Детская тревожность
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Беломестнова Ольга Михайловна

Данный материал будет полезен педагогам и родителям. Приводятся признаки по которым можно определить тревожность у ребёнка. Даются рекомендации психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_detskaya_trevozhnost.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Детская тревожность

       Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их

очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характе-

ре ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зре-

ния на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых

считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из ос-

новных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Ко-

чубей и Е. В. Новикова (1998) считают, что тревожность развивается

вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может

быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями,

либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не

пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит

«двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии дру-

гих детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Напри-

мер, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно

должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын

или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим

учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его

в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят

ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не

сообщу маме, что ты подрался». Специалисты считают, что в дошколь-

ном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после

12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаи-

моотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени бес-

покоят насилие и наказание. Совершив какой-либо «неблаговидный»

поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них поду-

мают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчи-

ки, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют

сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности

окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родите-

ля передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями

дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы,

в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижа-

ется, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е. Ю. Брель выявила и

такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если

родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, ма-

териальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время

число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не спо-

собствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формировать-

ся уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль

работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоян-

ные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяже-

нии всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии

ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспектив-

ного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того,

родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выпол-

няют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсив-

ному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начи-

нает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу

грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими пси-

хическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь меди-

цинских специалистов.

Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Как помочь тревожному ребенку

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако, когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Рекомендации родителям

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Ивановой Светланы Евгеньевны ГБДОУ №134 Выборгского района. Работа с родителями. Консультация "Родительские заповеди. Детская тревожность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951000","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4951029","at...

Рекомендации для родителей. Детская тревожность.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ Тревога как состояние присуща всем людям. Определенный ее уровень мобилизует наши эмоции и волю, помогает предусмотр...

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов

Диагностика и коррекция по выявлению детской тревожности и страхов...

Психологические причины детской тревожности

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных...

«Детская тревожность. Как быть?»

Целью данной консультации является донести до родителей информацию о типах воспитания в семье, где возрастает тревожность ребёнка и обучить родителей контролю собственной тревожности.  Психологам...

Консультация для воспитателей «Тревожные дети. Методы борьбы с детской тревожностью».

Тревожность – состояние нервно-психического напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается как угрожающая. Следует отличать тревожность от тревоги. Если тревога – это эпизодические ...