«Переходи железнодорожные пути в безопасном месте»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Суиндикова Алефтина Борисовна

Организованная образовательная деятельность по обучению ПДД «Железнодорожная азбука»

«Переходи железнодорожные пути в безопасном месте»

познавательно-исследовательская деятельность

(старший-подготовительный дошкольный возраст)

РТ, г. Бугульма, МБДОУ № 6 «Дюймовочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd_zheleznaya_doroga.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по обучению ПДД «Железнодорожная азбука»

«Переходи железнодорожные пути в безопасном месте»

познавательно-исследовательская деятельность

(старший-подготовительный дошкольный возраст)

РТ, г. Бугульма, МБДОУ № 6 «Дюймовочка»

                                                                                   

Задачи

Формировать у детей, как у участников дорожного движения, умения самостоятельно находить новые знания о безопасном поведении в дорожных ситуациях (безопасный переход через железнодорожные пути), делать умозаключения, применять и передавать их в различных видах детской деятельности;

Активизировать познавательно-экспериментальную деятельность на примере поиска безопасной ситуации на железной дороге.

Материалы и оборудование:

Большая декорация поезда; ЛЭПбук по ПДД, дорожные знаки «пешеходный переход», «надземный переход», «подземный переход», раскраски по теме занятия; свисток (имитация сигнала поезда); видеоролик «На пути железнодорожном, будь предельно осторожным!»; интерактивная презентация «Опасно и безопасно»;

Для экспериментальной детской деятельности: на каждом столе макет железной дороги (по кругу), поезд с вагонами, ориентир «вокзал» для остановки поезда, фигурка человека, плоскостной рисунок «бабушки» (как указатель направления перехода железной дороги), в коробочках набор кубиков и перекладина для постройки моста (имитация надземного пешеходного перехода), знак на ножке «надземный пешеходный переход» – по количеству детей;

Для продуктивной деятельности: бумага самоклеящаяся «наклейки» для офисной техники, цветной принтер, флажки самодельные на трубочках для коктейля (несколько штук на каждого ребенка).

ХОД:

1.  Воспитатель: Ребята, смотрите, что у меня есть! (Показывает ЛЭПбук).

Что вы здесь видите? (Дети заглядывают в кармашки ЛЭПбука, рассматривают). Так, кто что нашел? Доставайте. А вот еще здесь посмотрите что? (световозвращающие элементы, фликеры). А для чего они нужны?  (предположения детей), правильно, чтобы стать заметнее на дороге. Что это? Дорожный знак? («надземный пешеходный переход»). Как он называется? (ответы детей). А вот в этом кармашке – песенка-напоминалка: «Безопасно переходи железнодорожные пути!» (воспитатель сначала пропевает сам, а потом еще раз вместе с детьми). 

О чём этот ЛЭПбук? (ответы детей). А вот тут мячики? Ой! (Мячики рассыпаются и закатываются под декорацию поезда. Дети, собирая мячики, хотят залезть под поезд). 

Ребята, стойте! Посмотрите что это? Это же поезд! Нельзя лезть под поезд, это опасно? Как вы думаете почему? (предположения детей). Проверим ваши предположения?

Далее воспитатель объясняет (на примере одного стола): «Посмотрите, ребята, что на столах? Что вы видите? (макет на каждого ребенка железной дороги, поезд с вагонами, фигурка человека, ориентир для остановки поезда, картинка бабушки).

Ребята поезд едет только по рельсам (демонстрирует), отправляется в путь по сигналу (свистит) и по сигналу останавливается вот в этом месте, где обозначена остановка (вокзал). Вашему человечку надо выбрать самый безопасный путь до  бабушки. Бабушка живет за железной дорогой. Ребята, все понятно?

2.  Воспитатель: Подойдите к столам. Давайте мы с вами проведем эксперимент.

Ребята, наш поезд отправляется в путь (Воспитатель дает сигнал! Дети, передвигая поезд, начинают движение по железной дороге и по сигналу останавливают его у ориентира  - (вокзал), преграждая путь к платформе). Теперь нам необходимо попасть к бабушке. Как нам поступить? В середине стоит человечек. Возьмите человечка, переходим. (Поезд мешает). Нам надо перейти безопасно, но как? (предположения детей). Если дети предполагают опасные ситуации, то все вместе экспериментируют и делают вывод (опасно или безопасно).

Моделирование примерной опасной ситуации, предложенной детьми:

1 ситуация. Вова и Марина предложили перейти под вагонами или между вагонами. Возьмите человечка, переходим. Переход железнодорожных путей под вагонами или между вагонами

( человечек пытается пролезть между вагонами или под вагонами, а поезд в это время по сигналу начинает движение). Что мы можем сказать, опасно это или безопасно? (опасно).

А как необходимо  переходить? «Безопасно переходи железнодорожные пути!» (дети поют песенку-напоминалку).

2 ситуация. У Наташи было предложение перейти перед поездом. Возьмите человечка, переходим железную дорогу перед поездом (или позади поезда) (а поезд в это время по сигналу начинает движение). Получилось у кого-нибудь безопасно перейти? Что скажем про эту ситуацию? (она опасная). Почему опасно ходить по железнодорожным путям? (Предположения детей). А как необходимо переходить? «Безопасно переходи железнодорожные пути!» (дети поют песенку-напоминалку).

3 ситуация. Антон и Катя предполагали такую ситуацию: «Если подождать когда поезд уедет, потом перейти по рельсам?» Возьмите человечка, переходим. Моделирование ситуации (поезд по сигналу начинает движение, а человечек пропевая песенку-напоминалку идет к рельсам. Поезд, проехав по кругу, уже приближается, совсем близко, СТОП, не успеваем!) Это какая ситуация? (опасная). Нельзя переходить пути в неположенном месте! Это?...(опасно).

А как необходимо переходить? «Безопасно переходи железнодорожные пути!» (дети пропевают песенку-напоминалку).

Воспитатель: Получилось у кого-нибудь безопасно перейти через железную дорогу? (нет). Как быть, как же нам безопасно перейти железную дорогу? (предположения детей).

1) Если дети не предлагают построить мост, то воспитатель подводит их к этому наводящими вопросами: Что нам может помочь безопасно перейти железнодорожные пути? Какие бывают пешеходные переходы? (предположения детей).

2) Если дети сразу предлагают построить мост, то воспитатель говорит: «А давайте, как сказала Оля, построим мост». Попробуем из подручных средств построить безопасный переход через железную дорогу. Обратите внимание на коробочки с кубиками, может мы их используем в решении нашей проблемы (дети строят мост, имитирующего надземный пешеходный переход. Экспериментируя, безопасно переходят железную дорогу). Сейчас мы проверим опасно это или безопасно. Попробуем прокатить поезд. Замечательно! А человечек по мосту безопасно переходит железную дорогу и встречается с бабушкой. Получилось! Что мы можем сказать, опасно это или безопасно? (безопасно). Поезд едет, доброго пути! Рельсы можно сверху обойти! По надземному пешеходному переходу.

Громко все вместе споем нашу песенку-напоминалку: «Безопасно переходи  железнодорожные пути!» - по надземному пешеходному переходу.

Ребята, а как узнать где есть такой «надземный пешеходный переход»? Как другие люди узнают об этом безопасном переходе? Может, есть какой-нибудь знак? (Ответы детей. Найдите в коробочке знак и поставьте возле своего моста). Какой знак мы поставим рядом с надземным переходом? (надземный пешеходный переход).

Давайте еще раз повторим песенку-напоминалку «Безопасно переходи железнодорожные пути!»  - по надземному пешеходному переходу.

3. Воспитатель: А вот зайчик нарушил какие-то правила поведения. Пройдемте в кинозал и посмотрим. Во время просмотра видеоролика беседа: Что делает зайчик? (залез под поезд) Опасная ситуация? Почему? (предположения детей). А сейчас зайчик в какой ситуации? Что может произойти? Почему опасно переходить по рельсам? Что может случиться? (предположения детей).

Как вел себя зайчик на железной дороге? (предположения детей). Что надо всегда помнить? «Безопасно переходи железнодорожные пути!» -  по надземному пешеходному переходу.

4. Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами сделаем флажки-напоминания для наших друзей и пополним наш ЛЭПбук. Для этого надо выбрать правильную картинку.

(Работа с интерактивной презентацией).

Посмотрите на экран. На какой из картинок изображена опасная ситуация? (Обсуждение, почему выбрали именно эту картинку. Проверяют – неправильные картинки после нажатия ребенком – исчезают, правильная картинка после прикосновения ребенком увеличивается в размере).

Осталась вот эта картинка. На этой картинке опасная или безопасная ситуация? Проверяют, нажимая на картинку (картинка увеличивается в размере). Что на ней нарисовано? (надземный пешеходный переход через железную дорогу). Споем все вместе «Безопасно переходи железнодорожные пути!» -  по надземному пешеходному переходу.

5. Воспитатель: Вот эту картинку мы сейчас и распечатаем на цветном принтере, чтобы сделать флажки-напоминания. (Подходят к принтеру и распечатывают картинки на самоклеящейся бумаге. В процессе распечатывания опять пропевают песенку-напоминалку «Безопасно переходи железнодорожные пути!» -  по надземному пешеходному переходу. В случае необходимости воспитатель показывает детям, как снимается и наклеивается наклейка. Каждый ребенок наклеивает картинки – наклейки на несколько флажков).

6. Воспитатель: Правило запомнил – в тайне не держи: всем друзьям, знакомым знаешь – расскажи! Давайте по одному флажку подарим гостям и споем им нашу песенку-напоминалку «Безопасно переходи железнодорожные пути!» - по надземному пешеходному переходу (дарят флажок).

7. Воспитатель: Давайте положим в кармашек нашего ЛЭПбука несколько ваших флажков. А оставшиеся у вас флажки вы можете подарить своим друзьям. Какую песенку вы им при этом споёте? «Безопасно переходи железнодорожные пути!» - по надземному пешеходному переходу.

8. Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие?  Что сегодня вы узнали? (ответы детей). В ЛЭПбуке есть для вас подарок – книжка-раскраска. Кто догадался, о чем она? (ответы детей). Давайте еще раз все вместе споем нашу песенку-напоминалку «Безопасно переходи железнодорожные пути!» -  по надземному пешеходному переходу.

(Занятие плавно переходит в свободные виды детской деятельности с флажками и раскрасками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасного поведения детей на железнодорожных путях и вблизи них.

Очень часто бывает ,что дети остаются без присмотра родителей. Особенно на даче или живя в пригородах. Там они собираются в "стайки" и гуляют по округе. Данная методическая разработка поможет воспитат...

ПАМЯТКА для родителей по технике безопасности при нахождении на железнодорожных путях

ПАМЯТКА для родителей по технике безопасности при нахождении на железнодорожных путях...

Презентация-игра-викторина "Безопасное поведение на железнодорожных путях"

Эта игра поможет в увлекательной форме выявить уровень знаний детей дошкольного возраста о безопасном поведении на железнодорожных путях....

ПАМЯТКА для родителей по технике безопасности при нахождении на железнодорожных путях

Консультация с родителями по технике безопасности при нахождении на железнодорожных путях...

Консультация для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях " БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЯТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ!"

Консультация для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях " БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЯТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ!"...


 

Комментарии

Березина Наталья Валентиновна

Спасибо за полезную информацию!