Использование Су-джок терапии с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике
В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh_ruk.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж рук
САМОМАССАЖ РУК
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ШКОЛЕ
В современных условиях, связанных с качественным изменением состава детей в детских садах и общеобразовательных школах, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в дошкольном возрасте. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму является самомассаж рук.
По этой методике мы учим детей самостоятельно делать себе массаж предплечья, кистей и пальцев рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевой патологией испытывают значительные трудности в овладении техникой письма, при переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, наблюдается низкая координация движений ее частей. В данный период у них еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев. Поэтому самомассаж рук у детей с речевыми нарушениями необходимо проводить уже в это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении – используем два), катание ребристого карандаша как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Для детей старшего дошкольного возраста самомассаж рекомендуется выполнять 2–3 раза в день (не только на занятиях с логопедом, в детском саду, но и дома), причем начинать учебную деятельность полезно именно с самомассажа. Можно использовать его в качестве физкультминутки на занятиях, прогулке и пр. Дети старшего возраста самомассаж выполняют по 5–10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. На начальном этапе, выполняя движения, нужно проговаривать действия. Затем взрослый делает самомассаж рук вместе с детьми, показывая на себе. Потом дети выполняют упражнения по словесной инструкции взрослого. На более поздних этапах, когда дети уже хорошо их усвоили, можно использовать прием показа упражнений не воспитателем, а кем-то из детей. Можно подключать общее проговаривание прямого и обратного счета и др.
Начинать следует с прогревающих движений, так как согревание делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками или счетом на 4 для каждой руки, использовать музыкальное сопровождение.
Растирание ладони
«Ручки греем» – упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Растирание ладони
«Добываем огонь» – энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим —
И огонь себе добудем.
Растирание ладони
«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Братцы» – обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указа-тельного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по 2 раза.
Ну-ка, братцы, кто сильнее?
Кто из вас поздоровее?
Все вы, братцы, молодцы,
Просто чудо-удальцы!
Растирание пальцев
«Точилка» – сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Растирание пальцев
«Точим ножи» – активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть.
Будем мы его точить,
Чтобы чистил нам морковку
И картошку на готовку.
Растирание пальцев
«Пила» – ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
Пилим, пилим мы бревно
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Растирание предплечья
«Гуси» – пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
–-Га-га-га, га-га-га,
Очень вкусная трава!
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» – одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо, – выполняем по 2 раза на каждой руке.
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
Растирание предплечья
«Пружинка» – спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы сперва ее растянем,
А затем обратно стянем.
Растирание предплечья
«Человечки» – указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – "маршируют", "прыгают", "бегут").
"Маршировка"
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво. "Прыжки"
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
"Бег" Все быстрее: прыг-да-скок.
Человечки на двух ножках
Побежали по дорожке.
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»САРАТОКИНА ВНАСТАСИЯКонсультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»Испо...
Использование су- джок терапии с детьми дошкольного возраста
Использование су-джок терапии с детьми дошкольного возраста...
Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста
Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки!Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы - Су-Джок терапия («Су» - кисть, «Джок» - стопа). Она является одним из эффе...
Использование Су Джок терапии с детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей "Использование Су Джок терапии с детьми дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»
Приемы Су – Джок терапии:Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком....
Консультация для родителей: «Использование Су-Джок терапии с детьми дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. СухомлинскийСу-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самоозд...