Адаптированная образовательная программа 2022-2023 г.
рабочая программа по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_umerennaya_uo2022-2023.docx | 74.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 9 «Колокольчик»
Согласовано: ППк МБДОУ № 9 Дата _______________ № протокола ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ № 9 _________________ «_____» _____________ 20___ г. |
Адаптированная образовательная программа
(для ребенка с умеренной умственной отсталостью)
Максим В.
20.05.2017 г. (5 лет 3 мес.)
Срок реализации программы:
«___» ____ 2022 г. – «___» ____ 2023 г.
Составители программы:
________учитель-дефектолог
____________воспитатель
____________ воспитатель
__________педагог-психолог
___________учитель-логопед
_______инструктор по физической культуре
Согласовано:
Родитель (законный представитель)
(подпись) (расшифровка)
г. Канск
2022 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О.
Дата рождения, возраст ребенка:
Адрес регистрации:
Адрес проживания:
Посещение МБДОУ № 9:
Сведения о семье: Проживает в полной семье. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. Проявляют заинтересованность в успехах сына, прислушиваются к рекомендациям педагогов.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) является коллегиальное заключение центральной ПМПК (протокол № 1/59 – 21(1) - К от 25.11.2021 г.).
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: в образовательной организации;
образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умеренной умственной отсталостью;
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка;
специальные условия для получения образования:соблюдение охранительного педагогического режима;обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностейребенка;обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего;длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; специальная помощь в развитии средств вербальной коммуникации; создание особенно четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в детском саду и дома; разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию с взрослыми.
Актуальное состояние развития ребенка
Учитель-дефектолог
Контакт со взрослыми и сверстниками ситуативный и непродуктивный. Для выполнения простых речевых инструкций в знакомых ситуациях («Возьми», «Дай», «Иди», «Садись» и т. п.) требуется неоднократное повторение и жестовое подкрепление. В речи присутствуют эмоциональные восклицания, отдельные слова и реже аграмматичные двухсловные фразы.
Интерес к игрушкам кратковременный. Игровые действия выполняет по подражанию взрослому и при его поддержке (кормит куклу, нагружает машинку, ловит и катает мяч). Не может организовать свою свободную деятельность, перенос знакомых игровых действий не осуществляет.
Круг представлений о себе и окружающем мире существенно ограничен. Откликается на свое имя, сам себя не называет и не идентифицирует по полу. Может показать и назвать некоторые части тела и лица. Различает и выделяет из общего фона некоторые предметы, относящиеся к разным родовым группам (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты), по обобщающему слову картинки и предметы не выбирает. Узнает на картинках отдельных животных, может показать некоторые их части тела иразличать некоторые звукоподражания их голосам. Сличает парные картинки и парные предметы. Времена года (зиму) на картинках не узнает.
Знает основные цвета и некоторые оттенки (коричневый, оранжевый, розовый, фиолетовый). Различает и может называть простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Может соотносить плоскостные и объёмные формы. Различает величину: большой – маленький. Собирает знакомые разрезные картинки из 2-4 частей способом зрительной ориентировки и примериванием. Пирамидку из 5 колец собирает зрительным соотнесением, при затруднении использует примеривание. Пятисоставную матрешку собирает посредством примеривания и проб. Выкладывает из палочек простые изображения (домик, молоточек).
Затруднено понимание заданий математического характера. Может различать количество один и много. Один, два и много предметов выделяет по подражанию. Равные группы предметов не составляет. По побуждению можетосуществлять счет предметов до 3-5, итоговое число не называет, с количеством пальцев не соотносит.
Ведущая рука правая, ручная и мелкая моторика развиты слабо. Карандаш держит неправильно. Проводит неровные горизонтальные и вертикальные линии. При закрашивании предметного изображения оставляет пробелы, выходит за контур. Для доведения работы до конца требуется постоянное побуждение и контроль.
Педагог-психолог
Интерес к заданиям проявляет, но часто отвлекается на посторонние предметы. К концу обследования наблюдается утомление.
Уровень работоспособности низкий.
Концентрация внимания низкая, требуется направляющая и организующая помощь.
Взаимодействие со сверстниками носит непродуктивный кратковременный характер.
Учитель-логопед
Невербальные средства коммуникации: в контакт со сверстниками не вступает, со взрослыми чаще вступает по инициативе взрослого или при необходимости; проявляет двигательный негативизм; может выполнять действия по подражанию; на непродолжительное время удерживаетвзгляд на глазах говорящего, на органах артикуляции, на картинке.
Слуховое восприятие: проявляетреакции на голос; звучание 2-3 музыкальных инструментов на слух не различает; заданный ритмический рисунок не воспроизводит; может определить направление неречевого звука (поворачивает голову); различает некоторые звукоподражания знакомых животных.
Состояние словаря: откликается на имя; может соотносить знакомые предметы с их названием и назначением, знает некоторые части лица и тела; значение обобщающих слов не понимает; может соотносить знакомые действия с заданными предметами; знает цвета и некоторые оттенки, основные фигуры; может соотносить предметы по цвету и форме.
Грамматический строй речи: формы ед. и мн. числа, значение предлогов, уменьшительно-ласкательные формы имён существительных, предложно-падежные конструкции не понимает.
Состояние речевой деятельности: самостоятельная речь представлена словами с простой слоговой структурой, 1-2 словными фразами (редко); может воспроизводить звукоподражания некоторых животных.
Воспитатель
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания сформированы частично: требуется стимулирующая помощь взрослого при одевании и раздевании. В туалет ходит самостоятельно, умывается под контролем взрослого. При приеме пищи требуется контроль педагога (разломать котлету, запеканку). Ест аккуратно, ложку держит неправильно.
Максим показывает и называет части тела по просьбе педагога. Называет по имени детей группы и педагогов. Называет свое имя. Узнает и показывает близких родственников на фотографии. Называет знакомые предметы и их реальное изображение (овощи, фрукты, животных, транспорт, одежду).
В игровой деятельности охотно выполняет предметно-игровые действия, подражая действиями педагога (качает и кормит куклу, укладывает спать; прокатывает машинку, нагружает овощи). В свободной деятельности самостоятельно берёт и рассматривает книги, катает машинки, чаще стал выбирать раскраски (может длительное время сидеть за столом, раскрашивая понравившуюся картинку).
Интерес к продуктивным видам деятельности проявляет ситуативно. Работы выполняет самостоятельно, иногда требуется помощь взрослого. Часто отвлекается при выполнении задания. В самостоятельной изобразительной деятельности кисть, карандаш удерживает неправильно, не видит границ закрашиваемого контура предмета.С конструктивным материалом выполняет действия предметно-манипуляционного характера. По подражанию педагогу может построить башенку, домик из кубиков. Используя напольные модульные блоки, самостоятельно строит башню. Предметную разрезную картинку из двух частей собирает самостоятельно.
Инструктор по физической культуре
Основные движения выполняет с небольшой помощью взрослого. ОРУ выполняет с помощью взрослого. Ориентировка в пространстве нарушена. Движения неточные. Требуется постоянное привлечение внимания.
Коллегиальный вывод об обучаемости ребенка
Основным способом усвоения общественного опыта являются действия по подражанию. Необходимы неоднократный показ и повторение способа выполнения задания. Низкий уровень обучаемости при индивидуальном взаимодействии с педагогом. Внимание привлекается, сосредотачивается и переключается с трудом. Неусидчивый, двигательно расторможенный.Работоспособность низкая, темп деятельности ускоренный.Требуется обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь и контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание не осуществляет.
АОП составлена на основе задач и содержания адаптированной основной образовательной программы ДОО для первого-второго года обучения.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями на основе специальных педагогических подходов.
Основные задачи:
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей и познавательных возможностей ребенка.
Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социальное развитие и коммуникация»:
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (действия по подражанию и по показу);
- учить выполнять элементарные речевые инструкции, регламентирующие действия ребенка в определенной ситуации;
- учить выражать свои потребности и желания жестами, подкрепляя их словом («Я хочу», «Я не хочу»);
- продолжать учить откликаться и называть свое имяв разных учебно-игровых ситуациях;
- учить откликаться на свою фамилию;
- учить идентифицировать себя по полу;
- узнавать на фотографии детей группы,близких родственников;
- учить выделять и называть по имени сверстников группы;
- продолжать учить пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем;
- учить здороваться, отвечать на приветствие, прощаться, благодарить за услугу, используя для этого невербальные и вербальные средства;
- формировать навыки адекватного поведения в группе, в музыкальном зале, на прогулке.
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»:
- продолжать учить благодарить взрослых за оказанную им помощь, используя жест, слово;
- учить расстёгивать пуговицы большого размера в процессе раздевания;
-учить застёгивать пуговицы большого размера в процессе одевания;
- учить расстёгивать и застёгивать застёжку-молнию с минимальной помощью педагога;
- продолжать учить развешивать вещи на стульчик, убирать в кабинку;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить пользоваться носовым платком;
- продолжать учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить правильно удерживать ложку во время приема пищи;
- учить проситься в туалет, указывая жестом, словом;
- учить поправлять недостатки в одежде, после посещения туалетной комнаты.
«Формирование игры»:
-продолжать учить брать и ставить предметы и игрушки на место;
- продолжать учить выполнять действия с образными игрушками (нагружать и разгружать машину, катать в машине кукол; класть куклу в коляску, катать коляску, укладывать куклу спать; кормить куклу; ставить на стол кукольную посуду);
- формировать отношение к кукле как к партнеру по игре (дочке, девочке);
-учить играть рядом, не мешая друг другу.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»:
- развивать умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе;
- продолжать учить соотносить предметы с их изображением;
- развивать умение различать и называть основные цвета и некоторые оттенки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький, самый маленький);
- развивать умение различать объемные формы (шар, куб, треугольная призма) и плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить выполнять равномерное чередование элементов двух видов (цвет, форма);
- учить складывать разрезную картинку из 4-6 частей;
- продолжать учить складывать пирамидку из 5-7 колец с учетом величины;
- продолжать учить складывать матрешку (3-5 частей);
- учить дифференцировать на ощупь предметы по форме (выбор из двух-трех).
«Формирование мышления»:
- продолжать формировать простые целенаправленные действия с предметами («Кати мяч», «Покатай куклу»);
- учить пользоваться предметами-орудиями (сачок, лопатка, воронка и др.) при выполнении практических и игровых задач;
- учить пользоваться методом проб при решении проблемно-практических задач.
«Формирование элементарных количественных представлений»:
- закреплять представления о количествах 1, 2, много;
- учить различать множества по количеству: пустой, полный;
- учить пересчитывать предметы в пределах 3-5, называть итог счета и соотносить число предметов с количеством пальцев;
- учить выделять из группы предметы в пределах 3;
- учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 3-4;
- учить составлять равные по количеству множества предметов (столько ..., сколько ...).
«Ознакомление с окружающим»:
- продолжать учить показывать и называть основные части тела и лица;
- продолжать учить различать и называть отдельные предметы окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель, транспорт);
- продолжать учить различать и называть отдельные овощи и фрукты;
- продолжать учить различать и называть некоторых диких и домашних животных и птиц, их части тела (голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога), узнавание по голосам;
- ввести в пассивный словарь обобщающие слова игрушки, посуда, одежда;
- учить узнавать время года, изображенное на сюжетной картинке (зима), подбирать картинки с характерными признаками.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»:
- продолжать учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой ситуации («Дай», «Принеси», «Возьми» и т.п.);
- учить отвечать на вопросы о себе и ближайшем окружении («Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»);
- учить строить фразу из двух слов по действиям с игрушками («Кукла спит», «Машина едет»);
- учить воспроизводить знакомые звукоподражания, слова из известных песенок и потешек.
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»:
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию (пальчиковые игры);
- учить выделять указательный и большой пальцы своей руки;
- продолжать учить выполнять соотносящие движения (нанизывание, проталкивание и т.п.);
- учить захватывать мелкие предметы щепотью и двумя пальцами (большим и указательным);
- продолжать учить проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги;
- учить проводить прямые линии в направлении сверху вниз;
- продолжать учить раскрашивать рисунок, не выходя за контур изображения;
- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических заданий.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»:
- способствовать слушанию музыкальных произведений;
-продолжать учить выполнять движения под музыку сопряженно со взрослым и по показу;
- продолжать учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан, бубен, металлофон);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
«Ознакомление с художественной литературой»:
- учить слушать художественный текст вместе с группой сверстников;
- учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений;
- учить узнавать отдельные литературные произведения;
- воспитывать бережное отношение к книге.
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»:
Лепка:
- продолжать учить сидеть правильно за столом впроцессе всего выполнения работы;
- учить захватывать двумя пальцами шарики из пластилина по одному;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами с частичной помощью педагога;
- учить размазывать пластилин по контурной заготовке;
- учить раскатывать предметы округлой формы.
Аппликация:
- учить наклеивать простые заготовки самостоятельно (наносить клей, переворачивать заготовку, пользоваться салфеткой);
- учить правильно размещать аппликационные заготовки на листе бумаги;
- учить правильно удерживать кисть в процессе выполнения аппликации.
Рисование:
- учить правильно удерживать изобразительное средство (карандаш, кисть, фломастер, восковой мелок);
- учить самостоятельно закрашивать контурное изображение предмета не выходя за контур;
- учить аккуратно пользоваться изобразительными средствами.
Конструирование:
- учить создавать простейшие постройки из деревянного конструктора (домик, лесенка, стул, стол);
- учить соединять детали конструктора «Лего» между собой, образуя башню;
- учить собирать макси-пазлы из 2-3 частей.
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие и физическое воспитание»:
- учить внимательно, смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
- учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому;
- учить ходить по дорожке и следам;
- учить ходить друг за другом;
-учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске;
-учить залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее;
- воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
2.2 Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
Показатели развития ребенка | Сентябрь 2022 | Январь 2023 | Май 2023 |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||
«Социальное развитие и коммуникация»: | |||
Владеет первичным способам усвоения общественного опыта (действия по подражанию и по показу); | |||
Выполняет элементарные речевые инструкции, регламентирующие действия ребенка в определенной ситуации; | |||
Выражает свои потребности и желания жестами, подкрепляя их словом («Я хочу», «Я не хочу»); | |||
Откликается и называет свое имя в разных учебно-игровых ситуациях; | |||
Откликается на свою фамилию; | |||
Идентифицирует себя по полу; | |||
Узнает на фотографии детей группы, близких родственников; | |||
Выделяет и называет по имени сверстников группы; | |||
Понимает и воспроизводит указательный жест рукой и указательным пальцем; | |||
Здоровается, отвечет на приветствие, прощается, благодарит за услугу, используя для этого невербальные и вербальные средства; | |||
Адекватно ведет себя в группе, в музыкальном зале, на прогулке. | |||
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»: | |||
Благодарит взрослых за оказанную им помощь, используя жест, слово; | |||
Расстёгивает пуговицы большого размера в процессе раздевания | |||
Застёгивает пуговицы большого размера в процессе одевания; | |||
Расстёгивает и застёгивает застёжку-молнию с минимальной помощью педагога; | |||
Развешивает вещи на стульчик, убирает в кабинку; | |||
Пользуется салфеткой; | |||
Пользуется носовым платком; | |||
Правильно сидит на стуле в процессе всего приёма пищи; | |||
Правильно удерживает ложку во время приема пищи; | |||
Проситься в туалет, указывая жестом, словом; | |||
Поправляет недостатки в одежде, после посещения туалетной комнаты. | |||
«Формирование игры»: | |||
берет и ставит предметы и игрушки на место; | |||
выполняет игровые действия с машиной (нагружает и разгружает, катает куклу); | |||
возит куклу в коляске, сажает и высаживает из коляски; | |||
укладывает куклу спать; | |||
обыгрывает кормление куклы; | |||
выражает положительное эмоциональное отношение к кукле; | |||
играет рядом, не мешая другим детям | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»: | |||
воспринимает и выделяет отдельные предметы из общего фона; | |||
соотносит предметы с их изображением; | |||
различает и называет основные цвета и оттенки; | |||
различает величину предметов: большой, маленький, самый маленький; | |||
различает объемные формы (шар, куб, треугольная призма); | |||
различает и называет плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); | |||
выполняет группировку предметов (цвет, форма, величина); | |||
равномерно чередует элементы двух видов: цвет / форма; | / | / | / |
складывает разрезную предметную картинку из 4 частей / 6 частей; | / | / | / |
складывает пирамиду из 5-7 колец; | |||
складывает пятисоставную матрешку, пользуясь методом проб; | |||
выбирает на ощупь предметы по форме (выбор из двух-трех) | |||
«Формирование мышления»: | |||
использует предметы-орудия (сачок, лопатка, др.) в игровых и бытовых ситуациях; | |||
пользуется методом проб для решения проблемно-практических задач | |||
«Формирование элементарных количественных представлений»: | |||
различает множества по количеству: 1, 2 и много; | |||
различает множества по количеству: пустой, полный; | |||
пересчитывает предметы в пределах 3-4, называя итоговое число; | |||
соотносит количество предметов с количеством пальцев; | |||
выделяет заданное количество предметов в пределах 3; | |||
соотносит число предметов с цифрой; | |||
составляет равные по количеству группы предметов (столько, сколько) | |||
«Ознакомление с окружающим»: | |||
показывает основные части тела и лица; | |||
показывает и называет отдельные предметы (игрушки, посуда, одежда, мебель, транспорт); | |||
выделяет по обобщающему слову игрушки, посуда, одежда отдельные предметы (подбирает картинки); | |||
показывает и называет отдельные овощи и фрукты; | |||
узнает и называет знакомых домашних и диких животных, птиц; | |||
показывает основные части тела животных (голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога); | |||
различает животных по их голосам (звукоподражание); | |||
узнает на картинках зиму | |||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||
«Развитие речи»: | |||
выполняет простые речевые инструкции в знакомой ситуации; | |||
отвечает на простые вопросы: «Кто это?», «Что это?»; | |||
строит фразу из двух слов по действиям с игрушками («Кукла спит», «Машина едет»); | |||
воспроизводит знакомые звукоподражания | |||
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»: | |||
выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию; | |||
показывает указательный и большой пальцы руки; | |||
выполняет соотносящие движения (нанизывание, вкладывание в пазы, проталкивание); | |||
захватывает мелкие предметы щепотью / двумя пальцами; | / | / | / |
проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги; | |||
проводит прямые линии в направлении сверху вниз; | |||
раскрашивает рисунок, не выходя за контур изображения; | |||
правильно сидит за столом при выполнении графических упражнений | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |||
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»: | |||
слушает простейшие мелодии и реагирует мимикой; | |||
подпевает отдельные звукоподражания; | |||
выполняет танцевальные движения под музыку (хлопки, хлопки по коленям, фонарик, пружинка) сопряженно со взрослым / по показу; | / | / | / |
извлекает звуки из музыкальных инструментов (по подражанию); | |||
играет в хороводные и подвижные игры в коллективе детей | |||
«Ознакомление с художественной литературой»: | |||
слушает художественный текст вместе с группой сверстников; | |||
рассматривает иллюстрации, узнаёт в них героев произведений | |||
узнаёт отдельные литературные произведения; | |||
проявляет бережное отношение к книге | |||
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»: | |||
Лепка: | |||
Сидит правильно за столом в процессе всего выполнения работы; | |||
Захватывает двумя пальцами шарики из пластилина по одному; | |||
Присоединяет к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами с частичной помощью педагога; | |||
Размазывает пластилин по контурной заготовке. | |||
Раскатывает предметы округлой формы | |||
Аппликация: | |||
Наклеивает простые заготовки самостоятельно (наносит клей, переворачивает заготовку, пользуется салфеткой); | |||
Располагает правильно аппликационные заготовки на листе бумаги; | |||
Правильно удерживает кисть в процессе аппликации. | |||
Рисование: | |||
Правильно удерживает изобразительное средство (карандаш, кисть, фломастер, восковой мелок); | |||
Самостоятельно закрашивает контурное изображение предмета не выходя за контур ; | |||
Аккуратно пользуется изобразительными средствами. | |||
Конструирование: | |||
Создает простейшие постройки из деревянного конструктора (домик, лесенка, стул, стол); | |||
Соединяет детали конструктора «Лего» между собой, образуя башню; | |||
Собирает макси-пазлы из 2-3 частей | |||
Образовательная область «Физическое развитие» | |||
«Физическое развитие и физическое воспитание»: | |||
внимательно смотрит на взрослого, поворачивается к нему лицом, когда он говорит; | |||
выполняет движения и действия по подражанию взрослому; | |||
ходит по дорожке и следам; | |||
ходит друг за другом; | |||
ползает по ковровой дорожке, доске, наклонной доске; | |||
залезает на горку с поддержкой и самостоятельно спускается с нее; | |||
участвует в подвижных играх. |
Критерии оценивания по способу действияпри выполнении задания ребенком:
0 – не делает (отказ от выполнения)
1 – сопряженные действия
2 – действия по подражанию
3 – действия по показу
4 – действия по образцу
5 – действия по речевой инструкции
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с умеренной умственной отсталостью.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для данной группы.
Режим дня на холодный период года (сентябрь-май)
Режимные моменты | Группа |
4 | |
Прием, свободная деятельность детей, дежурство | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.45 |
Свободная деятельность детей, игры | 08.45-09.00 |
НОД, занятия со специалистами | 09.00-09.50 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.50-10.05 |
Непосредственно-образовательная деятельность, индивидуальные занятия | 10.05-10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40-11.45 |
Возвращение с прогулки | 11.45-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 11.55-12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
НОД, Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.10-16.00 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.00-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.30-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Режим дня на теплый период года (июнь-август)
Режимные моменты | Группа |
4 | |
Прием детей | 07.00-08.00 |
Утренняя гимнастика | 08.00-08.10 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.10-08.40 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа, прогулка | 08.40-09.55 |
Подготовка ко II завтраку, II завтрак | 09.55-10.10 |
Свободная деятельность детей | 10.10-10.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 10.30-10.45 10.45-12.00 |
Подготовка к обеду, обед | 12.00-12.40 |
Подготовка ко сну, сон | 12.40-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.10 |
Свободная деятельность детей, музыкально-физкультурная деятельность, индивидуальная работа (в летний период прогулка) | 15.10-16.10 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.10-16.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.45-18.10 |
Свободная деятельность детей | 18.10-19.00 |
Сетка организации деятельности в группе № 4 на 2022-2023 учебный год
Деятельность I половина дня | Деятельность II половина дня | ||
Пн. | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности9.30-9.50 Музыкально-ритмическое занятие 11.25-11.45 | Индивидуальная работа (учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог) | |
Вт. | Физическое воспитание 9.00-9.20 Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность9.30-9.50 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности10.00-10.20 | Индивидуальная работа | |
Ср. | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности9.30-9.50 | Индивидуальная работа | Музыкально-ритмическое занятие 15.20-15.40 |
Чт. | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности9.30-9.50 Физическое воспитание 10.10-10.30 | Индивидуальная работа | |
Пт. | Интегрированная совместная деятельность Предметно-игровая деятельность и сенсомоторная деятельность9.00-9.20 Музыкально-ритмические игры и продуктивные виды деятельности9.30-9.50 | Индивидуальная работа |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом базовых ориентиров, соответствующих его образовательным потребностям.
Учитель-дефектолог
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Формирование сенсорных представлений.
Создание предпосылок к развитию наглядных форм мышления.
Формирование элементарных количественных представлений на основе практических действий с множествами.
Расширение представлений о предметах ближайшего окружения, об объектах природы.
Расширение понимания обращенной речи, стимулирование активной позиции ребенка в реализации имеющихся коммуникативных и языковых способностей.
Развитие ручной и мелкой моторики.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование необходимых для усвоения АОП умений и навыков.
Педагог-психолог
Формирование познавательного интереса.
Развитие познавательных и психических процессов (восприятие, память, внимание).
Развитие эмоциональной сферы.
Обучение владению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Учитель-логопед
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти.
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.
Развитие импрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие разговорной речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Интегрированная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя | 5 | Пн. – Пт. |
Групповое музыкально-ритмическое занятие | 2 | Пн., Ср. |
Групповое занятие инструктора по физической культуре | 2 | Вт., Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 3 | Пн., Вт., Чт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 1 | Вт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 2 | Ср., Пт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка и физиологическими особенностями возраста (в соответствие с СанПиН). Продолжительность организованных видов деятельности ребенка:
- подгрупповое / групповое занятие – 20-25 минут;
- индивидуальное занятие –15-20 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Организация коррекционно-педагогической работы по программе предусматривает использование следующих методов и приемов работы с ребенком: показ действия педагогом и воспроизведение действия за педагогом; комментирование действий; лаконичная инструкция; четко сформулированные задания; игровые и практические ситуации; подача материала небольшими, логически законченными дозами; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; дозированная помощь; поддержание интереса ребенка к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий).
Способами действия ребенка в учебно-познавательной ситуации являются: подражание действиям взрослого и действия по показу, в продуктивных видах деятельности − сопряженные действия с педагогом.
Охранительный педагогический режим предусматривает: чередование видов деятельности; динамические паузы и физкультминутки; обеспечение возможности смены положения (работа сидя за столом, стоя возле стола, на ковре, перемещение по группе и кабинету и др.).
Для обеспечения сенсорного и эмоционального комфорта предоставление ребенку возможности уединиться в моменты дискомфорта, приносить в группу любимый предмет или игрушку.
Реализация АОП предусматривает включение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
План работы с родителями группы № 4 на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Содержание деятельности | Срок исполнения | Ответственный исполнитель |
1. | Оформление семейных паспортов, сведений о родителях | Сентябрь | Педагоги группы, журнал |
2. | Анализ семей по социальным группам | Сентябрь | Педагоги группы, картотека |
3. | Групповое собрание на тему: «Задачи обучения и воспитания детей на 2022-2023 учебный год» | Сентябрь | Учитель-дефектолог |
4. | Выставка поделок из природного материала «Осень золотая» совместное творчество детей и родителей | Сентябрь | Педагоги группы |
5. | Участие родителей в выставке рисунков плакатов «Безопасное движение» (совместное творчество родителей, детей и педагогов) | Октябрь | Педагоги группы |
6. | Индивидуальное консультирование «Задачи и содержание АОП ребенка. Роль семьи в реализации программы» | Октябрь | Учитель-дефектолог |
7. | Консультации для родителей: «Взрослый на дороге – пример для детей» | Октябрь | Левченко Е.Е. |
8. | Общее родительское собрание «Воспитываем вместе» | Октябрь | Заведующий, старший воспитатель |
9. | Консультация «Детские автокресла» | Октябрь | Левченко Е.Е. |
10. | Родительская гостиная: «Что такое речь?» Индивидуальные консультации | Октябрь | Учитель-логопед |
11. | Инструктаж « Безопасность детей в период осенних каникул» | Октябрь | Педагоги группы |
12. | Праздник: «Осень, в гости просим» | Октябрь | Педагоги группы |
13. | Санбюллетень «Взрослый на дороге- пример для детей» | Октябрь | Педагоги группы |
14. | Оформление стендов: «Опасные ситуации дома и в детском саду» | Октябрь | Педагоги группы |
15. | Выставка рисунков посвященных Дню матери «Моя мама лучше всех» | Ноябрь | Педагоги группы |
16. | Консультация «Игры для сенсомоторного развития детей» | Ноябрь | Учитель-дефектолог |
17. | Памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Ноябрь | Педагоги группы |
18. | Консультация: Экстремальная ситуация: «Пожар» | Ноябрь | Педагоги группы |
19. | Консультации: «В мире движения пальцев на развитие речи» Игротека «Гимнастика для пальчиков и развития речи», «Наши пальчики играют» | Ноябрь | Учитель-логопед |
20. | Плакаты «Противодействие экстремизму и терроризму) | Ноябрь | Педагоги группы |
21. | Памятка «Необходимость использования детских удерживающих устройств в автомобиле» | Ноябрь | Педагоги группы |
22. | Выставка поделок «Новогодняя карусель» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | Декабрь | Педагоги группы |
23. | Индивидуальное консультирование «Развитие коммуникативных навыков дошкольников» | Декабрь | Учитель-дефектолог |
24. | Праздник: «Здравствуй, здравствуй, Новый год» | Декабрь | Педагоги группы, учитель- дефектолог |
25. | Выставка «Новогодняя фантазия» совместное творчество детей, родителей и педагогов | Декабрь | Педагоги группы |
26. | Санбюллетень «Методы профилактики детской заболеваемости» | Декабрь | Педагоги группы, медицинский работник |
27. | Памятка «Осторожно, гололед» | Декабрь | Педагоги группы |
28. | Инструктаж для родителей: «Безопасность детей в период зимних каникул» | Декабрь | Педагоги группы |
29. | Консультация: Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей | Декабрь | Педагоги группы |
30. | Консультация «Обучение дошкольников ПДД в семье» | Январь | Левченко Е.Е. |
31. | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Январь | Учитель-дефектолог |
32. | Папка-передвижка: «Пожарная безопасность» | Январь | Педагоги группы |
33. | Анкетирование «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОО» | Январь | Педагоги группы |
34. | Коллаж «Профессии настоящих мужчин» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | Февраль | Педагоги группы |
35. | Консультация «Игры с образными игрушками» | Февраль | Учитель-дефектолог |
36. | Консультация: «Профилактика гриппа и ОРВИ» | Февраль | Педагоги группы, медицинский работник |
37. | Плакат «Противодействие экстремизму и терроризму» | Февраль | Педагоги группы |
38. | Выставка коллажей «Профессии настоящих мужчин» | Февраль | Педагоги группы |
39. | Выставка открыток, рисунков, поделок «Всем женщинам мира» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) | Март | Педагоги группы |
40. | Праздник: «Ах, какая мама, загляденье прямо!» | Март | Педагоги группы |
41. | Индивидуальное консультирование «Организация домашней среды для развивающих занятий с ребенком» | Март | Учитель-дефектолог |
42. | Санбюллетень: «В машине ребенок!» | Март | Педагоги группы |
43. | Мастер-класс «Упражнения в практической жизни Монтессори» (в рамках семейного клуба) | Апрель | Учитель- дефектолог |
44. | Санбюллетень «Как научить ребенка безопасному поведению на улице» | Апрель | Педагоги группы |
45. | Подведение итогов о проделанной коррекционной деятельности, советы логопеда на лето | Май | Учитель-логопед |
46. | Выставка рисунков «Мы этой памяти верны» | Май | Педагоги группы |
47. | Инструктаж «Соблюдение ПДД в летний период» | Май | Педагоги группы |
48. | Групповое собрание : «Итоги работы за учебный год» | Май | Учитель- дефектолог |
49. | Индивидуальные беседы по результатам коррекционно-педагогической работы с детьми | Май | Учитель- дефектолог |
50. | Общее родительское собрание: «Анализ за год» | Май | Заведующий, старший воспитатель |
51. | Проведение практических занятий для обучения родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях | В течение года | Учитель-дефектолог |
52. | Посещение театра, просмотр выездных спектаклей и представлений | В течение года | Педагоги группы |
53. | Индивидуальные беседы консультативно- рекомендательного характера: ориентация на соответствующую уровню развития коррекционно- развивающую программу для ребенка | В течение года | Учитель-дефектолог Учитель- логопед Педагог- психолог Воспитатели |
54. | Акции для привлечения родительской общественности по благоустройству территории детского сада | В течение года | Педагоги группы |
55. | Участие родителей в совместной подготовке и проведении экскурсий, целевых прогулок, выставках рисунков, поделок, совместных мероприятиях. | В течение года | Педагоги группы, Учитель-дефектолог. |
56. | Проведение плановых и внеплановых инструктажей по созданию и обеспечению безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, во время пребывания детей вне ДОУ | В течение года | Педагоги группы |
3.3 Формы контроля
Мониторинг по адаптированной образовательной программе осуществлять в январе и мае с фиксацией итогов в таблице «Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы».По окончании срока реализации программы (май) посредством повторной диагностики, наблюдения за ребенком, бесед с родителями, педагогами и специалистами сопровождения осуществляется мониторинг динамики развития ребенка, данные которого, отражаются в листе динамического наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умст...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7 (8) лет (разновозрастная д...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7(8) лет на 2022 - 2023 учебный год
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте от 5 до 7 (8) лет (разновозрастная д...
Образовательная программа 2022-2023 год
Образовательная программа 2022-2023 год...
Мониторинг освоения образовательной программы 2022-2023 учебный год
Мониторинг освоения образовательной программы 2022-2023 учебный год...
Дополнительная образовательная программа 2022-2023
Пояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем ...