Программа "Светофорик"
рабочая программа по обж на тему

Михайлова Ирина Александровна

Программа "Светофорик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svetoforik.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12  г. Лысково

Согласовано:                                                                                                        Утверждено:      

педагогическим советом                                                                                     приказом № 49- о от  28.08.2015 г.

протокол № 1 от 28.08.2015 г.                                                                              

                                                                                                                                   

 

«Светофорик»

Дополнительная образовательная программа для детей 3-6 лет

Срок реализации 3 года

(Социально-коммуникативное развитие)

Составитель: Михайлова Ирина Александровна, воспитатель.

Пояснительная записка

Окружающая среда ребёнка – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечёт детей на улицу, где ребёнок может, как, то себя проявить.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучение детей правилам дорожного движения, несомненно. У детей ещё не выработалось способности предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять здесь великую игру. Всё это стало предпосылками к созданию программы по Правилам дорожного движения. Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребёнка. Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, опираясь на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, с младшей группы детского сада, когда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Программа рассчитана на три года обучения. Предназначена для детей 3 – 6 лет.

Целью данной программы является:

- формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Для её достижения необходимо решить несколько задач:

- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;

- развивать творческие и мыслительные способности детей;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение данных задач осуществляется через специальные организационные занятия познавательного цикла, встречи-беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание иллюстраций,, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования, игры драматизации, праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформление уголков по Правилам дорожного движения, использование ИКТ  и т.д.

Реализация программы включает следующие основные принципы:

- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважение к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;

- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействия ГИБДД, детского сада и школы, родителей, общественности;

- последовательность (этапность) понимания с учётом возрастных особенностей детей;

- доступность изучаемого материала;

- систематичность проведения мероприятий;

- научность.

Данная работа проводится 1-2 раза в месяц, общее количество в год - 37, за три года – 111. Длительность ОД от 10 до 25 минут.

Программа состоит из трёх разделов:

I раздел «Путешествие в страну дорожной азбуки» (3-4года);

II раздел «Как вести себя чтобы не случилась беда» (4-5 лет);

III раздел «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет).

Тематический план I раздела «Путешествие в страну дорожной азбуки» 3-4 год.

Образовательные области

Месяц

Тема

Содержание

Форма

Социально-коммуникативное развитие

Сентябрь

1

Вводное

Определить начальный уровень знаний детей о правилах дорожного движения.

Беседа

Социально-коммуникативное развитие

Октябрь

2

«Знакомство с грузовым и легковым транспортом»

Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Художественно-эстетическое развитие

Ноябрь

3

М.Пожарский «Машины»

Продолжать знакомить детей с транспортным средствами.

Чтение художественной литературы

Познавательное развитие

Декабрь

4

«Автобус»

Дать детям представление об автобусе. Его функциональном назначении. Развивать наблюдательность.

Наблюдение

Социально-коммуникативное развитие

Январь

5

«Незнайка едет в автобусе»

Знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Сюжетно-ролевая игра

Познавательное развитие

Февраль

6

«Все работы хороши -выбирай на вкус»

Знакомить детей с профессиями  взрослых (шофёр)

Беседа, рассматривание иллюстраций

Познавательное развитие

Март

7

«В  гостях у светофора»

Дать представление о работе светофора, его значении. Закреплять различать цвета (красный, жёлтый, зелёный).

Рассматривание макета светофора

Художественно-эстетическое развитие

Апрель

8

«Светофор»

Учить детей рисовать круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Закреплять знания о сигналах светофора.

Рисование

Познавательное развитие

Май

9

Итоговое

Уточнить объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.

Беседа, презентация «Правила дорожные детям знать положено»

Требования к уровню подготовки детей младшей группы:

Дети младшей группы должны знать:

- различие между легковым и грузовым автомобилем;

- цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный.

Дети младшей группы должны иметь представление:

- о значении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колёса);

- о сигналах светофора.

Дети младшей группы должны уметь:

- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;

- по правилам переходить проезжую часть.

Тематический план II раздела «Как вести себя, чтобы не случилось беды» (4-5 лет)

Образовательные области

Месяц

Тема

Содержание

Форма

Познавательное

развитие

Сентябрь

1

Вводное

Выявить у детей знания о светофоре, его назначении.

Беседа

Познавательное

развитие

Октябрь

2

«Наша улица»

Уточнить представления о тротуаре (место, где ходят люди); улицы, дороги, легковом, грузовом, пассажирском транспорте. Развивать наблюдательность.

Экскурсия

Художественно-эстетическое развитие

Ноябрь

3

«Пешеходный переход»

Закреплять у детей умение рисовать прямые линии.

Рисование

Физическое развитие

Декабрь

4

«В гости к бабушке загадушке»

Формировать у детей потребность в двигательной активности. Развивать логическое мышление, слуховое восприятие, эмоциональную сферу детей.

Развлечение

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Январь

5

6

«Я еду в автобусе»

«Автобус»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Воспитывать культуру поведения

Учить создавать образ из отдельных частей.

Игровая обучающая ситуация

Аппликация

Физическое развитие

Февраль

7

«Цветные автомобили»

Развитие координации движений, ориентировку в пространстве.

Подвижная игра

Познавательное

развитие

Март

8

«Труд водителя»

Расширять знания о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость.

Беседа, просмотр слайдов

Социально-коммуникативное развитие

Апрель

9

«В гостях у светофора»

Закреплять знание детей о правилах перехода проезжей части.

Беседа, просмотр мультфильма «Смешарики. Безопасность на дороге»

Социально-коммуникативное развитие

10

Итоговое

Уточнять объём знаний и навыков, приобретённых детьми за год.

Беседа, дидактическая игра «Светофор»

Физическое развитие

Май

11

«Страна светофория»

Закрепление знаний и навыков правил дорожного движения в двигательной деятельности.

Физкультурный досуг

Требования к уровню подготовки детей средней группы:

Дети средней группы должны знать:

-пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;

- дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», «Пункт медицинской помощи».

Дети средней группы должны и меть представление:

- дома бывают разные;

- машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;

- проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией.

Дети средней группы должны уметь:

- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;

- чётко выполнять правила при переходе через проезжую часть.

Тематический план III раздела «Правила дорожные знать каждому положено» (5-6 лет)

Образовательные области

Месяц

Тема

Содержание

Форма

Социально-коммуникативное развитие

Сентябрь

1

Вводное

Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаков.

Викторина

Социально-коммуникативное развитие

2

«Правила поведения пешеходов»

Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов.

Встреча с инспектором ГИБДД

Социально-коммуникативное развитие

Октябрь

3

«Школа пешеходных наук»

Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание.

Интерактивная игра «ПДД»

Речевое развитие

4

«Доскажи словечко»

Развивать логическое мышление, внимание.

Словесная игра

Познавательное развитие

Ноябрь

5

«Дорожная азбука»

Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении.

Экскурсия

Художественно-эстетическое развитие

6

«Дорожный знак»

Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении.

Рисование

Социально-коммуникативное развитие

Декабрь

7

«Машина на нашей улице»

Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память.

Беседа

Физическое развитие

8

«Водитель, на старт!»

Развивать выдержку, внимание, ловкость.

Игра - соревнование

Речевое развитие

Январь

9

«Считалка»

Развивать умение детей чётко проговаривать каждое слово.

Воспитывать умение использовать считалку в игре.

Заучивание

Познавательное развитие

10

«Чего не стало?»

Развивать внимание

Дидактическая игра

Художественно-эстетическое развитие

Февраль

11

«Служебные машины»

Развивать знания детей о служебных машинах.

Чтение «Служебные машины» М. Дружинина

Художественно-эстетическое развитие

12

«Грузовая машина»

Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывать о последовательности их наклеивания.

Аппликация

Речевое развитие

Март

13

«Пословицы»

Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи.

Разучивание

Познавательное развитие

14

«Работа инспектора ГИБДД»

Познакомить с профессией инспектора ГИБДД.

Встреча с инспектором ГИБДД

Социально-коммуникативное развитие

Апрель

15

Итоговое

Уточнить объём знаний и навыков, полученных детьми за год обучения.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Художественно-эстетическое развитие

Май

16

«Путешествие в страну знаков»

Совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках, воспитывать сознательное выполнение ПДД, способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Праздник

Требование к уровню подготовки детей старшей группы

Дети старшей группы должны знать:

- правила дорожного движения, полученные ранее;

- правила дорожного движения для пешехода и пассажиров, о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих движение на улице;

- назначение дорожных знаков и их начертание.

Дети старшей группы должны иметь представление:

- о правильном употреблении пространственной терминологии (слева-справа, спереди-сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.).

Дети старшей группы должны уметь:

- правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;

- чётко выполнять правила при переходе через проезжую часть;

- ориентироваться на окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них;

- соблюдать элементарные правила безопасности.

Список средств обучения:

- таблицы;

- плакаты;

- альбомы;

- разрезные картинки;

- макеты;

- напольный набор «Дорожные знаки»;

- художественная литература;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- ИКТ.

Список литературы

  1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009;
  2. «Добрая дорога детства». – ООО «Стоп-газета». - безопасность на дорогах, 2004, №8;
  3. Полынова В. К., Дмитренко З. С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Планирование работы. Беседы. Игры. –Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015;
  4. Шурмелёва О. В. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения». – Санк-Петербург: Дошкольная педагогика, № 3, 2009.