«Правила дорожные знать нам всем положено»
проект по обж (старшая группа) на тему

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у детей дошкольного возраста  основ  безопасного поведения на дороге, улице, транспорте.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_teme_novyy_.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное

образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №4 «Лесная сказка» комбинированного вида»

 г.Тында Амурской области

Проектно-исследовательская деятельность

«Правила дорожные знать нам всем положено»

                                                                                              Подготовила

Воспитатель высшей категории

                                                                                                                         

                                                                                                       Галганова Галина Борисовна

                                        г. Тында  2015г

Актуальность темы:

Единственный путь, ведущий

к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

В основе Федерального Государственного Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который ориентирует  воспитательно-образовательный процесс    на развитие личности дошкольников, её познавательных начал и созидательных способностей, на реализацию творческого потенциала воспитанника, что исключает выступление ребенка в роли пассивного слушателя, поглотителя информации.   Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю организацию  проектно-исследовательской деятельности воспитанников. Мой  проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Эту тему я считаю    актуальной.  А как же иначе?  Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются  дети, так как у них в связи с их возрастными особенностями, пока отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему   я решила уделить  внимание обучению детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и обучению  правилам дорожного движения.  

   По сводкам ГИБДД МО России «Тындинский» за 2013 год произошло 195 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет, в которых 5 детей погибли и 210 получили травмы. За летний период 2014года произошло 15 ДТП с участием детей, 8 из них случилось по вине самих детей, которые не соблюдали Правила  дорожного движения. За 2014 год 22 ДТП с детьми, 8 детей, пострадало, погибших нет. Из них три случая на велосипеде в неустановленных  местах. 2 из них за рулем автомобиля в несовершеннолетнем возрасте.  

 Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?       Я считаю, что от воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дороге.   Цель моей работы заключается в том, чтобы привить ребёнку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках через проведения мероприятий используя различные формы и методы.  Использую в своей работе иллюстрированные, театрализованные, музыкальные, игровые формы.  Ведь в   ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Для того чтобы ребенок   быстрее понял и усвоил правила дорожного движения   я даю знания,   не только в обыкновенной беседе, но и через сказки, викторины, игры. Палочкой - выручалочкой  стали эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому, же понимает, где и когда можно безопасно и весело играть.   

    Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит ребенка дисциплинированному поведению на дороге. В связи с этим проведено  анкетирование среди семей воспитанников с целью, изучить, как родители знакомят  своих детей с правилами дорожного движения. Анализ анкет показал следующие результаты:

  • на вопрос «как знакомите ребёнка с ПДД» ответили:

Предостерегают детей -26,7% ; Играют 26,7%; Занимаются - 20%.

  • литературу по ПДД имеется   -60%, не имеют литературу  40%.
  • «Как родители реагируют на нарушения ПДД чужого ребёнка»  ответили так:   делают замечания -33,3%; помогают перейти -20%; Говорят - 26,7%; Объясняют -6,7%

       Не смотря на то, что на улице проще рассказать о правилах дорожного движения (так делает большинство  родителей), правильнее это делать дома  в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольника. А закреплять их на улице во время прогулок, поездок. Таким образом, я пришла к выводу, что работу нужно проводить не только с детьми, но и их родителями, доказывая её важность, расширяя знания взрослых и детей. Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице я изучила методическую литературу,  регулярно посещаю городской ресурсный центр «Дорожная Азбука», разработала проект «Правила дорожные знать нам всем положено», все это помогло системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить обучения детей правилам дорожного движения.

       Вид проекта: познавательно- игровой.

     Участники проекта: Воспитатель, родители группы, дети. сотрудники ГБДД

Длительность проекта: проект «Правила дорожные знать нам всем положено», рассчитан на четыре года. Это обусловлено тем, что дети должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны. В каникулярное время проводятся развлечения разных видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи.

Цель и задачи проекта  можете прочитать на экране

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста  основ  безопасного поведения на дороге, улице, транспорте.  

Задачи проекта:

1.Через информативно-поисковую деятельность привить детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.

2.Пополнить и закрепить знания о правилах поведения на улице; сформировать представление о работе инспектора-регулировщика; закрепить значение сигналов светофора и уточнить значение дорожных знаков.

3.Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.

4.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Образовательная область: познавательное развитие детей, направленное на удовлетворение социальных интересов.

 

Модель реализации проекта:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

3. Сотрудничество с отелом ГИБДД.

Ожидаемый результат:

1.Сформируются знания о правилах дорожного движения.

2.Сформруются знания детей о том ,что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

3.Повысится познавательный интерес не только к правилам безопасности на улице, но и к дорожным знакам, работе инспекторов ГИБДД.

4.Дети будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но также привлекать к этому сверстников, родителей и т.д

Продукты проекта:

Фотоматериалы

Книжка- малышка «Познавательные истории для детей о правилах дорожного движения»

Буклеты для родителей по ПДД

Диск с презентациями, мультфильмами, роликами по правилам дорожного движения

Диск «Наши рассуждения о правилах дорожного движения»

Создание комнаты по ПДД

Новизна: Система деятельности  по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.

    Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы  просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно   создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Для решения поставленных задач определила  необходимость:

-провести  просветительскую работу с родителями по теме проекта.

-создать развивающую и интересную среду для детей.

- определить основное содержание и направление по развитию у детей  безопасного  поведения на улицах и дорогах.

Всю работу   над  проектом    «Правила дорожные знать нам всем положено» работу      разделила  на три этапа.

1. Подготовительный этап.

- Проведения диагоностики

 -Постановка цели и задач.

- Подбор материалов о правилах дорожного движения

-Составление тематических планов

- Создание и разработка дидактических и подвижных игр по правилам дорожного движения и создание макетов проезжей и пешеходной части города.

- Тесное сотрудничество с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

 Перед началом работы по проекту рассказала родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах. Однако работа в рамках проекта оказалась  привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры.  

        Для планомерной  работы с родителей   составлен   тематический план.   Разработаны папки передвижки: «Взрослые, вам подражают!», « Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», «Внимание! Наступила зима!» .

  • Проводилось родительское собрание в форме «Круглый стол», где давались ситуативные задания и дискуссионные вопросы.
  • Разработаны «Памятки для родителей»  
  • Подготовила анкеты для родителей: «Правила дорожного движения» и «Это должен знать каждый».
  • Провела консультации: «Ребёнок переходит улицу», «Движение с ребёнком», «Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге», «Как использовать прогулку для привития ребёнку навыков безопасного поведения на улице, отработки маршрута», «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные «Ловушки», «Правила поведения при переходе проезжей части улицы при сезонных изменениях погоды» , «Как использовать движение родителей за руку с ребёнком в детский сад для обучения его безопасности», «Ребёнок движется по улице самостоятельно».  
  • анкетирование;
  • показ видеоролика  для родителей и детей
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
  • изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
  • выставка рисунков, плакатов по ПДД;

   Вместе с родителями,   в ходе реализации проекта,    создана развивающая среда для обучения детей правилам дорожного движения,  Были приобретены для проведения исследований: альбомы,   карандаши, фломастеры, линейка, восковые мелки, иллюстрации, плакаты, цветная бумага, конструкторы различных видов, планшеты с изображением дорожных ситуаций, альбомы "Транспорт", "Наша улица", "Машины-помощники" и т.д.

           Изготовлены: наборы дорожных знаков, модели транспорта,  дома  сделанные  из картона в рост ребёнка, стол-макет «Красной Пресни», макет территории детского сада с прилежащей улицей и дорогой.  Район автостанции,  оформлена комната ПДД. Автогородок на территории ДОУ ,  уголок ПДД в группе, подготовили картотеку со стихами, загадками, пословицами, поговорками, художественной литературой, презентации, ролики, мультфильмы. 

                 

   2 Исследовательский этап

            На этом этапе провели наблюдения у пешеходных переходов.  Детально изучали состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений. Отмечали наиболее опасное время и состояние дороги для перехода дороги. Затем всё увиденное отражали в разных видах детской деятельности. Часто напоминали детям, что без сопровождения взрослого нельзя находиться вблизи дороги. Перед каждым исследованием обсуждали с родителями, детьми план мероприятия. 

     Работа с воспитанниками осуществляется  по перспективному  плану,  составленными на основе региональной  программы   «Ребенок и дорога»« Безопасность» и программы  Стёркиной   Авдеевой с учетом возрастных особенностей детей.  

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

  • Реализацию региональной  программы « Ребенок и дорога»;
  • организованные формы обучения на занятиях  в комнате по ПДД;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • экскурсии и наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения;

Одним  из интересных методов который я использовала в работе с  родителями  это задания     для исследований и наблюдений. Родителям  вместе с детьми были предложены задания, которые они должны были выполнить.  Прежде всего, родителям было предложено:

  • 1.Выбрать то задание, которое больше всего нравиться. Узнать, как его выполнять.
    2.Подумать и выяснить: всё ли мы знаем о выбранном объекте.
    3.Узнать, кто и когда придумал ПДД. Поинтересоваться, не связанна ли с ними какая-нибудь интересная история.
    4.Подготовить оборудование для исследований и папку, в которой будут отмечаться результаты исследований и наблюдений.
  •  У пешеходного перехода в районе Муниципалитета  выяснить (в течении15 минут), кто больше нарушает ПДД, взрослые или дети :
  •      Выполняя это задание, родители выяснили, что нарушение совершили школьники младших классов, перебегая перед идущей машиной.
  •   У светофора (возле церкви). Сколько водителей нарушило ПДД в течение 15 минут. Задание для родителей и детей.
  •      Это задание анализировала семья, проживающая в жилом комплексе «Чароит». Они выполняли это задание в вечернее время, идя с ребёнком из  детского сада домой, и зафиксировали два нарушения за 10 минут. Первое – проезд машины со стороны Муниципалитета на желтый сигнал светофора и второе: человек пробегал проезжую часть на красный сигнал перед движением машин с второстепенной дороги улицы Школьной на главную дорогу Красной Пресни.
  •   У пешеходного перехода  у Арбата. Водители, каких транспортных средств чаще нарушают ПДД?  Выполняя это задание, родители нарушений не выявили, т.к. на повороте стояла патрульная машина сотрудников ГБДД, и все выполнили правила дорожного движения

  Основной формой обучения детей правилам дорожного движения, является игра, что способствует эффективному усвоению знаний. В своей работе использую:

  • дидактические игры  («Теремок», «Автошкола», «Знай знак», «На островке», «Найди дорожный знак», «Дорожная азбука» и др.)
  • подвижные игры («Стоп!», Красный, жёлтый, зелёный», «Тир светофоров», «К своим знакам», «Лучший пешеход», «Светофор» и др.
  • сюжетно-ролевые («Автобус», «Мы – водители», «Шофёр», «Автозаправочная станция» и др.)

3. Обобщающий этап.

На третьем этапе провела анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепили знания детей и поведенческие навыки, используя викторины, экспресс - вопросы, диагностику по ПДД, авторы Г.Л. Веляевой и Е.А. Мартыновой издательство «Учитель» для детей дошкольного возраста.

 В процессе работы   ребята  вместе с родителями сочиняли сказку на тему "Если я был бы светофором:", отвечали на вопрос "Что ты можешь сделать, чтобы твои друзья и близкие не нарушали ПДД?", провели акцию "Взрослые, мы обращаемся к вам", праздник "Посвящение в пешеходы".(видео запись)

Дети предложили:
- поставить такие дорожные знаки, которые будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД.
- придумать такие батарейки ,которые будут издавать вой сирены, если люди неправильно перешли улицу.
- я буду с друзьями играть в настольные игры по правилам дорожного движения.

   В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно",  "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работ стало следующее:

  • 100% детей в группе носят светоотражающие элементы
  • Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями). Они выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.
  • Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете автогородка).
  • Сотрудничество  детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.
  1. Заключительный этап:

         Таким образом,  в результате реализации проекта  обеспечена эффективная организация деятельности  по профилактике ПДД, основанная на сотрудничестве с  родителями и  сотрудниками ГБДД.

       Для изучения эффективности работы по обучению детей правилам безопасного поведения проводится диагностика знаний в начало и в конец работы над проектом. Реализация мер и мероприятий позволили получить положительную динамику, что подтверждается данными диагностического обследования детей.

 Начало проектно-исследовательской деятельности

  в2011

Высокий – 34%;
средний – 50%;
низкий – 16%

Конец  в проектно-исследовательской деятельности 2014

Высокий – 73%;
средний – 26%;
низкий – 2%

       В результате проводимой работы:    повысился  процент заинтересованности  родителей проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными  участниками  проекта. По результатам анкетирования на  начало  работы над проектом заинтересованность в вопросах обучения безопасности детей на дорогах составляло 12%, активность родителей в обучении ПДД составляло 24% , на конец работы над проектом заинтересованность 54% активность 69%.

    На  сайте детского сада   на своей странице разместила  различные варианты работы с родителями и детьми, а также игры по ПДД которые можно использовать дома.      

  Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками и родителями. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

.

 Список используемой литературы

Региональная программа «Ребенок и дорога»

 Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.Основы безопасности детей дошкольного возраста.».: Просвещение, 2007.

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008

Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.

Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.

В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007

Ф.С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

 

        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила дорожные знать нам всем положено» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения....

Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе №8 на тему: «Правила дорожные знать нам всем положено!».

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в ж...

Конспект нод по ПДД в подготовительной к школе группе «Правила дорожные знать нам всем положено!».

Конспект нод по ПДД в подготовительной к школе группе   «Правила дорожные знать нам всем положено!»....

НОД по ПДД «Правила дорожные знать нам всем положено».

НОД  по ПДД «Правила дорожные знать нам всем положено»....

Конспект НОД "Правила дорожные, знать их всем положено" для детей старшей группы

Конспект НОД "Правила дорожные, знать их всем положено" для детей старшей группы...

«Правила дорожные знать нам всем положено!».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...