Доклад на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности».
учебно-методический материал по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Муругова Людмила Юрьевна

 

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_25.04.2017_murugovoy.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности».

 

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

    Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

   Актуальность проблемы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом, который также направлен и на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, через решение комплекса задач, одной из которых является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

        Но как сделать, чтобы изучение правил дорожной безопасности было результативным и вызывало устойчивый интерес у дошкольников?

         Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения должна быть постоянной, вклиниваться во все виды образовательной деятельности в детском саду.

Знания детей  правил дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики.

         В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

        При обучении детей правилам дорожной безопасности мы широко используем самые разнообразные игры:

-с элементами физических упражнений и спорта;

-ролевые и ситуативные игры;

-театрализованные и игры-драматизации;

-дидактические;

-с использованием макетов;

-компьютерные;

-интеллектуально-познавательные.

       Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

      Хотелось бы поделиться методом изучения ПДД с дошкольниками на практике. Это метод интеграции двух деятельностей: творческой и игровой. Процесс запоминания правил дорожного движения намного эффективнее, если ребёнок в игре будет использовать предмет, поделки, изготовленные своими руками, если, к тому же, процесс изготовления поделки ребёнку очень интересен.

      Использование творческой и игровой деятельности помогает детям:

- расширить представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте;

- научить отражать в творческой, игровой деятельности знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремление проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить навыкам организации безопасного образа жизни, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

      Для активизации самостоятельной деятельности детей в данном направлении работы особое внимание уделяем созданию предметной развивающей среды, так как она стимулирует ребенка к активной творческой деятельности.

    Учитывая разносторонние интересы детей, игры и атрибуты располагаются в постоянном доступе, периодически добавляются и обновляются. В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действий и переживаний, расширяется кругозор.

     Позвольте привести примеры некоторых видов деятельности в этом направлении:

Лепка «Светофор». Решаются задачи:  продолжать знакомить детей с понятием «светофор», его сигналами. Учить детей рассматривать предмет, выделять его основные особенности (форма, цвет, расположение частей натуры, передавать особенности объекта). Закреплять умение лепить из пластилина. Развивать наблюдательность, самостоятельность, чувство формы и цвета.

Использование в игровой деятельности: сюжетно-ролевая игра «Машины едут по улице города».

Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др., в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли. А самое непростое готовят атрибуты своими руками

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак»; такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок», в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.

  Практика показала, что детям нравится моделирование ситуаций на макетах. Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

По результатам работы можно сделать вывод, у детей повысился уровень знаний, умений и навыков по основам безопасности движения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"

Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....

Консультация для родителей на тему «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрител...

Консультация для родителей на тему «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»

Дорога - место повышенной опасности. Именно поэтому с юных лет маленькому человечку просто необходимо объяснять правила дорожного движения. И детских садов, родители должны играть в этом не последнюю ...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Доклад на педсовете на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...

Семинар-практикум "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ"

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутств...