Использование Су-джок терапии с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике

Поросятникова Мария Николаевна

В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samomassazh_ruk.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Самомассаж рук

САМОМАССАЖ РУК

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ

В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.

По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении – используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2–3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на занятиях, прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 5–10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем-то из детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счета и др.

Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение.

Растирание ладони

«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.


Растирание ладони

«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим —

И огонь себе добудем.


Растирание ладони

«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.


Растирание пальцев

«Братцы» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указа-тельного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.

Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!


Растирание пальцев

«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.


Растирание пальцев

«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.


Растирание пальцев

«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.


Растирание предплечья

«Гуси» пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю

Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
–-Га-га-га, га-га-га,
Очень вкусная трава!


Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо, – выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.


Растирание предплечья

«Пружинка» – спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.


Растирание предплечья

«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – "маршируют", "прыгают", "бегут").

 "Маршировка"

Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
                                 "Прыжки"

Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,

"Бег"                        Все быстрее: прыг-да-скок.

Человечки на двух ножках
Побежали по дорожке.
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»САРАТОКИНА ВНАСТАСИЯКонсультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»Испо...

Использование су- джок терапии с детьми дошкольного возраста

Использование су-джок терапии с детьми дошкольного возраста...

Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста

Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки!Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы - Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). Она является одним из эффе...

Использование Су Джок терапии с детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей "Использование Су Джок терапии с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»

Приемы Су – Джок терапии:Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком....

Консультация для родителей: «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. СухомлинскийСу-Джок терапия - это высокоэффективный,  универсальный,  доступный и абсолютно безопасный метод самоозд...