Программа "Тренируй мозг"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Долганова Наталья Александровна

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_treniruy_mozg.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по коррекции речи детей дошкольного возраста

 «Тренируй мозг»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  • Актуальность развития межполушарного взаимодействия
  • Цели и задачи реализации программы
  • Принципы дошкольной коррекционной педагогики, реализуемые в программе
  • Ожидаемые результаты
  1. Содержание программы
  • Ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое)
  • Работа с педагогами
  • Работа с родителями
  • План внедрения программы «Тренируй мозг»
  1. Ожидаемые результаты
  2. Литературно-методическое обеспечение программы
  3. Приложение

I. Пояснительная записка

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботится о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

У детей с нарушениями речи, как правило, имеются и другие отклонения. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Причины лежат в незрелости определенных зон мозга, либо в их дисфункции. Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия понимания, а также речевой аппарат. Из вышесказанного следует вывод, что формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.

В.М. Бехтерев писал: “что движение рук тесно связано с речью и её развитием”. В.А Гиляровский отмечал, что “запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики”.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова – Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая 
работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия, которое можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Слово “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”, обозначающего движение, и “логос” - наука, т.е. наука о движениях.

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, т.к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Перечисленные выше положения были положены в основу создания авторской программы «Тренируй мозг», имеющей оздоровительное и коррекционно-развивающее направления.

Применения метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Программа “Тренируй мозг” рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способностей в процессе развития межполушарного взаимодействия мозга посредством кинезиологический упражнений.

Задачи программы:

  • Компенсация у детей трудностей в обучении;
  • Синхронизация межполушарного взаимодейтсвия;
  • Совершенствование познавательных и мыслительных процессов;
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Развитие крупной, кистевой и мелкой моторики.

Основные принципы:

  • Принцип научности предполагает подкрепление созданных комплексов научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса обучения и предполагает тесное взаимодействие педагогов и родителей детей;
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
  • Принцип доступности позволяет строить обучение от простого к сложному, от легкого к трудному, учитывая «зону ближайшего развития»;
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата  независимо от уровня физического развития детей.

Сроки реализации программы: сентябрь 2021г. – май 2022г.

II.Содержание программы

Ресурсное обеспечение (материально-техническое, кадровое)

Реализация программы предполагает участие учителя-логопеда, воспитателей групп, родителей и  детей, занимающихся с учителем-логопедом.

В кабинете учителя-логопеда и группах ДОУ создаются уголки по развитию мелкой моторики рук, в которых находятся традиционные пособия для развития  тонкой моторики (карандаши, бумага, раскраски, заводские игры-шнуровки, кубики, пазлы) и нестандартное оборудование (су-джок, массажные мячики, прищепки, платочки, решетки, бигуди, резиночки для волос, зубные щетки). Так же создается игротека для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования со стихотворным сопровождением.

Работа с педагогами

Изначально учитель-логопед проводит анкетирование педагогов по теме «Влияние кинезиологических упражнений на развитие ребёнка»:

     Проанализировав уровень осведомленности педагогического коллектива о системе развития межполушарных связей у детей учитель-логопед организовывает игровой тренинг, на котором педагоги овладеют кинезиологическими упражнениями по нетрадиционной технологии «Гимнастика мозга». Педагогов знакомят с системой работы по программе.

Работа с родителями

Форма работы

Содержание работы

1.Тематическое родительское собрание

 2. Занятие-практикум по развитию межполушарных связей

3. Наглядная информация в родительском уголке

4.Индивидуальные консультации

Ознакомление о значимости кинезиологических

 упражнений и содержанием работы по развитию

межполушарного взаимодействия

Мастер-класс по  выполненю кинезиологических

 упражнений

Каждый месяц в родительском уголке выставляются

 новые комплексы

Родители детей осведомляются о трудностях

освоения детьми программы «Мудрые движения»

План внедрения программы

Все кинезиологические упражнения разделены на 4 комплекса:

1.кинезиологические упражнения на макроуровне;

2.кинезиологические упражнения на среднем уровне;

3.кинезиологические упражнения на микроуровне;

4.массаж биологически активных точек.

месяц

Упражнения на макроуровне

Упражнения на среднем уровне

Упражнения на микроуровне

сентябрь

«Перекрёстное марширование»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Пароход», «Очки», «Лодочка»

 «Флажок»; игры с шестигранными

 карандашами

октябрь

«Локоть-колено»

«Рука-пятка»

«Лягушка»

«Стол», «Стул», постукивание

пальцами по столу

ноябрь

«Мельница»

«Я хороший»

«Кошка», «Мышка», «Цепочка»,

игры с платочками

декабрь

«Руки-ноги»

«Парад»

«Лезгинка»

«Собака», «Лиса и зайцы»,

«Зайка»,

игры с решётками

январь

«Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами»  

Вариант 1

Игра «Перемены»

 «Краб», «Грабли»,  игры с

 прищепками

февраль

Вариант 2

«Зайчик – кольцо»

 «Колечки», «Колечки с

 усложнением», игры с

 массажными мячиками

март

Вариант 3

Игра «Соко-бачи-вира»

«Зайка и барабан», игры с

резиночками для волос

апрель

Вариант 4

Игры «Чоко-ла-тэ»,

«В траве сидела саранча»

Перекладывание спичек,

 рисование одновременно двумя

 руками

Массаж биологически активных точек

1.«Массаж точек мозга» (снимает усталость, концентрирует внимание, активизирует работу речевых зон головного мозга);

Указательные пальцы положить на лоб – над бровями; массировать лоб круговыми движениями, начиная в сторону висков – 5 раз, затем – 5 раз к носу.

  1. «Шапка для размышления» (активизирует деятельность головного мозга).

Одновременно взять пальцами правой и левой руки мочки ушей и с усилием потянуть их вниз, имитируя надевания шапки – 5 раз.

  1. «Энергетический зевок»

Положить указательные пальцы рук на щёки, ближе к уголкам рта, и утрированно изобразить активный зевок, нажимая пальцами на щеки, сопровождая зевок звуком – 5 раз.

  1. «Массаж век».

Указательным и средним пальцами обеих рук «рисовать» вокруг глаз очки.

        

III. Ожидаемые результаты:

  1. Создание современной здоровьесберегающей модели образовательного процесса;
  2. расширение материально-технической базы в группах и кабинете учителя-логопеда для развития мелкой моторики рук;
  3. создание системы взаимодействия педагог-ребёнок-родитель по здоровьесберегающему направлению;
  4. активное обобщение и трансляция положительного педагогического опыта по развитию интеллектуальных способностей детей.
  1. Литературно-методическое обеспечение программы
  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем – М.: Издательство политической литературы, 1982.
  3. Гиляровский В.А. Избранные труды. Медицина - М.: 1973.
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- (Кабинет логопеда).
  5. Деннисон, П. Деннисон «Гимнастика мозга»
  6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии – М.: Школьная Пресса, 2007.
  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
  8. Синицина Е.И Умные пальчики – М.: “Лист”, 1998.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  10. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии  - М.: ТЦ Сфера, 2001. –
  11. Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–СПб., «Лань», 2002.
  1. Приложение

Упражнения на макроуровне

«Перекрёстное марширование»

И.п. – стоя.

На первом этапе маршировать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрёстные движения). Педагог на этапе усвоения упражнения отсчитывает 32 раз в медленном темпе.

На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (односторонние движения) – 12 раз.

На первом и пятом этапе – перекрёстные движения, на четвертом – односторонние.

После того как ребёнок освоил данное упражнение под внешний счет, предлагаем самому считать и контролировать последовательность, затем выполняем упражнение под музыку.

«Локоть – колено»

И.п. – стоя.

Локоть руки встречается с коленом.

Первый, третий этап – перекрёстные движения,

Второй четвертый –  односторонние движения.

Сначала выполняется упражнение под внешний счет, затем под самостоятельный счёт, затем под музыку.

«Рука – пятка»

И.п. – стоя.

Ладонью руки касаемся пятки за спиной.

Первый, третий этап – перекрёстные движения,

Второй, четвертый – односторонние движения.

«Мельница»

И.п. – стоя.

Делать одновременные  круговые движения рукой и ногой: сначала – левой рукой и левой ногой, затем – правой рукой и правой ногой;

Далее – левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой.

Сначала вращение выполняется вперед, затем – назад.

«Руки – ноги»

И.п. – стоя.

Выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами;

- ноги вместе – руки врозь,

- ноги врозь-руки вместе,

- ноги вместе - руки врозь,

- ноги врозь-руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

«Парад»

И.п. – стоя.

Марширование на счет «раз-два-три-четыре».

 В первом цикле шагов хлопок руками на счет «раз», во втором – на счёт «два»,  в третьем – на счет «три», в четвертом – на счет «четыре»:

Раз(хлопок) – два – три – четыре;

Раз – два (хлопок) – три – четыре;

Раз – два – три(хлопок) – четыре;

Раз – два – три – четыре (хлопок).

Повторить несколько раз.

«Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами»

И.п. – стоя.

Вариант 1

- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – назад;

- левая рука  - назад, правая – вперёд + правая нога – назад, левая – вперёд;

- левая рука – вперёд, правая – назад + правая нога – назад, левая – назад;

- левая рука – назад, правая – назад + правая нога – вперёд, левая – вперёд.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Вариант 2

- правая рука – вверх +прыжок на левой ноге;

- левая рука – вверх + прыжок на правой ноге;

- правая рука – вверх + прыжок на правой ноге;

- левая рука – вверх + прыжок на левой ноге.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Вариант 3

- правая рука – вверх + прыжок на левой ноге,  правая -  в сторону;

- левая рука – вверх + прыжок на правой ноге, левая – в сторону;

- правая рука – вверх + прыжок на правой ноге, левая – в сторону;

- левая рука – вверх + прыжок на левой ноге, правая в сторону.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Вариант 4

- правая рука вверх +прыжок на левой ноге, правая – вперёд;

- левая рука вверх + прыжок на правой ноге, левая – вперёд;

- правая рука вверх + прыжок на правой ноге, левая – вперёд;

- левая рука вверх + прыжок на левой ноге, правая – вперёд.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Упражнения на среднем уровне

«Кулак – ребро – ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребёнок выполняет движения за педагогом, затем – по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Движения сначала выполняются правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе. При затруднении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»).  

«Лягушка»

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно (реципкорно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью да наоборот».

«Я хороший»

Одна рука гладит по голове, другая хлопает по груди. Хлопаем в ладоши. Затем – меняет положение рук да наоборот.

«Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

«Перемены»

С детьми разучить позиции пальчиков, описанные ниже:

«Крючки», «Цепочка», «Тяни-толкай», «Мячик», «Домик»,  «Цветок».

Сначала дети вслед за взрослым несколько раз повторяют позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем выполняют условия игры:

Вместо цепочки делаем крючки,

 вместо крючков - цепочки.

Остальные – так, как есть.

Игра начинается медленно, затем её темп увеличивается. Если дети после нескольких упражнений не сбились, следует замена условия на новое, более сложное. Например:

Вместо слоника – домик,

Вместо домика – мячик,

Вместо мячика – слоник,

А на цветок – запрет!

(То есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно).

«Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

«Цепочка»

Сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук дети образуют колечки и сцепляют их.

«Тяни – толкай»

Ладони в горизонтальном положении соприкасаются тыльными сторонами. Средний и безымянный палец нижней руки направлены вверх, а те же пальцы верхней руки направлены вниз.

Тяни – пальцы верхней руки тянут вверх пальцы другой руки.

Толкай – пальцы нижней руки тянут за собой пальцы верхней руки.

«Мячик»

Округлённые ладони складываются одна с другой.

«Домик»

Ладони направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки поставить вертикально – «труба».

«Цветок»

Ладони направлены вверх и соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в стороны и даже прогнуты – «лепестки».

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашёл колечко.

А колечко не простое:

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальчики – в кулачок, выдвинуть указательный и средний, развести их в стороны;

б) большой и указательный – соединить в колечко, остальные развести в стороны.

Игра «Соко – бачи – вира»

Соко – соко                 Кулаки сжаты, повернуты к себе, стучать кулачками

                                     боковыми частями друг о  друга

Бачи – бачи                 Хлопнуть в ладоши 2 раза

Соко – соко                 Движения соответственно словам

Вира – вира                 Одновременно ладонями обеих рук  хлопать по

                                      противоположным плечам

Соко – бачи                 Движения повторяются, соответственно  словам

Соко – вира                

Соко – бачи – вира

Игра «Чоко – ла – тэ»

Играют два человека, стоя друг напротив друга.

Чоко – чоко                       Хлопает ребенок в ладоши

Ла-ла                                 Один ребёнок хлопает тыльной стороной ладони о                        

                                           ладошки другого ребёнка      

Чоко – чоко

Тэ – тэ                               Один ребёнок стучит кулачками о кулачки другого

                                           ребёнка

Чоко – ла                           Ребёнок хлопнул в ладоши + ударились дети                        

                                           тыльной стороной рук друг друга

 

Чоко – тэ                           Ребёнок хлопнул в ладоши + ударил кулачком о

                                           кулачок другого ребёнка

Чоко- ла – тэ                     Повторить три движения: хлопнуть в ладоши +  

                                           ударились дети тыльной стороной рук+ ударились

                                           кулачками                                

«В траве сидела саранча…»

Играют два ребёнка, стоя друг напротив друга.

В траве сидела саранча        Правая ладонь- вверх, левая – вниз, дети хлопают

И пела песенку                      по ладоням друг друга, меняя положение на

                                                обратные

«ча – ча»                                хлопают в ладоши 2 раза, руки одного ребёнка

                                                крест на крест с руками другого рубёнка

А си-си-си                             Ладони в «замок», соприкасаются тыльные

                                                стороны ладоней одного ребёнка с ладонями

                                                другого ребёнка

А жу-жу-жу                           Ладони в «замке», вывернуть. Один ребёнок

                                                соприкасается внутренней стороной ладоней

                                                с ладонями другого ребёнка

А си, а жу,                             Ладони - тыльной стороной, затем - внутренней

Знак « I Love you»                 Нарисовать в воздухе сердечко.

Белки – стрелки,                       Руки согнуты в локтях,

черные тарелки                      

По полю бежали                      Совершать движения крест-накрест

Куда-то убежали.                     Сцепились ладони детей.

Упражнения на микроуровне

 «Лодочка»

Лодочка плывёт по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«Пароход»

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать, большие пальчики поднять вверх.

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребёнок подносит к глазам.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулачок опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу.  

По счету менять положение рук.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

К нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвернутым большим пальцем.

По счёту менять положение рук.

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальчики упираются в большой. Указательный и мизинец – поднять вверх.

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец,  согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет –

Веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний – выставить вверх;

Шевелить ими – в стороны и вперёд.

«Грабли»

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

 «Собака»

У собаки острый носик,

 Есть и шейка, есть и хвостик.

Правую ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе. Большой пальчик поднять вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Попеременно опускать и поднимать мизинец.

 «Лиса и зайцы»

Лиса «крадётся» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперёд, заяц «убегает», двигаясь назад.

«Цепочка»

Пальчики перебираем –

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.

В упражнении участвуют все пальчики.

«Краб»

Краб ползёт по дну

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

«Колечки»

Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.

«Колечки» выполняются в прямом (от указательного пальца к мизинцу), и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке;

Вначале – каждой рукой отдельно; затем – вместе.

«Колечки с усложнением»

Дети, собравшись в кружок, выбирают водящего, под счёт которого собирают колечки из пальчиков. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» И все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец.

Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. темп счёта убыстряется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

как помочь мозгу

иногда наши детки не могут понять , казалось бы простые вещи. что же делать?...

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...