«Огонь -друг, огонь-враг»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Огонь -друг, огонь-враг»
Образовательные области: безопасность, познание, коммуникация, здоровье, социализация –игра.
Цель:
Закрепление у детей правил пожарной безопасности.
Формирование осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Вооружение детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
расширять представления детей по правилам пожарной безопасности и о средствах пожаротушения;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
уточнить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную стороны;
продолжать учить детей рассуждать и отвечать на проблемные вопросы;
развивать мышление ребенка: умение анализировать, сравнивать, обобщать свои знания, делать выводы;
воспитывать у детей уважительное отношение к труду пожарных;
Методы и приёмы: показ, беседа, рассказ, экспериментирование, наблюдение.
Оборудование: иллюстрации, костюмы пожарных, телефон, знаки.
Словарная работа: пожарный рукав.
Ход занятия.
(В группе на полу костёр из картона и цветной бумаги.
Дети садятся на ковёр вокруг костра)
-Здравствуйте, ребята! На улице зима, и я приглашаю вас к моему костру погреться и поговорить. А вот о чём мы с вами будем разговаривать, вы мне сами скажите. А для этого послушайте мою загадку.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает.
- Что же это? Правильно, ребята, это ОГОНЬ.
- Откуда берется огонь? (спичками, зажигалками, газовая плита).
- Ребята, а каким бывает огонь? (горячий, жгучий, красный, яркий, опасный, страшный, полезный, большой, маленький)
- Вы все правы… Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный.
-Ребята, а как вы думаете нам, людям, нужен огонь?
- Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, плавить металл и т.д.) .
-Видите каким полезным бывает огонь! Скажите, а огонь может приносить людям только добро?
-К сожалению, огонь бывает очень опасным и может принести не мало горя.
- Какой вред приносит огонь? (пожары, уничтожение всего живого)
- Подумайте и скажите, – отчего возникают пожары? (ответы детей). Правильно, пожар может возникнуть в результате неосторожного обращения с огнем, детских шалостей со спичками и другими огнеопасными предметами.
-Недавно я услышала одно очень интересное стихотворение и хочу вам его прочитать. Послушайте внимательно, а потом мне скажите, – почему случился пожар, и правильно ли вела себя девочка при пожаре.
С. Я. Маршак «Пожар»
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена -
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же - в миг единый -
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.
В ноль минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемёт.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
– Ребята, понравилось вам стихотворение?
-Почему, случился пожар в квартире Лены? (Ответы детей).
-Мама запретила Леночке подходить и трогать печку, но Леночка не послушала маму. Вот и причина пожара – непослушание!
-Ребята, но раз уже случилась беда, и начался пожар, что нужно сделать Леночке? (вызвать пожарных)
-А вы знаете, по какому номеру нужно звонить в пожарную часть?
- Здесь у меня есть телефон, давайте с вами попробуем вызвать пожарную охрану, что нам для этого нужно знать? (Фамилию, имя и домашний адрес)
Предлагаю ребёнку набрать номер и сказать в трубку: Здравствуйте , меня зовут… срочно приезжайте на улицу…… дом №….
-Давайте все вместе повторим: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: ноль – один!» (показ цифр руками)
Леночка вызвала пожарных и что ей нужно делать дальше? (Закрыть нос и рот платком и выбираться на улицу, не прятаться)
-Ребята, когда полыхает вся комната, конечно, нужно обязательно вызывать пожарную охрану, но если огонь совсем не большой, можем ли мы сами его погасить?
-Как мы можем погасить огонь? (ответы детей)
Сейчас мы с вами проведём опыт и узнаем чем можно погасить огонь.
Опыт .Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком (землёй), четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань…
К сожалению, в доме у Леночки, был большой пожар, и она не могла сама его потушить. Леночка не растерялась и вызвала пожарную охрану. Они успели вовремя, т.к. у пожарной охраны есть специальные машины.
рассматривание иллюстрации.
- Посмотрите, какая необычная машина. Кто догадался, как она называется? (пожарная машина)
- А как вы думаете, почему её так называют? ( от слова “пожар” её называют пожарной машиной.)
- Посмотрите на эту машину и скажите мне, какая она? (красная)
- Почему пожарные машины всегда красного цвета?
- А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?
- Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других нужд? Почему?
“Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей”.
- Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?- Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
- А кто едет в пожарной машине? (пожарные.)
- Труд пожарных очень труден и опасен. Им приходится бороться с огнём, пробираясь сквозь препятствия, забираться на высокие дома, спасать людей, и при этом удерживать в руках очень тяжелые шланги (пожарные рукава).
Сейчас мы с вами превратимся в отважных пожарных .
Мы юные пожарные
умеем делать так, (шагаем на месте)
по лестнице взбираемся
мы быстро на чердак.(имитация карабканья по лестнице)
Мы юные пожарные
умеем делать так, (шагаем на месте)
Быстрее всех раскручиваем
большой пожарный шланг (вращающие движения руками)
Мы юные пожарные быстрее всех идем(шагаем на месте)
мы юные пожарные, (вскидываем руки вверх)
мы справимся с огнем!
Игра «Кто быстрее смотает пожарный рукав»
-Ребята, вы все молодцы, и знаете что неосторожное обращение с огнём может привести к большой беде, но как бы нам предупредить остальных об опасности огня? (сделать знаки)
-У меня есть знаки, давайте рассмотрим их. Всё ли в них правильно?
-Что нам нужно с ними сделать, что бы люди, глядя на них, поняли, что с огнём баловаться нельзя?
-У вас есть отрезки красной самоклейки, давайте разрежем её вдоль на две полоски и перечеркнём эти знаки, чтобы каждый издалека видел, что огонь- не игрушка. А теперь давайте развесим эти знаки в комнате. А остальные знаки мы с вами развесим в коридоре.
-Как здорово мы с вами потрудились, теперь можно и поиграть, а заодно и проверим, как вы запомнили правила пожарной безопасности. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
- Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?
-Молодцы, я думаю, что вы никогда не будете шалить с огнём. Ведь к чему может привести непослушание? (к пожару)
-Что нужно делать, чтобы не было пожара?
-А если пожар уже произошёл, что необходимо сделать?
- Нужен ли людям огонь?
-Огонь наш друг или враг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Огонь - друг, огонь - враг.
Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....
Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"
Занятие по ОБЖ в старшей группе...
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»
Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....
огонь - друг, огонь - враг
Презентации к уроку по пожарной безопасности....
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"
Презентация "Огонь - друг, огонь - враг"...
Досуг с детьми и родителями «Огонь - друг, огонь - враг».
Отрабатывать навыки безопасного поведения во время пожара. Закрепить правила пожарной безопасности....
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...