Детская тревожность
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал будет полезен педагогам и родителям. Приводятся признаки по которым можно определить тревожность у ребёнка. Даются рекомендации психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_detskaya_trevozhnost.docx | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская тревожность
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их
очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характе-
ре ребенка.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зре-
ния на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых
считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из ос-
новных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Ко-
чубей и Е. В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается
вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может
быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями,
либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не
пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит
«двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии дру-
гих детей.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Напри-
мер, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно
должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын
или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим
учеником класса.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его
в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят
ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не
сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошколь-
ном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после
12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаи-
моотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени бес-
покоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный»
поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них поду-
мают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчи-
ки, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют
сверстники.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности
окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родите-
ля передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями
дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы,
в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижа-
ется, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель выявила и
такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если
родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, ма-
териальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время
число тревожных детей неуклонно растет.
Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не спо-
собствует внутреннему спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная тревожность начинает формировать-
ся уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль
работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоян-
ные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяже-
нии всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии
ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспектив-
ного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того,
родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выпол-
няют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсив-
ному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начи-
нает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу
грядущего обучения стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими пси-
хическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь меди-
цинских специалистов.
Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако, когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Рекомендации родителям
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...
Рекомендации для родителей. Детская тревожность.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ Тревога как состояние присуща всем людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотр...
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов
Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...
Психологические причины детской тревожности
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...
«Детская тревожность. Как быть?»
Целью данной консультации является донести до родителей информацию о типах воспитания в семье, где возрастает тревожность ребёнка и обучить родителей контролю собственной тревожности. Психологам...
Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».
Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...