Профилактика и коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике
Опыт работы педагога-психолога ДОУ по теме: " Профилактика и коррекция тревожности у детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_i_korrektsiya_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика и коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.
Каждый педагог в своей практике встречался с такими детьми, которые бледнеют и запинаются при ответе на вопрос, грызут ручки, ногти перед важным делом, постоянно переспрашивают взрослого и трепетно ожидают его ответа. Вроде бы особых проблем они не доставляют, порой можно услышать и такое мнение: «Все бы дети были такими, не было бы с ними никаких хлопот». Конечно, на первый взгляд с тревожными детьми гораздо легче, чем, например, с гиперактивными, однако они только кажутся «удобными», с такими детьми зачастую бывает крайне сложно.
Работу с беспокойными детьми я начинаю с диагностики по выявлению тревожности. Не буду останавливаться на диагностическом инструментарии, методики, которые я использую, представлены на слайде.
Для снижения уровня тревожности мною накоплен материал, который постоянно пополняется «Как победить тревожность волнение и страхи» направленный на повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, расслабление, обучение детей управлению своим поведением, изучение эмоций и работу со страхами.
Я разработала аффирмационнные карточки- это ежедневные позитивные утверждения, которые помогают детям преодолеть проблемы с которыми они могут столкнуться и укрепить детскую уверенность в себе. Каждый ребенок, приходя на занятие, выбирает себе карточку, читает утверждение или читаю я, потом предлагаю ребенку громко и уверенно повторить, прочитанную мной фразу. Так как к каждому утверждению на карточке есть подходящий рисунок, дети уже запомнили карточки и даже те, кто еще не умеет читать могут самостоятельно озвучивать написанное. Регулярно повторяя аффирмации, дети учатся включать эти позитивные мысли в свою систему убеждений.
Что бы помочь детям успокоиться, переключить внимание, справиться со стрессом, волнением, тревогой и страхами, я изготовила релаксационные карточки. Каждая карточка включает в себя задание и инструкцию на обратной стороне, которая поможет ребенку выполнить задания.
Основная форма работы по коррекции тревожности- это занятия.
И так как мое приоритетное направление работы «АРТ- терапия» я разработала занятия с использованием различных АРТ-терапевтических техник, а для того что бы детские работы были собраны в одном месте составила скетч раскраску с заданиями к каждому занятию.
О некоторых я расскажу:
Мы с детьми говорили о различных эмоциях. О том, когда они испытывали эти чувства. Вспоминали яркие, волнительные моменты из жизни. Изображали каждую эмоцию и делали общий снимок на каждое эмоциональное состояние. Рассматривали фотографии на компьютере и беседовали по каждому снимку.
Игра в рисунок. Суть игры заключается в создании истории, которую педагог прорисовывает на доске. Я начинаю рассказывать историю и рисовать к ней рисунок. Перед каждым действием спрашиваю у ребят, как будут дальше развиваться события. Дети, составляя историю, опираются на свой жизненный опыт, наделяя героев своими эмоциями, чувствами и переживаниями.
Я рассказала детям историю, о том, что у каждого человека есть своя звезда. В сказке поясняется, в каких случаях, какой цвет носит звезда человека. Спросила у ребят: «А какого цвета чаще всего ваша звезда?» и предложила детям раскрасить свою звезду в раскрасках.
В скетч раскраске я предусмотрела, не только изотерапевтические задания. Мы изготовили ловушку для тревожных мыслей. Вырезали шаблон, раскрасили, сложили по пунктирным линиям. Играя с ловушкой, каждый раз раскрывается новое задание, выполнив которое, тревожные мысли уходят. Эта ловушка помогает, не только справится с волнением, на нее можно ловить, например, плохое настроение.
Дети, которых часто посещают тревожные мысли, часто боятся выполнять задания, потому что волнуются, что сделают что-то неправильно. В этом упражнении, дети должны клеить картинки с точность да наоборот инструкции взрослого. То есть я предлагаю приклеить картинку в определенном месте, ребенок должен приклеить картинку в любое другое место, но не в то которое предложила я. Когда коллажи готовы, проводим беседу.
Предлагаю ребятам нарисовать, то, что заставляет их волноваться, переживать и тревожиться. Когда рисунок готов, прошу максимально точно скопировать рисунок на чистый лист, но использовать можно только позитивные цвета: зеленую, желтую, голубую и оранжевую краску. А когда рисунки готовы провожу беседу с детьми.
Предлагаю детям вырезать и раскрасить табличку с надписью «Мое время» в скетч раскраске, нарисовать стрелочки на часах. Попросить родителей установить время тревог. Не говорить о своих переживаниях пока не наступит это самой время тревог. На обратной стороне таблички есть инструкция для родителей. Затем дети рисуют сундук, куда будут запирать свои тревоги. А когда настанет время тревог, можно рассказать родителям о своих переживаниях. Некоторые страхи из этого сундука уходят сами собой.
Вместе с детьми мы рассматривали комиксы, которые рисовали тревожные дети. И решили попробовать нарисовать свою тревогу или переживание. А дальше сгущали краски и рисовали новый рисунок, страшнее предыдущего. Затем познакомились с понятием «Логика» и учились рассуждать, рассуждение помогло сосредоточиться на том, что происходит на самом деле, а не на том, что рисует наше воображение, мы поняли, что неприятности случаются крайне редко. И нарисовали рисунок рассуждение. Вот что у нас получилось.
Детям необходимо представить, как выглядит их «кошмарик» и нарисовать его на шаре. Затем ребята учатся прогонять своих «кошмариков», говоря им: «я тебе не верю», «ты все врешь» и т.д. Затем предлагаю детям сдуть воздух с шариков. Обращаю внимание, что «кошмарик» становятся меньше, а потом и вовсе маленькими, смешными и беззащитными.
Ребята набирают манку в две горсти. Между пальцами остаются отверстия, через которые будет высыпаться манка. Важно, чтобы крупа сыпалась одновременно из обеих рук. Двумя руками одновременно дети рисует два одинаковых облака. Нарисовали, собираем их в кучку, снова набираем манку в горсти. Теперь рисуем две одинаковых елки. Снова собрали манку в кучку и снова набрали горсти.
Огромный плюс полушарного рисования манкой заключается в том, что какую бы каляку-маляку ни создал ребенок, это всегда выглядит очень красиво. Этот эстетически очень мощный поток подавляет механизмы психологической защиты, позволяет ребенку проявлять свою эстетическую функцию. Функцию, в которой он хороший, красивый, прекрасный.
Работая над проблемами тревожных дошкольников, будет продуктивной только в том случае, если она системная и всесторонняя.
Как сложно порой достучаться до мамы и папы, заинтересовать их, вызвать желание стать единомышленниками, равноправными участниками коррекционно-образовательного процесса. Успех сотрудничества зависит от того, насколько правильно подобраны средства взаимодействия с родителями. Я не буду останавливаться подробно на всех формах работы с родителями, расскажу, на мой взгляд, только о самых эффективных.
Я заметила, что когда оставляю в группах информацию для родителей в виде буклетов или папок передвижек, родители не охотно берут буклеты для изучения и не обращают внимание на папки-передвижки. Интересные, запоминающиеся заголовки, яркие картинки и минимум текста- вот что заинтересовывает родителей. Теперь я необычно оформляю информацию- составляю постеры, и если родитель заинтересован, хочет узнать больше, то сам обращается к педагогу или сканирует код и читает информацию самостоятельно.
Для детей у меня тоже имеется постер «Если я тревожусь, я могу…» Картинки на постере помогают наглядно представить детям варианты преодоления волнения и тревожности, а спинер- помогает выбрать способ преодоления волнения и тревожности.
Постер «Как победить тревогу». Помогает запомнить стратегии преодоления тревожного состояния. Познакомит детей с правилами, способами борьбы с волнением.
Для совместной деятельности детей и родителей по этой теме я составила домашнюю Квест – игру «Замок с приведениями». Я заметила, когда раньше раздавала приглашения на игру родителям, не многие играли дома со своими детьми. Теперь
дети в конце занятия, в качестве поощрения получают приглашения. И играющих стало больше. На приглашении есть обращение к родителям. Сценарий и задания квеста продуманы с минимальной подготовкой для родителей. Коды – это и есть сами задания. Наведя камеру на код- открывается видео обращение в котором сообщается задание для детей и взрослых.
Я строю педагогическое взаимодействие с детьми так, что бы ребёнок мог качественно, продуктивно и непринуждённо прожить дошкольное детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...
Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста".
Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза - при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце...
Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"....
"Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
quot;Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения, развитие чувства уверенности в себе....