Рабочая программа
рабочая программа по обж (подготовительная группа) на тему

Янкина Елена Геннадьевна

"Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольноо возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                       

   

                                Рабочая программа по теме:

                        «Безопасность и здоровый образ жизни

                        для детей старшего дошкольного возраста»                                            

                                                     

                                                      Разработчик: Янкина Елена Геннадьевна

                                                      воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад№5

                                                      «Теремок» г. Новоалтайск

 Содержание

1.

Целевой раздел ………………………………………………………….

3

1.1.

Пояснительная записка ………………………………………………...

3

1.2.

Цель рабочей программы ………………………………………………

3

1.3.

Задачи рабочей программы …………………………………………….

4

1.4.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса ….

4

1.5.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)……………………………………………………………………….

5

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) ……………………………………………………………..

5

2.

Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)……………………………………………………………

7

3.

Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)

9

 

       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1.Целевой раздел.                                                                                       1.1.Пояснительная записка                                                                           Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может.  Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы  от неумелого и неосторожного обращения с ними.  Дети 5-7 лет  уже знают, как обращаться со спичками (видели у взрослых) и поэтому в своем действии могут шагнуть на более высокую ступень – попробуют изучить, что способно к горению.                                                                                                                                                                                                                                            Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.                                                              Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе. 

                                                                                                                                               

1.2. Цель:   формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) детей  старшего дошкольного возраста.

                                                

                                                                                                                          1.3.Задачи:

        1.Способствовать формированию у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

        2.Познакомить детей с правилами безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

        3.Сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, умение действовать в тех или иных ситуациях.

        4. Помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

 

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

       Принципы и подходы в организации образовательного процесса строятся с учетом основных принципов Федеральных Государственных Образовательных Стандартов:

       1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,

     2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание   ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

     3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

     4) сотрудничество Организации с семьёй;

     5) приобщение детей  к  социокультурным  нормам,  традициям   семьи,

общества и государства;

     6) формирование познавательных интересов и познавательных   действий

ребенка в различных видах деятельности;

     7) возрастная адекватность  дошкольного  образования   (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           1.5.             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

       1.5 Особенности детей.                                                                                 В детском саду функционирует 6 возрастных групп. Предлагаемая рабочая программа разработана для детей старшей группы 5-6 лет. Группу посещают психически и физически здоровые дети, эмоциональные,  жизнерадостные и подвижные . Они очень любознательные. Стремятся во многом быть самостоятельными.  Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это.

      1.6.  Планируемые результаты освоения Программы             После проведенной работы планируется, что дети должны

           Знать: 

- О значении природного окружения для здоровья человека, правила безопасного поведения, пути и средства укрепления здоровья;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила дорожного движения;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
-  влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег).
- чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
-  как могут быть опасны животные и насекомые,  правила безопасного поведения  при контакте с ними;

             

  Уметь:

    Общаться со сверстниками и взрослыми;

    Соблюдать навыки личной гигиены, ухаживать за своим телом ( полостью рта, руками, ногами), одеждой (устранять при небольшой помощи взрослых непорядок в одежде);                                                                                                                             Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;  

  Оказать посильную медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых;

    Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора. Называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи", «Пункт питания»;
   Действовать правильно в случае опасности в доме;
   Правильно вести себя в парках, скверах, в лесу, а также при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами);

    Вызвать службы «01», «02», «03»;                                                                           Срок реализации: 1 год (с сентября по май).

       

 Срок реализации: 1 год (с сентября по май).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Содержательный раздел                                                                        

месяц

                 тема

         Мероприятия

сентябрь

“Изучаем свой организм”

Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело  человека. Познакомить детей с назначением и работой сердца, системы пищеварения, органами дыхания, мышц, костей и суставов.

Беседа. Показ иллюстраций. Рисование. Разгадывание загадок.  Игра: “Части тела”.

октябрь

“Сохрани своё здоровье”

Цель: Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Беседа. Чтение К.Чуковского “ Айболит”. Агния Барто  “Девочка чумазая”. Показ иллюстраций.  Фоторепортаж:”В здоровом теле  здоровый дух”

ноябрь

“ Витамины и полезные продукты”

Цель: Рассказать детям о пользе   витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм.

Беседа. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения Л.Зильберг “Витамины”. Показ иллюстраций. Игры: “Путешествие за витаминами”, “Овощи и фрукты” Рисование :               “ Самый полезный витамин” Аппликация . Коллективная работа . “Во саду ли в огороде”

декабрь

“Ребёнок и другие люди”

Цель: Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице и дома, научить детей

правильно себя вести в таких ситуациях.

Беседа. Сочинение коротких историй. Рисование: “Свои “ “чужие”  Игра “Знакомый, свой, чужой”. Чтение стихотворения К.Чуковского “Котауси и Мауси”. С.Маршака  “Сказка о глупом мышонке”.

январь

“Будем беречь и охранять природу”

Цель: Воспитывать у детей природоохранное поведение ; развить представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

Беседа. Чтение стихотворения Агния Барто “Весенняя прогулка”. Изготовление кормушек для птиц.

февраль

“Экстремальные ситуации в быту”

Цель : Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме .Научить детей пользоваться телефоном для вызова “01”, “02”, “03”

Беседа. Чтение рассказов ”Пожарные собаки” Л. Толстой, “Пожар в море” Б.Житкова. С.Михалкова “Дядя Стёпа – милиционер”.  Игра: “01”, “02”, “03”

март

“ Уроки светофора”

Цель: Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Беседа. Игра: “Перекрёсток”, “Путешествие за город”  Изготовление дорожных знаков. Рисование: “На улицах города”

апрель

“Игры во дворе”

Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках, научить их необходимым мерам предосторожности.

Беседа . Просмотр иллюстраций. Проигрывание  ситуаций.

май

“В городском транспорте”

Цель: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Беседа. Просмотр иллюстраций. Рисование. Игра: “ В автобусе”.

                                                                                                                                                                                                                

3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе).

-Информационный уголок;

-Выставки детского творчества;

-Наглядно-информационный материал для родителей;

-Дидактические игры ;

-Островок демонстрации детской успешности и эмоциональной разгрузки;

-Мягкие  модули машины;

-Крупный конструктор «ЛЕГО»;

-Крупные кубы и мелкие кубики для конструирования;

 -Музыкальный центр;

-Аудиозаписи, слайды по содержанию программы;

-ТСО, информационно-коммуникативные средства.

Методическое обеспечение программы:

     1.  Закон РФ «Об образовании» от  29.12.12 г № 273 ФЗ;

     2.  Концепция дошкольного воспитания(1989);

     3.  ФГОС приказ Мин.обр. науки № 11. 55 от 17. 10. 2013г.                                    

  1. М.А. ОБЖ  разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения  дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
  2. Фисенко М.А. ОБЖ  разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
  3. Радзиевская Л.И.  «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009
  4. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
  5. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
  6. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
  7. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001

      11.Шорыгина Т.А.«Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.;              ТЦ «Сфера», 2008

12. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010

      13 .Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009

      14. Как устроен человек Энциклопедия дошкольника и младшего школьника, - ЗАО «Издательство «Газетный мир»

      15.Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010

16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009

17. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора - М., Издательство Мозаика-Синтез, 2008

  1.  Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006

                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...