Игры, которые лечат
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Мартынова Анна Михайловна

Мастер-класс посвящен знакомству и обучению педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rangaeva_a.a._martynova_am_igry_kotorye_nas_lechat.docx49.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Д.П.Левина г.о. Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 56»,

реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

Мастер-класс по сохранению и укреплению физического и

психического здоровья детей с ОВЗ «Игры, которыенаслечат»

подготовили:

Рангаева А. А. – инструктор по физической культуре

Мартынова А. М. – педагог-психолог

2023 год

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу создания благоприятных условий для полноценного психофизического развития дошкольников ОУ.

Задачи:

- расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников;

- показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста;

- создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью снижения физического напряжения, зарядить их позитивом и жизнерадостностью.

Предварительная работа: просмотр специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Оборудование: клубок ярких ниток, грецкие орехи.

Структурамастер-класса

  1. Вступительнаячасть

Объявление темы и цели мастер-класса.

Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

  1. Теоретически-практическая часть

«Игры, которые нас лечат»

Значение основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Пояснение, рекомендации и проведение игровых приемов, связанной с двигательной активностью и развитием эмоциональной сферы детей.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов

Ходмастер-класса

  1. Вступительная часть

  1. Организационный момент. Встреча участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
  2. Целевые установки. Содержание мастер-класса

  • Здравствуйте, уважаемые коллеги!
  • Скажите громко и хором, друзья. Деток вы любите? (Нет или да)

Пришли выучиться,

Или сил совсем нет?

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последний вопрос, ответьте, друзья

Активными будете? (Нет или да)

Большое спасибо и так начнем нашу работу.

Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня «Игры, которые наслечат». Совместно с вами мы познакомимся с двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а в процессе практической деятельности вы освоите некоторые игровые приемы и техники.

Надеемся, что сегодняшний мастер-класспоможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психического здоровья детей.

Итак, мы начинаем.

Общеизвестно, что именно вд ошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического исоциально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей.

Перед тем, как преступить к практической части, я хотела бы провести с вами приветствие «Волшебныйцветокдобра» (показспедагогами).

Необходимо встать в круг, представить в руках у себя волшебный цветок и подарить его другому со словами–комплиментами. Для этой игры необходимо создатьатмо сферу доверия, радости и душевного комфорта.

  1. Теоретическая–практическая часть

Вопрос к коллегам: Я хотела бы задать вам вопрос. Так что такое «Здоровье»?

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь        на        определении        термина        «Здоровье», выделяют следующие его компоненты: здоровьефизическое, психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственноездоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним,определенияэтих терминов:

  1. Здоровьефизическое – это, когда увашего ребенка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
  2. Психическое здоровье – это умение управлять своими чувствами, эмоциямии мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять свое поведение в ситуациях, способность  планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих двух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

  • Эмоциональнаявозбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятийи представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесберегающие технологии.

- Какие вы знаете и используете технологии?

В течение дня используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж и самомассаж,
  • физкультминутки;
  • релаксационные упражнения;
  • подвижные и сюжетно-ролевые игры,

Эти игры помогут:

  • Снизить эмоциональное напряжение.
  • Наладить контакт между детьми и педагогами.

Играя с детьми, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать детей, а, значит, вместе с ребенком меняетесь и вы, вашиотношения друг с другом.

Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении.

Начинать нужно игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Сейчас мы попробуем освоить некоторые игровые техники.

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям, направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Игры на коррекцию агрессивности:

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

«Злые -добрыекошки».

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

«Минуташалости».

Цель: психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детямпошалить: каждый делает, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» (показспедагогами)

Игроки ругают друг друга ссердитымв ыражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты-капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты- слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участникиназывают друг друга цветамиссоответствующей интонацией: «Ты-колокольчик!», «Аты-розочка!».

Игрынакоррекциютревожностиистрахов:

«Настроение и походка» (показ с педагогами)

Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь–как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун.

Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянныйчеловек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шеюи  обнимемее».

Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

Игра «Слепой и поводырь» (показ с педагогами)

Дети разбиваются на пары: «слепой» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водитего, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения, относительно их передвижения и т.д. Затем дети меняются ролями. По окончанию игры детей просят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого быложелание полностью довериться партнеру.

Этото, чтокасается психического здоровья.

Перейдем к физическом уздоровью.

С наступлением весны или осени дети начинают болеть чаще и для профилактики болезней горла и носа можно проводить следующие игры:

Игры, которые лечат при болезнях носа и горла (ринит, фарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды). При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.

При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.

Игры на дыхание: «Задуйсвечу», «Насос», «Не уронишарик», «Дует ветер» и т.д.

Гимнастика для глаз.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево, вправо погляди.

Глазки влево, глазкив право-

Упражнение наславу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, неленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

2.Пальчиковая гимнастика

- Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рукиполезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используются маленькие детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под рукой. Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковаяигра«Гонки».

(Муз. сопровождение В.Агутин «Шоферская», слова Н.Нищева, авт. аранжировка О.Мячикова)

Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.

Игры по методу «Расскажи стихи руками»:

Стрекоза

Вот какая стрекоза (показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза (прикладываем руки к глазам)

Влево (поворотвлево), вправо (поворот вправо),

Назад (шагназад), вперед (шагвперед),

Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко (присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко (приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко (руки в стороны - бегаем по комнате)

А также игры «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и т.д.

В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, как нарушение осанки. Это частый спутник многих хронических заболеваний. Дефектыосанки, особенно в раннем возрасте, отрицательно влияют на деятельность сердца,желудка,печени,почек.

Основной профилактикой нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят укрепление опорно - двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх необходимо чередовать с дыхательнымиупражнениями.

Приобретение правильной осанки-длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто родители ограничиваются замечанием: «Негорбись!», «Несутулься!» - это ошибка, так как частица «не» детьм не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.

Игры: «Зоопарк» - дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а «экскурсанты» отгадывают зверя.

«Мастер мяча»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Оборудование: мячи, по одному на каждого игрока

Ходигры.

Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.

Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и пойматьмяч. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцевдоносков ног,выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, нагнуться, дотронутьсяконцами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч. Сильно ударить мячперед собой об пол, повернуться кругом и поймать мяч.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется-увеличивается количество бросков.

Упражнения выполняют последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со второй попытки - одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

Игроки, правильно выполнившие задания, получают жетоны.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этогоигроканазначают«Мастероммяча».

Игры, направленные на исправление плоскостопия.

Плоскостопие чаще всего встречаютсяу слабых, физически плохо развитыхдетей.Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «неразводя носков».

Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены».

При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжкамии спрыгиваниемсвысоты.

Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги».

«Ловкиеноги»

Цельигры: развитиекоординациидвижений, чувстваравновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппаратастоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Ходигры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, незадев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, незадев платком палки.

Игры «Бегущая скакалка», «Заяц, елочки и мороз», «Донеси, неурони», «Гуси-лебеди», «Поймай комара», «Самый стойкий» и т.д.

Помните, самое главное-это не то, во что играть, а то, как играть.

А теперь я бы хотела вас познакомить с общими рекомендациями по проведению игр:

  1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, невызывающие большой психофизиологической нагрузки.
  2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.
  3. Игры следует комбинировать исочетатьтаким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.
  4. Игровой материал должен быть ярким, голосведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый самдолжен «включиться» вигру.
  5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания.

Все эти игры позволяют проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме. Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять  нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

Понимайте «своих» детей и растите вместе! Спасибо за внимание.

3.Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов

Списоки спользованной литературы:

  1. Галанов А.С. «Игры, которые нас лечат: Здоровье, развивающие игры» - М.: «Педагогическое общество России»,2005, 96с.
  2. Бабенкова Е.А.,ФедоровскаяО.М. «Игры, которые наслечат. Длядетей от 5 до 7 лет», - Сфера,2013, 64с.
  3. Лебединский В.В.,Никольская О.С. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», М.-199

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....

Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"

Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...

Игры, которые лечат / в рамках недели Игры и игрушки/ учитель-логопед ГБОУ ЦРР детский сад № 1407 г Москва

использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда..Игры направлены на развитие дыхания, моторики, коррекции эмоционально-волевой сферы. Такие игры можно использовать и во время физпауз, и...

игры которые лечат оздоровительные игры для детей в возрасте от 5 до 7 лет.

оздоровительные игры для детей в возрасте  от 5 до 7 лет...