Программа "Светофорик"
рабочая программа по обж на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 г. Лысково
Согласовано: Утверждено:
педагогическим советом приказом № 49- о от 28.08.2015 г.
протокол № 1 от 28.08.2015 г.
«Светофорик»
Дополнительная образовательная программа для детей 3-6 лет
Срок реализации 3 года
(Социально-коммуникативное развитие)
Составитель: Михайлова Ирина Александровна, воспитатель.
Пояснительная записка
Окружающая среда ребёнка – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечёт детей на улицу, где ребёнок может, как, то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучение детей правилам дорожного движения, несомненно. У детей ещё не выработалось способности предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять здесь великую игру. Всё это стало предпосылками к созданию программы по Правилам дорожного движения. Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребёнка. Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, опираясь на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, с младшей группы детского сада, когда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Программа рассчитана на три года обучения. Предназначена для детей 3 – 6 лет.
Целью данной программы является:
- формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Для её достижения необходимо решить несколько задач:
- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- развивать творческие и мыслительные способности детей;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение данных задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, встречи-беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание иллюстраций,, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования, игры драматизации, праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформление уголков по Правилам дорожного движения, использование ИКТ и т.д.
Реализация программы включает следующие основные принципы:
- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважение к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействия ГИБДД, детского сада и школы, родителей, общественности;
- последовательность (этапность) понимания с учётом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- систематичность проведения мероприятий;
- научность.
Данная работа проводится 1-2 раза в месяц, общее количество в год - 37, за три года – 111. Длительность ОД от 10 до 25 минут.
Программа состоит из трёх разделов:
I раздел «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4года);
II раздел «Как вести себя чтобы не случилась беда» (4-5 лет);
III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет).
Тематический план I раздела «Путешествие в страну дорожной азбуки» 3-4 год.
Образовательные области | Месяц | № | Тема | Содержание | Форма |
Социально-коммуникативное развитие | Сентябрь | 1 | Вводное | Определить начальный уровень знаний детей о правилах дорожного движения. | Беседа |
Социально-коммуникативное развитие | Октябрь | 2 | «Знакомство с грузовым и легковым транспортом» | Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт. | Рассматривание иллюстраций, беседа |
Художественно-эстетическое развитие | Ноябрь | 3 | М.Пожарский «Машины» | Продолжать знакомить детей с транспортным средствами. | Чтение художественной литературы |
Познавательное развитие | Декабрь | 4 | «Автобус» | Дать детям представление об автобусе. Его функциональном назначении. Развивать наблюдательность. | Наблюдение |
Социально-коммуникативное развитие | Январь | 5 | «Незнайка едет в автобусе» | Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. | Сюжетно-ролевая игра |
Познавательное развитие | Февраль | 6 | «Все работы хороши -выбирай на вкус» | Знакомить детей с профессиями взрослых (шофёр) | Беседа, рассматривание иллюстраций |
Познавательное развитие | Март | 7 | «В гостях у светофора» | Дать представление о работе светофора, его значении. Закреплять различать цвета (красный, жёлтый, зелёный). | Рассматривание макета светофора |
Художественно-эстетическое развитие | Апрель | 8 | «Светофор» | Учить детей рисовать круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. | Рисование |
Познавательное развитие | Май | 9 | Итоговое | Уточнить объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения. | Беседа, презентация «Правила дорожные детям знать положено» |
Требования к уровню подготовки детей младшей группы:
Дети младшей группы должны знать:
- различие между легковым и грузовым автомобилем;
- цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный.
Дети младшей группы должны иметь представление:
- о значении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колёса);
- о сигналах светофора.
Дети младшей группы должны уметь:
- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- по правилам переходить проезжую часть.
Тематический план II раздела «Как вести себя, чтобы не случилось беды» (4-5 лет)
Образовательные области | Месяц | № | Тема | Содержание | Форма |
Познавательное развитие | Сентябрь | 1 | Вводное | Выявить у детей знания о светофоре, его назначении. | Беседа |
Познавательное развитие | Октябрь | 2 | «Наша улица» | Уточнить представления о тротуаре (место, где ходят люди); улицы, дороги, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать наблюдательность. | Экскурсия |
Художественно-эстетическое развитие | Ноябрь | 3 | «Пешеходный переход» | Закреплять у детей умение рисовать прямые линии. | Рисование |
Физическое развитие | Декабрь | 4 | «В гости к бабушке загадушке» | Формировать у детей потребность в двигательной активности. Развивать логическое мышление, слуховое восприятие, эмоциональную сферу детей. | Развлечение |
Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Январь | 5 6 | «Я еду в автобусе» «Автобус» | Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру поведения Учить создавать образ из отдельных частей. | Игровая обучающая ситуация Аппликация |
Физическое развитие | Февраль | 7 | «Цветные автомобили» | Развитие координации движений, ориентировку в пространстве. | Подвижная игра |
Познавательное развитие | Март | 8 | «Труд водителя» | Расширять знания о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. | Беседа, просмотр слайдов |
Социально-коммуникативное развитие | Апрель | 9 | «В гостях у светофора» | Закреплять знание детей о правилах перехода проезжей части. | Беседа, просмотр мультфильма «Смешарики. Безопасность на дороге» |
Социально-коммуникативное развитие | 10 | Итоговое | Уточнять объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год. | Беседа, дидактическая игра «Светофор» | |
Физическое развитие | Май | 11 | «Страна светофория» | Закрепление знаний и навыков правил дорожного движения в двигательной деятельности. | Физкультурный досуг |
Требования к уровню подготовки детей средней группы:
Дети средней группы должны знать:
-пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;
- дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», «Пункт медицинской помощи».
Дети средней группы должны и меть представление:
- дома бывают разные;
- машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;
- проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией.
Дети средней группы должны уметь:
- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- чётко выполнять правила при переходе через проезжую часть.
Тематический план III раздела «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет)
Образовательные области | Месяц | № | Тема | Содержание | Форма |
Социально-коммуникативное развитие | Сентябрь | 1 | Вводное | Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков. | Викторина |
Социально-коммуникативное развитие | 2 | «Правила поведения пешеходов» | Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов. | Встреча с инспектором ГИБДД | |
Социально-коммуникативное развитие | Октябрь | 3 | «Школа пешеходных наук» | Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. | Интерактивная игра «ПДД» |
Речевое развитие | 4 | «Доскажи словечко» | Развивать логическое мышление, внимание. | Словесная игра | |
Познавательное развитие | Ноябрь | 5 | «Дорожная азбука» | Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении. | Экскурсия |
Художественно-эстетическое развитие | 6 | «Дорожный знак» | Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении. | Рисование | |
Социально-коммуникативное развитие | Декабрь | 7 | «Машина на нашей улице» | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. | Беседа |
Физическое развитие | 8 | «Водитель, на старт!» | Развивать выдержку, внимание, ловкость. | Игра - соревнование | |
Речевое развитие | Январь | 9 | «Считалка» | Развивать умение детей чётко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре. | Заучивание |
Познавательное развитие | 10 | «Чего не стало?» | Развивать внимание | Дидактическая игра | |
Художественно-эстетическое развитие | Февраль | 11 | «Служебные машины» | Развивать знания детей о служебных машинах. | Чтение «Служебные машины» М. Дружинина |
Художественно-эстетическое развитие | 12 | «Грузовая машина» | Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывать о последовательности их наклеивания. | Аппликация | |
Речевое развитие | Март | 13 | «Пословицы» | Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи. | Разучивание |
Познавательное развитие | 14 | «Работа инспектора ГИБДД» | Познакомить с профессией инспектора ГИБДД. | Встреча с инспектором ГИБДД | |
Социально-коммуникативное развитие | Апрель | 15 | Итоговое | Уточнить объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения. | Викторина «Что? Где? Когда?» |
Художественно-эстетическое развитие | Май | 16 | «Путешествие в страну знаков» | Совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках, воспитывать сознательное выполнение ПДД, способствовать созданию положительного эмоционального настроения. | Праздник |
Требование к уровню подготовки детей старшей группы
Дети старшей группы должны знать:
- правила дорожного движения, полученные ранее;
- правила дорожного движения для пешехода и пассажиров, о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице;
- назначение дорожных знаков и их начертание.
Дети старшей группы должны иметь представление:
- о правильном употреблении пространственной терминологии (слева-справа, спереди-сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.).
Дети старшей группы должны уметь:
- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- чётко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
- ориентироваться на окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них;
- соблюдать элементарные правила безопасности.
Список средств обучения:
- таблицы;
- плакаты;
- альбомы;
- разрезные картинки;
- макеты;
- напольный набор «Дорожные знаки»;
- художественная литература;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- ИКТ.
Список литературы
- Данилова Т. И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009;
- «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп-газета». - безопасность на дорогах, 2004, №8;
- Полынова В. К., Дмитренко З. С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Планирование работы. Беседы. Игры. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015;
- Шурмелёва О. В. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения». – Санк-Петербург: Дошкольная педагогика, № 3, 2009.
- Мне нравится (1)