"Картотека игр и упражнений для здорового образа жизни"
методическая разработка по теме
В данной разработке собраны и систематизированы игры и упражнения по ЗОЖ
Игры и упражнения для ЗОЖ
"Что сначала, что потом"
Цель: Учить детей распллагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.
Ход игры: Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
"Узнай предмет по контуру"
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение. Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Прелагают рассмотреть картинки и навать предмет, которому принадлежит контур.
"Почини спортивную форму"
Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство. Детям предлагают "починить" спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную "заплатку" среди предложенных.
"Сложи картинку"
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
"Что изменилось?"
Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память. Детям представляют 5 - 6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиеныи т.д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
"Что ты знаешь"
Цели: Рассказать о строении, работе, особеннстях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в раличной ситуации, развивать внимание, память.
Оборудование: мяч, поощрительные призы. Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель - водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: "Что ты знаешь...(например, о сердце)?" ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.
"Что такое хорошо, что такое плохо"
Цели: Учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.
пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем
отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно
- оформляют в рамку зеленую, вредно - в рамку красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.
"Как вырасти здоровым"
Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; Воспитывать сообразительность, быстроты реакции. Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья:
а) уход за своим телом,
б) выполнение физических упражнений,
в) приём здоровой пищи,
г) игры на улице,
д) сон,
е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми,
ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные
действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит
зубы, девочка принимает ванну.
"Полезная и вредная еда"
Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредная для организма.
Оборудование: Карточки зелёног и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад,копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты). Картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую картинку положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.
II вариант
Цели: воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.
Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продукты.
"Весёлый человек"
Цели: развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.
Оборудование: Детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы. Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.
"Путешествие хлебного комочка"
Цели: Рассказать о пути, который проходит пища в организм человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.
Оборудование: таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик. Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.
"Без слов"
Цели: Закрепить знания детей о видах спорта, желание заниматься физкультурой; учить эмоционально раскрепощаться. Дети по очереди пантомимой изображают летние (футбол, худ.гимнастику, плавание, бокс, фехтование), либо зимние (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, прыжки с трамплина) виды спорта, остальные должны угадать. Ребенок, первым правильно назвавший вид спорта, следующий выполняет задание.
"Скорая помощь"
Цель: Закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.
Оборудованите: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка). Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.
"Этикет - школа изящных манер"
Цели: Научить ребенка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.
Оборудование: Предметные картинки.
Умение вести себя за столом, првильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить. Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.
"Правила гигиены"
С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы: Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать.Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.
"Цапли"
Цели: Закреплять умение сгибать пальцы ног, удерживая веревочку; развивать ловкость, координацию движений; профилактика плоскостопия.
играющие стоят в обручах по периметру зала "цапли в домиках". В зале на полу разбросаны ленточки - лягушки. Цапли по сигналу скачут на одной ноге к ленточке, захватывают пальцами свободной ноги, и стараясь не уронить ленту, скачут к своему гнезду. Побеждает тот, кто принесет больше лент в гнездо.
"Найди опасные предметы"
Цели: Помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не осторожного обращения с ними.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
* Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
* Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
* Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства - это яд;
* Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
* Опасно одному выходить на балкон.
"Зайцы в огороде"
Цели: Закрепить умение проползать под шнуром, прогибая спину; развивать гибкость, координацию; профилактика нарушений осанки.
Игровая площадка разделена на две части шнуром (высота 50см.) На одной стороне зайцы в "домиках" (обручах), на другой -"Капуста в огороде" (альчики, разложенные по площадке).Зайцы должны пробраться в огород за капустой - на четвереньках подлезть под шнур, прогнув спину. Капусту можно переносить только по одной. Побеждает тот, кто соберет больше всего капусты, не задев спиной шнур.
"Горячий мяч"
Цели: Укрепление мышц спины, профилактика нарушений осанки; развитие ловкости, координации движений.
Дети лежат в кругу на полу на животе. В центре круга - мяч. Дети прокатывают мяч друг другу, отталкивая его обеими, сцепленными в замок, руками и стараясь не выпустить из круга.
"Тише едешь - дальше будешь"
Цели: Закреплять умение перемещаться по площадке, сохраняя правильную осанку; профилактика сколиоза, нарушений осанки.
Дети свободно располагаются по площадке, на голове у них мешочки. По сигналу "Тише едешь - дальше будешь" дети медленно начинают движение, сначала мадленно, затем быстрее. По сигналу "Стоп машина!" - дети должны остановиться, сохраняя правильную осанку. Затем команды повторяются. Кто уронит мешочек - садится на скамейку. Побеждает тот, кто удержит на голове мешочек.
"Пальцами ног"
Цели: Закреплять умение сгибать пальцы ног, удерживая альчик; укреплять мышцы ног; прфилактика плоскостопия.
Дети садятся в круг, в центре - обруч. Около каждого ребенка находятся несколько альчиков (5-7). Задача детей поднять альчик пальцами ног и перенести в обруч. Тот, кто первый выполнит задание, тот и победил.
Эстафета "Что полезно для здоровья"
Цели: Закрепить знания детей о полезных продуктах и предметах личной гигиены; учить классифицировать предметы, приносящие пользу для здоровья от остальной группы предметов.
Дети делятся на две команды. Перед ними на столе: зубная паста и щетка, мыло, расческа, игрушки, яблоко, огурец, конфета и т.д. Дети по очереди отбирают предметы (по одному), которые помогают нам быть чистыми, аккуратными и здоровыми. Выигрывает та команда, которая первая выполнит задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по формированию здорового образа жизни
"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" В.А. Сухомлин...
Картотека игр по формированию здорового образа жизни.
Игры на формирование здорового образа жизни....
Картотека игр по формированию здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни в ДОУ...
Картотека дидактических игр по здоровому образу жизни
В данной разработке собраны и систематизированы дидактические игры по ЗОЖ ...
Картотека игр по формированию здорового образа жизни
дидактический материал...