ПДД
учебно-методический материал по обж (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
по обучению детей младшего дошкольного возраста, правилам дорожного движения.
Месяц | Неделя | Задачи | Материалы и оборудование | Структура ООД (содержание) |
Сентябрь Тема «Крош и Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Познакомить детей с разновидностями светофора, учить детей различать транспортный и пешеходный светофоры: воспитывать правила поведения у детей на дороге, используя сигналы светофора; развивать у детей внимательность. | 1 «Наш друг светофор» | Расширить знания детей о светофоре и назначении его цветов. Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. | Видеозапись, мультимедийное оборудование, цветные круги- сигналы светофора, макет светофора, набор цветной бумаги, ножницы, клей. |
Содержание игры: ведущий поднимает зеленый флажок, дети начинают топать ногами; желтый флажок- хлопать в ладоши, красный – сидят без движения и звука.
|
2 «Светофор для пешеходов» | Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора. | Видеозапись, мультимедийное оборудование. Картинка или макет светофора для пешеходов. Флажки 3 основных цветов. |
Содержание игры: дети получают флажки и группируются по цвету флажков (по 4-6 человек) в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставку цветной флажок (зеленый, красный, желтый) Вариант 1 По сигналу воспитателя «идите гулять» дети расходятся по площадке группами или поодиночке. По новому сигналу «Найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета. Вариант 2 Во время «прогулки» воспитатель предлагает остановиться и закрыть глаза. Педагог переставляет флажки. | |
3 «Играем и конструируем» | Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет и форму предметов; развивать быстроту, гибкость мышления; ориентироваться в помещении группы. | Обручи, накидки с изображением транспортных средств или рули, аудиозапись «Дождь»; мозаика; макет светофора. |
Содержание игры: гаражи-обручи раскладываются в зале. Дети – автотранспорт. Они перемещаются по кругу. Звучит музыка дождя. все бегут к гаражам и занимают любое место. Ребенок (автомобиль), оставшийся без гаража, выбывает из игры.
| |
4 «Знакомство с улицей» | Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы. | Макет улицы, фигурки людей, машины. Рули; сюжетные картинки по ПДД к дидактической игре «Законы улиц и дорог» |
| |
Октябрь «Бараш и автобус» Цель: формировать у детей понятие «общественный транспорт». Расширять знания о видах общественного транспорта. Познакомить со знаками «место остановки автобуса и троллейбуса», «место остановки трамвая». | 1 «Виды транспорта» Аппликация | Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения. Формировать знания о труде водителей. Развивать речь. Воспитывать уважение к труду водителя. | Видеозапись, мультимедийное оборудование; картинки с разными видами транспорта, игрушечные машины, руль для подвижной игры, набор цветной бумаги, ножницы, клей. |
|
Учить детей правильно обходить общественный транспорт. | 2 «Общественный транспорт» | Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам. | Сюжетные картинки к стихотворению С. Михалкова «Велосипедист». Схема для рассказа. Видеозапись. Атрибуты для сюжетно ролевой игры. Демонстрационный материал «Транспорт» |
6. С\р игра «Я сегодня пешеход», «ГИБДД». |
3 «Поведение в транспорте». | Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте. Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге. | Картинки «Транспорт», сюжетные картинки. Д/игра «Собери автомобиль». Флажки разных цветов, цветные рули. |
| |
4 «Трамвай» | Познакомить детей с транспортным средством: трамвай. Уточнять представление об особенностях передвижения троллейбуса и трамвая. Развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру поведения в транспорте. | Картинки с изображением трамвая, кубики для конструирования, атрибуты для сюжетно ролевой игры. | 1. Рассматривание трамвая. Сравнение трамвая и троллейбуса. 2. Конструктивная игра «Депо для трамвая» Цель: учить строить гараж из кубиков. 3. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Азбука города». 4. С/р игра «Поездка в город». Цель: формировать умение взаимодействовать, распределять роли. | |
Ноябрь «Этикет для Смешариков в транспорте» Цель: формировать основы культуры поведения и общественном транспорте. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать речь. | 1 «Мы едем, едем, едем…» | Сформировать у детей представление о правилах поведения в общественном транспорте | Видеозапись, мультимедийное оборудование, руль, картинки с разными видами транспорта. Игрушки (легковая и грузовая автомашины, автобус) | 1. Ситуация общения «Мы едем, едем, едем…».
|
2 «Какие бывают машины» Конструирова-ние | Уточнить знания детей о том, какие виды транспорта они знают; знакомить детей с транспортом специального назначения. | Игрушки; картинки с изображением пассажирского, легкового, водного и воздушного транспорта. Листы с изображением дороги, реки, неба. Лего конструктор. | 1. Просмотр мультфильма« Смешарики. Азбука безопасности» /серия 32 « Автомобили специального назначения». 2. Дидактическое упражнение « Назови основные части» 3. Дидактическая игра « Найди свое место» 4. Конструирование «Гараж для моей машины» | |
3 « Такие разные автомашины» Лепка | Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. | Видеозапись, мультимедийное оборудование, игрушки или рисунки с изображением легкового и грузового автомобилей, разрезные картинки. | 1. Д/и «Соблюдай правила дорожного движения» 2. П /и «К своим флажкам». Цель: закрепить знания светов светофора, упражнять детей в беге, развивать внимание. 3. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Не задавите машину». 4. Лепка «Транспорт». Цель: продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей; развитие фантазии. | |
4 Аппликация «Автобус» | Закрепить правила поведения в автобусе. Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа автобуса. | Цветная бумага для аппликации: основа автобуса- прямоугольник, квадраты, колеса круглые. Атрибуты для сюжетно ролевой игры. |
| |
Декабрь «Веселое путешествие» Цель: познакомить детей с некоторыми правилами поведения на улице и в транспорте: с понятиями «пассажир», «пешеход». Закрепить знание геометрических фигур и основных цветов; знание сигналов светофора. Развивать логическое мышление, память внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям. | 1 «Путешествие в страну Безопасности». Аппликация | Расширение знаний детей об улицах города; закрепление навыков поведения в транспорте; закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их значениях; формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге. | Видеозапись, мультимедийное оборудование. Картинки с изображением различных транспортных средств, макет светофора, цветная бумага, клей, ножницы. | 1. Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения». 2. Д/и «Я грамотный пешеход». Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность. 3. Аппликация «Светофор». Цель: закрепляем полученные навыки, закрепить навыки работы с ножницами и клеем. |
2 «Я – пешеход». | Активизировать в речи детей и уточнить понятия «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», пешеходная дорога». Рассказать детям об опасных ситуациях. | Видеозапись, мультимедийное оборудование, игрушки или рисунки с изображением легкового и грузового автомобилей, разрезные картинки. |
Мальчики - водители; они бегают по комнате и сигналят, стараясь избежать аварий, девочки пешеходы. По сигналу светофора водители останавливаются, пешеходы переходят дорогу. В конце игры звучит команда « В гараж!» | |
3 «Торопышка, не спеши». | Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице. | Дорожные знаки, атрибуты для сюжетно-ролевой игры. |
| |
4 «Веселый жезл» | Формировать представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей; воспитывать желание выполнять правила дорожного движения в жизни. | Игрушки (легковая и грузовая автомашины, автобус), картина « На дороге», жезл, стульчики, руль, лего-конструктор. |
| |
Январь « Поезд» Цель: Дать понятие о железной дороге и о железнодорожном транспорте. Расширить знание о видах транспорта. Воспитывать правильное поведение на железной дороге. | 1 «Железнодорожный транспорт». | Формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. | Альбом «Профессии», аудиозапись «Паровозик», атрибуты для сюжетно ролевой игры. |
|
2 «Железнодорожный путь» Конструирова-ние | Закрепить знания о знаках на железнодорожном пути; активизировать словарь по теме; развивать умения различать пространственные направления | Игрушки (или плоскостные фигуры) Смешариков. У детей карточки с изображением елки, 2 больших и 2 маленьких зеленых круга, мешочек с игрушками, дорожные знаки на железнодорожном пути. |
| |
3 « Труд водителя машиниста» | Познакомить детей с профессией водитель- машинист, показать её общественную значимость. Закреплять знания о железнодорожном транспорте. | Изображение железной дороги, дорожные знаки, разрезные картинки с изображением поезда. |
| |
4 «Где можно играть» | Познакомить детей с правилами поведения и игры на улицы, у проезжей части, на железной дороге. | Серии картин «Улицы нашего города», атрибуты для сюжетно ролевой игры. |
| |
Февраль « Как Лосяш и Нюша учились переходить дорогу» Цель: познакомить с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закрепить знание детей о светофоре и о его сигналах. Развивать умение находить правильное решение к проблемной ситуации. Развивать мышление детей. Воспитывать понимание | 1 «Путешествие по городу» Рисование | Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта. Закрепить знания об особенностях передвижения по городу на таком транспорте, как трамвай, автобус, такси. Продолжать знакомить с городом, что в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ и т. д. | Видеозапись, мультимедийное оборудование. Картинки с изображением троллейбуса, трамвая, автобуса, такси. |
|
2 «Когда мы пешеходы». | Закреплять знания детей о понятиях: «пешеход», «пассажир», «зебра». Закреплять правила дорожного движения для пешеходов. | Видеозапись, мультимедийное оборудование Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры. |
Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый - прыгают на месте, если красный все должны «замереть на месте» и не двигаться 15-20 секунд. Кто ошибся - выходит из игры. Побеждает самый внимательный. | |
3 «Опасный перекресток» Конструирование | Расширять знания об особенностях движения транспорта на перекрестке. Дать представление о «регулируемом перекрестке» и работе регулировщика. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного светофора. | Макет дороги, игрушечные машины, светофор, дорожные знаки, набор кубиков. |
| |
Необходимости соблюдение правил безопасности на дорогах. | 4 «Правила пешехода» | Расширять знания о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Дать представления о специализированном транспорте. | Макет дороги, игрушечные машины, светофор, дорожные знаки, цветная бумага, клей, ножницы. |
|
Март « Нюша заболела» Цель: Расширять знание детей о видах транспорта. Познакомить с новым видом транспорта гужевым, правилами движения гужевого транспорта. Закрепить навыки ориентировки в пространстве. Воспитывать заботливое отношение друг к другу. | 1 «Если бы не было машин» рисование | Познакомить детей с понятием «гужевой транспорт», как видом транспортного средства, раскрыть понятия повозка, телега, тройка. Расширять кругозор детей. | Видеозапись, мультимедийное оборудование. Иллюстрации гужевого транспорта, карандаши цветные, бумага. |
|
2 «Знаки сервиса». | Совершенствовать знания « дорожной грамоты». Дать представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт медицинской помощи». Учить изображать знаки сервиса. | Видеозапись, мультимедийное оборудование Дидактическая игра « Поставь машину в гараж»; дорожные знаки, машинки | 1. Просмотр мультфильма« Смешарики. Азбука безопасности» /серия 27 « В автобусе».
| |
3 «Двухколесный транспорт» | Закрепить знания детей о двухколесном транспорте, с правилами безопасного передвижения, развивать логическое мышление. | Дидактический материал «Транспорт». Макет улицы. |
| |
4 « Едем в гости на автобусе» | Учить применять знания на практике и в игровой деятельности, воспитать культуру поведения в общественном транспорте. | Игровое оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевой игры. |
«Ребята, а выездили на автобусе? Куда вы ездили?" Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всем вместе можно было поехать в гости к бабушке. Воспитатель вместе с детьми строит автобус из стульев или строительных модулей." Ребята кто поведёт автобус?"(выбираем, используя считалку). Роль кондуктора берёт на себя воспитатель. Детям раздают кошельки, деньги, сумки. Воспитатель: "Проходите, пожалуйста в центр салона. НЕ забывайте оплачивать проезд!" Кондуктор раздаёт пассажирам билеты и попутно выясняет кто куда едет. В пути он объявляет остановки ("Магазин", «Кафе»..) | |
Апрель «Как Лосяш и Нюша учились переходить дорогу (Продолжение)» Цель: Продолжать учить детей правилам поведения на улице. Познакомить с понятиями «дорога с односторонним движением», «дорога двусторонним движением» и правилами их перехода. Развивать внимание. | 1. «Моя дорожная грамота» | Закреплять знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям. Учить различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки. | Видеозапись, мультимедийное оборудование. Настольный строитель. |
|
2 «Пост ГИБДД в моем микрорайоне». Рисование | Дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге. Познакомить с особенностями работы сотрудников ГИБДД. | Видеозапись, мультимедийное оборудование Атрибуты для подвижной игры, карандаши цветные, альбомные листы, дорожные знаки. |
| |
3 «Пешеходный переход (экскурсия)». | Закрепить знания детей о правилах передвижения пешеходов по улице, перехода и знака «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице. | Разрезные картинки с разными видами транспортных средств. Художественная книга о машинах. |
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
| |
4 « Помощники на дороге» | Закрепить знания о назначении светофора, некоторых дорожных знаков. Развивать поисковое мышление, внимание. | Макет светофора, макет улицы; знак « пешеходный переход», « подземный переход» |
| |
Май « Правила дорожное знать каждому положено»
Мониторинг знаний детей по ПДД. Тестирование. Закрепить полученные в течение года знания и умения детей по правилам безопасного поведения на дороге. | 1 « Расставим все по правилам» | Закрепить знания о расположении на улице транспорта, пешеходов, знакомых дорожных знаков. | Видеозапись, мультимедийное оборудование, макет дороги. |
|
2 мониторинг | Выявить уровень знаний, которыми должны владеть дети 4-5 лет по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. | Дидактические игры по ПДД; макет светофора, макет улицы. | Мониторинг знаний детей по ПДД Развивать поисковое мышление, внимание. Макет светофора, макет улицы; знак « пешеходный переход», « подземный переход» 1. Беседа с детьми о дорожных знаках. Показ иллюстраций со дорожными знаками. Дидактическая игра «Помоги Мишке перейти дорогу» стр. 21 Игровое упражнение «Найди правильный светофор» | |
3 мониторинг | Мониторинг знаний детей по ПДД | |||
4 «Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения. | Закрепить конкретные знания о пра-вилах поведения на улице города и посёлка. Уточ-нить знания, кто регулирует дви-жение транспота на улицах. Закрепить знания дорож-ных знаков. | Макет светофора, дороги, дорожные знаки, игрушечные машины; рули, ориентиры. | 1. Загадки-отгадки. Чтение стихотворений. 2. «Поможем Нюше перейти дорогу». 3. Игра « Правильно или неправильно». 4. Игра « Светофор». 5. Игра-эстафета « Кто быстрее» 6. Рефлексия. |
Литература:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. - СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.
3. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД» . – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.
4. Колдина Д.: Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина,Е. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.
7. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах6 учеб. Пособие/ авт. – сост..: Р.Ш. Ахмадиева, Е.Е.Воронина,Р.Н. Минниханов и др.4 под ред. Р.Н. Минниханова и Д. М. Мустафина.-Издание ГУ 2 НЦ БЖД», 2008.- 288с.
8. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А. Галеева, С.М. Гаффарова, З.Л. Ишниязова,Р.Ш. Ахмадиева идр. / Под общ. ред. Д. М. Мустафина. – Казань: ГУ « НЦ БЖД», 2009. -240с.