картотека бесед в старшей группе
картотека по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Картотека бесед
в старшей группе
Карточка-1
«Дорожная азбука»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убедить детей в необходимости соблюдать их-
не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. Продолжать закреплять знания детей о назначении светофора; учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные), предназначенные для пешеходов.
Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Карточка-2
«Полосатая зебра»
Цель: расширять у детей знания правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах – наземных и подземных переходах, напомнить о значении знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Формировать устойчивые навыки осознанного, безопасного поведения на улицах и дорогах города. Учить детей применять свои знания на практике. Развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Карточка-3
«Планета Земля в опасности"
Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди). Способствовать обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля. Формировать представление детей, что планета Земля сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Карточка-4
«Москва – столица нашего Отечества»
Цель: дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ, патриотические чувства. Воспитывать интерес к истории города и страны, любовь к своей Родине, вызывать в детях чувство восхищения красотой родной природы, талантом русского народа.
Карточка-5
«День знаний»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике -День Знаний, 1 сентября. Объяснить детям, что этот праздник –начало учебного года ни только в школах, но и в детском саду. Расширять представление детей о профессии учителя, воспитателя, об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, ВУЗ). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Развивать эстетические чувства, вызвать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, на участке. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.
Карточка-6
«День матери»
Цель: закреплять знание детей об общественном празднике «День матерей». Учить доброму, внимательному отношению к матери. Формировать теплые чувства к самому дорогому человеку к маме. Воспитывать чувство доброты, уважения, отзывчивости, любви. Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции.
Карточка-7
«Новый год»
Цель: расширять представления детей о новогоднем празднике и традициях празднования Нового года в нашей стране. Продолжать знакомить с историей происхождения сказочных персонажей Деда Мороза и Снегурочки. Рассказать о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость; воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Развивать умение поддерживать беседу.
Карточка-8
«Крещение»
Цель: объяснить детям смысл Крещения, рассказать, как христианство пришло на Русь. Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия, развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, умение выражать свои чувства.
Карточка-9
«Масленица»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником – Масленицей. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.
Карточка-10
"Наша Армия".
Цель: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных Российских воинов.
Карточка-11
«8 марта»
Цель: привлечь внимание детей к празднику «8 Марта» и развивать у них интерес к традиции его празднования. Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Бережное и чуткое отношение ко всему женскому полу, потребности радовать близких людей добрыми делами. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника. Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка-12
«Первый космонавт»
Цель: продолжать знакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Карточка-13
«День Победы»
Цель: продолжать знакомить детей с историей своей страны, с защитниками Отечества. Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Карточка-14
«Пасха»
Цель: познакомить детей с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям русского народа. Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
Карточка-15
«Кубань-Родина наша»
Цель: продолжать знакомство детей с историей родного края в годы войны 1941-1945 гг. Воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны. Формировать осознание сути понятия Родина как места, где человек родился. Воспитание любви к Родине, интереса к её героической истории; формирование чувства гордости за воинов – защитников.
Карточка-16
«Казаки – защитники Отечества»
Цель: Формировать у детей интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества. Формировать качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывать любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков. Развивать интерес к художественному слову. Продолжать знакомить с фольклорным и музыкальным наследием кубанского народного творчества. Воспитывать у детей желание носить с честью звание казака и быть защитником своей Родины.
Карточка-17
«Умеешь ли ты обращаться с животными»
Цель: дать детям знания о правилах поведения при встречи с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.
Предложить детям запомнить правила:
1. Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
2. Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.
3.Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время сна.
4.Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
5. Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
6. Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
7. Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.
Карточка-18
«Витамины укрепляют организм»
Цель: продолжать закреплять знания детей пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы «А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины. Воспитывать желание быть здоровыми.
Карточка-19
«Режим дня: для чего он нужен?»
Цель: формировать у детей навыки здорового образа жизни, связанные с режимом дня; умение выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, гигиенические процедуры, прогулка). Воспитывать любовь к занятиям физической культурой и стремление вести здоровый образ жизни.
Карточка-20
«Чистота-залог здоровья»
Цель: воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.
Карточка-21
«Опасные предметы дома»
Цель: закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, о правилах пользования колющими, режущими предметами. Закрепить знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
Карточка-22
«Если ты гуляешь один»
Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило - «Не трогать на улице незнакомые предметы». «Никогда! Никуда! Ни за что не ходи с чужим человеком!
Карточка-23
«Цветы»
Цель: дать понятие, что такое цветок. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых. Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде местах произрастания.
Карточка-24
«Садовые цветы»
Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием цветущих садовых растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Содействовать формированию бережного отношения к цветам, желанию заботится о растениях.
Карточка-25
«Комнатное растение»
Цель: продолжать закреплять у детей элементарные представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.
Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).
Карточка-26
«Луговые цветы»
Цель: познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название растений и их признаки. Воспитывать бережное отношение к растениям луга. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ознакомление с природой. Приобщение к элементарным нормам и правилам поведения в природе.
Карточка-27
«Зимующие птицы»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.
Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц.
Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
Карточка-28
«Перелетные птицы»
Цель: формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли), (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании.
Карточка-29
«Птицы».
Цель: закрепить, уточнить и обобщить знания детей о жизни птиц, о том, как птицы приспосабливаются к зиме. Знать зимующих и перелетных птиц. Дать представление о некоторых кочующих птицах, которые прилетают с севера и живут у нас до весны (щеглы, снегири, свиристели, клест). Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать. Развивать умение поддерживать беседу.
Карточка-30
«Береги природу»
Цели: расширять представления детей о растительном и животном мире, развивать умение наблюдать, анализировать, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, любят ее. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать добрые поступки.
Карточка-31
«Будь вежлив»
Цель: воспитывать культуру общения мальчиков и девочек. Воспитывать у мальчиков желание защищать девочек, помогать им, а девочкам благодарить мальчиков за оказанную услугу. Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка-32
«Наш детский сад - большая семья»
Цель: закреплять знания детей о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Карточка-33
«Страны дружбы»
Цель: уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»- умение вместе играть, делиться игрушками. Научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения. Познакомить с пословицами и поговорками о дружбе. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Продолжать развивать диалогическую речь.
Карточка-34
«Правила поведения за столом дома и в детском саду»
Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить с умением пользоваться вилкой и ножом одновременно. Выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. Воспитывать аккуратность. Учить детей правильно отвечать на заданные вопросы, самим задавать вопросы своим товарищам.
Карточка-35
«Зима»
Цель: систематизировать представления детей о зимних явлениях зимой, учить устанавливать связь между температурой воздуха, состоянием воды, земли, растений, жизни животных, птиц. Учить замечать и давать эстетическую оценку зимним пейзажам. Формировать поэтическое восприятие природы. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края.
Карточка-36
«Весна»
Цель: обобщить и расширить представления о весне, признаки наступления весны. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения. Воспитывать заботливое отношение к природе родного края. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Карточка-37
«Осень»
Цель: расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных. Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
Карточка-38
«Лето»
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Карточка-39
«Насекомые»
Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми — бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
Карточка-40
«О профессии пожарного»
Цель: расширить и закрепить знания детей о профессии пожарного. Активизировать интерес детей к различным профессиям. Закрепить правила пожарной безопасности. Воспитывать уважение к людям мужественных и героических профессий.
Карточка-41
«О профессии строителей»
Цель: расширять представления о профессии строителей. Обобщить знания о строительных профессиях; показать значимость профессии строителей. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.
Карточка-42
«Почтальон»
Цель: расширять представление детей о профессии почтальона, о необходимости и пользе его труда. Расширять общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей. Формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для других отвечать на вопросы и задавать их.
Карточка-43
«Знакомство с творчеством художника – иллюстратора Ю. А. Васнецова».
Цель: дать представление о творчестве Ю. Васнецова, формировать к нему интерес. Показать, как художник с помощью средств выразительности (формы, цвета, декора, движений) передает разные эмоциональные состояния и настроение героев. Воспитывать уважение к труду художников, стремление понять красоту, поэтичность, декоративность создаваемых ими образов.
«Дикие животные Севера»
Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом диких животных. Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, поэтому им тепло и в лютый мороз. Рассказать детям о повадках животных Севера, и чем они питаются.
Прививать любовь к животным.
Карточка-45
« Домашние животные»
Цель: закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе и чуткое отношение к животным.
Карточка-46
«Народная культура и традиции»
Цель: продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Дымково, Городец, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешки, городецкая, богородская, бирюльки). Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к народному творчеству и искусству. Формировать уважение к труду и таланту мастеров. Воспитывать чувства причастности детей к наследию прошлого.
Карточка-47
«Мой любимый детский сад»
Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. Воспитывать скромность, уважение.
Карточка-48
«Наша Родина-Россия».
Цель: воспитывать любовь и уважение к Родине, познакомить с Государственными символами России, продолжать знакомить детей с родным краем. Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Карточка-49
«Мои любимые игрушки»
Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку детей класть игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, взаимопомощь, желание трудиться. Продолжаем учить детей отвечать на вопросы развёрнутым ответом, не перебивая друг друга; высказывать свою точку зрения, обосновывать её.
Карточка-50
«Театр»
Цель: формировать у детей интерес к театру. Расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства. Продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример). Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение). Развивать умение детей поддерживать беседу.
Родителям о безопасности дорожного движения
- 1. Одна третья детей не старше 6 лет, которые пострадали во время автомобильной катастрофы, погибли в собственных дворах, на автомобильных парковках и просто на дорогах. Дети от 1 до 2 лет имеют большую вероятность пострадать или даже погибнуть на подъездных дорогах к собственному дому. Несмотря на то, что транспортное средство обычно перемещается медленно и часто ведется родителем, родственником или другом, бывает невозможно избежать несчастного случая с ребёнком из-за невнимательности того, кто присматривает за ребёнком и потерявшим бдительность в это время. Дети получают в происшествиях серьезные увечья, длительные психические травмы, причем каждый четвертый ребенок остался инвалидом.
- 2. Безопасность детей на дорогах – это актуальная тема в любой период времени года. Ежегодно на наших дорогах совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Можно сказать, что дети страдают в основном из-за нас самих, то есть взрослых участников дорожного движения. Именно мы являемся примером не только своему ребенку, но и другим детям.
- 3. Одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению). Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Во второй младшей группе обучение проводится путем ознакомления детей с ориентировкой в пространстве, сравнения предметов, формой и цветом, видами транспорта. Со средней группы знакомство детей с правилами перехода дороги, ответы на вопросы во время прогулок, разучивание стихотворений. На занятиях по рисованию дети рисуют грузовой автомобиль, по аппликации делают светофор. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх обучение детей ориентироваться в пространстве. Более углубленно проводится работа по этой теме в старшей группе. Но беседуя с детьми, выясняется, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения. Оказывается, что многие дети вместе с родителями не всегда соблюдают эти правила. Для закрепления знаний используются целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, логические задачи, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры. В старшей группе знакомство с работой регулировщика. Объяснение, в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре. На музыкальных занятиях в игровой форме проходит знакомство детей с жестами регулировщика: «стой», «внимание», «путь открыт». В подготовительной группе знания по правилам дорожного движения дополняются и расширяются. Дети знакомятся с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров.
- 4. Помочь детям избежать опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Важно знать, что могут сами дети: НАЧИНАЯ с 3-4лет ребѐнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещѐ представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно. НАЧИНАЯ с 6 лет ребѐнок всѐ ещѐ имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые; большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или машина; они ещѐ не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всѐ их внимание. ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение, и выбрать адекватную методику (игра, чтение, беседа, мультфильм, экскурсии в пожарную часть, познавательные занятия, инсценировки, моделирование различных тематических ситуаций, конкурсы, подвижные игры и др.)
- 5. Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышение культуры участников дорожного движения. Задачи: - побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей; - формировать представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и улицах; - научить их различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей, пешеходов и пассажиров. - создать условия для развития приемов логического мышления; устной речи и наблюдательности; - обогащать словарный запаса и расширение детского кругозора; - доводить до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного; - создавать условия для воспитания культуры пешехода, прививать желание соблюдать правила дорожного движения.
- 6. Причины детского дорожно- транспортного травматизма. - Неумение наблюдать. - Невнимательность. - Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
- 7. Если у дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велоси пед; Если у дома стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.
- 8. - Придерживайтесь правой стороны. - Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. - На обочине рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. - Приучите ребенка, идя по тротуару или обочине дороги, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. - Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару или обочине дороги.
- 9. - Остановитесь, осмотрите проезжую часть. - Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. - Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. - Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины(может зацепить, сбить, наехать задними колесами). - Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
- 10. - Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. - Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. - Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. - Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. - Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, приучите ребенка, что это опасно. - При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. - Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
- 11. – Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. – Подходите для посадки к двери только после полной остановки. – Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). – Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место.
- 12. Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен; - не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель; - ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка; - не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра; С 1 сентября административный штраф за нарушение правил перевозки детей в России увеличивается в шесть раз – с 500 рублей до 3 тысяч рублей, что примерно соответствует средней цене детского автокресла.
- 13. Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку. Дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар. Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являетесь примером для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуаций для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки. Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы. Примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно- транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:
- 14. Прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести велосипед, родителям следует обратить внимание на место проживания и убедиться в наличии безопасных мест - дорожек, улица. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу на соседнюю улицу. Оказавшись на дороге, даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в движения, а что можно сказать о ребенке, которому необходимо одновременно работать ногами, удерживать руками руль, контролировать вокруг себя ситуацию и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
- 15. Давайте, не будем забывать о том, что велосипед – это тоже транспортное средство. А это значит, что правилами дорожного движения оговорено, что минимальный возраст для управления на общественных дорогах велосипедом должен составлять 14 полных лет. В правилах также отмечено, что перевозить детей на велосипеде разрешено: - если ребѐнку меньше 7 лет; - в случае наличия дополнительного специального сиденья, оборудованного надѐжными подножками. Всем мамам и папам, чьи дети не достигли 14-летнего возраста, нужно помнить, что в соответствии с п.п. 24.1. ПДД РФ выезжать на дорогу ребятам строго запрещено.
- 16. На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее, и попадают под автомобиль. Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
- 17. - Никогда не позволяйте детям играть на дороге у дома, по которой движется автомобили, поскольку ваш ребѐнок, когда остаѐтся без присмотра со стороны взрослых, часто использует дорогу как любимое место для игр. - Создайте альтернативные условия для игр ваших детей, чтобы у них не появилось желание выбежать на улицу, что послужит защитой от несчастных случаев на уличных дорогах.
- 18. Ни один из приведённых выше способов не может быть эффективнее, чем родительская забота и внимание, когда дело касается безопасности детей. Чрезмерная опека ребёнка может вызвать негативное отношение к этому со стороны некоторых взрослых, однако лучше стерпеть некоторые недовольства, чем испытать непоправимые последствия.
- 19. ПАМЯТКА Напоминайте детям правила дорожного движения и безопасного поведения на проезжай части! Не оставляйте детей без присмотра у дороги. Старайтесь сделать все чтобы оградить его от несчастных случаев!
- 20. ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых! Небольшое напоминание о правилах, убережет вашего ребенка от желания нарушить их! Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге! БЕРЕГИТЕ РЕБЕНКА!
- 21. Уважаемые родители! Только зная Правила дорожного движения и хорошо ориентируясь в сложных ситуациях на улице, ваши дети будут находиться в меньшей опасности, и вы, в первую очередь, должны помочь им в этом. Как в сложной обстановке на дороге должен поступить водитель, а как пешеход? Увы, чаще всего в семье обращаются к этой теме только тогда, когда уже свершился факт дорожно- транспортного происшествия. Так давайте же сделаем все возможное, чтобы не допустить трагедии.
Цикл бесед «Уроки безопасности» для детей старшей группы
(образовательная область «Безопасность»)
Пояснительная записка
Цикл бесед составлен для детей старшего возраста, где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок, которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычайных ситуациях.
Цикл бесед:
1. «Пожар»
2. «Опасности на улице и во дворе»
3. «Опасные ситуации на улице и во дворе»
Цель. Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание, взаимопомощь, внимательность, осторожность. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях дома, на дороге, в детском парке и около дома.
Беседа №1
Тема: Пожар.
Задачи:
Учить детей совершать правильные действия при пожаре.
Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару.
Воспитывать в детях чуткость, сострадание, взаимопомощь.
Оборудование: плоскостное изображение домика, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайчихи.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, конкурс рисунков на тему: «Осторожно, огонь!», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные», отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Словарная работа: пожарные, электроплита, лестница, огонь, опасность.
1. Беседа.
Ребята, отгадайте загадку: Без рук, без ног, а на гору быстро ползет. (Огонь.) О чем эта загадка? От чего происходят пожары? Можно ли оставлять включенным утюг? Телевизор? Электроплиту?
2. Сегодня мы с вами послушаем и посмотрим сказку о том, как и от чего случился пожар у зайчихи.
3. Показ настольного театра с речевым сопровождением сказки.
Жили в лесу зайчонок и бельчонок. Один раз, как обычно, утром они отправились в лес на прогулку. Друзья бегали, играли, догоняли друг друга.
Вдруг они учуяли запах дыма. Друзья быстро побежали к месту, откуда шел запах. Беда случилась у тетушки зайчихи. Из окна её дома и из всех щелей валил дым. Она включила электроплиту, чтобы приготовить борщ, а сама пошла в огород за овощами. Плита нагрелась, дунул в окошко ветерок, шторка коснулась плиты и загорелась. Зайчиха звала на помощь. Двое друзей знали, как надо быстро действовать, чтобы не сгорел весь дом.
Физминутка :
Скок-поскок! Скок-поскок!
Прыгнул зайка на пенек.
Зайке некогда играть:
надо всех на помощь звать.
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок-скок-скок!
Зайчонок побежал вызывать пожарных и звать на помощь, а бельчонок освободил тетушку, нашел лестницу. Услышав крики о помощи, прибежали звери и начали тушить пожар. Кто-то носил воду, кто-то подавал ведра, а бельчонок, стоя на лестнице, тушил огонь, поливая его водой. Когда приехала пожарная машина, огонь уже был потушен.
4. Заключение
Понравилась вам сказка? О чем эта сказка? Какие правила поведения при возникновении пожара вы знаете?
Очень давно люди научились добывать огонь. И сегодня без него не обойтись: он согревает, кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится опасным. Ребята, не играйте и не шутите с огнем! Будьте осторожными
Беседа №2
Тема: Опасности на улице и во дворе.
Задачи:
Учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.
Воспитывать у детей внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.
Оборудование: дорожный знак, альбомный лист, карандаши и фломастеры, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка.
Предварительная работа: рассматривание и знакомство с дорожными знаками, беседа о правилах дорожного движения.
Словарная работа: улица, дорога, опушка, переход, качели, ушиб.
1. Вступительная беседа воспитателя.
Где бы вы ни были, в городе большом или маленьком, в деревне, в селе – везде вы встретите дороги. А чтобы дорога была безопасной, мы должны соблюдать правила дорожного движения.
Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу? (Ответы детей)
Какие вы знаете правила для пешеходов?
2. Сегодня мы с вами еще раз встретимся с друзьями: бельчонком и зайчонком, послушаем, в какие непредвиденные обстоятельства они попадали.
3. Слушание сказки
Бельчонок и зайчонок решили сходить в детский парк, покататься там на качелях. Детский парк находился за лесом. Добежав до опушки леса, друзья увидели, что в парк не сразу можно попасть. Для этого нужно перейти широкую улицу. Зайчонок предложил перебежать улицу между машинами, которые мчались по дороге. Но бельчонок был очень внимательный: он заметил недалеко дорожный знак, который разрешал переход. По этому знаку друзья без опаски перешли улицу и оказались в парке. (Физминутка)
Друзья сели в качели. Бельчонок пристегнул ремни, а зайчонок решил, что и так сойдет. И вот качели качнулись….. Зайчонок не удержался и выпал. Бельчонок действовал очень быстро. Он позвонил 03, вызвал машину «Скорая помощь», а сам успокаивал своего друга, что все будет хорошо и все обойдется. Врачи, осмотрев зайчонка, сказали, что , к счастью, ушибы незначительные и , пожурив его, отпустили друзей домой.
4. Беседа по прочитанному.
Понравилась вам сказка? Какая неприятность могла встретить друзей на дороге? Почему выпал из качелей зайчонок? Как действовал бельчонок?
5. Практическая работа
Какой дорожный знак подсказал друзьям, где переходить дорогу?
Давайте сейчас мы его нарисуем.
6. Заключение
Этот дорожный знак – помощник пешеходов, и они должны дружить с ним.
На улицах, дорогах много разных дорожных знаков. Они – лучшие помощники и друзья для водителей и пешеходов, рассказывают о том, какова дорога, как нужно ездить, что разрешается и чего нельзя делать. Будьте внимательны на дорогах, ребята!
Беседа №3
Тема: Опасные ситуации на улице и во дворе.
Задачи:
Учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми.
Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей.
Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
Оборудование: плоскостные изображения деревьев, домика, красиво упакованная коробочка, игрушки или картинки с изображениями зайчонка и бельчонка, зайца большого.
Предварительная работа: беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерений незнакомцев, о правилах поведения при обнаружении незнакомых предметов
Словарная работа: похититель, добро, зло, упаковка, многоликий, злоумышленник
1. Вступительная беседа воспитателя.
Ребята! Мы живем в огромном многоликом мире людей. Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, умными, честными, добрыми.
Но, к сожаленью, есть и люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют людей и совершают разные гнусные преступления.
Человека со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником.
Какое зло может причинить такой человек вам, вашей семье?
Как научиться разбираться в людях, угадывать, кто добрый, а кто злой?
2. Сегодня, ребята, нас опять ждет встреча с бельчонком и зайчонком. Вы узнаете, какие опасности подстерегали друзей.
3. Показ настольного театра с речевым сопроводением.
Бегут друзья по лесу обратно домой: бельчонок по веткам деревьев прыгает, зайчонок по тропинке между кустами.
Вдруг зайчонок увидел красивую коробочку, перевязанную большим бантом. Он позвал друга, чтобы посмотреть, что же там внутри. Подойдя к коробке поближе, друзья услышали тиканье часов. Бельчонок вспомнил, как в лесной школе их учитель Барсук рассказывал о таких странных находках, которые могут принести беду. Недолго думая они позвали своего учителя. Он поблагодарил друзей за их внимательность, осторожность и бдительность. (Физминутка)
Прибежав к дому, зайчонок заметил какого-то странного незнакомого дядюшку зайца, который ходил вокруг их жилища. Зайчонок быстро подскочил к нему и начал расспрашивать, кто он такой и что делает возле их дома. На что незнакомец вежливо ответил, что он друг отца, находится здесь проездом, и ему хотелось встретиться с ним. Поэтому он хочет подождать его дома. Зайчонок совсем забыл о том, как опасно вести разговоры с незнакомцами.
Хорошо, что мама пришла вовремя домой. А то….
4. Беседа по услышанному. Разыгрывание ситуаций.
В какие опасные ситуации попадали бельчонок и зайчонок? Как они избежали беды? Что могло произойти, если бы вовремя не пришла мама?
Ситуация 1. (Дети разыгрывают сценку)
Незнакомка: Здравствуй, девочка.
Девочка: Здравствуйте.
Незнакомка: Как тебя зовут?
Девочка: Таня.
Незнакомка: А где ты живешь?
Девочка: Извините, меня ждут. Мне родители не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми. (Вот я сейчас милиционера позову, он вам расскажет, где я живу! Простите, но я очень спешу!)
Ситуация 2. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!»
5. Заключение
Ребята, никогда нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злоумышленник, а хороший человек, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить. Нельзя есть и пить то, что предлагают тебе на улице незнакомцы. С едой тебе могут дать яд или снотворное средство. Будьте внимательны, осторожны и бдительны, ребята!
Список использованной литературы:
- Газета «Добрая дорога детства»,№№15-16, 2004 год
- В.Волков «Как избежать беды. Советы полковника милиции»
- К.Ю.Белая и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников»
- З.Кутилова, М.Айдарова «Внимание! Знаки на дороге», альбом для раскрашивания
Актуальность: Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель проекта: Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Задачи:
1.Создание предметно – развивающей среды.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
Новизна проекта: в радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников ПДД.
Краткая аннотация проекта: В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности: игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека. Совместно с дошкольниками мы определили план работы.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание работы Продукт Срок
1.Подготовительный (сбор информации по проблеме) 1.Подготовка материала и оборудования.
2.Анкетирование родителей по проблеме.
3.Педагогическая оценка результатов анкетирования.
4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).
5.Выбор концепции реализации проекта.
6.Обоснование путей реализации проекта.
1.Беседа по картине: «Улица города».
2.Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»
3. Занятие "Безопасное поведение на дороге”
4.Игра «Автошкола».
5.Выставка художественной литературы по ПДД.
6.Занятие «Правила дорожного движения».
7.Прогулка "Правила для пешеходов”
8. Настольная игра «Правила дорожного движения».
9.Информационная газета для родителей: «Школа светофорика».
10.Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице»
«Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родителям – о безопасности дорожного движения».
1.Конкурс детских рисунков: «Наша улица».
2.Викторина «Пешеход на улице».
3.Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
4.Развивающая игра – самоделка «Законы улиц и дорог».
5.Вручение детям удостоверения юного пешехода.
6.Обработка результатов по реализации проекта.
7.Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем.
Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Была создана предметно – развивающая среда: оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.
Анкета для родителей по ПДД.
1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?________________________________________
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?_______________________________________
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?_____________________________________
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?______________________________________
5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?_____________________________________
6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?___________________________________________
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?________________________________________
8.Какие ситуации считаете опасными?______________________________________
По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения.
Беседа по картине «Улица города».
Цель: закрепить знания детей о ПДД.
Задачи: Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход беседы: Предложить детям рассмотреть картину, задать следующие вопросы: Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?
После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе).
Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС».
Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.
Задачи: Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.
Ход игры: Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином, едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.
Предметно – игровая среда. Оборудование:
• Костюм инспектора ДПС
• Коляски с куклами, жезл
• Автобус, машины
• Руль, светофор, переход
Игра «Автошкола».
Цель: Научить ориентироваться в пространстве. Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах.
Задачи: Закреплять известные ПДД, расширить кругозор детей. Развивать навыки применения ПДД у детей. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах.
Ход игры: Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин); один ребёнок – инспектор ДПС (регулировщик), у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машина в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.
Прогулка «Правила для пешеходов».
Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на улице.
Задачи: Закреплять знание изученных правил дорожного движения. Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?
Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.
- Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?
Воспитатель подводит детей к переходу.
- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу.
По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.
- Посмотрите, как все переходят улицу.
Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, сказать об особенностям перехода.
Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.
Занятие «Правила дорожного движения».
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице.
Задачи: Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения. Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Уточнить знания о правилах дорожного движения.
Ход занятия: Ребята, многие из вас гуляют на улице. А знаете ли вы правила дорожного движения? Воспитатель загадывает загадку об улице.
Рассматривание макета «Улица города». Вопросы:
Что вы видите на картине? Какие дома на улице? Как называют людей идущих по улице? Где должны ходить пешеходы? Где ездят машины? Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? А ещё можно узнать, где находится пешеходный переход, по знаку. (Демонстрация знака). Это знак называется «Пешеходный переход». Какой формы знак? Кто изображён на знаке? Как нужно переходить улицу? Кто регулирует движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначают эти сигналы? А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрёстке? В руке у регулировщика чёрно – белая палочка- жезл. Вот он поднял жезл вверх – «Внимание!», повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали.
Игра «Светофор». Детям раздаются картонные рули. Воспитатель исполняет роль светофора. На красный свет – дети стоят, на жёлтый – маршируют на месте, на зелёный - двигаются под музыку.
Занятие « Безопасное поведение на улице».
Цель: Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Задачи: Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге. Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.
Ход занятия:
• Что такое улица? Из каких частей она состоит?
• Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?
• Какие виды транспорта ты знаешь?
• Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?
• При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?
• Где люди ждут транспорт?
• Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным?
• Где можно играть детям?
• Для кого предназначен тротуар?
• По какой стороне тротуара можно идти? Почему?
• Модно ли переходить проезжую часть дороги одному?
• С кем можно переходить проезжую часть дороги?
Консультации для родителей:
Ваш ребёнок на улице.
Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу.
Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.
Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Родители должны знать:
• Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
• Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы.
• Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.
• При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.
• Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.
• Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.
• Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.
Родителям – о безопасности дорожного движения.
Уважаемые родители!
Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.
Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностях. Рост ребёнка – серьёзно препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, и сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля ил другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания.
Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном», т.е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать, могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.
Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.
Вопросы викторины
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
3. Почему надо придерживаться правой стоны?
4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
9. Что такое регулируемый перекрёсток?
10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?
Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Вопросы 1 команде:
1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?
2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?
3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?
4.Как обозначается пешеходный переход?
5.Как регулируется движение на улице?
6.Какие сигналы светофора вы знаете?
7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы 2 команде:
1.Как надо вести себя в автобусе?
2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.
4.Когда надо начинать переход улицы?
5.Как нужно идти по тротуару?
6.Где на проезжей части можно переждать поток машин?
7.Что помогает регулировщику управлять движением?
8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Вывод: По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 60% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 30 % - средний, 20% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения, использовались все доступные формы и методы работы. Работа шла комплексно, у детей богаты знания о безопасном поведении на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека бесед в старшей группе.
"Беседы в старшей группе"...
Картотека бесед в старшей группе на каждый день.
Предлагаю картотеку бесед по тематическим неделям на каждый день. Картотека составлена на год....
Картотека бесед в старшей группе детского сада
В картотеке представлены беседы по разным образовательным областям. Их можно использовать как утром, так и в свободное время в течении дня....
картотека бесед в старшей группе
Картотека беседв старшей группе «Дорожная азбука»Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Убе...
Картотека бесед в старшей группе
Этическая беседа «Вежливая просьба"Беседа «Правила для дежурных» Беседа «Как я провел лето?» Беседа, анализ ситуаций «Этикет в детском саду» и т .д...
Картотека бесед в старшей группе
Материал отлично подойдет для утренних бесед на различные темы...
Картотека бесед в старшей группе на каждый день.
Картотека бесед в старшей группе на каждый день....