыки правильного обхода различных транспортных средств;
- Формировать навыки двигаться в соответствии с сигналами светофора;
- Развивать скорость реакции и координацию движений.
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность: январь 2014 – март 2014гг
Участники проекта:
- дети средней группы № 2,
- родители воспитанников,
- воспитатели средней группы № 2,
- музыкальный руководитель,
- инспектор ГИБДД,
- ЮИД школы №6
Предполагаемый результат:
воспитанник
- умеет применять на практике правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта);
- умеет правильно перейти проезжую часть, используя известные способы перехода (сигналы светофора, пешеходный переход);
- умеет правильно обойти любое транспортное средство;
- умеет правильно ходить по тротуару не нарушая правил.
В ходе подготовки к реализации проекта была проведена следующая работа:
- Подобрать художественную литературу для чтения с детьми;
- Подобрать предметные и сюжетные картинки для рассматривания;
- Подготовить необходимые материалы для художественно – продуктивной деятельности;
- Подобрана система игровых технологий (Приложение схема);
- Разработан цикл образовательных ситуаций (Приложение);
- Выстроено сетевое взаимодействие с ЮИД школы №6;
- Взаимодействие с инспектором ГИБДД Фоминой А.А.
Была определена роль родителей в реализации проекта «Красный, желтый, зеленый»;
- Проведение конкурсов рисунков «Мой друг светофор», «Дети, дорога, автомобиль»;
- Отработка навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети и оформление альбома – эстафеты «Правила дорожные всем нам знать положено»;
- Были подготовлены консультации для родителей:
«Дети и дорога», «Правила дорожные всем нам знать положено» (Приложение);
- оформление в родительском уголке памятки для родителей по ПДД (Приложение);
- Родительское собрание в форме «дискуссионных качелей» (Приложение).
- Круглый стол: «Родителям о правилах движения» (Приложение).
- Проведение праздника «Баба Яга и светофор» (Приложение).
Актуальность проекта
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.
В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.
3-х летний ребенок знает, что дорогу надо переходить на зеленый свет. Знает – и что же?! - а мама бежит с ним на красный!
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус, трамвай.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как:
1.неустойчивость и быстрое истощение нервной системы.
2.быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение.
3.преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения.
4.преобладание потребности в движении над осторожностью.
5.стремление подражать взрослым
6.недостаток знаний об источниках опасности.
7.переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и дороге, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Для успешного решения задач по воспитанию безопасного поведения младших дошкольников на улице в работе с детьми я придерживалась следующих принципов:
1.Систематичность
2.Психологический комфорт
3.Смысловое отношение к миру
4.Наглядность
5.Доступность
6. Непрерывность
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним я не могла подойти с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно - всё это затруднило бы процесс обучения и воспитания.
С учетом возрастных особенностей моих воспитанников была выстроена система работы с детьми в непосредственно – образовательной деятельности, в системе игровых технологий с использованием новой технологии образовательных ситуаций (Приложение).
В ходе реализации проекта осуществлялось активное сотрудничество
с инспектором ГИБДД Фоминой А.А. Все встречи с инспектором проходили интересно и содержательно: дети узнали, какие могут возникать ситуации при нарушении правил дорожного движения водителями или пешеходами и как следует правильно поступать в них, обсудили это с инспектором. В ходе бесед дети пришли к выводу, что правила безопасного поведения на дорогах нужно не только знать, но и строго соблюдать.
Полученные теоретические знания дети закрепляли через систему игровых технологий (Приложение схема).
Далее для выработки у детей навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети я разработала систему образовательных ситуаций так как
последние нормативные документы, определяющие организацию и содержание дошкольного образования одним их ведущих направлений воспитания личности ребенка определили формирование его активности. Вне активности невозможны ни познавательное развитие, ни усвоение социального опыта, ни самостоятельная деятельность ребенка. Активность должна стать основной формой жизнедеятельности, необходимым условием, обеспечивающим его развитие. Еще ранее об этом же заявляли такие ведущие теоретики, разрабатывающие основы дошкольной педагогики как А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин.
В современных условиях активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в определении направленности развития детей. Эти составляющие характера помогают в самоорганизации, само регуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях. Фундамент для развития этих качеств необходимо «закладывать» в дошкольном возрасте, который А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Подъязков считают наиболее сенситивным.
Решая различные проблемные ситуации (а принять решение в той или иной ситуации должен был сам ребенок), дети на личном опыте убедились почему:
- нельзя кататься на тротуаре на самокате и велосипеде – это мешает движению пешеходов, кроме того самокат может выехать на проезжую часть дороги, что будет способствовать созданию аварийной ситуации;
- пешеходы при движении по тротуару должны придерживаться правой его стороны, иначе неизбежны столкновения;
- переходить дорогу надо, руководствуясь сигналами светофора, по пешеходному переходу;
- нельзя бежать за мячом, если он выкатился из двора дома на проезжую часть дороги;
- нельзя нарушать правила поведения в общественном транспорте;
- следует соблюдать правила движения при выходе из пассажирского транспорта;
- нужно знать, как перейти проезжую часть за городом, где нет светофора и пешеходной дорожки «зебры».
Работа с образовательными ситуациями способствовала реализации таких задач как:
- Формирование навыков осознанного поведения в улично-дорожной сети;
- Формирование навыка правостороннего движения по тротуару;
- Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте;
- Формирование навыков правильного обхода различных транспортных средств;
- Формирование навыков двигаться в соответствии с сигналами светофора;
- Развивитию скорости реакции и координации движений.
Важным элементом каждой ситуации является игра, в которой дети, выступая в роли пешеходов или водителей, осваивают практические навыки дорожной грамоты. Таким образом, мы формируем практический навык безопасного поведения на дороге, избегая опасности формального заучивания дорожных правил.
Активное участие в работе над проектом приняли наши родители. Они отрабатывали полученные детьми навыки в улично-дорожной сети. О том, как родители закрепляли сформированные в ДОУ навыки безопасного поведения на дороге, мы узнавали из альбома – эстафеты «Правила дорожные всем нам знать положено», в котором каждая семья размещала фотографию и описание ситуации, которую они отрабатывали вместе с ребенком в улично-дорожной сети. Таким образом, родители делились друг с другом опытом семейного воспитания по формированию навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети, а дети, рассматривая фотографии в альбоме, вспоминали и еще раз анализировали те ситуации, в которых они отрабатывали с родителями правила поведения на улицах и дорогах города и закрепляли их.
Использование разнообразных форм в работе с родителями дало положительные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных участников образовательного процесса, они стали проявлять искренний интерес к жизни группы и помогать нам во всех делах.
НАВЫКИ ПОДУМАТЬ
Совместно с музыкальным руководителем был разработан сценарий на основе различных проблемных ситуаций, чтобы дети смогли еще раз применить полученные знания в ходе разыгрывания реальных ситуаций которые могут произойти каждый день с детьми на дороге. В разыгрывании ситуаций на празднике нам помогал сказочный персооонаж Баба Яга, у которой неожиданно сломалась ступа и ей пришлось добираться до своей избушки пешком через весь город, а о правилах дорожного движения она никогда и не слышала. Дети с удовольствием и искренне помогали ей выбираться из различных проблемных ситуаций на дороге.
В конце развлечения дети подарили Бабе Яге свои рисунки по правилам дорожного движения и светофор, чтобы она обучила всех лесных жителей правилам дорожного движения на тот случай если они захотят отправиться в город на прогулку, а Баба Яга подарила всем детям подарки - отблагодарила за помощь. Праздник прошел весело и интересно.
В ходе работы над проектом мы активно взаимодействовали с отрядом ЮИД
школы№6, которые пришли к нам в гости со своей программой.
После их выступления дети очень воодушевились и решили создать в группе свой отряд ЮИД. В него вошли дети, которые показали лучшие знания о правилах дорожного движения в ходе проведения игр и викторин.
Посвящение в ЮИД средней группы №2 произвел отряд ЮИД школы №6.
Но форму ЮИД нашим детям пришлось заработать. Они достойно выдержали все испытания, которые для них приготовили ребята из ЮИД школы№6.
Дали клятву юных инспекторов движения и получили форму.
Что мы можем сделать для детей? Говоря «МЫ», я подразумеваю и родителей и педагогов дошкольных учреждений и школ, сотрудников ГАИ и других заинтересованных ведомств, водителей транспортных средств. Даже посторонний взрослый может предотвратить беду, если вовремя сделает замечание, одернет ребенка, который захотел нарушить ПДД.
Большая роль в воспитании личности участника дорожного движения, знающего и соблюдающего ПДД отводиться именно родителям. Родители – это пример для ребенка. Но простые напоминания, ни к чему не приведут. Сколько пешеходов попали под колеса автомобиля, пересекая проезжую часть на разрешающий зеленый сигнал светофора? Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице. Ребенок должен знать и осознавать где он может попасть в опасную ситуацию, чтобы быть к ней готовым.
После этого вместе с детьми мы определили программу нашей совместной работы в рамках нашего детского сада. В рамках программы мы провели викторину по правилам дорожного движения на своей параллели среди команд средних групп. Викторины прошли весело и интересно.
В подарок для каждой группы мы с ребятами оформили плакаты по правилам дорожного движения и вручили родителям детей других групп письма с тематикой ПДД.
Таким образом, наша группа внесла свой посильный вклад в предотвращение и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в нашем городе.
Материал о работе нашего отряда мы опубликовали на сайте ДОУ, что способствовало распространению опыта по профилактике ДДТТ в улично -дорожной сети.
Таким образом, в ходе реализации проекта были решены задачи по формированию навыков осознанного поведения в улично-дорожной сети;
формированию навыков правостороннего движения по тротуару; формированию навыков культурного поведения в общественном транспорте;
формированию навыков правильного обхода различных транспортных средств; формированию навыков двигаться в соответствии с сигналами светофора; развитию скорости реакции и координации движений.
Их решению способствовало внедрение инновационных технологий:
- система образовательных ситуаций;
- сетевое взаимодействие со школой;
- активное взаимодействие с инспектором ГИБДД;
- новые формы работы с родителями – «Дискуссионные качели», «Круглый стол».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.
Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....
Красный, желтый, зеленый
авторская песня...
Семейная игра"Красный,желтый,зеленый"
Эта семейная игра была показана инспекторам ГАИ.С загадками,стихами оПДД,частушками было проведено мероприятие.А совместная работа родителей и детей -рисунки по ПДД,которые были домашним задание...
Педагогический проект "Красный, желтый, зеленый!"
Педагогический проект по ОБЖ «Красный, желтый, зеленый» Формирование у детей навыка безопасного поведения на улицах и дорогах. Сохранение жизни и здоровья детей, борьба с детским дорожно –...
Отчет о реализации проекта "Красный, желтый, зеленый"
Отчет представлен в виде текстового документа и презентации...
Отчет о реализации проекта «Зеленая планета» 2019 г.
Реализация проекта "Зеленая планета"...