Консультация для воспитателей : «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на улице»
консультация по обж на тему

В данной консультации делается акцент на важности формирования у детей дошкольного возраста модели безопасного поведения на улицах города, в транспорте и о путях его осуществления . Даются конкретные рекомендации по  предметно-развивающей среде по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей :

 «Воспитание у дошкольников безопасного поведения на улице»

         На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире - мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском - обязанность взрослых. Роль родителей в этом становлении очень важна, но только в детском саду ребенок получает наиболее систематизированную информацию о безопасном поведении и приобретает главную для дошкольного возраста ценность - определенный набор полезных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему будут даваться любые знания. Поэтому задача педагога дошкольного учреждения - не столько обучить детей правилам дорожного движения, сколько сформировать у них модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.

     Следует исходить из того, что в дошкольном возрасте детей надо приучать к безопасному поведению вообще, а безопасное поведение на улицах считать частным случаем такого поведения.

        Под безопасным поведением  понимается такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

          Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

         Второй путь - познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, игры с помощью различных игрушек, картинок, иллюстраций, атрибутов.

          И наконец - через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

         Все эти пути необходимо так объединить, чтобы они взаимо дополняли друг друга, т.е. чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения,  полученные как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников, а сформированные навыки не только закреплялись, но и использовались в различных ситуациях.

        Основные направления по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улице :

1. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице и дороге.

2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и др.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т. д.).

3. Развитие у детей способности к предвидению возможных опасностей в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения (скользкие листья, гололед, куча песка, лужи и ямы и т. д.).

      Работа эта, не выделяясь в самостоятельный  раздел, должна пронизывать все виды деятельности дошкольника, входить логическим элементом в игру, чтение, прогулку, конструирование, рисование и лепку, развитие речи и т.п.

        С первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территория детского сада и школы), умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

       Знание педагогом программы работы по безопасности дорожного движения - одно из исходных условий, позволяющих сформировать у дошкольника необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Для эффективной реализации этой программы необходимой является также взаимосвязь детского учреждения, семьи и ГИБДД.

        В процессе воспитания безопасного поведения у детей необходимо учитывать следующее:

-        важно не механическое заучивание детьми правил дорожного
движения, а воспитание у них навыков безопасного
поведения на улице (в роли пешехода);

-        в детском саду идет обучение не правилам дорожного
движения, а правилам безопасного поведения на дороге (в
роли пассажира или водителя детских транспортных средств);

-        воспитатели и родители не должны ограничиваться словами
и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо
выходить к дороге, наблюдать за реальной дорожной обстановкой, рассказывать и объяснять, что происходит;

-        занятия проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и пр., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;

-        развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность,  реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения на улице;

-        как можно больше упражняться с детьми в играх, заданиях, соревнованиях по определению расстояния (далеко-близко, дальше-ближе), скорости (быстрее-медленнее), размеров (больше-меньше), видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт) и др.;

-      использовать все доступные формы и методы работы с детьми (рассказ, игра, беседа и видеофильм, чтение книг, прогулка, занятие и др.), не считать какую-то форму (или формы) основной.

        Руководствуясь программой, педагог сам определяет, когда и на каких занятиях, в играх или на целевых прогулках и экскурсиях он будет знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, упражнять их в выполнении этих правил, отрабатывать необходимые навыки. Следует лишь помнить, что ребенок усваивает материал в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами. Поэтому в каждом конкретном случае следует продумывать форму педагогической работы: с группой, подгруппой или индивидуально. Как показывает практика, новые знания лучше давать на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводить с небольшими подгруппами.

         Работу следует вести систематически: не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололед, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т.д.). При этом следует учитывать индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

         Какое же оборудование желательно иметь в детском саду для этой работы?

-        Игрушечный транспорт различного функционального назначения
(грузовые, легковые машины, автобусы, поезда, пожарные машины,
машины скорой медицинской помощи и т.д.);
светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков).
-       Разрезные картинки, кубики, мозаики, настольно-печатные игры: лото типа «На улицах и дорогах», домино типа «Водители, пешеходы, пассажиры», игры типа «Гусёк».

-      Настенные картины, плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, диапозитивы, видеофильмы.

-        Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков,
водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нагрудные
изображения различных видов транспорта, соответствующие
маркам машин эмблемы и значки и др.).

-       Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Жилая зона», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Дети», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение прямо», «Движение направо (налево)», «Дикие животные» и др.

-        Магнитную доску с набором схематических изображений предметов, которые встречаются на улице.

-             Напольные карты, планы, схемы, моделирующие улицы и дороги.

-             Фото- и видеотехника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему: «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников безопасного поведения на улицах села, города»

Презентационный материал опыта работы по ПДД для педагогов и родителей на тему:«Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников  безопасного поведения на улицах села,...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своему развитию и знаниям становится к этому подгото...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задачдошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительнораньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"

Важность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Это проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города".

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах города"...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах ".

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к ...

Консультация для воспитателей "Формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах ".

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. ...