"Опасность подстерегает нас повсюду"
проект по обж на тему
Педагогический проект по формированию у детей старшго дошкольного возраста навыков безопасного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bezop_povedeniya.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»
г. Усолье-Сибирское
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения
«Опасность подстерегает нас повсюду»
Автор проекта: воспитатель
Сафина Кристина Евгеньевна
г. Усолье-Сибирское, 2016
Тип проекта: информационный, социально – педагогический, долгосрочный
Сроки реализации проекта: один учебный год
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в быту и дорожно-транспортной обстановке. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома, на природе, на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире опасностей.
По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу. Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины бытовых и дорожных нарушений:
– незнание дошкольниками элементарных правил пользования предметами, техникой;
– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными опасными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Проблема
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения дома, на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
В связи с изложенным возникла необходимость разработки проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения «Опасность подстерегает нас повсюду»
Цель проекта: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться и следить за своим поведением) в окружающей среде; создать условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей и их родителей.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
- Обучать детей безопасному поведению в бытовой и дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
- Расширять словарный запас детей по дорожной и бытовой лексике.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного
движения и безопасного образа жизни среди родителей с помощью разнообразных методов и приемов.
- Формировать сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть различные опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение
правил безопасного поведения.
- Укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению/
Методы реализации проекта
- Тематические занятия.
- Праздники, досуги, развлечения, экскурсии, викторины, наблюдения.
- Специальные игровые задания.
- Мониторинговые процедуры: диагностика детей, анкетирование
Совместная деятельность с детьми
- Транспорт. Улица. Светофор.
- Движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки.
- Контакты с незнакомыми людьми.
- Опасные предметы.
- Личная гигиена. Травмы. Безопасная игра.
- Знакомься - бытовая техника.
- Как вести себя дома.
- Пожар. Спички детям не игрушки.
- Безопасность при отдыхе на природе.
Работа с родителями.
Огромное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
– изготовление стендов с наглядной информацией;
–консультации;
– участие родителей в укреплении материально-технической базы группы;
– выпуск буклетов;
– обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
– семейные конкурсы;
– анкетирование;
– совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на темы безопасного поведения.
Ожидаемые результаты
- Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения.
- Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в бытовой и дорожно-транспортной среде.
- Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности.
- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей.
- Создание условий для организации деятельности по охране и безопасности жизни детей;
Этапы реализации проекта
І этап - Подготовительный (сентябрь)
ІІ этап - Основной (конец сентября - середина мая)
ІІІ этап - Заключительный (май)
І этап – Подготовительный.
- Изучение источников информации (просмотр фотографий, картинок,
телепередач, анализ литературы, изучение сайтов)
- Подборка подвижных, дидактических, игр по ПДД.
- Организация предметно – развивающей среды по обучению детей правилам безопасного поведения
- Подготовка тематических занятий.
- Разработка перспективного плана.
- Анкетирование родителей «Нужно ли детям знать об опасностях дома, на улице, на природе»
- Анализ полученных результатов, выводы.
ІІ этап – Основной.
1.Проведение тематических занятий, бесед
2. Проведение досугов, развлечений, праздников, викторин, игр
3. Встреча с инспектором ГИБДД
4. Выставка рисунков: «Безопасность на дорогах», «Правила пользования бытовыми приборами», «Огонь - друг или враг»
5. Организация целевых прогулок по улицам города (к остановке, перекрестку)
6. Оформление консультаций для родителей «Дошкольник и дорога», «Правила поведения на улице», «Правила пожарной безопасности», «Формируем личную гигиену», «От чего оградить ребенка»
7. Оформление фотовыставки «Мы идем в детский сад»
ІІІ этап – Заключительный.
Диагностика.
Презентация проекта на совете педагогов ДОУ
Спортивный праздник «Будь осторожен!»
Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения «Опасность подстерегает нас повсюду»
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | «Транспорт. Улица. Светофор» | Закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора. | 1.Чтение худ. литературы: В. Суслов «Его сигнал для всех закон». 2.Д/игра «Светофор». 3.С/р игра «Транспорт» 4.Рассматривание иллюстрации. 5.Д/игра « Кто быстрей соберёт светофор» 6. Рассматривание макетов светофора «Такие разные светофоры» | Викторина «Веселый светофор» |
Октябрь | «Движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки» | Уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала. | 1.Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» 2.Загадки о правилах дорожного движения. 3.П/игра «Стоп» 4.Рисование « Зебра – путь для пешехода». 5. П/игра « Стой- иди» 6. Настольная игра «Законы улиц и дорог» 7. Беседа: «Почему необходимо соблюдать ПДД» 8. Экскурсия к пешеходному переходу. | 1.Изготовление макета «По дорогам улиц» 2.Выставка рисунков «По зебре» 3.Фотовыставка «Мы идем в детский сад» |
ноябрь | «Контакты с незнакомыми людьми» | Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения | 1.Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. 2.Д/игра «Наблюдайка» - описание человека, приметы как он выглядит. 3. Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят | Выставка рисунков «Если незнакомы человек предлагает конфетку» |
декабрь | «Опасные предметы» | Закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту | 1.Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?». 2. Чтение худ/ литературы: Е.Казаков «Чик- чик ножницами», Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов «Заплатка». 3. Беседа: «Что может быть горячим» 4. Рассматривание иллюстраций с колотыми, режущими и т.д. предметами. 5. Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди» | Аппликация «Горячие предметы» |
январь | «Личная гигиена. Травмы. Безопасная игра» | Формировать навыки личной гигиены, профилактика заболеваний, научить заботится о своём здоровье, избегать ситуации, приносящий вред здоровью. | 1.Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр». 2. Д/игра « Туалетные принадлежности». 3. Игра с мячом «Полезное и вредное» 4. Занятие по речевому развитию «Ухо-это орган слуха» 5.Д/игра « Что может повредить моему слуху» С/ р игра «Больница» 6. Д/игра «Гигиенические принадлежности» | Экскурсия в медицинский кабинет. |
февраль | «Знакомься - бытовая техника» | Закреплять правила техники безопасности при обращении с электроприборами. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01. | 1.Д/игра «Что лишнее?» 2.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. 3.Загадки и стихи о бытовой техники 4. Занятие по художественно-эстетическому развитию «Макеты бытовой техники» | Викторина «Такая разная бытовая техника» |
март | «Как вести себя дома» | Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, определять дома – где высоко, где низко. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. | 1.Д/игра « Высоко – низко». 2.С/ ролевая игра «Семья». 3.Беседа « Опасные предметы». 4.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. | Лепка«Опасные предметы дома» |
апрель | «Пожар. Спички детям не игрушки». | Закрепить полученные знания о возникновении пожара, усвоить номер пожарной части, милиции и скорой помощи; ознакомиться с профессией пожарного и его действиями. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01 | 1.Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь». 2.Чтение худ/ литературы: «Кошкин дом» 3.С/ ролевая игра «Пожарные на учениях» 4.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре. 5.Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д) | Литературная викторина по прочитанным произведениям «Пожарной безопасности» |
май | «Безопасность при отдыхе на природе». | Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе; рассказать о влиянии на человека погодных условии» одежда по погоде, а также вспомнить какие грибы можно и нельзя собирать в лесу | 1.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных ситуации. 2.Д/игра « Да-нет» 3.Рисование (карандашами) «Мухомор» | Развлекательное мероприятие: спортивный праздник «Будь осторожен!» |
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
4. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие опасности подстерегают ребёнка?
Данная консультация будет полезна для родителей дошкольников и младших школьников....
консультация для родителей" БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА"
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА О том, что врачам ежедневно приходится оказывать помощь маленьким травмированным пациентам, и не всех удаётся спасти. Какие возрастны...
Консультация КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮТ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ
Лето – самое любимое и долгожданное время года для каждого ребенка. Свежие фрукты, теплое солнце, море, отдых в деревне у бабушки, игры на свежем воздухе, многочасовые прогулки в парке......
Тема: " Опасности подстерегают нас везде".
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию основ безопасности...
Какие опасности подстерегают ребёнка?
Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед. Давайте посмотрим, какие ...
Безопасность детей в зимний период. Как безопасно кататься на коньках, лыжах, какие опасности подстерегают детей на дорогах ... Об этом и многом другом. Для Вас, родители!
Безопасность детей в зимний период. Материалы для родителей...
консультация для родителей " Опасности подстерегают не только дома"
Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?...