Перспективное планирование работы с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Трофимова Светлана Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_onr_1.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

 

Развитие понимания речи

Учить ребенка:

-  находить предметы, игрушки;

- по инструкции взрослого узнавать и правильно показывать предметы и игрушки;

- показывать части тела в соответствии с просьбой взросло;

- понимать слова обобщающего значения: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», « Посуда», «Продукты питания», «Транспорт»;

- показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией;

- дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?;

- понимать грамматические категории числа существительных, глаголов;

- различать на слух обращения к одному или нескольким лицам;

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (взрослый задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

- называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка (баба), дедушка (деда));

- называть имена друзей, кукол;

- подражанию:

  • голосам животных;
  • звукам окружающего мира;
  • звукам музыкальных инструментов.

Развитие тонкой моторики, пальцев рук.

— сжимать резиновую грушу, теннисный или массажный мячик;

— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь - ребро (одной и двумя руками);

— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

— отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик;

— тренировать захват мячей различного диаметра;

— выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.);

— воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

— захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

— перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

— выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;

— обучать ребенка рациональным приемам захвату крупных и мелких предметов.

Развитие внимания, памяти, мышления

 Учить ребенка:

- запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки);

- определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили;

- запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики);

- запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики);

- запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе взрослого (мама, папа; мама, папа, тетя и т.п.).;

 - находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.

- находить предмет по его контурному изображению;

 - узнавать предмет по одной его детали.

II

Январь, февраль,

март,

апрель,

май,

июнь

 

Развитие понимания речи

Учить:

- понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

- отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу);

- по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать нож, шить — игла, наливать суп половник);

 - определять причинно-следственные связи (снег санки, коньки, снежная баба).

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить:

 - отдавать приказания: на, иди, дай;

- указывать на определенные предметы: вот, это, тут;

- составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

- составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

- преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи спит, иди идет).

Развитие тонкой моторики, пальцев рук.

— сжимать резиновую грушу, теннисный или массажный мячик;

— разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

— отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь - ребро (одной и двумя руками);

— поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

— перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

— отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик;

— тренировать захват мячей различного диаметра;

— выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.);

— воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

— захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

— перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

— выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;

— обучать ребенка рациональным приемам захвату крупных и мелких предметов.

Развитие внимания, памяти, мышления

Учить:

- запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш..

- запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь зонт, снег коньки;

 - выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.);

- отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги);

- определять лишний предмет из представленного ряда:

  • 3 красных кубика и 1 синий;
  • кукла, клоун, Буратино — шапка;
  • шуба, пальто, плащ — шкаф;
  • красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.

- складывать картинки из двух, четырех частей;

- подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки;
- отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки
(«Из рук детворы ветер вырвал воздушные.,, шары»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей....