"Опасность подстерегает нас повсюду"
проект по обж на тему

Сафина Кристина Евгеньевна

Педагогический проект по формированию у детей старшго дошкольного возраста навыков безопасного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezop_povedeniya.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18»

г. Усолье-Сибирское

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения

 «Опасность подстерегает нас повсюду»

Автор проекта: воспитатель

Сафина Кристина Евгеньевна

г. Усолье-Сибирское, 2016

Тип проекта: информационный, социально – педагогический, долгосрочный 

Сроки реализации проекта: один учебный год

Участники проекта: дети  старшей и подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта

          Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в быту и дорожно-транспортной обстановке. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказываются наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома, на природе, на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире опасностей.

По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.   Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д. Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины бытовых и дорожных нарушений:

– незнание дошкольниками элементарных правил пользования предметами, техникой;

– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения  должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными опасными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Проблема

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения дома, на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.

В связи с изложенным возникла необходимость разработки проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения «Опасность подстерегает нас повсюду»

Цель проекта: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться и следить за своим поведением) в окружающей среде; создать условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей и их родителей.

Задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  2. Обучать детей безопасному поведению в бытовой и дорожной среде.
  3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной и бытовой лексике.
  6.  Активизировать работу по пропаганде правил дорожного

движения и безопасного образа жизни среди родителей с помощью разнообразных методов и приемов.

  1. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть различные опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации  выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  2. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение

правил безопасного поведения.

  1. Укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению/

Методы реализации проекта

  1. Тематические занятия.
  2. Праздники, досуги, развлечения, экскурсии, викторины, наблюдения.
  3. Специальные игровые задания.
  4. Мониторинговые процедуры: диагностика детей, анкетирование

Совместная деятельность с детьми

  1. Транспорт. Улица. Светофор.
  2. Движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки.
  3. Контакты с незнакомыми людьми.
  4. Опасные предметы.
  5. Личная гигиена. Травмы. Безопасная игра.
  6. Знакомься - бытовая техника.
  7. Как вести себя дома.
  8. Пожар. Спички детям не игрушки.
  9. Безопасность при отдыхе на природе.

Работа с родителями.

Огромное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

– изготовление стендов с наглядной информацией;

–консультации;

– участие родителей в укреплении материально-технической базы группы;

– выпуск буклетов;

– обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;

– семейные конкурсы;

– анкетирование;

– совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на темы безопасного поведения.

Ожидаемые результаты

- Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения.

- Сформировать  навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в бытовой и дорожно-транспортной среде.

- Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

- Повышение активности родителей и  детей  к обеспечению безопасности.

- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей.

- Создание условий для организации деятельности  по охране и безопасности жизни детей;

Этапы реализации проекта

І этап - Подготовительный (сентябрь)

ІІ этап - Основной (конец сентября - середина мая)

ІІІ этап - Заключительный (май)

 

 І этап – Подготовительный.

- Изучение источников информации (просмотр фотографий, картинок,

телепередач, анализ литературы, изучение сайтов)

- Подборка подвижных, дидактических, игр по ПДД.

- Организация предметно – развивающей среды по обучению детей правилам безопасного поведения

- Подготовка тематических занятий.

- Разработка перспективного плана.

- Анкетирование родителей «Нужно ли детям знать об опасностях дома, на улице, на природе»

- Анализ полученных результатов, выводы.

ІІ этап – Основной.

1.Проведение тематических занятий, бесед

2. Проведение досугов, развлечений, праздников, викторин, игр

3. Встреча с инспектором ГИБДД

4. Выставка рисунков: «Безопасность на дорогах», «Правила пользования бытовыми приборами», «Огонь - друг или враг»

5. Организация целевых прогулок по улицам города (к остановке, перекрестку)

6. Оформление консультаций для родителей «Дошкольник и дорога», «Правила поведения на улице», «Правила пожарной безопасности», «Формируем личную гигиену», «От чего оградить ребенка»

7. Оформление фотовыставки «Мы идем в детский сад»

ІІІ этап – Заключительный.

Диагностика.

Презентация проекта на совете педагогов ДОУ

Спортивный праздник  «Будь осторожен!»


Перспективное планирование по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения  «Опасность подстерегает нас повсюду»

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Итоговое мероприятие

Сентябрь

«Транспорт. Улица. Светофор»

Закреплять представление детей о правилах поведения на улице города. Закреплять знания о правилах движения, о сигналах светофора.

1.Чтение худ. литературы: В. Суслов «Его сигнал для всех закон».

2.Д/игра «Светофор».

3.С/р игра «Транспорт» 4.Рассматривание иллюстрации.

5.Д/игра « Кто быстрей соберёт светофор»

6. Рассматривание макетов светофора «Такие разные светофоры»

Викторина «Веселый светофор»

Октябрь

«Движение транспорта и пешеходов. Дорожные знаки»

Уточнить представление детей о правилах поведения на улицах города, закрепить знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и значении сигнала.

1.Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»

2.Загадки о правилах дорожного движения. 3.П/игра «Стоп» 4.Рисование « Зебра – путь для пешехода».

5. П/игра « Стой- иди»

6. Настольная игра «Законы улиц и дорог»

7. Беседа: «Почему необходимо соблюдать ПДД»

8. Экскурсия к пешеходному переходу.

1.Изготовление макета «По дорогам улиц»

2.Выставка рисунков «По зебре»

3.Фотовыставка «Мы идем в детский сад»

ноябрь

«Контакты с незнакомыми людьми»

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения

1.Повторение домашнего адреса и Ф.И.О родителей. 2.Д/игра «Наблюдайка» - описание человека, приметы как он выглядит.

3. Наблюдение на прогулке за внешностью разных людей, как они выглядят

Выставка рисунков «Если незнакомы человек предлагает конфетку»

декабрь

«Опасные предметы»

Закрепить представление об острых, колючих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту

1.Д/игра « Какие опасные предметы вы знаете?».

2. Чтение худ/ литературы: Е.Казаков «Чик- чик ножницами», Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов «Заплатка».

3. Беседа: «Что может быть горячим»

4. Рассматривание иллюстраций с колотыми, режущими и т.д. предметами.

5. Д/игра « Раз, два, три, что может быть опасно – найди»

Аппликация «Горячие предметы»

январь

«Личная гигиена. Травмы. Безопасная игра»

Формировать навыки личной гигиены, профилактика заболеваний, научить заботится о своём здоровье, избегать ситуации, приносящий вред здоровью.

1.Чтение худ/ литературы: К.Чуковский « Мойдодыр». 2. Д/игра « Туалетные принадлежности».

3. Игра с мячом «Полезное и вредное»

4. Занятие по речевому развитию «Ухо-это орган слуха»

5.Д/игра « Что может повредить моему слуху»

С/ р игра «Больница»

6. Д/игра «Гигиенические принадлежности»

Экскурсия в медицинский кабинет.

февраль

«Знакомься - бытовая техника»

Закреплять правила техники безопасности при обращении с электроприборами. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01.

1.Д/игра «Что лишнее?» 2.Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов и ситуации. 3.Загадки и стихи о бытовой техники

4. Занятие по художественно-эстетическому развитию «Макеты бытовой техники»

Викторина «Такая разная бытовая техника»

март

«Как вести себя дома»

Уточнить представление детей о правилах  безопасного поведения дома, определять дома – где высоко, где низко. Предложить запомнить предметы, опасные для жизни, здоровья и сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

1.Д/игра « Высоко – низко».

 2.С/ ролевая игра «Семья».

 3.Беседа « Опасные предметы».

 4.Рассматривание иллюстрации  с изображением опасных предметов и    ситуации.

Лепка«Опасные предметы дома»

апрель

«Пожар. Спички детям не игрушки».

Закрепить полученные знания о возникновении пожара, усвоить номер пожарной части, милиции и скорой помощи; ознакомиться с профессией пожарного и его действиями.  Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона «Пожарной части» - 01

1.Д/игра « Какие пожароопасные предметы знаешь».

 2.Чтение худ/ литературы: «Кошкин дом»

 3.С/ ролевая игра «Пожарные на учениях»

 4.Рассматривание иллюстрации  с изображением опасных предметов и ситуации при пожаре.

5.Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар ,газ и т.д)

Литературная викторина по прочитанным произведениям «Пожарной безопасности»

май

«Безопасность при отдыхе на природе».

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе; рассказать о влиянии на человека погодных условии» одежда по погоде, а также вспомнить какие грибы можно и нельзя  собирать в лесу      

1.Рассматривание иллюстрации  с изображением опасных ситуации.

2.Д/игра « Да-нет»

3.Рисование (карандашами) «Мухомор»

Развлекательное мероприятие: спортивный праздник «Будь осторожен!»


Литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.

 3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

4. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 6. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие опасности подстерегают ребёнка?

Данная консультация будет полезна для родителей дошкольников и младших школьников....

консультация для родителей" БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА"

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА: КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ПОДСТЕРЕГАЕТ ДЕТЕЙ ДОМА О том, что врачам ежедневно приходится оказывать помощь маленьким травмированным пациентам, и не всех удаётся спасти. Какие возрастны...

Консультация КАКИЕ ОПАСНОСТИ ПОДСТЕРЕГАЮТ ДЕТЕЙ ЛЕТОМ

Лето – самое любимое и долгожданное время года для каждого ребенка. Свежие фрукты, теплое солнце, море, отдых в деревне у бабушки, игры на свежем воздухе, многочасовые прогулки в парке......

Тема: " Опасности подстерегают нас везде".

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию основ безопасности...

Какие опасности подстерегают ребёнка?

Маленькому исследователю мир кажется огромным. Каждый день малыш открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед. Давайте посмотрим, какие ...

консультация для родителей " Опасности подстерегают не только дома"

Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?...