Безопасность дошкольника зависит от взрослых
статья по обж на тему
Безопасность дошкольников на дорогах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_doshkolnika_zavisit_ot_vzroslyh.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность ребёнка зависит от взрослых.
В современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике, каждой десятой жертвой в ДТП становится ребенок. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль.
Дети – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с теми же требованиями, что и к взрослым, ведь трактовка дорожных правил и нормативное изложение обязанностей пешехода детям не всегда понятна.
Поэтому необходимо учить дошкольников безопасному поведению на улицах, дорогах и транспорте и правилам дорожного движения. А, как известно одному дошкольному учреждению с этим не справиться. Свою работу мы строим в сотрудничестве с родителями и работниками ДПС.
Наше дошкольное образовательное учреждение находится на развилке двух оживленных дорог. Детский сад огибает опасный поворот. Подходы к образовательному учреждению обеспечивают один безопасный пешеходный переход и три перехода на перекрестках, являющимися опасными для пешеходов. В связи с этим работа по профилактике ДТТ, формированию знаний детей ПДД посещающих детский сад является неотъемлемой частью воспитательной работы всего коллектива.
При решении данной проблемы наш детский сад ставит перед собой цель:
- Формирование и развитие у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, в дорожно-транспортной среде (как на дороге, так и в транспорте).
Задачи:
- Обучать безопасному поведению в дорожной среде, знакомить со значением дорожных знаков, учить понимать их схематичное изображение для ориентации на улицах и дорогах;
- Формировать и развивать целостное восприятие окружающей дорожной среды, умение предвидеть опасные ситуации, в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих;
- Расширять словарный запас по дорожной лексике;
- Воспитывать дисциплинированность и сознательность при выполнении правил дорожного движения, культуры поведения на дороге и транспорте;
- Активизировать работу по пропаганде безопасного образа жизни и выполнения правил дорожного движения среди родителей.
Для решения поставленных задач нами был разработан план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Работа по данной проблеме строится в трех направлениях:
- Работа с педагогами;
- Работа с детьми;
- Работа с родители.
Для решения данного вопроса:
- разработаны и апробированы разнообразные формы обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге (познавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки и т.д);
- систематизирован дидактический материал по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с современными требованиями построения образовательного процесса;
- составлен и реализуется план мероприятий с участием детей, родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД, преподавателей и инструкторов автошколы города.
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду.
Огромная роль в этом отводится воспитателям. Наши педагоги знакомят воспитанников с азбукой дорожного движения, используя в работе парциальную программу «Безопасность» Н.Н. Авдеевой и др., и собственные методические наработки по данной проблеме.
В дошкольном детстве ребенок должен получить элементарные сведения о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Для реализации поставленных задач в работе с педагогами были проведены деловая игра «Внимание дорога!», семинар – брифинг «Изготовление игровых заданий и ситуаций по ПДД», игровые тренинги «Можно - нельзя», «Закон улиц и дорог» смотр - конкур уголков безопасности на дорогах в группах, оформили подборку игр по ПДД.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В группах оборудованы стенды для родителей по ПДД. Они включают в себя газеты с аналогичным названием, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога». Для родителей, здесь размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения.
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный), дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры.
Педагоги используют в работе с детьми разнообразные формы. Это интегрированные занятия, праздники, развлечения. Знания детей о ПДД находят отражение в детских рисунках, поделках. В сюжетно – ролевых («Перекресток», «Улица города», «Школа дорожного движения»)
и подвижных играх («Светофор», « Цветные автомобили», «Поставь дорожный знак», «Лишние предметы»), в дидактических играх дошкольники получают знания о ПДД, закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте. В педагогической деятельности воспитатели используют подборку стихотворений, поговорок, загадок.
Ежегодно в детском саду проходят досуги «Красный, желтый, зеленый!», «Дорожные приключения Бабы Яги», «Путешествие по городу дорожных знаков».
Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные требования, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с возрастными требованиями подобрали конкретные мероприятия, которые эффективны и интересны для детей. В процессе обучения ПДД педагоги значительное место отводят практическим формам обучения, используют новые педагогические технологии и уже знакомые, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы: целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети практически изучают или закрепляют правила для пешеходов. Познавательны как для детей, так и для родителей экскурсии по городу (к дороге, светофору, пешеходному переходу, автодрому в зависимости от возраста дошкольников). Перед экскурсиями (театры, зоопарк, музеи) и поездками обязательно повторяем правила дорожного движения.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок получает определенные знания по основам безопасного поведения на улице.
В младшем возрасте работа по ПДД чаще всего проводится на прогулках (для лучшей наглядности).
На них воспитатель показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и желтого сигналов как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.
Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее, чем знакомые им игрушечные.
В группе воспитатели прибегают к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ — подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).
Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно воспитатели обучают их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста воспитатели начинают работу по обучению ориентирования на местности, а именно на территории детского сада
На прогулках за территорией детского сада педагоги расширяют знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
На улице проводятся упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
В группе педагоги с детьми составляют рассказы о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, трамвае и т. д.). Или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. При объяснении воспитателями используется иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
В старшей группе педагоги продолжают знакомить детей с особенностями дорожного движения, транспорта и пешеходов. Закрепляют умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети уже могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также продолжается знакомство детей с основными понятиями дорожного "словаря".
На прогулках за территорией дошкольного учреждения педагог обращает внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагог нацеливает детей на то, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
На прогулках, и в группе (с помощью иллюстративного материала) обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.
Особое внимание мы уделяем детям подготовительной группы, ведь они — будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.
У дошкольников этой возрастной группы воспитатели развивают способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Ребята учатся давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Также в этом возрасте дошкольники учатся наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.), с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности, чтобы полученные на специально организованных занятиях знания, ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Специалисты (музыкальные руководители, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре) также включают в свои занятия темы по обучению детей правилам дорожного движения
В результате такой целенаправленной деятельности повышается качество работы педагога, возрастает успешность развития детей, усвоения ими того объема знаний, который предусмотрен проектом стандарта дошкольного образования.
В век компьютеризации и интернета считаем, что одной из форм просвещения всех участников образовательного процесса является мультипрезентации. В презентациях материал предлагается в соответствии с возрастом, использованы: художественное слово, иллюстрации, проблемные ситуации, кроссворды, а в подготовительной к школе группе мультимедийная презентация предполагает сочетание заданий с индивидуальной работой на листе бумаги (подготовка руки к письму). Красочное и яркое оформление слайдов способствует прочному усвоению материала.
Данные мультимедийные презентации были использованы в ходе тематического контроля «Организация работы по ознакомлению с ПДД».
Таким образом, используя в работе современные технологии обучения воспитатели понимают, что обучение окажется эффективным только в том случае, если будет подкрепляться примером близких взрослых.
Родители являются первыми педагогами, их пример является основой воспитания и образцом для подражания детей. В связи с этим родителям необходимо помогать осознавать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности, используя разнообразные формы работы. Поэтому особое внимание уделяется работе с родителями наших воспитанников. Стараемся разъяснить им, что именно они — главное звено в обучении детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения на дороге. Поведение родителей имеет решающее значение при выборе ребенком «своего стиля» перехода проезжей части. Для родителей разработаны рекомендации
В течение года регулярно проводятся совместные мероприятия родителей с детьми и встречи с инспектором.
Уже традицией стало участие представителей ГИБДД, в семинарах, круглых столах, посвященных вопросам безопасного поведения на дорогах, в транспорте, профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Активное участие родителей проявляется в такой форме совместной работы взрослых и детей, как создание стенгазет, фотогазет, фотоальбомов.
В течение учебного года проводятся общие праздники, развлечения с родителями «Добрая дорога детства», «Дорожная грамота», «В стране дорожных знаков» и др.
Такие праздники доставляют огромную радость детям и взрослым.
Наша система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения и чувствовать себя уверенно на дорогах города в любой ситуации.
Безопасность детей на дорогах – это наше общее дело!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характер ребенка зависит от взрослых.
Характер ребенка зависит от взрослых.Мы часто произносим слово “характер” и уже привыкли к нему. ”Вот это характер”, - говорим мы с восхищением. “Ну и характер!” - произносим, когда негодуем. Хо...
Открытое мероприятие на тему: «Безопасность в совместной деятельности взрослого и детей»
Открытое мероприятие на тему: «Безопасность в совместной деятельности взрослого и детей»...
Краткая энциклопедия безопасности для детей и взрослых
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого и ребенка...
Безопасность детей зависит от вас
ребенок во всем копирует родителей. и если мы будем нарушать элементарные правила безопасности, то то же самое будет делать и ребенок, смотря на нас....
«Безопасность детей – зависит от вас родители»
Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения....
Памятка для родителей «Правила пожарной безопасности для детей» Уважаемые взрослые! Пожалуйста, изучайте с детьми правила пожарной безопасности! Пожарная безопасность дома
Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом...
«Безопасность дошкольника в руках взрослых»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из основных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопа...