Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ.

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность. В зависимости от нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением дефекта и его последствий.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2.11.2, коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Известно, что у детей с ОВЗ отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации. Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы.

К традиционным методам, которые мы используем в работе с детьми компенсирующей группы, относятся наглядные, словесные, игровые. Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Прием является основным элементом метода. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Педагоги нашей группы пользуются разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется изменением содержания и педагогических технологий работы по развитию речи детей. Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития дошкольного образования является применение новых образовательных технологий.

Использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ : фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Совместно с артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастиками мы используем при проведении занятий различные виды массажа. К нетрадиционным видам можно отнести методику А. Уманской и К. Динейки – игровой массаж. Например: «Погреем ручки». Применяем также массаж рук карандашами.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Покатаю карандаш меж своих ладошек,

А потом возьму и карандашик пальцами кручу.

Буду пальцами крутить – значит, буду говорить.

Также мы применяем в своей работе игры с грецкими орехами.

Я катаю свой орех, (катаем по ладони одной руки)

Чтобы был круглее всех. (по ладони другой руки)

И с обратной стороны мы орех катать должны (по тыльной стороне одной руки)

Чтоб крепка была ладошка, покатай орех немножко (по тыльной стороне другой руки)

Прищепковая терапия, тоже достаточно распространённая методика, очень благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок, да ещё и в речевом сопровождении.

Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме : обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.

Для развития мелкой моторики рук у детей используем нетрадиционные техники рисования и аппликации. Вместе с детьми работали по таким темам : «Золотая береза» (обрывание, «Осенняя картинка» (выдуванием, «Разноцветная поляна» (печатание губкой, овощами) «Красивая бабочка». Очень детям интересны поделки из соленого теста: «Фоторамка», «Медальон» Работа с нетрадиционными техниками развивает мелкую моторику рук, правильное дыхание, стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей.

Использование игровых технологий в детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Игровые технологии мы используем в подвижных играх, где зазывалки, «выручалочки» формируют четкость, ритмичность произношения. В сюжетно-ролевой игре формируются навыки общения от момента распределения ролей, выполнения ролевых действий, игры в корреспондентов - телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно. В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Участие детей в конкурсах, выступлениях повышает речевую активность, воспитывает раскрепощенность, коммуникативность.

Для развития речи детей дошкольного возраста в нашей группе используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

-Выявление творческих способностей ребенка.

- Снижение уровня агрессивности и тревожности.

- Развитие коммуникативных способностей.

- Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок я использую следующие приемы:

-«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

- «Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);

-«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);

- «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является наглядное моделирование, мнемотехника. В своей работе с детьми по пересказу сказок, рассказов, я использую предметное и предметно – схематическое моделирование.

«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую при обучении составлению рассказов.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

В своей работе я широко применяю компьютерные презентации, непосредственно в ходе проведения занятий по ознакомлению с окружающим, во время проведения физминутки, игр на развитие фонематических процессов. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к развивающим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ одной из новых современных инновационных технологий является использование педагогом синквейна. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка — одно ключевое слово — название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка — два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строка — три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме. 4 строка — четыре слова — предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка — одно слово — слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. Меня очень заинтересовала эта технология, и хорошо ее изучив, я планирую использовать ее в своей работе.

Все перечисленные современные формы и методы работы педагогов по развитию речи детей с ОВЗ принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей. Данные методы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению всего организма. Могут быть использованы как в виде самостоятельных занятий, так и индивидуальных и групповых. Упражнения выполняются детьми и их родителями дома. Для этого в компенсирующей группе на каждого ребенка заведена тетрадь, в которых дети закрепляют материал. Для успешного развития речи детей нашей группы с родителями проводятся консультации, мастер- классы, подбирается картотека игр и упражнений, массажный материал для нетрадиционных технологий при логопедическом воздействии. В целях повышения результативности по развитию речи в компенсирующей группе, мы работаем в тесном взаимодействии с логопедом Ольгой Васильевной, используя интегрированный метод. Схема взаимодействия представлена на слайде.

Новые образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:•               Активи...

Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Презинтация "«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников...

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»

Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры....

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:•               Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.•...

"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...