Сообщение из опыта работы «Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кристева Наталья Павловна

В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Знания о психолого-педагогических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья помогают педагогам- дефектологам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой. Учителя-дефектологи работают только по заключениям ЦПМПК г. Москвы. Раньше, пару лет назад, основную массу детей в работе учителя- дефектолога  составляли дети с задержкой психического развития (ЗПР), сейчас тенденция немного поменялась, спектр нозологий расширился и в работе учителя-дефектолога по заключениям ЦПМПК, кроме детей с ЗПР, появились дети с расстройством аутистического спектра (РАС) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_rabotas_ovz.docx46.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Коррекционно-развивающая работа с  детьми ОВЗ»

«Развитие познавательной деятельности дошкольников
с ОВЗ в работе учителя-дефектолога
»

Подготовила: учитель-дефектолог

ГБОУ Школа 2083

Кристева Н.П.

 

                                                                   

                                                 

           

                         г. Москва

Сообщение из опыта работы

«Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ»

«Развитие познавательной деятельности дошкольников
с ОВЗ в работе учителя-дефектолога
»

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сообщения «Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ» «Развитие познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ в работе учителя-дефектолога» Почему я выбрала эту тему, в чем ее актуальность?

В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Знания о психолого-педагогических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья помогают педагогам- дефектологам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой. Учителя-дефектологи работают только по заключениям ЦПМПК г. Москвы. Раньше, пару лет назад, основную массу детей в работе учителя- дефектолога  составляли дети с задержкой психического развития (ЗПР), сейчас тенденция немного поменялась, спектр нозологий расширился и в работе учителя-дефектолога по заключениям ЦПМПК, кроме детей с ЗПР, появились дети с расстройством аутистического спектра (РАС) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Слайд 2 Кто же  такой учитель-дефектолог? В чем заключается его деятельность?

Регламентирует деятельность педагога- дефектолога проект Профессионального стандарта – это обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Основной фигурой, где есть дети с ОВЗ, является учитель – дефектолог, это пласт работы, на котором базируется работа других педагогов. На слайде вы видите основные трудовые действия, необходимые умения и знания для организации деятельности обучающихся с ОВЗ. 

Слайд 3 Цель работы учителя-дефектолога

Основной целью работы учителя -дефектолога является

-своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья при освоении программного минимума содержания образования в условиях ДОУ;

-коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Слайд 4 На данный момент у меня  в работу включены дети с нозологиями, которые вы видите на слайде и о которых я уже говорила в начале своего выступления. Детей с ЗПР – девять, РАС – трое, с НОДА – 1. Это дети, которые посещают ДОП «Росинка» и ДОП «Ивушка»

 Слайд 5 Учитель-дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию. Роль учителя-дефектолога в развитии познавательных интересов представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка, развивает основные психические процессы, т.к. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: восприятие, мышление, память, внимание, речь. У всех этих нозологий, которые были на предыдущем слайде, основными направлениями коррекционной работы   являются  занятия по

  • Сенсорному и сенсомоторному развитию

-развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;

-развитие мелкой моторики и общей двигательной координации

  • Развитию конструктивной деятельности (развитие конструктивного праксиса, наглядно-образного мышления)
  • Формированию пространственных представлений
  • Формированию временных представлений
  • Формированию целостной картины мира, расширение кругозора
  • Развитию высших психических функций

        - развитие мыслительных операций

        - развитие внимания, памяти, мышления, воображения

  •  Формированию элементарных математических представлений

Слайд 6 Не смотря на общие требования к коррекционным занятиям, есть некая специфика в каждой группе. Сейчас хочу остановиться более подробно на каждой группе детей, которые находятся у меня в работе.

И начнем с Категории детей с ЗПР.

На слайде представлены основные дефициты у категории  детей с ЗПР, но  мы основываемся при составлении маршрута ребенка, результатами вводного мониторинга и поэтому у каждого ребенка с ЗПР могут преобладать несколько дефицитов из тех, которые вы сейчас видите на слайде, и я делаю акцент на формирование тех функций, которые западают у ребенка с ЗПР более всего.

Слайд 7  В процессе работы мной был накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ. Основной формой работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности  преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.

На своих занятиях использую разнообразные методики и игры

 Так на занятиях по формированию сенсорного и сенсомоторного развития основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и по сенсорному воспитанию.  Использую игры, которые вы видите на слайде.

Слайд 8 Конструктивный праксис

Использую игры, которые вы видите на слайде и которые, в свою очередь развивают зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и мелкую моторику.

Слайд 9 Развитие высших психических функций: игры, которые на слайде,  развивают наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, логическое мышление и зрительное восприятие.

Слайд 10 Формирование пространственных представлений.

Игры, которые вы видите на слайде, развивают пространственное мышление, координацию движений, воображение, внимание. Формирует навык правильного употребления предлогов.

Слайд 11 Развитие элементарных математических представлений.

На слайде представлены игры, которые развивают навыки количественного и порядкового счета, формируют четкие представления о том, что разные цифры обозначают разное количество предметов и т.д.

Слайд 12

Из опыта своей работы я сделала выводы и расписала это ЧЕК- ЛИСТОМ на каждую нозологию.

Чек – лист при работе с детьми ЗПР

  • На каждом занятии необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий
  • Особые методы подачи материала с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Чем проще и короче фраза педагога, тем выше вероятность, что ребенок ее поймет. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку  навыков.
  • Материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо учить ребенка пользоваться ранее усвоенными знаниями.
  • Использовать игровые моменты. Дети данной категории неутомимы в игре. Постоянно использовать яркую наглядность, наводящие вопросы, аналогии,  применять ТСО
  • Очень важно говорить с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Всеми возможными способами стимулировать познавательную активность ребенка.

Слайд 13 Переходим к следующей нозологии – это категория детей  с расстройством аутистического спектра.

Если говорить коротко, то это нарушения развития, которые отражаются на возможности ребенка общаться с окружающими его людьми
Проявления могут быть различными по своей тяжести у разных детей, но суть одна. Все дети испытывают трудности в трех областях, которые называются «триадой нарушений»

1. трудность с социальной коммуникацией
2. трудности с социальным взаимодействием
3. трудности с социальным воображением

Слайд 14  Работа с РАС подразделяется на 2 этапа: первоначальный и основной. Очень важный первоначальный этап. Почему? именно на этом этапе мы

  • ищем мотивационные стимулы;
  • обучаем сотрудничать и выполнять простые требования;
  • учим быть внимательным; смотреть в нужную сторону;
  •  учим усидчивости;
  • обучаем выполнять простые  задания от начала до конца;
  •  учим понимать, когда он получает поощрение, а когда - нет.
  • корректируем нежелательное поведение, аутостимуляцию

Слайд 15  И только после качественного выполнения первоначального этапа, мы переходим к основному этапу, который мы видим на слайде.

 Можно с уверенностью сказать о том, что методы обучения детей с РАС значительно отличаются от методов обучения всех остальных детей.

Потому что у детей с РАС:

1.Проблемы мотивации. Они хуже восприимчивы к социальной похвале; узкая сфера интересов; имеющиеся интересы бывают специфическими.

2. Их невозможно убедить, уговорить работать,  заставить, не работает похвала. Они смотрят, как будто, сквозь тебя.

Слайд 16  Основной формой работы с детьми РАС являются  индивидуальные занятия.

На слайде показана коррекционная работа с детьми РАС, формирование сенсорных эталонов.  

Слайд 17  Работа с детьми РАС. Развитие высших психических функций. 

Я могу сказать, что с этим ребенком мы прошли весь первоначальный этап и теперь уже на основном этапе развиваем представления о частях и целостности предметов, развиваем мелкую моторику, изучаем различные формы и цвета. И ребенок уже хорошо понимает, что за выполненное задание, он получит поощрение.

Слайд 18  Чек-лист при работе с детьми с РАС

  • осуществляем визуальную поддержку ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно);
  • отрабатываем навык следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;
  • отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.

Как мы видели на слайдах выше, сначала задание, потом поощрение.

Слайд 19   Следующая категория детей – это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проявляются в деформации рук или ног, мышечной слабости, искривлении или отставании роста конечностей.  

Они подразделяются на 2 вида:

1.двигательные нарушения ортопедического характера

2. двигательная недостаточность связана с поражением ЦНС (98% - дети с ДЦП)

Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП (более 50%) – это спастическая форма. У меня в работе такой ребенок, у которого спастическая форма ДЦП, у него поражены и руки и ноги, нижние конечности затронуты в большей степени.

Нарушения психики: в виде ЗПР.

Если говорить про дефициты этого ребенка, то у него

-Задерживается развитие функций связанных с двигательным анализатором
-Личностная и эмоциональная незрелость
-Низкая самооценка, повышенное внимание к своему дефекту, повышенная невротизация (тревожность, напряженность, беспокойство)

Слайд 20   Для таких детей в саду создаются специальные условия.

Пространственная среда

  • особое покрытие пола (нескользящее)
  • поручни (вход, коридоры, группа, туалет)
  • специальная мебель (фиксация, опоры)
  • подъемники (лестницы)
  • «углы» (насадки на мебель, стены в помещении)

Обучение и развитие:

  • специальные крепления (для удержания захвата)
  •  особая клавиатура
  • карандаши, ручки большого размера с насадками
  •  утяжеленные коврики

Особые требования к игрушкам:

  • шершавые (массажные, наждачная бумага…)
  • яркие
  • большого размера, мягкие, с захватами
  •  утяжеленные

Слайд 21  Чек-лист при работе с ребенком  с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима
  • Включение упражнений на развитие мелкой моторики
  • Включение упражнений на пространственную и временную ориентацию
  • Контролирующая помощь со стороны педагога
  • Внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка
  • Индивидуальный подбор заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опта работы:"Коррекционно – развивающее занятие по развитию эмоционально – волевой сферы с детьми дошкольного возраста"

Развивать способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих ; корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Сообщение на родительском собрани «Коррекционно-развивающая среда в ДОУ»

В группе детей окружают разнообразные игры и игрушки, которые направлены на физическое, умственное, нравственное развитие и воспитание, на совершенствование сенсорного аппарата и др. Все эти материалы...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...